Тема «Следственные действия»
(в интерактивной форме деловой игрой)
1. Понятие, виды и система следственных действий. 2. Общие правила производства следственных действий. 3. Протокол следственного действия.
Начальный этап: определение в качестве основной цели – выработка практических навыков производства следственных действий в соответствии с предъявляемыми законными требованиями. Студентам предлагаются фабулы: 1) в полицию обратилась гражданка Р. и сообщила, что около 30 минут назад, неизвестный ей мужчина вырвал у нее из рук сотовый телефон и скрылся. Пострадавшая сообщила также приметы мужчины и через 20 минут он был задержан на ул. Кольцовская при попытке сбыть сотовый телефон кому-нибудь из проходящих мимо граждан. 2) в полицию обратился гражданин К., который сообщил, что несколько часов назад был угнан принадлежащий ему автомобиль. Через 2 часа данный автомобиль был обнаружен в другой районе города. В автомобиле находился гражданин М. в нетрезвом состоянии. Основной этап: студентам необходимо: - определить перечень неотложных следственных действий, необходимых для закрепления доказательств; - в зависимости от определенных следственных действий распределить между собой роли участников уголовного судопроизводства (потерпевший, подозреваемый, следователь, эксперт, понятые и т.д.); - воспроизвести данные следственные действия. Заключительный этап: подведение итогов, анализ ошибок.
Литература: Нормативные правовые акты Конституция РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12. 2001. № 174-ФЗ // ГАРАНТ – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http: // www.garant. Основная литература: Уголовно-процессуальное право: учебник / Под ред. В.М. Лебедева. – М., 2012. – С. 462-553.
Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. – М., 2010. – С. 509-552. Уголовно-процессуальное право: практикум / В.В. Хатуаева, Е.В. Рябцева, А.А. Дядченко. – Воронеж, 2011. – С. 35-40. Дополнительная литература: Алонцева Е.Ю. Полномочия следователя по производству следственных действий, выполняемых с разрешения суда [Текст]: научно-практическое пособие / Е.Ю. Алонцева. –М.: Юрлитинформ, 2008. – 154 с. Белоусов В.И. Проверка показаний на месте в ходе предварительного расследования / В.И. Белоусов, А.И. Натура. – М.: Юрлитинформ, 2006. –144 с. Гаврилин Ю.В. Следственные действия [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ю.В. Гаврилин, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. –М.: Книжный мир, 2006. – 187 с. Еникеев М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология [Текст]: учебное пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов. – М.: Проспект, 2007. – 216 с. Практическое занятие № 2 Тема «Судебное разбирательство» (в интерактивной форме деловой игрой)
1. Понятие и назначение стадии судебного разбирательства. 2. Общие условия судебного разбирательства и подготовительная часть судебного заседания. 3. Судебное следствие, прения сторон и последнее слово подсудимого. 4. Сущность и виды приговоров. 5. Вопросы, разрешаемые при постановлении приговора. 6. Структура и содержание приговора. 7. Порядок постановления приговора. 8. Определение суда.
Начальный этап - постановка в качестве целей занятия: - определение уровня теоретических знаний и основ практического применения уголовно-процессуального закона при проведении судебного разбирательства, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также знания студентами позиций Конституционного и Верховного судов РФ, Европейского Суда по правам человека;
- выявление ошибочного уяснения сущности уголовно-процессуального законодательства, в частности его отдельных норм в области регулирования порядка проведения судебного разбирательства; - формирование и закрепление навыков практического применения и профессионального поведения участников судебного разбирательства, продемонстрированных лично или наблюдаемых в ходе проведения данной деловой игры; - выявление способностей студентов по самостоятельному (но соответствующему УПК РФ) и оперативному разрешению процессуальных казусов, внедрению в учебный процесс основ толкования процессуального закона; - выявление способности к оценке доказательств и процессуально правильному аргументированию своей позиции; - выявление уровня владения навыками составления мотивированных процессуальных документов; - воспитание персональной профессиональной ответственности за принятые в ходе проведения судебного разбирательства процессуальные решения. Участникам на основе распределения процессуальных ролей предлагается в условиях, приближенных к реальности, провести судебное разбирательство по одной из ранее выбранных фабул уголовного дела (материалы уголовного дела могут быть предложены руководителем деловой игры или подготовлены студентами самостоятельно). Исходя из уточненной фабулы уголовного дела, составляется список участников деловой игры. Участники игрового коллектива в зависимости от выполняемой процессуальной роли готовят необходимые процессуальные документы (например, ходатайства об исключении доказательств, ходатайства о вызове свидетелей, об истребовании документов, ходатайство о прекращении уголовного дела, т.д.), а также развернутые тезисы выступлений в судебных прениях. Игровой этап: состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. В ходе вступительного этапа руководитель обозначает вид деловой игры, ее специфику, определяет цели, которые необходимо достигнуть в результате проведения деловой игры «Судебное разбирательство» и ее регламент. Основной этап заключается в ролевой деятельности участников игрового коллектива, которая реализуется в соответствии с разработанным сценарием деловой игры. Руководит судебным разбирательством председательствующий, который определяет его регламент (ст.ст. 257, 258 УПК РФ).
Заключительный этап. Подведение итогов и обсуждение результатов деловой игры.
Литература Нормативные правовые акты Конституция РФ. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12. 2001. № 174-ФЗ // ГАРАНТ – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http: // www.garant. Уголовный кодекс Российской Федерации 13.06.1996 № 63-ФЗ // ГАРАНТ – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http: // www.garant. Основная литература: Уголовно-процессуальное право: учебник / Под ред. В.М. Лебедева. – М., 2012. – С. 623-698. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. – М., 2010. – С. 636-747. Уголовно-процессуальное право: практикум / В.В. Хатуаева, Е.В. Рябцева, А.А. Дядченко. – Воронеж, 2011. – С. 49-55.
Дополнительная литература: Лазарева В.А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе [Текст]/В.А. Лазарева. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. Ломаева Н.Н. Сущность уголовно-процессуальной формы [Текст] / Н.Н. Ломаева // Ученые записки. Вып. 8. –Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2007. Рябцева Е.В. Судебная деятельность в состязательном уголовном судопроизводстве [Текст] / Е.В. Рябцева. Воронеж, 2005. Рябцева Е.В. Судебная власть в уголовном процессе России [Текст]/ Е.В. Рябцева. Москва. 2008. Практическое занятие № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|