Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии и методики выявления профессионального самоопределения старших школьников




В процессе профессионального самоопределения старших школьников успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять поиск профессии и подготовку к ней. Иными словами, активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности.

Прежде чем рассмотреть критерии и методику выявления профессионального самоопределения, нам необходимо раскрыть уровневый подход к изучаемому явлению. (табл.1)

 

Таблица 1

Уровни профессионального самоопределения

Уровни профессионального самоопределения Характеристика уровней профессионального самоопределения
высокий предполагает наличие у учащегося адекватно-завышенной самооценки; четко определены целостные ориентации и установки; самостоятельно выстроен личностный профессиональный план; определена конкретная мотивация выбора профессии, мотив внутренне индивидуальный; окончательно сформированы профессиональные интересы, намерения и направленность на ту или иную профессию
средний предполагает, что самооценка учащегося находится на среднем уровне своего развития (от неадекватно заниженной до адекватно завышенной); частично определены ценностные ориентиры и установки; личностный профессиональный план находится на стадии обдумывания; выбор профессии мотивирован внешними факторами и выбор профессии частично соответствует личностным особенностям учащегося
низкий предполагает наличие у учащегося неадекватно заниженной самооценки; отсутствие целей в будущей профессиональной деятельности; нет планов по отношению к выбору профессии; мотивация только внешняя; отсутствует интерес и направленность в какой-либо сфере профессиональной деятельности

 

Далее мы рассмотрим те критерии и методы, по которым и определяется тот или иной уровень сформированности профессионального самоопределения.

Оценка профессионального самоопределения, по мнению М.М. Митиной, проводится по следующим критериям:

) ценностные ориентации;

) ближайшие, перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;

) уровень развития самооценки;

) уровень развития профессиональной мотивации;

) личностные особенности.

Учащиеся, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мире профессий. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают учащиеся старшего школьного возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Личностное самоопределение происходит на основе освоения общественно выработанных представлениях об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание учащегося, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Одним из приоритетных критериев выявления профессионального самоопределения является уровень развития самооценки. Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка адекватная позволяет отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка препятствует выполнению указанных функций. Следовательно, адекватная самооценка - необходимое условие формирования личности. Неадекватно завышенная самооценка - переоценка себя личностью, неадекватно заниженная - недооценка себя.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что человек начинает себя неправильно оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникает повышенная тревога, эмоциональные срывы).

Самооценка при выборе профессии предполагает оценку своих интересов, способностей и личностных качеств, соответствие их требованиям выбираемой профессии.

Основная информация о показателях критерия самооценки извлекается из результатов применения методик «Кто Я?», «Самооценка» (комплексная методика диагностики способности старшего школьника к профессиональному самоопределению). Эту методику придумали американские психологи Кун и Мак-Портленд.

«Пожалуйста, за 15 минут 20 раз ответьте на вопрос: «То Я?» Будьте искренни. Используйте для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Правильных и неправильных ответов здесь быть не может».

Методика «Кто Я?» позволяет показать значение полноты самовосприятия и самооценки («Комплексная методика»).

Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо-Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально-значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность и т.д. Каждая шкала длиной 10 см. Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

____________________________________ 10 воля

Слева - самые безвольные, справа - самые волевые. Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум этого качества, справа - максимум.

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.

Следующим важнейшим критерием, определяющим профессиональное самоопределение старших школьников, являются ценностные ориентации.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение учащихся к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.

Как отмечает Л.М. Митина, выбор происходит на основании того, что человек, а именно старший школьник, считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций дает возможность получить представление о проблемах учащихся, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях и реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слова, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа...»

была по заслугам оценена другими;

была для меня интересной;

была полезной и нужной людям;

доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнивать реальные ценности, что именно игнорирует старший школьник в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой учащиеся готов нести полную ответственность за себя и за свои действия. В первую очередь необходимо определить, какие ценности он считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение, самоопределиться в своей деятельности.

Еще одним ни мало важным критерием выявления профессионального самоопределения является способность к построению сколько-нибудь определенного проекта профессионального жизненного пути (личного профессионального плана - ЛПП) - это дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств.

Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, «аналитическим», но и «эмоциональным, «синтетическим». Главный критерий здесь - не чья-либо внешняя оценка, а состояние удовлетворенности учащегося сделанным выбором, при условии, что обстоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознанны.

Н.С. Пряжников предлагает выделить четыре типа ЛПП:

А. Отсутствие самостоятельно построенного учащимся профессионального плана (за него это делают или сделали - родители, товарищи, учителя);

Б. ЛПП построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе (например, учтено только свое желание или позиция сверстников и пр.);

В. ЛПП построен с учетом многих существенных обстоятельств конкретной - «вот этой» - ситуации выбора профессии;

Г. Сформирована (дополнительно к тому, что указано в пункте «А») готовность (умение, настрой, владение общей схемой - методом решения данной задачи самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся, изменяющихся условиях (переезд семьи, болезнь и т.д.).

Что касается вариантов реализованности ЛПП, то Н.С.Пряжников предлагает следующие пять:

) пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся;

) активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии;

) частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил (посещение кружков, подготовительные курсы, попытки поработать, скажем, в летние каникулы на трудовых постах, близких по содержанию деятельности или по отраслевому признаку к будущей профессии);

) после выхода из общеобразовательной школы осуществляется реальный выбор профессионального учебного заведения или работы);

) успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие.

В компактном виде рассматриваемое средство ориентировки в многообразии ЛПП учащихся может выглядеть так, как на ниже приводимой схеме. При этом характеристики ЛПП могут быть обозначены на ней точками, «клетками» на пересечении столбцов и строк («абсцисс» и «ординат»). Понятно, что здесь речь должна идти не о метрической, а о смысловой точности.

Типы ЛПП

 

Схема. Средство (схема) для группировки разновидностей личных профессиональных планов (ЛПП). (По Н.С. Пряжникову)

Общая схема принятия решения о выборе для себя профессии может быть примерно такой:

) Составить общую обзорную ориентировку в мире профессий.

) Выделить возможности и ограничения, связанных с обстановкой в группе близких людей, в обществе; полезно их подразделить на три степени - те, с которыми нельзя не считаться, те, с которыми лучше считаться, чем не считаться, и те, которыми можно пренебречь.

) Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и возможные запасные варианты выбора.

) Если необходимо, уточнить для себя формулу своей профессии.

) Обдумать варианты шагов на пути освоения профессии.

) Мысленно «проиграть», продумать элементы структуры ЛПП.

) Окончательно принять решение.

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей.

Как отмечает Е.П. Ильин, старшие школьники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования профессионально0направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем более зрелым в этом плане является старший школьник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни.

Формирование обоснованного мотива выбора профессии предполагает осознание учащимися всей совокупности присущих ему мотивационных особенностей (ведущих индивидуальных потребностей и мотивов, склонностей, стремлений и т.д.). Выявление основных потребностей и мотивов деятельности, позволяет включить мотив выбора профессии в систему других мотивационных тенденций личности. Тем самым процесс соотнесения себя с миром профессионального труда становится более осознанным, личностно значимым для старшего школьника.

Основная информация о показателях критерия мотивационной сферы извлекаются из результатов применения методики «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ). В основу опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающих при выполнении отдельных видов деятельности, и своего предпочтения или пожелания иметь эти виды деятельности в своей будущей профессии.

Для определения ведущего типа мотивации в процессе выбора профессии используют методику «Мотивы выбора профессии». Дополнительная информация берется из результатов применения методики, разработанной Е.А. Климовым. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), предназначен для выявления склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классификацией: «П» - человек-природа»; «З» - человек - знаковые средства; «Т» - человек - техника; «Х» - человек - художественный образ; «Ч» - человек - человек.

Все выше описанные критерии и методики выявления профессионального самоопределения намечены на самопознание и оценку учащимися самих себя, т.е. на изучение личностных особенностей старших школьников.

Е.А. Климов в свою очередь выделяет еще несколько критериев выявления профессионального самоопределения, основанных на изучении личностных особенностей. К ним относятся профессиональные интересы, намерения и профессиональная направленность старших школьников.

Под профессиональным интересом понимают непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношении к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают. Так как профессиональный интерес возникает и развивается в деятельности, то одной из его важных характеристик служит целенаправленная деятельность личности.

Для изучения профессиональных интересов учащихся применяют методику, разработанную А.Е. Голомнетюк «Карта интересов». Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.

Профессиональное намерение - это осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности, определяющейся наличием знаний о ее сущности, стремлении избрать профессию в данной сфере деятельности и получить соответствующее образование.

Информация об этом показателе из результатов применения методики. «Изучение профессиональных намерений старшеклассников». Метод позволяет определить готовность к выбору профессии, что характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью учащегося и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная профессия.

Профессиональный интерес и профессиональные намерения наиболее благоприятно формируются в обстановке творческой деятельности учащихся, при этом вначале возникает профессиональный интерес, а затем определяются устойчивые профессиональные намерения, которые способствуют формированию профессиональной направленности учащегося.

Под профессиональной направленностью личности понимают одну из существенных ее сторон, выражающуюся в интересах, склонностях, намерениях, идеалах. Профессиональная направленность обусловливает мотивированную и целенаправленную деятельность при подготовке учащегося к выбору трудовой деятельности и путей профессионального становления.

Для определения критерия профессиональной (личностной) направленности в настоящее время используется ориентационная анкета - «Определение направленности личности».

С помощью методики выявляются следующие направленности:

. Направленность на себя - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворения безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, тревожность.

. Направленность на общение - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность.

. Направленность на дело - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество.

Традиционные методики, используемые для выявления профессионального самоопределения старших школьников хорошо известны социальным педагогам: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, карта интересов А.Е. Голомштока и др. данные методики отличаются своими целями: одни выявляют сформированность профессионального плана, другие - мотивы выбора профессии. Однако, несмотря на существующие различия, они очень похожи друг на друга по процедуре их проведения: учащиеся отвечают на вопросы, а социальный педагог затем анализирует ответы и дает необходимые рекомендации.

Рассмотрев критерии и методику выявления профессионального самоопределения мы можем составить критериальную базу изучаемого явления (табл. 2).

 

Таблица 2

Критериальная база исследования

Общий критерий Частный критерий Методика
Профессиональное самоопределение Ценностные ориентации Метод ранжирования
  Самооценка «Кто Я?, методика Дембо-Рубинштейн
  Профессиональные намерения «Личный профессиональный план» (ЛПП) (Н.С.Пряжников)
  Мотивы «Опросник профессиональной готовности», «Мотивы выбора профессии», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДД) (Е.А..Климов)
  Личностные особенности: - проф. интересы; - проф намерения; - проф направленность «Карта интересов» (А.Е.Голомшток), «Изучение проф. намерений старшеклассников», «Определение направленности личности» (ориентационная анкета)

 

На базе средней общеобразовательной школы №7 мы провели исследование профессионального самоопределения в 10-м классе.

В работе мы использовали следующие методики:

«Мотивы выбора профессии», опросник для изучения ведущих мотивов выбора профессиональной деятельности, дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту».

Результаты показали, что из 26 человек, которые обучаются в классе:

человек предпочитают сферу деятельности по типу «Человек - техника», т.е. все технические профессии. Очевидно, что этот выбор связан с компьютеризацией и технологизацией современных условий жизни.

человек - предпочитают все-таки тип профессии «Человек - человек», т.е. профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

человека - отдали предпочтения сфере «Человек - природа».

человека - «Человек - художественный образ» - творческие специальности.

человек - «Человек - знак» - профессии, связанные с расчетами.

Самые положительные результаты показали итоги проведения методики «Мотивы выбора профессии». При обработке результатов выяснилось, что больше половины учащихся, а именно 16 человек, мотивируют свой выбор профессии самостоятельно, индивидуально, т.е. выбирают ту сферу профессиональной деятельности, которая соответствует их личностным особенностям, что говорит о высоком уровне формирования профессионального самоопределения и готовности к выбору профессии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...