Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели как предмет психологической работы в группе 5 глава




Пожалуйста, нарисуйте картину, которая отражала бы ваш взгляд на происходящее в группе. Постарайтесь выразить в рисунке, чего мы уже достигли, что нам еще предстоит сделать, в какой атмосфере мы работаем, как общаемся друг с другом, к каким целям стремимся, какие чувства у нас преобладают, как мы оказываем взаимное влияние друг на друга. Представьте в своей картине наиболее интересные для вашей подгруппы аспекты групповой работы, отметьте то, что вам нравится и чем вы недовольны. Вы можете использовать три Цвета: один цвет для изображения того, что вам нравится в группе, второйдля того, чем вы недовольны, и третийдля нейтральных событий. У вас есть на это 1 час...

После этого участники всех троек собираются для общегруппового обсуждения, предварительно свернув и отложив свои картины в сторону. Предложите им коротко обменяться впечатлениями. Затем каждая под-гРУПпа по очереди выкладывает свои рисунки в центре круга. Авторы сна-

чала молча выслушивают мнения и догадки остальных членов группы о содержании картины и лишь затем дают свои собственные комментарии. Потом наступает очередь следующей тройки.

В завершающем обсуждении можно осторожно подвести итог и проанализировать, с какими трудностями группе уже удалось справиться, какие проблемы стоят перед ней в данный момент, и какие сложности могут возникнуть в будущем.

"Ритуал.

Упражнение 10 (Клаус В. Фопель)

В некоторых группах и групповых ситуациях конфликты упорно возникают снова и снова. Проблема состоит не в том, что конфликт не выражен явно, но скорее в стереотипе взаимодействия, включающемся всякий раз, когда группа сталкивается с трудностями. В ситуациях, когда очевидно, что группа находится на грани конфликта, Вы можете предлагать группе продолжить обсуждение болезненной темы с помощью представленного здесь ритуала. Обращение к нему поможет продуктивно преобразовать энергию конфликта.

Суть этого ритуала состоит в следующем:

— Необходимо без слов договариваться о том, кто будет говорить следующим. Это помогает постоянно поддерживать внимание участников на высоком уровне и дает возможность каждому изменить свою точку зрения на конфликтную ситуацию.

— Как только участникам группы удается хоть раз сообща справиться с этой задачей, они убеждаются в том, что способны достичь согласия, и это служит дополнительным стимулом к продолжению работы.

Этот способ можно использовать для работы не только с хроническими конфликтами, но и с различными возникающими в ходе работы группы проблемами.

■Инструкция: Я хотел бы предложить вам ритуал, который поможет продолжить работу над вызывающей разногласие темой. Смысл его заключается в том, что вы должны без слов договариваться о том, кто имеет право говорить. При этом должны соблюдаться следующие правила:

1. В каждый момент говорит только один член группы.

2. Говорить может только тот, кому все остальные дали на это разрешение.

3. Разрешение говорить человек получает, когда все остальные члены группы жестом указывают на него.

4. Во время процесса принятия решения ничего говорить нельзя.

5. Если кто-то хочет получить слово следующим, ему разрешается выразить свое желание, указав пальцем на самого себя.

6. Тот, кто получает слово, может произнести не более одного предложения.

7. Ритуал заканчивается при соблюдении двух условий: если кто-то из членов группы выскажется за его прекращение, и если после этого высказывания никто больше не получит слова. В случае же, если все члены группы (кроме того, кто пожелал закончить ритуал) демонстрируют желание продолжить работу, указывая на следующего, то это означает, что процедура продолжается.

Я буду следить за тем, чтобы все правила соблюдались.

чувства и ожидания

Упражнение 11 (Е. Гудисун)

Во многих группах участники со временем начинают испытывать сильные чувства друг к другу. Однако значительная часть этих чувств остается невыраженной, потому что участники опасаются спровоцировать в группе конфликтную ситуацию. Например, я могу опасаться, что выражение моей сильной симпатии к одному из участников вызовет у кого-то ревность, или же на группу отрицательно повлияют проявление мои негативных чувств, например, гнева или соперничества.

С другой стороны, я и сам могу предполагать, что другие участники испытывают ко мне разноречивые чувства. Например, я могу считать, что кто-то не любит меня за мои частые выступления, или что кто-то хотел бы моего исключения из группы, поскольку я пользуюсь авторитетом у значимого для него члена группы.

В том случае, когда тайные чувства, опасения, желания и страхи не могут быть высказаны, участники группы либо занимают отстраненную позицию, либо увязают в псевдоконфликтах.

Это упражнение помогает участникам высказать то, что у них накопилось, и провести четкую грань между своими и чужими чувствами. При этом важно, чтобы после завершения упражнения было отведено достаточно времени для открытого обсуждения полученной информации и для использования появившихся в результате работы новых возможностей.

[Инструкция: Я хотел бы предложить вам упражнение, которое даст возможность каждому желающему открыть другому то, что до их пор оставалось невысказанным. Речь может идти о чувствах, в которых вам было трудно признаться, или о предполагаемых чувствах другого человека, о желаниях, опасениях, разногласиях и о обо всем, что до сих пор оставалось тайной. При этом вам надо будет соблюдать несколько простых правил:

1. Тот, кто хочет сообщить о чем-то, что раньше держалось в тайне, обращается прямо к адресату своего послания.

2. Адресат слушает молча и глазами поддерживает контакт с говорящим.

3. После этого слово может взять следующий член группы.

У ресницы

Упражнение 13

'Вариант 1 (Дж. О. Стивене)

Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению человеку, тот же, кто нарушает наши границы, кажется нам бесцеремонным или тяготит нас.

Немало конфликтов возникает в силу того, что в ходе повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории, а также сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.

Данное упражнение помогает участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

[Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое поможет вам научиться стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-либо причине трудно общаться...

Сядьте напротив друг друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам "стоп!" или "подойди поближе"?

Я хотел бы, чтобы вы сейчас молча поэкспериментировали друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь ладонями и кончиками пальцев ладоней партнера, так, чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите друг другу в глаза и начинайте осуществлять соприкасающимися ладонями и пальцами

различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит "стоп!"?

Теперь исследуйте ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела, и которую он готов защищать. По-разному пододвигайте руки к партнеру и выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница, и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую "политику границ" использует каждый из вас, и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом...

'Вариант 2 (Д. Блох)

Это упражнение предназначено для того, чтобы помочь двум конфликтующим между собой участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (В продвинутых группах Бы можете видоизменить упражнение, разделив группу на четверки, чтобы в каждой подгруппе было два конфликтующих участника, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый из нас определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, а также в том, чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами является предпосылкой нашего самоуважения.

■Инструкция: Прежде всего, убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

1. В первой части эксперимента в центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А выйти на середину и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает.

2. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

3. Спросите А кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство.

Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Они могут, исполняя различные роли (мужчины /женщины, знакомого /чужого и т.д.), вступать в личное пространство А, при этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А нескольких человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этих этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

4. Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. Здесь следует выяснить, насколько гибко этот человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

5. Пусть теперь Б войдет в личное пространство А, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. В заключение пусть Б вступит в личное пространство А так, как он это хотел бы сделать это, учитывая только что полученную информацию.

6. Повторите всю процедуру с участником Б.

7. Обсудите упражнение.

/Лаксимум. — м.иним.ум.

Упражнение 14

Этот эксперимент помогает участникам группы вывести на поверхность латентный конфликт и прояснить различные позиции, занимаемые участниками по отношению к конфликту двух сторон. Процедура обсуждения в этом упражнении включает в себя три этапа, на каждом из которых участники объединяются в новые пары по определенной схеме. Это необходимо для того, чтобы члены группы имели возможность обсуждать позиции с разными партнерами и могли изменить свою точку зрения.

Инструкция: Сформулируйте участникам вопрос, по поводу которого Вы хотели бы выяснить их мнение. Задайте крайние точки зрения на этот вопрос (например, по вопросу о том, можно ли делить детей на классы по их способностям, одни люди считают, что можно и нужно, другие считают, что нельзя ни в коем случае). Попросите участников оценить свое мнение по поводу вопросов, которые Вы будете задавать, при помощи оппозиций, например: за — против, оптимист — пессимист, можно — нельзя и т.д.

Проведите на полу четкую прямую линию, концы которой будут обозначать максимальную степень выраженности каждого из противоположных мнений. Затем попросите участников занять такое место на этой шкале, которое соответствует их представлениям, поведению, чувствам. Обратите их внимание на то, что речь здесь идет не о выражении их желаний, но о выяснении существующего положения дел. Попросите участников молча занять свое место на этой линии. Скажите им, что определить свое место может быть трудно, и что небольшие неточности вполне допустимы. Затем предложите им взглянуть, какое место занял каждый из членов группы.

После этого попросите членов группы объединиться в пары, причем по следующему принципу:

У собеседников каждой пары есть 10 минут для того, чтобы обсудить друг с другом свои точки зрения. Теперь предложите участникам новое разделение на пары по следующей схеме:

Снова дайте им 10 минут для обмена мнениями, а затем предложите третью схему формирования пар:

Снова дайте партнерам 10 минут для обсуждения.

В заключение — общегрупповой обмен впечатлениями.

конфликта

Упражнение 15 (М. Эрпих)

Это упражнение особенно полезно в том случае, когда группа разделилась в каком-то вопросе на две противоборствующие подгруппы. Многократное использование приема, называемого "аквариум", позволяет участникам рассматривать исходный конфликт все более дифференцированно и находить общность с членами исходно "враждебной" подгруппы.

шнструкция: Предложите, чтобы одна из подгрупп (например, некурящие) образовала внутренний круг, а другая (курильщики) — внешний. Вы сами садитесь во внутренний круг. Правом говорить обладают только те, кто находится во внутреннем круге, сидящие же во внешнем круге сначала играют роль зрителей.

Организуйте дискуссию внутри "аквариума". Участникам надо будет придти к единому мнению о том, что отличает их, как группу, от сидящих снаружи. Обычно во время этой дискуссии мнения сидящих в "аквариуме" расходятся (например: "Мы заботимся о здоровье" — "Мы бережно относимся к деньгам"). Проработайте в подгруппе это новое разделение и помогите четко его сформулировать.

На втором этапе все участники разделяются на две новые подгруппы в соответствии с выявившимся аспектом противопоставления (забота о здоровье — бережливость). Теперь во внутреннем круге сидят, например, "бережливые", а во внешнем — "заботящиеся о здоровье". Новый внутренний круг снова должен придти к единому мнению о том, что отличает его участников от членов внешнего круга, и здесь обычно опять возникает новое разделение.

Этот процесс должен продолжаться достаточно долго, чтобы участники группы получили возможность обнаружить широкий спектр сходств и различий.

В конце упражнения вернитесь к исходной противоположности (курильщики — некурящие) и дайте возможность группе прийти к какому-нибудь компромиссу.

Теперь это должно получиться легче.

увеличивающее зеркало

Упражнение 16 (Клаус В. Фопель)

Этот упражнение стоит предлагать двум конфликтующим участникам, не замечающим, как каждый из них постоянно провоцирует противостояние со стороны другого и тем самым мешает постепенному разрешению конфликта. Однако его проведение возможно лишь при условии, что остальные участники группы готовы взять на себя роль "преувеличивающего зеркала" и обладают достаточной для этого гибкостью.

(Инструкция: После того, как Вы получите согласие обеих конфликтующих сторон, предложите им сесть в середине круга.

Сейчас в течение трех минут вам надо будет говорить о сложностях, которые вы испытываете в общении друг с другом, и о том, что вы ощущаете в отношении себя самого и вашего партнера. Через три минуты я прерву вас и попрошу группу помочь вам. Двое желающих членов группы займут ваше место, возьмут на себя ваши роли и заново продемонстрируют то, что происходило между вами в эти три минуты. При этом они должны будут максимально преувеличивать особенности вашего общения и содержание вашего противостояния. Таким образом, у нас будет возможность проверить, понимаем ли мы вас, а вы сможете выяснить, поняты ли вы нами.

У показывающих вас добровольцев будет в распоряжении не больше трех минут, затем вы снова сможете занять свое место в центре круга.

Если вы захотите, вы сможете, прежде чем вернуться к своей исходной теме, обсудить, как вам понравилось воспроизведение вашего общение участниками группы. На этот раз у вас будет пять минут, а затем двое желающих участников попытаются снова продемонстрировать ваше общение. При этом им будет отведено, как и в первом случае, не больше 3 минут.

Продолжайте работать таким образом до тех пор, пока не будет достигнут определенный прогресс.

Раунды дискуссии конфликтующих партнеров должны каждый раз увеличиваться на две минуты.

В конце — общее обсуждение.

ролял1и

Упражнение 17 (традиционное для групп встреч)

Это упражнение можно предлагать в том случае, когда оппоненты никак не могут сдвинуться с мертвой точки в выработке общей позиции. Предлагаемый способ работы поможет им лучше понять другую сторону, по-новому взглянуть на существующий конфликт и сделать дискуссию более продуктивной.

1Инструкция: Мне хочется поблагодарить вас за усилия, которые вы приложили для того, чтобы ясно представить партнеру свой взгляд и свою точку зрения.

Мне хочется дать вам возможность проверить для себя, насколько точно вы цоняли то, что хотел донести до вас партнер. Для этого попробуйте занять позицию партнераидентифицируйтесь с ним, с его взглядами, чувствами и требованиями. Для усиления идентификации вы можете принять его позу и скопировать характерные для него жесты.

Как только кто-нибудь из вас почувствует желание вернуться к своей собственной роли, пусть он сообщит об этом партнеру. Вы сможете тогда обсудить свои впечатления от перемены ролей и продолжить исходную дискуссию.

Если у кого-нибудь из вас, или у кого-то из членов группы, или у меня появится желание, чтобы вы снова поменялись ролями, то вы снова идентифицируетесь с позицией партнера и продолжите обсуждение в новых ролях, до тех пор, пока один из вас не захочет вернуться к своей позиции...

Применяйте эту стратегию до тех пор, пока не убедитесь, что партнеры начинают лучше понимать друг друга.

Скульптура

Упражнение 18 (В. Сатир)

Временами бывает целесообразно предложить обоим оппонентам выразить важные аспекты конфликта не прибегая к речи, а пользуясь лишь своим телом и интуицией.

Смена способа выражения может открыть участникам конфликта новые возможности общения и придать им уверенности.

IИнструкция: Я хотел бы спросить вас, согласны ли вы провести друг с другом небольшой эксперимент. Суть его вот в чем: каждый из вас по очереди должен будет представить себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.

Сначала скульптор ставит партнера в определенную позу и придает нужное положение его рукам, ногам, голове, ладоням, пальцам и даже чертам лица. Партнер совершенно пассивен и позволяет лепить из себя все, что угодно. Скульптор должен приложить все усилия, чтобы придать скульптуре то положение, которое является с его точки зрения наиболее выразительным. Когда он придаст окончательную форму партнеру, он сам становится в нужную с его точки зрения позу.

Когда работа будет готова, ему надо будет сказать об этом партнеру и всем нам.

После этого вы поговорите о том, что привлекло ваше внимание, о том, что вы чувствовали в процессе изготовления скульптуры, какие мысли приходили вам в голову. Вероятно, вначале лучше высказаться пассивному партнеру.

Когда у вас возникнет впечатление, что вы уже все обсудили, вам надо будет поменяться ролями и снова с самого начала осуществить весь только что описанный мной процесс. Мы все будем внимательно наблюдать за вами, чтобы суметь лучше понять вас, а потом расскажем вам о своих наблюдениях и ассоциациях.

В заключение вы сможете сообща определить, чего вы достигли в ходе вашего взаимодействия, и как вам хотелось бы продолжить свое общение.

Вы также можете предложить партнерам отразить в своей скульптуре определенные ситуации их противостояния, или же включить в скульптуру других участников, игравших важную роль в их конфликте.

получаем.отдаем.

Упражнение 19 (Клаус В. Фопель)

Это упражнение помогает участникам, пользуясь искусством ведения переговоров, преобразовывать конфликты в дружелюбные компромиссы. Исходным пунктом здесь выступают примерно следующие базовые положения:

— Конфликты удается более или менее устойчиво решать лишь в том случае, когда каждая из сторон получает в ходе переговоров какой-нибудь существенный с его точки зрения позитивный результат. С конфликтами работать легче, если мы рассматриваем их как процесс, происходящий между двумя деловыми партнерами: за то, что мы хотим получить, нам надо чем-то заплатить.

— Мы проявляем больше гибкости в переговорах, когда отчетливо осознаем, во-первых, наши собственные желания в отношении партнера и, во-вторых, различные варианты того, чем мы готовы расплатиться с ним.

Это упражнение особенно хорошо подходит для естественных групп, а во временных группах его можно предлагать в том случае, если участники хорошо знают друг друга, иначе им будет трудно понимать и учитывать желания друг друга.

IИнструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст вам возможность уладить мелкие разногласия и недовольства, возникшие у вас в ходе совместной работы.

Посмотрите сейчас на участников группы и определите, с кем из них вы хотели бы улучшить отношения. Выберите трех человек. Затем возьмите три карточки и на каждой их них напишите следующее:

1. Имя соответствующего участника.

2. По меньшей мере, три ваших желания в отношении этого человека. Каждое желание должно конкретно описывать, что должен сделать этот человек или что он должен вам дать.

3. По меньшей мере, пять возможных вознагражденийспособов, которыми вы хотели бы расплатиться с партнером.

Заполнив карточки, вы можете начинать переговоры друг с другом. Следите за тем, чтобы к концу переговоров каждый остался доволен и мог себе сказать: "Я достиг хорошего результата". Заключите между собой небольшой договор, который конкретно зафиксирует, что

каждый из вас отдает и что получает. Основное содержание договора запишите себе на карточки.

Разделите комнату на две части — "пространство переговоров" и "пространство ожидания". Отведите на это упражнение достаточно времени для того, чтобы каждый успел провести свои переговоры.

В заключение попросите каждого кратко изложить итоги своих переговоров на общегрупповом обсуждении.

/Аежгрупповая встреча

Е 20

Это упражнение помогает противостоящим друг другу группам или подгруппам лучше понять друг друга и создать основу для объединения. (В предлагаемой инструкции я исхожу из противостояния внутри группы.)

(Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в ходе которого каждая подгруппа сможет сосредоточиться на характерных для нее особенностях, которые отличают ее от другой подгруппы или объединяют с ней.

Я хотел бы, чтобы те, кто стоит на точке зрения А, объединились друг с другом так же как и те, кто отстаивает точку зрения Б. Все, кто занимает нейтральную позицию, пусть также объединятся и будут наблюдателями.

Группы Аи Б будут сейчас работать отдельно друг от друга, лучше всего — в двух разных комнатах. Каждая из групп должна будет выполнить три задачи:

1. Описать свою группу, отметив, что для нее характерно, и что объединяет ее членов.

2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой группы.

3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложилось у членов другой группы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о ней.

Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через час я передам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников. (1 час.)

Наблюдатели могут присоединиться к любой группе, но при этом не имеют права говорить.

Пусть обе группы работают отдельно, а через час передайте им списки друг друга.

А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о другой группе оказалось не вполне верным. Какая информация о другой группе оказалась для вас

совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чемчлены другой группы? У вас снова есть один час...

В заключение соберите всех для общего обсуждения и предложите обеим группам обменяться впечатлениями. Спросите участников, поможет ли им полученная информация достигнуть компромисса в исходном спорном вопросе.

Конфликты и сплоченность

Упражнение 21 (Клаус В. Фопель)

С точки зрения групповой согласованности, конфликты между участниками группы призваны выполнять важную задачу. Они предоставляют возможность выразить амбивалентные чувства, неизбежно возникающие в любых значимых отношениях. Более того, незначительные конфликты взаимно нейтрализуют друг друга и предотвращают раскол группы в результате какого-нибудь центрального конфликта.

С другой стороны, важным является, разумеется, наличие объединяющего всех членов группы общего согласия в каких-то базовых вопросах. Такое согласие дает им возможность чувствовать себя достаточно уверенно при столкновениях между собой в разного рода мелких конфликтах. Это упражнение поможет членам группы понять, в чем состоит базовое согласие в их группе, а также выяснить, есть ли в группе небольших конфликты, обеспечивающие достаточно высокую степень групповой сплоченности.

■ Инструкция: Я хотел бы предложить вам эксперимент, который поможет вам всем проверить прочность нашего единства как группы. Значимость наших отношений можно определить, помимо всего прочего, по тому, в какой мере они провоцируют между нами конфликты. Все вы знаете поговорку: "Кого люблю, того дразню". К тем, кто нам безразличен, мы не испытываем ни особо теплых чувств, ни особо враждебных. Правда, мы часто считаем, что именно в значимых и ценных для нас отношениях конфликтов быть не должно.

Наличие в группе определенного количества небольших конфликтов является знаком того, что она полна жизни и сил, и ее участники ценят друг друга.

Мне хотелось бы, чтобы вы проанализировали, достаточно ли у нас небольших конфликтов для того, чтобы внешний наблюдатель мог о нас сказать: "Да, это сплоченная группа".

Разделитесь на тропки.

Сейчас вам надо будет сделать следующее: нарисуйте картину в центре которой символически изобразите то, в чем, по вашему мнению, состоит базовое единство нашей группы, тот общий для всех исходный пункт, который всех нас объединяет. Затем составьте перечень всех имеющихся у нас конфликтов и нарисуйте их вокруг центрального образа картины. При этом постарайтесь, чтобы зрителям было понят-

но, кто участвует в том или ином конфликте. Я надеюсь, что вы сможете найти достаточное количество небольших конфликтов. Не забудьте проверить и изобразить, в какой мере вовлечен в те или иные конфликты и я. Для этой работы у вас есть один час...

Во время обсуждения дайте всем группам по очереди представить свои картины и пояснить их. Помогите членам группы определить, какие конфликты они хотели бы оставить, какие должны быть решены самими участниками конфликта, а в каких им хотелось бы получить помощь со стороны остальных.

Часть 4

Развитие команды

TEAMENTWICKLUNG

Введение

Собранные в этой части книги упражнения предназначены для проведения семинаров, целью которых является развитие рабочего коллектива как команды. Здесь представлены упражнения, различные по стилю и тематике, но все они направлены на проработку проблем, наиболее часто встречающихся в ходе развития группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...