Цели как предмет психологической работы в группе 4 глава
А теперь все встаньте. Пройдитесь по комнате и выберите тех участников, с которыми вам хотелось бы поработать в четверке, чтобы более конкретно определить ваши общие пожелания... Теперь объединитесь в четверки и начинайте вместе планировать работу группы... Пусть каждая группа возьмет себе по большому листу бумаги и одному фломастеру. (У каждой группы должен быть фломастер своего цвета.) Найдите спокойное место и попытайтесь изложить свои пожелания так, чтобы ваш список состоял из четырех пунктов. Постарайтесь выразить каждое желание как можно точнее и не забудьте расставить их в порядке значимости. Подчеркните два наиболее важных для вас положения. У вас есть на это 30 минут... подвижные четверки Упражнение 21 Это упражнение также дает возможность участникам связать свои цели с целями других членов группы. Участники объединяются в четверки, состав которых постоянно меняется, что символизирует гибкость, а также значимость группы как единого целого. IИнструкция: Я хотел бы дать вам возможность рассказать о том, чего вы ожидаете от нашей группы, и выразить ваши пожелания. Пожалуйста, встаньте и походите по комнате. Подумайте, с кем из участников вы хотели бы на первом этапе обсудить свои представления и пожелания по поводу работы и целей этой группы. Выберите трех человек. Объединитесь в четверки... Обсудите в своей четверке, как вы представляете себе работу нашей группы. (10 минут.) А теперь мне хотелось бы, чтобы один из участников каждой четверки покинул ее и продолжил работу в другой подгруппе. Сначала коротко обсудите, кому из вас стоит сделать это первому... (2 минуты.) Теперь пусть эти люди покинут свои четверки и присоединятся к другим подгруппам... Продолжите обсуждение своих целей в новом составе. Коротко расскажите новому члену четверки о том, к чему вы пришли, и попытайтесь еще раз определить наиболее важные цели нашей работы... (10 минут.)
А теперь я хотел бы, чтобы еще один участник из каждой четверки перешел в другую подгруппу. Но это должен быть не тот, кто присоединился к четверке на последнем этапе. Обсудите, кто сменит подгруппу в этот раз... Пусть эти люди перейдут в другие четверки... Сообщите новому члену группы, к чему вы пришли до него и продолжайте дальше уточнять свои цели. У вас есть еще 10 минут для этого... Давайте еще раз осуществим частичную смену состава подгрупп. Кто сменит четверку на этот раз? Покиньте свои подгруппы и присоединитесь к новым... Сообщите вновь прибывшим о том, что вам удалось сделать ранее. Теперь вам надо определить две наиболее важные цели и записать их на листе бумаги. У вас есть 10-минут... В заключение все подгруппы должны будут представить и объяснить свои цели всей группе в целом. Определение целей в два этапа Упражнение 22 В этом упражнении участники обсуждают цели сначала в парах, в психологически более комфортных условиях, а затем продолжают эту работу в подгруппах из четырех человек. I Инструкция: У вас сейчас будет возможность обсудить друг с другом свои цели. На первом этапе вы обсудите их с одним из участников группы. Встаньте, пожалуйста, пройдитесь по комнате и найдите партнера, с которым вам было бы интересно поговорить... Сядьте рядом с ним... Расскажите друг другу, как вы представляете себе нашу работу, от чего, по вашему мнению, будет зависеть ее ход, что для вас здесь наиболее интересно и т.д. Запишите на карточке несколько соображений, которые представляются вам существенными. При этом постарайтесь, чтобы к концу совместного обсуждения у вас было не более четырех основных пунктов, которые следовало бы учесть в ходе нашей работы. У вас есть на это 15 минут...
Теперь все вместе образуем большой круг... Я прошу каждую пару написать свои четыре главных пункта на больших листах бумаги... А сейчас я хотел бы, чтобы каждая пара объединилась с какой-нибудь другой. Коротко обсудите со своим партнером, с какой именно парой вы хотите объединиться... По очереди выскажите свои пожелания о составе четверки и выясните, принимает ли выбранная вами пара ваше приглашение... Теперь сядьте вчетвером так, чтобы листы с записями были у вас перед глазами... Каждой четверке надо будет решить, какие два пожелания из ваших списков должны быть учтены во что бы то ни стало. Кроме того, у вас есть возможность добавить к ним одно новое пожелание. У вас есть на это 20 минут... Теперь возвращайтесь в общий круг... Я хотел бы, чтобы каждая четверка рассказала о своем решении, постаралась подробно обосновать его, а затем отметила на листе обе выбранных цели крестиком. Если участники четверки добавили третий пункт, то его также следует внести в список и отметить крестиком. Какая из групп хочет быть первой? После того, как все четверки поделятся результатами своей работы, устройте короткий обмен впечатлениями и расскажите группе о том, в какой форме Вы можете учесть все их пожелания. Определение целей в три этапа Упражнение 23 Это упражнение особенно подходит для больших по размеру групп. Благодаря получаемой подгруппами обратной связи, обмен мнениями на общегрупповом обсуждении будет символически подчеркивать, что и вся группа в целом, даже если она большая, сможет со временем стать работоспособной. Инструкция: На сегодняшнем занятии мы можем определить темы, прояснить и согласовать цели, выбрать оптимальные способы их достижения и обсудить другие аспекты нашей совместной работы. При этом мы сможем постепенно добиться того, что все участники нашей большой группы лучше узнают друг друга. Сначала вы обсудите свои пожелания и ожидания в небольших подгруппах. Я предлагаю вам начать работать в четверках, чтобы у каждого была возможность высказаться и внимательно выслушать других. Сейчас, пожалуйста, встаньте, пройдитесь по комнате и определите, с кем из участников вы хотели бы работать вместе... Затем объединитесь в четверки...
Сядьте вместе и поговорите о том, как и над чем должна, по-вашему, работать наша группа. В начале обсуждения выберите человека, который потом представит итоги вашей работы всей группе... (15 минут.) А сейчас, пожалуйста, вернитесь в общий круг... У выступающих есть в общей сложности 10 минут на то, чтобы рассказать о пожеланиях, высказанных к этому моменту в их четверках... Теперь я хотел бы, чтобы вы снова вернулись в свои четверки и продолжили обсуждение целей. При этом учитывайте то, что вы услышали от других подгрупп. Возможно, услышанное послужит вам стимулом к размышлению, возможно, оно будет совпадать с вашими собственными соображениями. В любом случае, уясните для себя, как вы относитесь к идеям, высказанным другими. К концу работы вам надо будет снова выбрать представителя для выступления на общем обсуждении. У вас есть на это 15 минут... А теперь вернитесь, пожалуйста, в общий круг. Выступающим дается 10 минут... Мне хочется, чтобы вы в третий и последний раз вернулись в свои подгруппы. У вас есть 20 минут для того, чтобы сформулировать по- желания относительно нашей работы и записать их на большом листе бумаги. Желательно, чтобы их было не больше четырех... В заключение дайте каждой подгруппе возможность представить на всеобщее обсуждение четыре важнейшие цели и пояснить их. Часть 3 Работа с конфликтами UMGANG MIT KONFLIKTEN ^ведение Представленные здесь упражнения созданы в рамках различных направлений психологии и психотерапии и отражают разные точки зрения на причины возникновения конфликтов, их позитивные и негативные стороны и пути работы с ними. Несмотря на различия теорий, лежащих в основе этих направлений, их объединяет признание следующих фактов: — Конфликты неизбежны и нередко выполняют позитивную задачу. — Конфликт решается легче, если хотя бы один из его участников готов отступить на шаг назад. — Сопротивление партнера уменьшается в том случае, если мы понимаем его точку зрения и сами готовы изменить свое поведение.
— Многие конфликты возникают не из-за несовместимости интересов, 1а подругой причине: мы, как представители западной цивилизации, приучены к мысли, что есть только одна истина, один победитель, один виновный и т.д., и потому склонны принижать наших оппонентов и нападать на них. Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь участникам научиться сочетать свои собственные интересы с уважительным отношением к другим людям. Содержание Упражнение 1. Сократовский диалог...........................70 Упражнение 2. Контролируемый монолог........................72 Упражнение 3. Предубеждения...............................73 Упражнение 4. Предложение и запрос..........................74 Упражнение 5. Вехи........................................75 Упражнение 6. Смена перспективы............................76 Упражнение 7. Проработка конфликта в тройках..................78 Упражнение 8. Исследование проекций.........................80 Упражнение 9. Групповая мозаика.............................81 Упражнение 10. Ритуал......................................83 Упражнение 11. Тайные чувства и ожидания.....................85 Упражнение 12. Я и другие...................................87 Упражнение 13. Границы....................................88 Упражнение 14. Максимум — минимум.........................91 Упражнение 15. Анализ конфликта............................93 Упражнение 16. Увеличивающее зеркало.......................94 Упражнение 17. Обмен ролями...............................95 Упражнение 18. Скульптура..................................96 Упражнение 19. Получаем — отдаем...........................97 Упражнение 20. Межгрупповая встреча.........................99 Упражнение 21. Конфликты и сплоченность....................101 Сократовский диалог Упражнение 1 (С. Сакс / С. Холландер) Тайна Сократа состоит в том, что свои вопросы он строил с учетом конкретных представлений о мире своих партнеров по диалогу. Благодаря этому вопросы не вызывали сопротивления и могли помочь его собеседнику прийти к важным прозрениям. Это упражнение проводится в парах. Оно помогает осознать и проанализировать различия в точках зрения партнеров на интересующую их проблему. Жесткая структура диалога способствует тому, чтобы каждый участник, прежде всего, достигал понимания позиции другого — в отличие от повседневной практики, когда мы стремимся как можно быстрее переубедить партнера или уговорить его отказаться от своего мнения. Участие в таком диалоге требует от обоих партнеров значительной дисциплинированности. Упражнение подходит главным образом для работы с конфликтами, которые возникают в силу недостатка информации о точке зрения партнера. 1нструкция: Мне хочется предложить вам одно упражнение. Пожалуйста, решите сразу, хотите ли вы попробовать выполнить его. В ходе работы вам придется соблюдать определенные правила:
1. Вы должны помнить о том, что цель этой процедуры — разобраться в проблеме, которую вы понимаете по-разному. 2. На первом этапе один из вас должен взять на себя роль спрашивающего, а другой — отвечающего. На втором этапе вы поменяетесь ролями. 3. Спрашивающий должен принимать ответы партнера и не пытаться оспаривать их. 4. Вопросы должны быть направлены на прояснение позиции партнера, его убеждений и взглядов. 5. Ваша задача — выявить точку зрения партнера, понять, как он видит интересующую вас обоих проблему. 6. Можно задавать уточняющие вопросы, если в ответах вашего собеседника возникнут противоречия. 7. Отвечающий должен быть готов продолжать диалог даже тогда, когда ему неприятно отвечать. 8. Ответы должны быть максимально искренними. 9. Оба партнера должны строго придерживаться своих ролей: спрашивающий никак не комментирует услышанное, а отвечающий не задает вопросов. Если правила нарушаются, группа обращает на это ваше внимание. Этап завершается тогда, когда один из вас пожелает его закончить. После второго этапа группа поделится с вами своими наблюдениями и впечатлениями... К.онтролируем.ый диалог 2 Это упражнение помогает двум членам группы, вовлеченным в конфликт, научиться понимать позицию другого, вместо того, чтобы пытаться ее изменить. Во время спора мы обычно не слушаем собеседника, а лишь стремимся отрицать его позицию или ставить ее под сомнение. Нередко оппоненты начинают оскорблять друг друга и поэтому не могут выполнить необходимого для компромисса условия — проявить уважение к позиции партнера. Четкие правила упражнения побуждают участников по очереди настраиваться на собеседника, чтобы понять его точку зрения на спорный вопрос. В упражнении используется прием перефразирования. Этот прием труднее всего применять в тех случаях, когда нам приходится повторять утверждения, вызывающие у нас протест. Однако нередко именно это и помогает нам осознать наш собственный вклад в возникновение конфликта. 1Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам упражнение, которое потребует от вас внутренней дисциплины. Группа выделит время для того, чтобы вы по очереди изложили свою позицию, и будет следить за тем, чтобы вы придерживались следующих правил: 1. Один из вас будет говорящим, а второй — его живым эхом. 2. Каждый может выполнять роль говорящего до тех пор, пока кто-нибудь из вас не захочет остановиться, но не более одного часа. После этого вы поменяетесь ролями. 3. Говорящий шаг за шагом излагает свое понимание спорной темы, стараясь сделать это как можно более прямо и ясно. 4. Живое эхо перефразирует высказывания говорящего, т.е. повторяет его утверждения своими словами. 5. Если говорящий доволен своим живым эхом, он продолжает говорить дальше, если нет — поправляет его. В заключение мы всей группой обсудим это упражнение и расскажем вам о своих впечатлениях. предубеждения Упражнение 3 (С. Сакс / С. Холландер) Это упражнение помогает участникам группы осознать предубеждения, осложняющие их совместную работу, и ослабить их. Мы все воспринимаем мир через призму нашего собственного опыта. Мы оцениваем мужчин, исходя из образа своего отца, а женщин — исходя из образа матери, и т.д. Нам трудно полностью избавиться от предубеждений, и чем реже мы получаем возможность их скорректировать, тем чаще вовлекаемся в конфликты. В ходе этого упражнения участники могут, выслушивая различные мнения, осознать свои предубеждения. Его можно проводить в любых подгруппах, где существуют различия, способствующие проявлению предубеждений, например, различия по полу, возрасту, доходу, профессии и т.д. 1Инструкция: Выберите для занятия несколько признаков, по которым можно было бы противопоставить членов группы, например, мужчины — женщины, старые — молодые, бедные — богатые, и т.д. Разделите группу на пары так, чтобы участники в каждой паре различались по одному из выбранных признаков. Те члены группы, для которых не найдется подходящего партнера, присоединяются к образовавшимся парам в качестве наблюдателей. Один из участников пары (А) сообщает другому (Б), что он думает о группе, к которой тот принадлежит. Б задает вопросы и старается слушать как можно более внимательно, проявляя интерес и воздерживаясь от критики. (5-10 минут.) Потом Б говорит о том, что он думает о своей группе, а А задает вопросы. (5-10 минут.) В заключение, прежде чем перейти ко второму этапу, оба партнера обсуждают свои впечатления. Затем Б делится своими мыслями по поводу группы, которую представляет А, после этого А в течение 5-10 минут сообщает, что он сам думает о своей группе. Вслед за этим партнеры снова обмениваются впечатлениями. Затем все участники собираются для общего обсуждения и рассказывают о том, что показалось им примечательным или осталось непонятным. В завершение спросите участников, хотят ли они обсудить таким образом еще какие-нибудь различия, которые способствуют проявлению предубеждений. предложение и запрос Упражнение 4 (В. Даниэпьс /Л. Хоровитц) В группах, участники которых не говорят о том, что они ожидают друг от друга, постоянно возникают конфликты. Это происходит потому, что, они выражают свои желания лишь косвенно, в результате часто оказываются непонятыми и раздражаются, не достигая желаемого. Если же основные ожидания в отношении друг друга становятся известными, то разочарований и конфликтов становится значительно меньше. ■ Инструкция: Я хотел бы предложить вашему вниманию упражнение, которое может помочь вам укрепить уверенность в себе и доверие к другим членам группы. В тех случаях, когда мы говорим другим людям о том, что мы от них хотим, или что мы сами хотели бы сделать для них, они знают, чего им ожидать. Они начинают лучше понимать нас и доверять нам. Нередко мы выполняем требования других или же сами делаем вид, что чего-то ждем от них, лишь для видимости, проявляя вежливость. В этом случае наши отношения с другими людьми становятся напряженными и неясными. Пожалуйста, встаньте и начните молча ходить по комнате... Мне хочется, чтобы вы поэкспериментировали сейчас с двумя предложениями, ничего не комментируя и не задавая вопросов. Первое предложение начинается со слов: "Я могу предложить тебе... ", а второе — со слов: "Я бы хотел от тебя...". Встречаясь с кем-нибудь, с кем вы хотели бы поговорить, остановитесь перед ним и несколько мгновений оба помолчите. Произнесите оба предложения, заканчивая их в соответствии со своими желаниями. Партнер должен молча вас выслушать. Прежде чем разойтись, снова молча постойте рядом друг с другом. Если ваш партнер тоже хочет сказать вам о своих ожиданиях или пожеланиях, он может подойти к вам позже и сделать это. Выберите тех членов группы, которым вам хотелось бы выразить свои ожидания и пожелания в первую очередь. В заключение обсудите со всей группой следующие вопросы: что каждый предлагал другим, какие высказывал ожидания и какие пожелания чаще всего высказывали ему самому. Обратите внимание участников на соотношение количества запросов и предложений, высказанных и полученных ими. Упражнение 5 (И. Прогофф) С помощью этого упражнения участники группы знакомятся с простой и эффективной техникой, позволяющей им по-новому взглянуть на человека, с которым они конфликтуют. Мы слишком часто сосредотачиваемся только на предмете конфликта. При этом нас захлестывают эмоции, и мы забываем о человеке, с которым вступили в конфликт. Это упражнение позволяет участникам взглянуть на свой конфликт, исходя из жизненного пути своего оппонента, и понять, на основе какого опыта и жизненных перспектив он действует в этом конфликте. Технику "жизненных вех" хорошо использовать в тех случаях, когда человек, с которым вы находитесь в конфликте, далеко, и непосредственный разговор с ним невозможен: при конфликте с родителями, мужем или женой, начальниками и т.д. •Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам попробовать применить психологическую технику, позволяющую лучше разобраться в позиции вашего партнера по конфликту. Если нам удается даже в наиболее тяжелых ситуациях увидеть в оппоненте человека со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, мы в меньшей степени испытываем страх перед ним и перестаем ставить перед собой непосильную задачу во что бы то ни стало победить его. При этом мы становимся более гибкими и способны гораздо легче разрешить конфликтную ситуацию. Сделайте, пожалуйста, следующее... Вспомните какого-нибудь человека, с которым у вас остался неразрешенным старый конфликт, или с которым вы конфликтуете сейчас. Для этого закройте на минуту глаза, и пусть перед вами возникнет образ- этого человека. Возьмите листок бумаги и запишите на нем " вехи" биографии этого человека: важные события, которые определили его жизнь, поворотные пункты его судьбы, сформировавшие его индивидуальный взгляд на мир. (10 минут.) Теперь разделитесь на пары и по очереди расскажите друг другу биографию того человека, с которым вы конфликтуете. Причем говорите обязательно от первого лица. И только после того, как вы это сделаете, сообщите своему собеседнику, в чем состоит конфликт, как вы теперь стали к нему относиться, и что вы хотите сделать для того, чтобы сгладить конфликт. У вас есть на это 30 минут... В заключение обсудите впечатления от этого упражнения. См.ена перспективы Упражнение 6 (Клаус В. Фопелъ) Это упражнение знакомит участников с психологической техникой, которую они смогут применять в тех случаях, когда поймут, что втянулись в конфликт со значимым для них человеком. Кроме того, оно предоставляет отличную возможность выявить небольшие конфликты между членами группы и частично разрешить их. Как и в предыдущем упражнении, здесь речь идет о том, чтобы научиться вставать на точку зрения другого человека, понимать его внутренний мир и находить возможность увязывать свои интересы с интересами партнера. Если группа ограничена во времени, лучше всего проводить это упражнение в середине ее работы; в долговременных группах его стоит предлагать тогда, когда участники начнут в достаточной мере доверять ведущему. ■ Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в котором вы сможете применить свой жизненный опыт. Каждый из нас достаточно хорошо знает себя и представляет, что он чувствует в трудных ситуациях, как воспринимает окружающее, что для него приемлемо, а что нет. Эту способность к пониманию самого себя мы можем применить и к другому человеку, если на какое-то время идентифицируемся с ним и увидим мир с его позиции. Готовность сменить точку зрения и посмотреть на мир глазами другого человека может быть очень полезна именно в ситуации конфликта. Нам станет легче понять потребности этого человека и выделить среди них те, которые можно будет без особых трудностей увязать с нашими собственными интересами. Тем самым мы построим мост через разделяющую нас с другим пропасть и сможем вместе работать над решением проблемы. Оглянитесь сейчас по сторонам и подумайте, с кем из членов группы вы находитесь в незначительном конфликте. Если таких людей несколько, выберете, по крайней мере, двух, которые в данный момент вам наиболее интересны... А сейчас представьте себя на месте выбранного вами человека и посмотрите на конфликт с его позиции. Запишите, как вы видите конфликт, что чувствуете по отношению к нему, что вы могли бы о нем сказать с точки зрения другого. Вам будет легче представить себе внутренний мир другого, если вы примете характерную для него позу, вос- произведете его жесты. На выполнение этого задания у вас есть 30 минут... Давайте разделим нашу комнату на две части: "пространство ожидания" и "пространство общения". Вместе с партнером по упражнению, пройдите в "зону общения" и прочтите ему свои записи. Выясните, что в них верно. Попытайтесь с помощью вопросов прояснить для себя то, что вам было непонятно в его позиции и постарайтесь составить как можно более полное представление о его точке зрения. Определите те области, в которых ваши интересы совпадают, а затем попытайтесь на основе этого прийти к разрешению конфликтной ситуации... В заключение обсудите упражнение вместе со всеми участниками.
проработка конфликтов в тройках Упражнение 7 Это упражнение дает участникам группы возможность открыто проговаривать возникающие между ними разногласия и небольшие конфликты и работать над их разрешением. 1Инструкция: Давайте сегодня обсудим, что не устраивает вас друг в друге. Быть может, чье-то поведение раздражает вас или вызывает ощущение угрозы. Возможно, вы стремитесь к разным целям, обладаете разными ценностями и установками. Подумайте об этом пару минут, посмотрите на каждого члена группы и попробуйте определить, в чем именно состоят ваши различия, и что в другом человеке вызывает у вас критическое отношение. Выберите себе партнера, с которым вы в чем—то расходитесь, но еще не проговорили открыто свои разногласия и хотели бы сделать это сейчас. Те из вас, у кого в данный момент нет желания выяснять отношения, поступят в распоряжение пар в качестве нейтральных участников. Я хотел бы, чтобы вся группа разбилась сейчас на тройки, состоящие из двух конфликтующих участников и одного нейтрального... Прежде всего сформулируйте спорный вопрос. Вы можете даже преувеличить свои разногласия, чтобы прояснить их сущность. Нейтральному участнику разрешается помогать вам. Когда вы определите, в чем состоит конфликт, и объясните друг другу, в каких ситуациях или при каких условиях у вас возникают проблемы, сделайте следующее... Пусть каждый по очереди расскажет партнеру о тех моментах своей жизни, которые определили его взгляды, его чувства и поведение. Это может быть монолог, начинающийся с воспоминаний детства и включающий в себя рассказ о важных для вас людях и событиях. Каждый должен постараться показать партнеру, что привело его именно к такой позиции в конфликте, чем он руководствовался в своих действиях. Затем попытайтесь своими словами обобщить то, что вы услышали от партнера. Сформулируйте сущность сказанного им настолько точно, чтобы он смог сказать: "Да, это именно так. Ты понял меня". Нейтральный участник может помогать вам, когда это кажется ему уместным. В заключение скажите друг другу о том, что вы теперь чувствуете и как воспринимаете ваши разногласия. Попытайтесь представить, как вы отреагируете, если когда-нибудь снова столкнетесь с подобной проблемой. Предоставьте тройкам достаточно времени для работы, а затем попросите участников группы поделиться полученным опытом. Исследование проекций Упражнение 8 (гештальттерапевтическая техника) Нередко причиной конфликтов является не расхождение в целях или интересах, а феномен проекции. Проекция — это приписывание другим людям качеств или чувств, которых на самом деле у них нет. Иногда мы проецируем на других наши собственные чувства, иногда ведем себя с ними так, как будто они являются нашими родителями, начальниками, супругами и т.д. Как правило, такие неосознанные проекции ведут к недопониманиям, разочарованиям и обидам. Это упражнение помогает членам группы разобраться в тех чувствах (положительных или отрицательных), которые вызывают у них другие участники группы. Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое поможет вам понять истинную причину тех чувств, которые вы испытываете к другим членам группы. Возможно, среди участников группы есть люди, которые вас восхищают или, наоборот, раздражают, от которых вы стараетесь держаться подальше. В этих случаях может оказаться, что вы переносите на другого человека свои собственные позитивные или негативные чувства, или же другой участник напоминает вам какого-нибудь значимого для вас человека: мать, отца, мужа или жену и т.д. Определите для себя такого члена группы и произнесите речь на тему: "Ты человек, который...". Прежде всего, скажите партнеру, что вы о нем думаете, что вы видите в нем хорошего или неприятного, какие качества вы ему приписываете и каких действий ожидаете от него. Пусть партнер выслушает вас молча. Когда вы закончите, он даст вам обратную связь и скажет, какие из ваших предположений верны. Затем обдумайте, в какой мере вы спроецировали на него свои собственные качества или качества значимых для вас людей... В конце — общее обсуждение. Групповая июзаика Упражнение 9 (Р. Хости) Это упражнение помогает участникам и ведущему оценить потенциальную возможность возникновения конфликтов в группе. Оно особенно полезно для тех групп, участники которых боятся конфронтации и открытого высказывания разногласий, так как позволяет мягко перейти к обсуждению возникших проблем. В этом случае важно, чтобы Вы, как ведущий, приняли ту формулировку конфликта, которую дает группа. Не стоит слишком много говорить о конфликте, если Вы хотите его решить. Работа в тройках и возможность выразить свое мнение с помощью рисунка создает атмосферу безопасности, которая уравновешивает чувство тревоги, вызванное темой работы. IИнструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст возможность сравнить наши индивидуальные впечатления от групповой работы и понять, в чем они похожи, а в чем — отличны. Мы сможем увидеть, чего мы уже достигли, и над чем нам еще предстоит работать. Я ознакомлюсь с вашими представлениями и расскажу вам о своем понимании происходящего. Я хотел бы, чтобы вы объединились по трое. Выберите себе партнеров, мнение которых вам интересно узнать... Пусть каждая микрогруппа возьмет себе большой лист бумаги и коробку с восковыми мелками или карандашами...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|