Место и роль социального педагога в профориентационной работе на старшей ступени школы
Цели профориентационной работы продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности социального педагога является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентационной работы социальный педагог ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определенными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников, их цели могут быть направлены на решение близких и более отдаленных, как социально-значимых, так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает потребительский характер, а не созидательный, тем самым ограничивая развитие полноценной личности. Своеобразными оказываются результаты деятельности социальных педагогов и школьников в процессе профориентационной работы. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике старших школьников - в их знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности - результат деятельности школьников. Продукт их деятельности - конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с социальным педагогом, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности, не формальной, а именно общественно-полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Об этом говорилось еще в учениях выдающихся педагогов-мыслителей прошлых столетий.
Социальному педагогу необходимо помочь старшему школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Как показывает опыт практики профориентационной работы, старшие школьники, не выбравшие профессию, часто обращаются к социальному педагогу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: старшего школьника с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Помочь школьнику правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Профессиональная ориентация - руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающим индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы социального педагога. В содержание этой деятельности входит:
) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; ) определение социальных установок и помощь в их формировании; ) определение мотивации выбора и ее структуры; ) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; ) определение выраженности и структуры способностей; ) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация и т.д.); ) осуществление профотбора, при необходимости - первичного профотбора; ) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся. Профориентационная работа социального педагога на старшей ступени школы является естественным продолжением всей социально-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии - не только помогает ему организовать учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистическая жизненная и профессиональная перспектива уберегает его от соблазнов сегодняшней жизни). Полноценная система профориентационной работы должна включать следующие социальные институты: школу, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи), профессиональные учебные заведения, предприятия, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.д. Но координатором такой работы должна быть именно школа, в главным инициатором организации профориентационного взаимодействия должен быть социальный педагог, специально обученный и подготовленный для этого. Профориентационная работа социального педагога должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»...
Настоящая профориентационная работа социального педагога включает в себя: ) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив; ) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-3 человека), где в интимной обстановке обсуждают конкретные проблемы профессионального самоопределения; ) индивидуальную работу со школьниками, требующими особого отношения и внимания. Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга. Здесь уже в социально-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.). В деятельность социального педагога по профориентации входят следующие направления: ) профинформация (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда); ) диагностика (в идеале - помощь школьнику в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей); ) коррекция личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (такая работа проводится совместно с учителями-предметниками); ) оценка возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определения путей их преодоления; ) профессиональная консультация (оказание помощи старшекласснику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его интересов, способностей возможностей и реальной ситуации на рынке труда);
) профессиональный отбор (определение степени профессиональной пригодности школьника к той или иной профессии); ) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся школьников; ) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив. Е.А. Климов выделил несколько принципов социально-педагогического руководства в профессиональной ориентации с учащимися: уважение к внутреннему миру и специфической умственной активности представителей любого вида труда: формирующий, а не сортирующий подход к учащемуся как потенциальному субъекту труда; не толкать школьника «вперед», а терпеливо подводить его к самостоятельным решениям и шагам в деле профессионального самоопределения. Ведущими целями профориентационной работы социального педагога на старшей ступени школы являются: ) активизация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда; ) развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Эти цели конкретизируются в следующих задачах: ) формирование положительного отношения учащегося к самому себе, осознание им своей индивидуализации, чувства уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии; ) ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда; ) оказание учащимся помощи в соотнесении их интересов с требованиями профессиональной деятельности. Данные цели и задачи помогают, учитывая склонности школьников, расширить их профориентационные знания, способствующие развитию профессиональных интересов. Показателем эффективности профориентационной работы социального педагога является формирование у старшего школьника доверия к себе, которое включает в себя следующие параметры: способность самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя адекватную критическую оценку по отношению к себе; умение предвосхищать результаты действий до их выполнения и самостоятельно строить стратегию достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами; умение соотнести возникающие потребности с возможностями их реализации в данной ситуации и с присвоенными школьникам социокультурными ориентирами, имеющие место в обществе. Таким образом, социальный педагог занимает ведущее место в профориентационной работе и играет огромную роль в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии. Социальный педагог является инициатором и организатором всего социально-педагогического процесса на старшей ступени школы. Координируя и направляя учащихся, социальный педагог помогает им выбрать именно ту профессию, которая удовлетворяла бы как индивидуальные способности, особенности и возможности учащихся, так и требования профессии, которые она предъявляет ему.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально-мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся условиях в связи с поиском, самоопределением, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Именно профориентационная работа на старшей ступени школы нацелена на подготовку учащихся к профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии. Эта работа реализуется через информирование о профессиях, современных условиях рынка труда; профессиональную диагностику и консультирование; профессиональный отбор и оказание помощи учащимся в их социально-профессиональной адаптации. Именно поэтому на социального педагога и, прежде всего, на самих старших школьниках лежит огромная ответственность, и подчас кажущаяся неизведанная работа, связанная с вхождением современного человека в мир труда и мир профессии в условиях рынка труда. Выполнение этой работы, имеющей целью прежде всего личностный рост и развитие учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее использование всего арсенала накопленных данных, средств и методов профориентационной работы. школьник профессия самоопределение педагог
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|