Виды имущественных отношений в сфере образования.
Особенности правового воздействия в образовательной сфере обусловлены, в первую очередь, многопредметностью регулируемых общественных отношений и вследствие этого взаимосвязанностью с различными отраслями права и законодательства – конституционным правом, административным, гражданским, трудовым, финансовым, бюджетным и т. п. Необходимость рассмотрения участия образовательных организаций, обучающихся, иных участников образовательной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, диктуется, в первую очередь, теми местом, ролью, функциями, которые исполняет образовательная организация в гражданском, имущественном обороте. Образование, понимаемое одновременно как процесс и результат, необходимо рассматривать, прежде всего, как социальное явление, национальную, общественную категорию, потенциал в интересах человека, общества, государства. Образование, помимо удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, имеет общественную, государственную значимость и соответственно этому вытекающие функции. В то же время в экономическом аспекте образование представляет собой обособленную отрасль нематериального производства, социальную сферу и одновременно объект экономических отношений – общественное благо и интеллектуальный товар, который удовлетворяет определенные общественные потребности и может продаваться как персонифицированный капитал. В экономике образование относят к т. н. частично общественным благам и услугам, производство и потребление которых вполне может вестись на основе рыночных методов хозяйствования, однако вследствие удовлетворения им интересов не только отдельных потребителей, но и общества в целом, рынком не может быть создано в том количестве, которое необходимо для обеспечения развития экономики в целом.
Однако результат потребления общественных благ и услуг проявляется на уровне отдельных, частных потребностей в виде повышения качества жизни. Выгода от производства и потребления общественных благ и услуг в сфере образования с позиций общества заключается в усилении, увеличении его образовательного, научного, духовного потенциала, что позитивно влияет на развитие экономики в целом. В то же время экономисты считают, что потенциальные потребители общественных благ и услуг при заключении сделки на их оказание на платной основе (в условиях рынка) не могут в полной мере оценить их полезность и соответственно совершить правильный выбор, в силу чего предприниматели остерегаются увеличивать масштабы производства общественных благ и услуг. Другим сдерживающим фактором проникновения рынка в общественные блага и услуги является достаточно большая доля постоянных издержек. Как отмечается в литературе, невозможность рынка учесть потребности общества в общественных благах и услугах приводит к сокращению объема их производства по сравнению с реальным спросом, и, таким образом, использование только рыночных отношений не позволяет создать то количество частично общественных благ и услуг, которое необходимо для удовлетворения реального спроса. 4 Во избежание негативных последствий функции, связанные с созданием и предоставлением общественных благ и услуг, берет на себя некоммерческий сектор и, прежде всего, государство. Применительно к образовательной деятельности гражданское право регулирует следующие общественные отношения: - связанные с правовым положением образовательной организации как юридического лица; - вызванные нахождением имущества в собственности образовательной организации или закрепленного за ним на праве оперативного управления;
- вытекающие из осуществления самостоятельной экономической деятельности, приносящей доход, в т.ч. предпринимательской; - в связи с гражданско-правовой ответственностью образовательной организации, обучающегося, педагогического работника. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве, имущественной обособленности (самостоятельности), автономии воли (свободе волеизъявления) их участников. В частности, гражданским законодательством устанавливается правовое положение участников гражданского оборота, правила поведения, связанные с осуществлением права собственности, в т. ч. землей, и других вещных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; им же оформляются отношения в договорных и иных обязательствах. Гражданское законодательство регулирует также отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. В сфере гражданско-правовых отношений применяются такие принципы их регулирования, как: -равенство субъектов гражданско-правовых отношений, проявляющееся в независимости своей воли, свободе ее изъявления, в том, что никто (кроме как в случаях, установленных законом) не вправе «навязать» свои правила поведения в этих отношениях; - самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, формирование и выбор ими своего поведения по своему усмотрению (диспозитивность регулирования); самостоятельность в несении гражданско-правовой ответственности; - неприкосновенность собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации), а частная, государственная, муниципальная, иные формы собственности признаются и равным образом защищаются (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации); - беспрепятственное осуществление гражданских прав. Каждый вправе использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации); каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического, других видов творчества, преподавания;
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, что означает свободу, самостоятельность предпринимательской, иной, не запрещенной законом, деятельности; неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны (п. 1 ст. 150 ГК РФ); - обеспечение восстановления нарушенных прав; закон, в частности ГК, предусматривает различные способы их защиты – признание права, принуждение к исполнению обязанностей в натуре, возмещение причиненных убытков и т.п.; - судебная защита гражданских прав как универсальный способ защиты прав граждан, юридических лиц. Исходя из общих целей правового регулирования отношений в сфере образования, следует выделить следующие направления нормативного воздействия на поведение участников образовательной деятельности, связанного с распоряжением ими своими гражданскими правами и осуществлением гражданских обязанностей. 1. Установление правового статуса участников образовательной деятельности (образовательного процесса), в частности, образовательных организаций, обучающих (педагогов, преподавателей), обучающихся. 2. Правовое регулирование имущественных отношений, построенных на принципах гражданского права – отношения собственности, распоряжение и управление имуществом образовательной организации в зависимости от ее организационно-правового статуса и т. п. 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательной организации; установление условий занятия ею, направлений деятельности. 4. Особо выделяется сфера платной образовательной деятельности образовательной организации. 5. Правовые гарантии качества образования. 6. Гражданско-правовая ответственность за нарушение неимущественных прав обучающихся (нематериальные блага), возмещение морального вреда, причиненного в процессе образовательной деятельности (банкротство, прекращение деятельности образовательной организации, лишение аккредитации, причинение вреда образовательными технологиями и т.п.). Контрольные вопросы: 1. Что понимается под гражданским правоотношением? 2. Какова структура правоотношения? 3. Что такое имущественные отношения? 4. Какое место занимают имущественные отношения в сфере образования? 5. Какие виды имущественных отношений в сфере образования существуют? 6. В чем заключается краткая характеристика содержания каждого вида имущественных правоотношений в сфере образования?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|