Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты проведения профориентационной работы на старшей ступени школы




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты проведения профориентационной работы на старшей ступени школы

Сущность и содержание профориентационной работы на старшей ступени школы

Проблема выбора профессии и профессионального самоопределения на старшей ступени школы

Место и роль социального педагога в профориентационной работе на старшей ступени школы

Глава 2. Характеристика основных направлений деятельности социального педагога по проведению профориентационной работы

Критерии и методика выявления профессионального самоопределения старших школьников

Формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы

Примерная программа организации профориентационной работы на старшей ступени школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время профориентационная работа с учащимися должна стать одной из приоритетных направлений в работе школы. Слабо спланированная работа по данному направлению приводит к тому, что многие выпускники по окончании школы получают не ту профессию, которой хотели бы посвятить жизнь. Современное понимание профессиональное ориентации базируется на концепции профессионального развития и определяет ее как систему средства по активизации профессионального самоопределения учащегося, рассматривает его как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры. Многообразие различных концептуальных подходов в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране или в конкретных регионах одной и то же страны.

На современном этапе развития общества возросшие требования производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, особенно старшеклассников, поскольку профессиональные намерения в значительной части учащихся не соответствуют потребностям экономики региона, в котором они живут, в кадрах определенной профессии. Профориентационная работа на старшей ступени школы является не только и не столько проблемой педагогической. Сущность профориентационной работы как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватном этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями старших школьников. То есть, по своему назначению система профориентационной работы должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного и профессионального пути школьниками, их адаптации к профессии.

Профориентационная работа - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности и потребности каждой личности, так и возможности социально-экономической ситуации на рынке труда.

Проблема работы по профориентированию - причем в самом широком смысле, с учетом личностных факторов - становится в наши дни, как никогда актуальной. Ее решение во многом ложится на плечи социальных педагогов - по данным многих опросов, именно в этой сфере ждут помощи современные школьники, особенно старшеклассники. Для решения данной проблемы, вероятно, недостаточно стандартного набора диагностических методик. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными знаниями и навыками, сколько личностной позицией.

В настоящее время профориентационная работа осуществляется в рамках профильной школы.

Министерство образования Российской Федерации в сентябре 2002 года утвердило Концепцию профильного обучения в старших классах средней школы.

Переход на профильное обучение становится обязательным условием модернизации школы, так как основная идея обновления состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы с целью обеспечения в дальнейшем его профессиональной ориентации, профессионального самоопределения. В концепции модернизации Российского образования подчеркивается необходимость ввода профильного обучения как одна из приоритетных задач совершенствования Российской школы.

Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом юношами и девушками своих интересов и дальнейших послешкольных жизненных планов. Достижению данной цели модернизации образования должно способствовать создание в школах определенных организационно-педагогических и социальных условий, одним из которых является разработка и внедрение отлаженного механизма комплектования профильных классов. Целью функционирования механизма комплектования профильных классов является обеспечение адаптации, интеграции, социализации выпускника и жизни, трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию.

Одним из ведущих механизмов в процессе комплектования профильных классов является социально-педагогический механизм. Он подразумевает работу социального педагога и службы профориентации, с целью проведения лекций и бесед со старшеклассниками, которые помогут учащимся самоопределиться в дальнейшем выборе профессии. задачи социального педагога в контексте рассматриваемой проблемы:

установить связь с учреждениями, ведущими профессиональную подготовку;

включение старшеклассников в систему начальной профессиональной подготовки в рамках школы (труды, факультативы, курсы);

информирование учащихся и их знакомство с различными сферами профессиональной деятельности.

Таким образом, главной задачей социального педагога является организация профориентационной работы на старшей ступени школы, с учетом всех требований, которые предъявляет современная система образования.

Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения и процессу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.

Исходя из поставленной проблемы исследования, нами была определена тема «Основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы».

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения и выбора профессии учащихся на старшей ступени школы.

Предмет нашего исследования: основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы.

Отсюда цель исследования является: изучить основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы и особенности ее организации.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

) рассмотреть сущность, содержание профориентационной работы на старшей ступени школы и определить роль и место социального педагога в ее организации;

) обосновать проблему выбора профессии и раскрыть критерии и методику выявления профессионального самоопределения на старшей ступени школы;

) изучить формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы;

) описать примерную программу организации профориентационной работы на старшей ступени школы.

В логике нашего исследования и в соответствии с выделенными целью и задачами будем использовать следующие методы:

) теоретические (анализ литературы, составление библиографии, синтез, обобщение, реферирование литературы);

) эмпирические (беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, проведение методик).

Теоретическая значимость нашей работы заключается в обобщении и систематизации исследований в аспекте изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы, структурирование опыта решения данной проблемы.

Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в решение проблемы профессионального ориентирования старших школьников. материалы исследования и результаты работы могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями, школьными психологами и другими специалистами.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57), включает приложение.

 


 

Глава 1. Теоретические аспекты проведения профориентационной работы на старшей ступени школы

Сущность и содержание профориентационной работы на старшей ступени школы

 

Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессии в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехмерной модели» Ф.Ларсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или непригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации.

Особенностью нынешних задач профориентационной работы стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профориентационной работы. Эти проблемы модно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности учащегося к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности социального педагога оказать реальную помощь в таком самоопределении, без какого-то либо нарушения основных этических норм взаимодействия социального педагога и учащегося.

Профориентационная работа на старшей ступени школы - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов.

В психолого-педагогическом словаре понятие «профориентационная работа» определено как «обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитии природных дарований, а также проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда».

В этом же словаре определены и цели профориентационной работы:

) обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

) достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

) прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

) содействие непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала.

Профориентационная работа составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах.

С.Н. Сазонов выделяет ряд принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) старшеклассники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. «Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором личностные и общественные потребности. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностями личности. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства».

В профориентационной работе есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы: систематичность и преемственность профориентационной работы из класса в класс; связь профориентационной работы с жизнью; взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Каждый из подходов решает свои задачи. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различия в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их свойства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися приводит к усилению внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.

К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии.

К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференцированный подход позволят вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.

К числу наиболее важных вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентационной работы. Сейчас эффективность профориентационной работы на старшей ступени школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Р.В. Овчарова отмечает, что успешность выбора профессии означает также оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому, чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась профориентационная работа.

Общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Система профориентационной работы является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых в концепции модернизации Российского образования определена следующим образом: создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В концепции также отмечается, что современное общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для решения этой основной цели профессионального образования необходимо уже в школе создать условия для профессионального самоопределения старшеклассников, усилить профориентационную работу.

Профориентационная работа, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных институтов, ответственных за подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема - профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный отбор; социально-профессиональная адаптация.

Личностная подсистема - личность старшеклассника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремление к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентационной работы, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее совершенствованию. Программа управления профориентационной работы школы является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.

Все подсистемы профориентационной работы на старшей ступени школы взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Профориентационная работа выполняет диагностическую, обучающую. формирующую и развивающую функции.

В настоящее время профориентационная работа на старшей ступени школы включает в себя следующие направления:

. Профессиональная информация, снабжает старшеклассника сведениями о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, реальном и ожидаемом спросе на конкретные профессии к личности и организму человека.

. Профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

. В процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания старшеклассника с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностными качествами с целью выработки рекомендаций о наиболее предпочтительных путях профессионального самоопределения.

. Профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности.

. Социально-профессиональная адаптация, приспособление старшеклассника к содержанию и условиям конкретного вида деятельности.

Таким образом, рассмотрев суть и содержание профориентационной работы на старшей ступени школы, мы можем следующим образом сформулировать ее определение: многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку старшеклассников к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...