Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития детей младшего школьного возраста




 

В каждом возрастном периоде организм человека имеет свои анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности. Эти особенности определяют жизненные процессы, физическую и умственную деятельность (Т.Ю. Торчкова, 2014).

Рост и развитие. После окончания полуростового скачка и до начала пубертатного периода созревания наблюдаются самые низкие приросты длины и массы тела. Выражается это в том, что ребенок «вытягивается», а содержание подкожного жира снижается. Отчетливо проявляются конституционные признаки. По пропорциям тела ребёнок уже очень похож на взрослого, но, в сравнении, с полностью развитыми юношами и девушками ноги немного короче, у мальчиков - узкие плечи, у девочек - бедра. Происходит полная смена зубов с «молочных» на «коренные», индивидуальные сроки смены зубов и порядок их прорезывания могут быть различны.

Скелет и мышцы. У младших школьников продолжается окостенение скелета, в частности, окостенение фаланг пальцев. Суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. В то же время постепенно формируются и фиксируются изгибы позвоночного столба, к 7 годам четко сформированы шейный и грудной изгибы, поясничный изгиб заканчивает формироваться только к 12 годам. До 8-9 лет позвоночный столб сохраняет большую подвижность (Головченко О.П., 2002).

Размеры черепа не отличаются от размеров черепа взрослого. Кости черепа полностью сращены, развитие головного мозга может идти только путем качественных изменений и усложнения структуры. Продолжает расти позвоночник, формирование его изгибов завершается. В этот период очень важно соблюдать правильное рабочее положение тела и следить за осанкой ребенка. Если у ребенка наблюдается нарушение осанки, необходимо принять комплекс мер по ее исправлению. Дальнейшее бездействие может вызвать серьезные осложнения и в таком случае исправить состояние здоровья ребенка будет значительно сложнее. В этом возрасте необходимо повышение двигательной активности ребенка. Соблюдение рекомендованного гигиеническими нормамидвигательного режима - залог здоровья ребенка.

Скелетные мышцы ребенка меняются таким образом, что обеспечивается очень высокая подвижность и не утомляемость при условии смены режимов мышечной деятельности. Для детей младшего школьного возраста характерна интенсивная игровая активность в сочетании с двигательной активностью (Т.Ю. Торчкова, 2014, Головченко О.П., 2002).

Все органы детского организма претерпевают морфофункциональные изменения, создающие условия для выполнения большой мышечной работы за счет функционирования аэробного источника энергии. Морфофункциональное развитие ребенка в данном возрасте имеет достаточный уровень для достижения высокой работоспособности.

Естественный механизм поддержания высокой работоспособности - игровая деятельность.

Обменные процессы в возрасте 7-10 лет достаточно стабильны. Организм ребенка расходует около 1800 ккал в сутки, но это средний показатель. Детальное изучение данного вопроса показывает, что у детей в этом возрасте потребности в энергии могут быть различны от 1000-3000 ккал. Столь большие различия в обменных процессах появляются после завершения полуростового скачка и зависят от внутренней организации обменных процессов ребенка, при этом абсолютно нормальны. Именно в этом возрасте необходимо выявлять количество калорий необходимое ребенку, так какпри неадекватности питания начинает отчетливо проявляться избыточное отложение подкожного жира. Чаще всего привычка неправильного питания возникает под влиянием взрослых. На возраст 8-9 лет приходятся важные изменения органов желудочно-кишечного тракта, а так же желудка и печени. Неправильный режим питания, а так же некачественные продукты и способ приготовления могут привести к хроническим заболеваниям.

К 7 годам у детей появляются скопления жировых клеток в области груди и живота, и при неправильном питании это может привести в последующем к ожирению (Т.Ю. Торчкова, 2014).

Вегетативные системы. Быстрое развитие выносливости и способности поддерживать стационарные состояния вообще связано, с расширением резервных возможностей большинства функций. Немалую роль в этом возрасте играет увеличение ударного объема сердца и дыхательных объемов, что значительно расширяет резервные возможности организма в условиях напряженной деятельности и адаптации.

В младшем школьном возрасте заканчивается формирование легочных альвеол. Примерно в этом возрасте заканчивается образование новых альвеолярных ходов. Масса и объем легочной ткани продолжает увеличиваться до окончания пубертатного периода.

По достижении семилетнего возраста набухание слизистой оболочки при заболеваниях дыхательной системы уже не создает опасности для жизни ребенка (Т.Ю. Торчкова, 2014).

В этом возрасте характерна высокая возбудимость сердечной мышцы, ритм сердечной деятельности не стабилен. В работе сердца в связи с различными факторами нередко отмечается аритмия (Т.Ю. Торчкова, 2014; В.Г. Яковлев, 1962).

Системы энергообеспечения. Высокая потребность в кислороде характерна не только для мышечной ткани, но и для тканей внутренних органов и мозга. Мозг ребенка младшего школьного возраста, например, потребляет в два раза больше кислорода, чем у взрослого, и это обуславливается соответствующим кровоснабжением. У ребенка выше скорость окислительных процессов в печени, желудочно-кишечном тракте, почках и других органах. Повышенная потребность органов и тканей детского организма в кислороде обуславливает своеобразную организацию функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Очень высока согласованность этих систем, т.к. экономичность работы кровообращения и дыхания в этом возрасте не так велика как у взрослого.

В младшем школьном возрасте формируются механизмы физической терморегуляции, т.е. способность поддержания постоянства температуры тела не за счет образования дополнительного тепла, а за счет ограничения теплоотдачи через поверхность кожи. Таким образом, все элементы, составляющие сложнейшую функциональную систему аэробного энергообеспечения функций организма, подогнаны друг к другу и взаимодействуют оптимальным образом. (Т.Ю. Торчкова, 2014).

Выделительная система. Строение почек у детей младшего школьного возраста не отличается от строения почек взрослого. В сутки выделяется до 2 л. мочи. В возрасте до 10 лет нередко наблюдается анурез - ночное непроизвольное мочеиспускание, этому могут способствовать различные факторы: психические травмы, переутомление, переохлаждение, обилие жидкости и даже острая пища (Т.Ю. Торчкова, 2014; В.Г. Яковлев, 1962).

Иммунная система. Формирование системы неспецифической гуморальной иммунной защиты завершается на седьмом году жизни. К десяти годам достигает максимума, в результате чего заболеваемость детей младшего школьного возраста, в особенности респираторными вирусными инфекциями, снижается (Т.Ю. Торчкова, 2014).

Резюме по главе 1. Двигательная активность - не только особенность высокоорганизованного живого организма, но и необходимое условие самой жизни. Непосредственно движение сыграло решающую роль в развитии головного мозга человека в процессе его эволюции. Недостаток двигательной активности может привести к заболеваниям различной тяжести и к осложнениям связанным с избыточным отложением жиров в организме. Это особенно опасно для детей, т.к. может вызвать такие заболевания как: сахарный диабет, заболевания органов дыхания, нарушения осанки, и даже раковые новообразования. Важно вовремя забить тревогу, если вы заметили, что ваш ребенок чрезвычайно быстро начинает набирать вес, и помочь молодому несформировавшемуся организму справиться с данной проблемой. Важно помнить, что на ранних стадиях гораздо проще справиться с недугом. Неправильно подобранные низкокалорийные диеты могутбыть губительны для детского организма, необходимо контролировать потребление калорий, и добиться соответствия затрачиваемым. Даже правильно подобранная диета может оказаться неэффективна, но в совокупности со спортивной деятельностью ребенка может помочь в достижении результата. Особенности физического и физиологического развития ребенка диктуют условия построения тренировочного процесса таким образом, чтобы не нанести вред молодому организму.

Для детей с избыточным весом занятия необходимо строить таким образом, чтобы создавались условия для запуска механизма аэробного энергообеспечения, и как следствие снижение количества подкожного жира и развития выносливости. При этом важно следить за состоянием организма ребенка и при необходимости снижать интенсивность нагрузок. Дети с избыточным весом так же, как дети с нормальным весом нуждаются в движении. Но в большинстве случаев дети с избыточным весом по ряду причин (тяжело ходить, отдышка, отечность конечностей) не имеют желания либо возможности заниматься такими видами спорта как: лыжи, легкая атлетика, футбол, хоккей, велоспорт. Отличной альтернативой в данной ситуации может стать плавание.

При анализе доступной научно-методической литературы нами не найдено научно-обоснованных методик для обучения детей с избыточной массой тела начальному навыку плавания. Однако, очевидно, дети с повышенным жироотложением обладают особенности телосложения, которые изменяют взаимодействие тела с водной средой, в силу своеобразия соотношения костной, мышечной и жировой тканей организма. В процессе обучения плаванию, возможно, такие дети отличаются своеобразием формирования навыков. Выявление этого своеобразия и совершенствование, на этой основе, программы начального обучения плаванию, вполне возможно, приведёт к большей эффективности этого процесса.

Существует множество упражнений для обучения детей навыку начального плавания. Эти же упражнения, которые принято называть «подготовительными по освоению с водой» могутявляться тестамидля выявления различий в обучаемости начальному навыку плавания у детей с различной степенью избыточной массы тела.

Основу составили 6 групп подготовительных упражнений по освоению с водой, предложенных Зерновым В.И. (1998):

элементарные движения конечностями и передвижения по дну в воде,

погружения,

всплывания,

лежания,

скольжения,

дыхание.

За сформированность начального навыка плавания, для проведения педагогических контрольных испытаний, нами решено было принять момент, в который ребенок сможет самостоятельно проплыть отрезок 25 метров любым доступным ему способом (Зернов В.И., 1998).

После этапа овладения начальным навыком плавания подразумевается либо дальнейшее его совершенствование, либо освоение в дальнейшем техники спортивных способов плавания. На этап освоения спортивных способов плавания наши исследования не распространяются.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...