Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема выбора профессии и профессионального самоопределения на старшей ступени школы




 

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.

Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Проблема выбора пути встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

В настоящее время у людей появилось больше возможностей для личного, самостоятельного выбора, для принятия решений, для построения собственной судьбы. Все более снижается значение норм, регламентов, инструкций, примеров: «делай как все», «как положено», «как принято» и т. д. Возможность выбора - важный признак демократического общества. Она необходима развитому человеку, чтобы он в полной мере чувствовал себя личностью, ответственной за проектирование своей жизни, за собственные решения, поступки, за события, происходящие в обществе.

Вместе с тем, возможность выбора значительно усложняет жизнь человека, создает проблемы, которые нужно решать, действуя в условиях информационной неопределенности, необходимости прогнозировать будущее. Потребность в помощи по выбору профессии и путей ее получения стала актуальной не только в наши дни. Во все времена людей волновала проблема призвания, проблема назначения в жизни.

Необходимость профессионального выбора на старшей ступени школы обусловлена внутренними причинами, личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.

К 15-16 годам ориентации на сферу будущей деятельности складываются у большинства учащихся. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 г. в 22 регионах страны Центром Социологических исследований Минобразования РФ, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе. При этом примерно 70-75% учащихся к 10-му классу уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

Исходя из данного положения профориентационная работа в рамках профильного обучения является средством дифференциации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать их возрастные особенности. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, которая носит приобретающий характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью.

Профильное обучение на старшей ступени общего образования направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания старшеклассником собственной, индивидуальной образовательной траектории, что способствует созданию условий для профессионального самоопределения и обоснованного выбора профессии.

По мнению Е.А. Климова, самоопределение для учащегося - это самостоятельность, свобода выбора, активизация самопознания и самовоспитания. Слово «самоопределение» (а оно содержит значение «предел», т.е. граница, ограничение) может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе пределов, границ.

Можно согласиться здесь с тем, что обдумывание будущего жизненного и, в частности, профессионального трудового пути это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений и будущем. Но уменьшение неопределенности, скажем, выбора профессии не следует понимать как воздвижение некоторых оград, препятствующих дальнейшему развитию. Оставляя в стороне некоторые возможности выбора, человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений.

Поэтому следует понимать «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

У старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о запасных вариантах выбора профессии, и многое другое, что в сумме характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Итак, профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Содержание деятельности - это, прежде всего образы желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений.

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. (Д. Сьюпер, 1953). Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, процесс поэтапного принятия решения, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела: первый исходит из запросов общества, третий - из свойств личности, второй предполагает способы согласования того и другого.

Перед старшеклассником лежит множество путей достижения профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. По мнению Е.Н. Прощицкой, этот период времени можно рассматривать как первых этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в суть явлений и зависеть от рол социальных институтов, положения индивида и других факторов, воздействующих на его профессиональное и в целом социальное становление.

Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.

Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого старшеклассника. Формирование активной жизненной позиции - вот одна из главных задач как в целом социального, так и профессионального самоопределения.

Интересна точка зрения С.П. Крягжде. Он отмечает, что на начальном этапе профессиональное самоопределение носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга. Опираясь на множество исследований по этой проблеме, С.П. Крягжде указывает на следующее обстоятельство: если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то молодой человек, пользуясь обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию, таким образом происходит ограничения себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения. Но это не общепринятая точка зрения. Так, Ф.Р. Филиппов подчеркивает самостоятельную значимость ориентации на определенные виды труда для формирования жизненного плана.

Е.А. Климов считает, что часто употребляемое выражение «выбор профессии», как бы указывающее на некий однократный акт, маскирует два важных обстоятельства.

Первое: каждый отдельный - пусть даже простенький - выбор на трудовом жизненном пути является обязательно процессом, то есть некоей цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения.

Второе важное обстоятельство, которое маскируется выражением «выбор профессии»: неизбежность многих выборов на многолетнем трудовом жизненном пути. В связи с развитием техники, технологии, общественного устройства, организации труда, личного мастерства работников все время происходят изменения мира профессий. В частности, содержание труда настолько меняется, что даже при старом названии профессия выглядит как новая, которую надо либо выбирать себе для будущего, либо... покидать.

Правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю.

Выбор профессии, по мнению М.Р. Гинзбурга, фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Поэтому выбор профессии характеризует смысловое будущее. Выбор конкретной профессии делает смысловое будущее определенным. По мнению исследователя, важным является и то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность. Это может быть деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя или выступать как средство, позволяющее удовлетворять иные потребности.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важнейших обстоятельств, которые старшекласснику полезно принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего.

. Позиция старших членов семьи (или лиц их заменяющих).

. Позиция сверстников (подруг, товарищей), значимых других из круга внесемейного общения.

. Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, школьных педагогов, воспитателей, соц. педагога, школьного психолога.

. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося.

Общая структура полного личного профессионального плана может быть представлена так:

главная цель (что ученик предполагает в будущем делать);

представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - жизненная перспектива;

представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование);

представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людей);

представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья; терпение, настойчивость и другие личные качества);

запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Социальному педагогу важно обратить внимание на полноту, ясность, реалистичность, моральную, а не только вычислительную обоснованность жизненных планов старшеклассника, их обоснованность не мифологическими (пристрастно искаженными), а правильными представлениями о мире труда.

Нелишне отметить, что старшеклассники иногда скрывают наиболее дорогие для них жизненные планы, если не уверены, что взрослые или сверстники имеют достаточно такта, чтобы с пониманием и сочувствием к ним отнестись.

. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это - звено, а основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.

. Уровень притязаний учащегося на общественное призвание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные и завышенные притязания - важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.

. Информированность. В связи с этим обстоятельством важно обратить внимание на доброкачественность (правдивость, полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия учащимся решений, касающихся его профессионального будущего.

. Склонность к тем или иным видам деятельности.

В целом по итогам развития учащегося в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения старшеклассника является его личный профессиональный жизненный план, адекватное развитие самооценки, четко определенные ценностные ориентации и устремления, мотивация выбора профессии является индивидуальной, самостоятельной, и в соответствии со своими личностными особенностями определена будущая профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение и выбор профессии - это не создание пределов развитию человека, не впадание в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...