Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические санкции и торговые эмбарго.




Экономически санкции могут носить двухсторонний (США) и многосторонний (в рамках ООН – Ирак) характер.

Экономические санкции устанавливаются как мера воздействия на страну с целью принуждения к определённым действиям или наказания за какие-то действия и носят политический характер.

Формы экономических санкций:

  • отказ в предоставлении виз главам государства, членам правительства, видным деятелям (А.Лукашенко);
  • замораживание счетов страны в иностранных банках;
  • торговое эмбарго – запрет на экспорт/импорт данной страны.

В экономическом плане проигрывает как страна – экспортёр, так и страна, которая принимает решение о запрете.

 

     
   
 
 

 

 


Целью введения эмбарго, однако, является неполучение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения, успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли, в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

 

 

Тема 5: Внешнеторговое регулирование в РФ

План:

  1. Классификация методов регулирования внешнеторговой деятельности.
  2. Таможенная служба РФ. Задачи, структура, направления регулирования.
  3. Тарифные методы регулирования

A. Принципы формирования таможенной пошлины

B. Определение таможенной стоимости

C. Порядок установления страны происхождения товара

D. Тарифные преференции

  1. Нетарифные методы регулирования в РФ.

A. Квотирование и лицензирование

B. Контроль за безопасностью ввозимых товаров

C. Налоги

D. Технические барьеры

I

Методы – способы воздействия на объект с помощью определенных инструментов.

Существует несколько групп методов регулирования ВЭД:

1. Экономические методы – регулирование с помощью стоимостных рычагов и инструментов: цены, таможенные тарифы, налоги, сборы, надбавки за экспорт, импортные депозиты (сумма на расчетном счете к оплате этого импорта), кредиты, валютные фонды.

2. Административные методы – методы непосредственного вмешательства государства в процессы внешней торговли, базируются на силе государственной власти и выделяют: запрет, разрешение и принуждение.

Существуют также и другие классификации методов регулирования, например, в системе ГАТТ ВТО выделяются тарифные и нетарифные методы. Согласно классификации ЮНКТАТ - конференция по торговле и развитию - все меры делятся следующие категории:

Ø Тарифные

Ø Паратарифные – меры, которые повышают стоимость импортного товара на дополнительную величину по сравнению с таможенным тарифом. В РФ это сборы за таможенное оформление, сборы за хранение, сборы за сопровождение. Надо отметить, что статья 8 ГАТТ требует, чтобы эти сборы взимались в размерах необходимых для покрытия расходов по ним и не представляли бы дополнительных барьеров. Вторая группа паратарифных методов – дополнительные сборы – налоги на перевод иностранной валюты, гербовый сбор, сбор за импортную лицензию, статистический налог, налог на транспортное оборудование, на фонд развития экспорта. Третья группа паратарифных методов – статистические налоги. Четвертая группа – декретированная таможенная оценка – практика административного установления таможенной стоимости.

Ø Контроль над ценами. Выделяют: административное фиксирование цен импортных товаров, добровольное ограничение экспорта, антидемпинговые меры, компенсационные меры.

Ø Финансовые методы – ограничение использования иностранной валюты импортерами.

Ø Меры автоматического лицензирования – свободно выдаваемое разрешение на импорт.

Ø Меры количественного контроля – квотирование.

Ø Монополистические меры – представляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов.

Ø Технические меры – основаны на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символику, проверку, методы проверки, требования к упаковке, маркировке, этикетке.

II

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов, Андрей Юрьевич.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459 на ФТС возложены следующие основные функции:

ü ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)

ü выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела

ü определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля

ü классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств

ü правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела

ü некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета. Так, за январь 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей.

Территориальная структура ФТС России:

Ø Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам Российской Федерации)

Ø Региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам Российской Федерации)

Ø Таможенные посты

Ø Таможни центрального подчинения (например, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.)

Основными направлениями развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2010 года являются использование системы управления рисками, предварительного информирования, электронного декларирования, выборочность таможенного контроля на основе широкого применения автоматизированных систем сбора, хранения и обработки информации. В этих условиях автоматизация технологий таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной и иной деятельности таможенных органов является приоритетным направлением совершенствования таможенного администрирования.

Проводимая работа невозможна без широкого обмена мнениями между специалистами таможенных органов, представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций, ведущих фирм - производителей технических средств и программного обеспечения.

III

3.1

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Существуют следующие принципы формирования таможенной пошлины:

1. Рассмотрение таможенной пошлины как элемента налогообложения, т.е. величина таможенной пошлины должна учитывать величину внутренней пошлины на импортные товар и не носить законодательного характера.

2. Введение о снижении или повышении пошлины на товары, не имеющие отечественных аналогов, а также социально значимых товаров.

3. Зависимость величины пошлины от страны происхождения товара.

4. Тарифная эскалация – таможенная пошлина растет по мере роста степени обработки ввозимого товара.

5. Четыре уровня таможенных пошлин (5%, 10%, 15%, 20%) + 0%

3.2

Таможенная стоимость – служит для исчисления и взимания таможенной пошлины, суммы налогов, сборов и других платежей; а также для осуществления валютного контроля и ведения таможенной статистики. Определяется декларантом. Контроль осуществляет – таможенный орган.

Осуществляется следующими методами:

  1. По цене сделки с ввозимыми товарами
  2. По цене сделки с идентичными товарами
  3. По цене сделки с однородными товарами
  4. Вычитание стоимости
  5. Сложение стоимости
  6. резервный метод

3.3

Критерии установления страны – происхождения товара определяется Киотской конвенцией:

1. Товары, полностью произведенные в данной стране – полезные ископаемые, добытые на её территории; продукция растительного и животного происхождения, животные, растительная продукция, продукты охотничьего, рыболовного и морского промысла; вторичное сырье и отходы от производства в данной стране.

2. Критерии достаточной переработки - > 25% денежной стоимости – адвалорная доля, если в коде изменилась одна из четырех первых цифр – та, где произошло изменение.

3. Операции, которые не могут служить признаком для изменения страны происхождения – обеспечение сохранности товаров, простые сборочные операции, смешение компонентов без предания характеристик, отличающихся от исходных.

Документом, подтверждающим является – сертификат о происхождении товара:

v Предусмотрено в контракте

v Претендент на получение льготы или преференции

v Ограничен к ввозу

3.4

Тарифные преференции – льготы по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами – предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

Тарифные льготы:

· Возврат ранее уплаченной стоимости

· Освобождение от уплаты от уплаты пошлины

· Снижение ставки таможенной пошлины

· Тарифные квоты на преференциальный ввоз/вывоз

  1. Освобождение от пошлины:

ü Наименее развитые страны

ü Транспортные средства и их снаряжения, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа, пассажиров.

ü Предметы материально – технического снабжения для обеспечения российских или арендованных российскими лицами судов, ведущих промысел в мировом океане.

ü Товары для личного или официального использования представителями иностранных государств.

ü Валюты РФ, иностранная валюта, ценные бумаги.

ü Товары гуманитарной помощи для ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для государственных дошкольных бесплатных учреждений.

ü Товары для безвозмездной помощи, для технического содействия.

ü Транзит для третьих стран.

ü Товары физических лиц, не предназначенные для производственной и коммерческой деятельности.

  1. Тарифные преференции:

ü Для стран, входящих в свободную таможенную зону

ü Для группы развивающихся стран (0,75)

  1. Возврат ранее уплаченной стоимости – возврат НДС на экспортные товары.
  2. Таможенные квоты – за рамками квоты тариф может возрастать в два раза.

Система тарифных преференций основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией и странами, экономика которых, поддерживается Российской Федерацией. Преференциальные льготы на отдельные виды товаров, произведенных или глубоко переработанных в таких странах, предоставляются в виде полного освобождения от таможенных пошлин, или значительного снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Руководящим документом, позволяющим применять ставки ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации, является приказы ФТС России, определяющие список стран и коды ТН ВЭД товаров, на которые распространяется таможенные льготы. К списку таких стран относятся также страны СНГ, заключившие с Россией соглашения о свободной торговле. Документальным свидетельством, подтверждающим получение преференций, является сертификат происхождения, выписанный по особой, международно-согласованной форме – сертификат формы «А» или «СТ-1». Согласно Таможенного кодекса России таким сертификатом для иностранных производителей является сертификат формы А. Аналогичный документ, подтверждающий страну происхождения товара для стран СНГ называется сертификатом формы СТ-1

IV

4.1

Квоты устанавливаются:

  1. На специфические товары, т.е. товары, определяемые отдельными ведомствами и министерствами (лекарственное сырье растительного и животного происхождения; дикие животные и дикорастущие растения; коллекционные материалы по минерологи, палеонтологии; полудрагоценные камни; информация о недрах; интеллектуальная собственность).
  2. требуют особого разрешения, т.е. согласно списку президента – товары двойного назначения (порох, наркотики, атомные технологии, оборудование, отходы, взрывчатые вещества, оружие, драгоценные камни, металлы и изделия из них, произведения старины и искусства).

Квотирование импорта – по этим же группам.

Лицензирование экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом товаров, а для экспорта или импорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства. 13 октября 1995 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Квотирование и лицензирование являются административными инструментами регулирования внешней торговли. В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности.

Количественные ограничения экспорта и импорта (квоты) могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ, выполнение международных обязательств РФ и др.

В соответствии с Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации можно выделить общие квоты: для государственных нужд, региональные, для аукционной продажи. Как правило, общие квоты устанавливаются Министерством экономики РФ по согласовании с соответствующими министерствами и ведомствами Российской федерации, а затем распределяются по регионам.

4.2

Контроль за безопасностью ввозимых товаров – был введен с 1.01.1993г. по следующим группам товаров:

§ Предметы одежды и обуви детского ассортимента

§ Детские игрушки

§ Парфюмерия, косметические средства

§ Посуда и товары, контактирующие с продуктами

§ Мебель

§ Стрелковое оружие

§ Строительная техника, материалы

§ Обувь для взрослых

§ Химические средства

Оценка безопасности и качества продукции осуществляется с помощью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов или стандартов.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3

Налоги:

Ø По отношению к экспорту – НДС возвращается

Ø По отношению к импорту – устанавливается НДС =>

НДС = [ (ТС + ТП) * НАЗ] * ННДС

Налогооблагаемая база на импортные товары выше, чем на отечественные на величину таможенной пошлины. Ставки одинаковы для отечественных и импортных товаров, также одинаковы списки льготного обложения НДС.

Согласно ФЗ «Об акцизах»: ставки на отечественные и импортные товары - разные; перечень товаров – одинаков.

До 2006г. налогоплательщики могли выбрать, когда им начислять НДС. Это можно было сделать на дату отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг либо на дату их оплаты. С 2007г. моментом определения налоговой базы является наступившая ранее из дат: день отгрузки или день оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг или передачи имущественных прав. Законом N 117-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2010г., предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Российские плательщики налога для обоснования правомерности применения нулевой ставки обязаны будут представить в налоговые органы подтверждающие документы. Отметим, что указанные дополнения не изменили порядка применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт. Налоговые вычеты по-прежнему производятся на основании счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

 

4.4

Значимость и величина существования технических барьеров повышается. Выделяют следующие барьеры:

· Санитарного характера (ветеринарные, радиационный контроль и т.д.)

· Экологизация продукции (уровень шума, вредные вещества в выхлопных газах)

· Административные процедуры прохождения товаров (несовпадение режимов работы таможен, процедуре оформления документов сопровождения товаров, осмотров)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...