Цели как предмет психологической работы в группе 8 глава
Одним из самых необычных является Упражнение 23 "Поучительные истории". Подобного рода упражнения можно считать одной из классических форм познания, поскольку еще с детства, слушая и сочиняя занимательные истории, рассказы, притчи, мы приобретаем многие знания. Члены группы обычно с удовольствием принимают участие в создании таких историй. Содержание Упражнение 1. "Лицензия на приобретение знаний"..............146 Упражнение 2. Звездные часы познания.......................148 Упражнение 3. Утраченные иллюзии..........................149 Упражнение 4. Учиться — значит спрашивать...................150 Упражнение 5. Что я хочу знать?.............................151 Упражнение 6. Чему я научился?.............................152 Упражнение 7. Телеграмма..................................153 Упражнение 8. "Дух группы".................................154 Упражнение 9. Процесс учения..............................155 Упражнение 10. Цели учения................................156 Упражнение 11. Темп учения................................157 Упражнение 12. Скука......................................158 Упражнение 13. Заброшенный сад.............................159 Упражнение 14. Препятствия в учебе..........................160 Упражнение 15. Учимся на ошибках...........................161 Упражнение 16. Мой первый учитель..........................162 Упражнение 17. Наставники.................................163 Упражнение 18. Вехи......................................164 Упражнение 19. Развитие...................................166 Упражнение 20. Духовное развитие...........................168 Упражнение 21. Духовные учителя............................169 Упражнение 22. Благодарность духовным родителям.............170 Упражнение 23. Поучительные истории........................171 Упражнение 24. Дары учения................................172 "Лицензия на приобретение знании Упражнение 1 Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло.
Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового. ■ Инструкция: Мы учимся всю нашу жизнь. Так было задумано эволюцией, этого требует наша природа. Но приобретение знаний происходит неравномерно. В определенные периоды жизни мы учимся много и быстро, продвигаясь вперед большими шагами. Затем наступает время применения полученных знаний, иногда — время кажущегося застоя. Содержание того, чему мы учимся, зависит от нашего возраста и уровня развития. В разные периоды жизни нас интересуют разные темы, в детские и юношеские годы — одни, когда мы взрослеем — другие. Прислушавшись к голосу своего бессознательного, мы сможем выбрать, чему учиться, понять, что подходит нам больше всего, что соответствует нашей жизненной ситуации и логике нашего внутреннего развития. Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему — нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний". Укажите конкретно, чему вы уже имеете право учиться, и объясните, почему вы так считаете. При этом ответьте, прежде всего, на следующие вопросы: — Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту? — Соответствует ли оно моим жизненным целям? — Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации? Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не имеете права учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.
Наконец, укажите, как знания, которые вы надеетесь приобрести, помогут вам справиться с жизненными трудностями. Процесс обучения приводит к определенным личностным изменениям, нарушает устоявшееся жизненное равновесие. В нашей жизни появляется риск возникновения новых проблем. Напишите, как вы видите эти проблемы и как собираетесь решать их. И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое? Звездные часы познания Упражнение 2 В ходе этого упражнения участники могут помочь друг другу набраться смелости, необходимой для того, чтобы учиться новому. Оно даст им возможность более четко расставить приоритеты и провести грань между существенным и несущественным. Взглянув на жизнь другого человека, мы получаем более широкий контекст для объективного видения своего собственного развития и учимся более уверенно отвечать на вызовы, которые бросает нам жизнь. Инструкция: Люди способны учиться всю свою жизнь и могут научиться бесконечно многому. Мы начинаем учиться еще до своего рождения. Часто мы учимся, сами того не замечая. Временами приобретать новые знания и умения бывает очень приятно, но порой жизнь преподносит нам тяжелые уроки, заставляя проходить через обиды и болезни, катастрофы и кризисы. И нередко, когда все уже позади, мы начинаем осознавать, что извлекли полезный опыт из этих тяжелых событий — стали тверже стоять на ногах, научились спокойнее работать и более компетентно принимать решения. Мы учимся не только на своих собственных ошибках. Многому можно научиться, наблюдая жизнь других людей. Среди них есть и те, кто служит нам образцом и примером. Сегодня мы также имеем возможность поучиться друг у друга. Я бы хотел, чтобы каждый из вас взял несколько листов бумаги или тетрадку которые понадобятся вам, чтобы составить коллекцию из жизненного опыта других людей. Вы можете сейчас по очереди подходить друг к другу и обмениваться тетрадями, чтобы все члены группы записали в каждую из них по одному предложению. Это предложение должно описывать какой-либо особо примечательный и не потускневший с годами случай приобретения нового опыта или знаний. Каждый должен указать, чему он научился, в каком возрасте и при каких обстоятельствах. Тот, кто пережил какой-либо важный опыт — "звездный час" — может в компактной форме передать его другим, в качестве примера и стимула для совершенствования. В конце занятия у каждого члена группы получится небольшая поучительная коллекция.
Я прошу вас начать и завершить свой список ситуациями, в которых вы сами переживали "звездный час". Подумайте, что вы можете извлечь из вашей новой коллекции? ^■траченные иллюзии Упражнение 3 В течение жизни у нас складывается внутренняя картина мира, представление о себе и своем месте в этой жизни. При этом мы постоянно пересматриваем эти представления и отбрасываем устаревшие, не соответствующие нашему уровню зрелости. Стремлением к внутренней ревизии наших взглядов мы обязаны своим психологическим и философским наставникам, знакомым нам лично или по книгам. В ходе этого упражнения участники имеют возможность обратить особое внимание на этот процесс и получить поддержку, необходимую для дальнейшего развития их представлений о мире и о себе. ■ Инструкция: Каждый из нас на протяжении всей жизни сталкивается с задачей создания адекватной картины мира, которая помогала бы жить с радостью и оптимизмом и приносить пользу. Представления о мире у всех очень разные, и если наш личный образ мира нам не очень подходит, мы становимся подавленными, больными, одинокими. Поэтому мы постоянно работаем над тем, чтобы наши представления не отставали от реалий нашей развивающейся жизни. То, что нас больше не устраивает, мы считаем иллюзией и отказываемся от этого. Любой из нас может назвать множество иллюзий, от которых он избавился в ходе своей жизни. И вполне возможно, что наша картина мира с течением времени становится проще, яснее и красивее. Учиться — это значит, помимо всего прочего, уметь от чего-то отказываться. И когда мы осознаем, от чего мы уже смогли отказаться, сколько идей потеряло для нас свое значение, у нас прибавится сил и мужества для того, чтобы двигаться дальше. Я хотел бы, чтобы каждый из вас составил перечень своих утраченных иллюзий, причем написал его, относясь с уважением к этим, теперь уже устаревшим, представлениям, которые некогда помогали ему жить. На это вам отводится 15 минут...
Учиться — значит спрашивать Упражнение 4 Учеба — это, помимо всего прочего, искусство задавать продуктивные вопросы. На старые вопросы мы едва ли сможем получить новые ответы. В ходе этого упражнения участники группы смогут почувствовать, что значит спрашивать, и понять, как возникают новые вопросы. Будет очень полезно, если ведущий группы также примет участие в этой процедуре. ■ Инструкция: Когда мы замолкаем и перестаем задавать вопросы, мы имеем возможность осознать что-то новое. В этой внутренней тишине нам нередко удается найти решение важных жизненных проблем. Мы учимся и тогда, когда ставим совершенно новые вопросы. Это помогает нам по-иному взглянуть на существующие трудности, а иногда и преодолеть их. Я хочу предложить вам упражнение, в ходе которого мы будем учиться ставить новые вопросы. Примите удобную позу и расслабьтесь. Сейчас мы будем задавать разные вопросы. Пусть они как бы вытекают друг из друга. Новые вопросы могут возникать, если сменить внутреннюю позицию или точку зрения на проблему. Каждый участник может говорить, когда ему хочется, но только не в тот момент, когда слово взял кто-то другой. На вопросы не надо отвечать, их не надо комментировать. Иногда оставляйте время для молчания, ведь в тишине могут возникать новые вопросы. Не поддавайтесь искушению думать быстро и задавать вопросы из хорошо знакомой вам области. Относитесь и к вопросам, и к тишине как к людям — с уважением и интересом. Время для ответов и для решений еще придет. Мы перестанем задавать вопросы, когда они сами иссякнут, и что-то другое постучится к нам в дверь... Что я хочу знать? ^пражнение 5 Это простое упражнение позволяет по окончании темы или раздела сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей работы. Чем сложнее был процесс обучения, тем полезнее это задание для группы. На поставленные вопросы не обязательно отвечать на том же занятии. ____________ Инструкция: Я хочу поблагодарить всех вас за участие в работе. На многие вопросы мы уже нашли ответы, но наверняка у вас возникли и новые вопросы. Поэтому сегодня мы закончим занятие не ответами, а вопросами. Для этого я прошу вас записать несколько неоконченных предложений и затем завершить их. Вот эти предложения:
— Я хотел бы знать, верно ли... — Я спрашиваю себя, как... — Я думаю о том, что... — Больше всего меня занимает мысль о том, что... Сформулируйте только те вопросы, которые вас интересуют. На это вам отводится 5 минут... После этого участники задают свои вопросы. Добавьте к этому перечню еще и собственные варианты. Чем.у я научился? Упражнение б Эта упражнение позволяет ведущему и членам группы получить информацию о текущем состоянии процесса обучения. Переживания участников, связанные с приобретением нового опыта, складываются в единую многоцветную картину. Инструкция: Повесьте большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями: — Я научился... — Я узнал, что... — Я нашел подтверждение тому, что... — Я обнаружил, что... — Я был удивлен тем, что... — Мне нравится, что... — Я был разочарован тем, что... — Самым важным для меня было... Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате. Дайте каждому участнику возможность записать свой вариант продолжения. Упражнение 7 Это еще одно упражнение, позволяющее получить от каждого участника краткую и надежную обратную связь после завершения учебной темы или раздела. На следующем занятии, открывающем новую тему, Вам нужно будет поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как Вы будете учитывать их в дальнейшей работе. Шнструкция: Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание — телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. "~Dy>c группы' Упражнение 8 Это упражнение позволяет в символической и впечатляющей форме выразить и ощутить атмосферу группы. Представленные образы "Духа группы" активизируют фантазию участников и стимулируют их к продолжению работы. Особенно полезным это упражнение, нередко проходящее в юмористической форме, может оказаться в поворотные моменты жизни группы и в периоды застоя. 1Инструкция: Поставьте между участниками группы один пустой стул. Представьте себе, что здесь, на этом пустом стуле, сидит невидимый Дух. Как вам известно, духи бывают разные — добрые и злые. Свой дух есть у каждой семьи, у каждого дома. Итак, представьте себе, что здесь сидит Дух нашей группы — дух, сопровождающий наши совместные занятия. Закройте на время глаза и попробуйте представить себе, как он выглядит. Похож ли он на тихую мышь или же на слона? На маленького зелененького человечка или на злого великана? Посидите немного с закрытыми глазами — до тех пор, пока вы не представите Духа группы. Возможно, вы увидите его отчетливо, возможно его образ будет неясным... (1 минута.) Теперь снова откройте глаза. Тот, кто захочет, может сесть на стул Духа группы, принять его позу, и в качестве группового Духа поговорить с нами: рассказать про себя, про то, какой ему видится наша группа... Дайте возможность достаточному количеству участников представить свою версию группового Духа. у1роцесс учения Упражнение 9 Это упражнение помогает участникам проанализировать процесс получения знаний и дает возможность двигаться дальше. Описанным здесь способом можно работать с разными понятиями (например: справедливость, природа, бессилие и т.д.). Данное упражнение посвящено теме "Здоровье". (Инструкция: Я хочу показать вам очень простой способ, который можно использовать для упорядочивания своих мыслей. Вы сможете сопоставить три разных аспекта ваших знаний: что вы узнали о проблеме здоровья от других, что вы узнали из своего опыта, и что еще вы хотели бы для себя прояснить. Для этого возьмите чистый лист бумаги и разделите его на четыре равные части, проведя вертикальную и горизонтальную линии. В первой кратко, в нескольких словах, напишите и в символической форме изобразите, чему вас научили другие. Какое отношение к здоровью было заложено в вас воспитанием? Что вы узнали от значимых для вас людей? Во втором прямоугольнике кратко запишите и в символической форме изобразите, чему вы научились сами. К чему вы пришли на основе собственного жизненного опыта? Что вы прочитали, что узнали, наблюдая за собой и другими? В третьем прямоугольнике кратко запишите и в символической форме изобразите, что вам еще неизвестно, что вы хотите узнать, на что надеетесь, т.е. обозначьте перспективу дальнейшего развития ваших знаний. Четвертый прямоугольник оставьте пока пустым. В нем вы сможете изложить свои идеи, наблюдения, планы и проекты, которые будут возникать в ходе вашей работы с тремя первыми разделами, в процессе их сопоставления и размышлений по их поводу. \Л,ели обучения Это упражнение предназначено для извлечения на свет неосознанных желаний и представлений, касающихся перспектив нашего учения. Оно особенно полезно в том случае, когда участники ставят перед собой сложные цели, так как помогает им соотнести возможности человека с его намерениями. Это упражнение хорошо проводить в начале работы учебной группы. 1Инструкция: Положите в середине комнаты следующие предметы: мерную ленту, толстый моток ниток, ножницы, большую иголку. Я хочу предложить вам обменяться своими соображениями о том, что каждого из нас интересует. То, чему каждый хочет научиться, определяется многими факторами. Глубоко внутри нас есть желания, навеянные нашим бессознательным. Для того, чтобы нам легче было выразить эти мало осознаваемые цели, давайте воспользуемся предметами, лежащими в середине комнаты. Когда кто-нибудь из вас захочет высказаться, он сможет взять в руки те предметы, которые каким-то образом привлекли его внимание, и может быть помогут ему выразить его цели. Держите их в руках, пока будете говорить, а потом положите назад... <jileM.n учения Иногда у членов группы возникают проблемы из-за того, что им хочется как можно быстрее достичь цели, но не хватает терпения делать все последовательно. Это простое, основанное на символическом действии, упражнение поможет им соотнести свой темп учения со своими возможностями и начать ориентироваться не на свое честолюбие, а на собственную интуицию. 1Инструкция: Временами в ходе обучения мы суетимся и спешим, а потом обнаруживаем, что слишком переутомились и запутались. Это происходит, когда мы делаем следующий шаг, еще не закончив предыдущего. Я хочу показать вам способ, который вы сможете применять всегда, когда захотите достичь своей цели с легкостью и изяществом, без излишней суеты. Сделайте несколько медленных и глубоких вдохов и выдохов... Встаньте и совершите обыкновенное действие: достаньте что-нибудь из своего кармана. Сделайте это так, как делаете всегда. А теперь повторите это действие, разложив его на маленькие шаги. Разделите ваше движение на отдельные составляющие, например: поднять руку, раскрыть ладонь, опустить руку в карман и т.д. После каждого такого фрагмента действия на секунду остановитесь и повторите про себя: "Сначала делаем одно, потом другое". А теперь придумайте сами небольшое действие и примените к нему этот алгоритм. Обратите внимание, как приятно ощущать, что вы не подгоняете себя и не заставляете себя что-либо делать, а доверяетесь своей интуиции... Скука Упражнение 12 Временами мы обнаруживаем, что наша энергия иссякла, и мы не способны больше учиться. Это простое упражнение дает представление о том, каким образом можно вернуть себе вдохновение и снова включиться в процесс учения. Инструкция: Я хочу показать вам, как можно использовать скуку для получения полезного результата. Когда вы в следующий раз начнете скучать, вы можете воспользоваться способом, о котором узнаете сегодня. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз... А теперь перенеситесь в воображении в такое место, где бы вам сейчас хотелось очутиться... Найдите место, которое вам действительно нравится... Возможно, это будет комната, где вы сможете побыть в одиночестве... Возможно, вы представите себя где-нибудь на природе... Осмотритесь вокруг... (1 минута.) А сейчас откройте глаза и вернитесь сюда... Внимательно оглядитесь, прислушайтесь к звукам и шорохам... Теперь снова закройте глаза и мысленно вернитесь туда, где вы представили себя в своем воображении. Осмотритесь, обратите внимание на звуки, которые слышны в этом месте, на доносящиеся до вас запахи... А теперь снова вернитесь сюда и откройте глаза... Чего не хватает в вашей нынешней ситуации из того, что вы нашли в воображении? Что вы можете сделать, чтобы ваше пребывание здесь и сейчас стало таким же приятным, как в воображаемом месте? Возможно, вам нужен перерыв? Может быть вам следует прогуляться? Переключиться на другое задание? Поговорить с кем-нибудь? Или по-новому взглянуть на вашу работу? Что конкретно вы можете сделать? Заброшенный сад Упражнение 13 Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной учебы. Инструкция: Я хочу показать, как вы можете самостоятельно восстановить свои силы после трудной работы. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните... Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь... Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы. Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок... А когда вы устанете, и вам будет нужен источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните ее с участками сада, которых ваша рука еще не касалась... (3 минуты.) Теперь скажите саду "до свидания" и со свежими силами возвращайтесь сюда. препятствия в учебе В ходе этого упражнения участники знакомятся с тем, как можно настраиваться на встречу с препятствиями и находить в себе ресурсы для их преодоления. ________ У на ошибках Упражнение 15 С помощью этого упражнения участники группы учатся мысленно выстраивать альтернативы неудачным действиям или способам поведения. ^■^Инструкция: Иногда процесс нашей учебы стопорится, появляется ощущение, что мы не можем двигаться дальше. Нам чего-то не хватает, причем нередко мы сами не можем четко осознать, чего именно. Я хочу показать вам, как можно помочь себе в такой ситуации. Закройте, пожалуйста, глаза, несколько раз глубоко вдохните и выдохните... Представьте себе, что вы идете по узкой тропинке через густой лес... И наталкиваетесь на какое-то препятствие. Постарайтесь увидеть внутренним взором, как именно выглядит этот барьер, мешающий вам двигаться, узнайте про него как можно больше... Затем найдите способ преодолеть это препятствие... (1 минута.) Перебравшись через препятствие, вы сможете обнаружить, что у вас появилось нечто, в чем вы как раз нуждаетесь сейчас, что может дать подсказку в вашей нынешней ситуации. Спокойно осмотритесь вокруг, постарайтесь понять, что именно может помочь вам... Затем внимательно изучите вашу находку... (1 минута.) Сохраняя находку в памяти,- возвращайтесь назад, обогащенные новым опытом... Когда будете готовы, откройте глаза. 1Инструкция: Когда выучитесь более эффективно: когда достигаете успеха или когда сталкиваетесь с трудностями? Многие совершенно напрасно не позволяют себе такую роскошь, как учиться на своих собственных ошибках. А такой способ обучения может быть даже приятным. Проанализировав свой опыт, мы сможем в следующий раз вести себя по-другому. Я хочу показать вам, как можно учиться на своих ошибках. Вспомните сейчас какую-нибудь ситуацию, в которой вы сделали то, что представляется вам теперь типичной для вас ошибкой. Сначала конкретно, шаг за шагом опишите, что именно вы сделали, что привело к отрицательному результату. И придумайте этому описанию какое-нибудь название. Затем создайте версию номер два. Опишите в ней, как следует себя вести, если жизнь во второй раз столкнет вас с такой же ситуацией. Укажите, что именно вы будете делать на этот раз, как вы будете действовать, каким окажется результат. Дайте название и этому описанию. У вас есть 30 минут... JiAou первый учитель Упражнение 16 Наш первый школьный учитель почти всегда является для нас очень значимой фигурой и многое определяет в процессе нашего дальнейшего познания. Участники группы могут использовать воспоминание о первом учителе как повод для того, чтобы задуматься о своем внутреннем отношении к авторитетным для них людям. Нашли ли мы в течение жизни тех, у кого мы можем учиться, с кого мы могли бы брать пример? IИнструкция: Если нам удается находить людей, которые служили бы для нас образцами в разные периоды нашей жизни, то мы можем гораздо более успешно продвигаться в своем личностном развитии и более успешно учиться. Задача состоит в том, чтобы научиться различать продуктивные и непродуктивные модели поведения, которые мы принимаем за образец. Как обстояло дело с первой для большинства из нас внесемейной моделью — с нашим первым учителем? Вернитесь мысленно к вашему первому году в школе. Кто учил вас тогда? Это был учитель или учительница? Сколько, как вам тогда казалось, было этому человеку лет? Как он выглядел? Как обращался с детьми? Доверяли ли вы ему? Боялись ли его? Охватывал ли вас дух противоречия? Как вы приноравливались к этому человеку? Я бы хотел, чтобы вы набросали сейчас портрет своего первого учителя. Постарайтесь быть как можно более объективными, описывая его личность, характер, его педагогический подход к детям. Что думал он по поводу учения? (Наставники Упражнение 17 Это упражнение позволяет участникам группы осознать различные аспекты своей личной истории восхождения к знаниям. IИнструкция: Каждый из нас может вспомнить бесконечное количество ситуаций, которые его чему-то научили. И каждого ждет еще немало таких ситуаций. Я хочу, чтобы вы направили свое внимание на многообразие обстоятельств, которые могут нас чему-то научить. Сядьте, пожалуйста, группами по четыре человека, и пусть каждый расскажет о своем друге или подруге, у которого он больше всего в своей жизни учился. У вас есть на это 10 минут. Чему вы у них научились? Теперь разделитесь на новые четверки и поговорите о том, кто из ваших учителей или руководителей к настоящему моменту оказал на вас наибольшее влияние. Чему научил вас этот человек, достигший большего, чем вы, в своем личностном или профессиональном развитии? (10 минут.) А сейчас образуйте новые четверки и обсудите, какой автор, какая книга, кто из философов, ученых и т.д. больше всего повлиял на ваше развитие. Чему вы у него научились? (10 минут.) Создайте новые четверки и расскажите друг другу о ситуации, в которой вы больше всего научились у себя самого. Что это была за ситуация? Чему вы в ней научились? На это вам также отводится 10 минут. Это упражнение дает участникам группы возможность понять, что мы непрерывно учимся на протяжении всей нашей жизни. Осознание этого поможет им приобретать новые знания в будущем. ■ Инструкция: Мы не замечаем, что всегда чему-нибудь учимся. Иногда нам кажется, что мы остановились в своем развитии, однако бессознательно мы уже решаем новые задачи и осваиваем новые ситуации. И нередко мы можем лишь задним числом оценить, как многому мы научились в том или ином случае. Мне хочется, чтобы вы составили перечень всех случаев, которые дали вам возможность научиться чему-то важному. Это может быть не только целенаправленная учеба, но и рабочие, игровые и другие ситуации. Поищите в памяти занятия, которые научили вас чему-нибудь важному и ценному, чему-то, что до сих пор не потеряло для вас своей значимости и привлекательности. Вспомните о том, чем вы любили заниматься в детстве. Нередко именно в детстве мы учимся чему-то, что потом вдохновляет и радует нас на протяжении всей нашей жизни. Подумайте о своих юношеских занятиях. На что вы направляли свою энергию, какие занятия интересовали вас и помогли научиться тому, что и сегодня наполняет вас глубоким чувством удовлетворения и даже гордости? А когда вы стали взрослыми? Подумайте, какие ситуации побуждали вас учиться? Возможно, вы вспомните какую-нибудь область науки, профессиональную или иную сферу деятельности. Обратите особое внимание на занятия, воспоминания о которых вызывают у вас приятные чувства. Чему важному или прекрасному они вас научили? Подумайте также о своих целях и планах на будущее. Чему вы бы хотели научиться?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|