За пробы на автоматизированную речь
0 - Плавное и безошибочное произнесение упроченных речевых рядов (числа, дни недели, месяцы) в прямом и обратном порядке. 1 - Одна ошибка в обратном ряду с самокорреци- ей или безошибочное, но неплавное выполнение. 2 - Множественные ошибки в обратном ряду или единичные в прямом, частично коррегируемые после указания на них. 3 - Невозможность выполнения теста даже в прямом порядке. За пробы на понимание слов 0 - Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных слов и серий слов с картинка- ми с первого предъявления. 0,5 - Неуверенность, увеличение латентного периода выбора. 1 - 1 — 2 замены семантически или фонетиче- ски близких слов с коррекцией. Или 1 — 2 наруше- ния порядка стимулов внутри группы слов с коррекцией. Или однократная необходимость повторного предъявления. 1,5 - Негрубое сужение объема восприятия: 1 — 2 пропуска слов в серии. Или 1 — 2 далекие за- мены с коррекцией. Или многократная необходи- мость повторного предъявления. 2 -Множественные пропуски, замены, нару- шения порядка стимулов с частичной коррекцией. Горизонтальные повторы (показ одной и той же картинки дважды). 3 - Некоррегируемые ошибки всех указанных выше типов в половине предъявленных для пони- мания стимулов. За пробы на понимание логико- грамматических конструкций 0 - Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных фраз с картинками с первого предъявления. 0,5 - Неуверенность, увеличение латентного периода выбора. 1 - 1 — 2 ошибки в понимании активных/пас- сивных конструкций или пространственных предло- гов с самокоррекцией или однократная необходи- мость повторного предъявления. 2- Многократные ошибки в понимании актив- ных/пассивных конструкций или семантически близких пространственных предлогов (типа над/ под) с частичной коррекцией. Или ошибки в пони- мании семантически далеких предлогов (типа в/ перед) с частичной коррекцией. Или многократная необходимость повторного предъявления.
3 - Некоррегируемые ошибки всех указанных выше типов более чем в половине предъявленных для понимания фраз.
За исследование письма
0 - Автоматизированное письмо без парагра- фий. 0,5 - Дизавтоматизированное (замедленное, напряженное, неуверенное) письмо без парагра- фий. 1 - Одна параграфия, персеверация или пропуск буквы с самокоррекцией, или легкая тен- денция к микро/макрографии, или дизметрии при написании букв. 1,5 - Выраженные микро/макрографии или дизметрии при написании букв, или множественные параграфии (замены, пропуски, перестановки букв), или персеверации с самокоррекцией. 2 - Множественные параграфии с частичной коррекцией после указания на ошибку или сохран- ность автоматизированного письма (имя, фамилия и т. п.) и копирования при невозможности активного произвольного письма. 3 - Невозможность письма. За исследование чтения 0 - Плавное, просодически не измененное чтение без персевераций и паралексий. 1 - Легкие изменения просодики с возможно- стью улучшения разборчивости речи при дополни- тельных усилиях больного. Или 1 — 2 паралексии, персеверации или симптомы угадывания с самокоррекцией. 2 - Грубые дефекты просодики или множест- венные паралексии, персеверации, угадывания с неполной коррекцией. 3 - Вышеуказанные и некоррегируемые нару- шения делают чтение больного полностью нераз- борчивым. За свобоДные и направленные ассоциативные реакции В каждом из трех тестов (свободные ассоциа- ции, грамматически опосредованные ассоциации— называние глаголов и семантически опосредован- ные ассоциации — называние растений) оценива- ются тремя показателями:
1. Речевая активность — среднее количество продуктивных ассоциаций за 1 минуту в одном тесте, т. е. из общего количества актуализи- рованных слов вычитаются повторы, словосочета- ния, неадекватные заданию слова, например «лист» вместо названия растения или существи- тельное вместо глагола. Этот показатель в норме не ниже 21 слова для испытуемых моложе 50 лет и не ниже 15 слов для испытуемых старше 50 лет. Уменьшение возрастного норматива не более чем на 25% оценивается баллом 1, на 25 — 50% — бал- лом 2, более чем на 50% — баллом 3. 2. Инертность ассоциативных процессов — общее количество повторов и не- адекватных заданию слов, деленное на количество актуализированных слов. Возрастные нормативы составляют 0,03 для испытуемых моложе 50 лет и 0,025 для испытуемых старше 50 лет. Превышение возрастного норматива не более чем на 25% оце- нивается баллом 1, на 25 — 50% — баллом 2, более чем на 50% — баллом 3. 3. Объем семантических полей (индекс семантизации) — общее количество ассоциаций, деленное на число семантических по- лей. Возрастные нормативы составляют 4,5 для испытуемых моложе 50 лет и 6,5 для испытуемых старше 50 лет. Понижение возрастного норматива не более чем на 25% оценивается баллом 1, на 25— 50% — баллом 2, более, чем на 50% — баллом 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ Исследование мнестических функций включает следующие тесты на слухоречевую память: заучи- вание 10 не связанных по смыслу слов за 5 предь- явлений; запоминание двух групп по 2 слова; двух групп по 3 слова; двух фраз; рассказа; тест на двигательную память: запоминание двух серий из трех движений; тест на зрительную память: запо- минание и узнавание двух групп из трех изображе- ний реальных предметов и двух групп из трех геометрических невербализуемых фигур. В каждой пробе анализируется непосредственное и отсро- ченное (после интерференции) воспроизведение. В пробе на запоминание двух групп по 3 слова воз- можно также отдельно оценивать непроизвольное запоминание (первое воспроизведение с инструк- цией: «Повторите») и произвольное запоминание после заучивания. При этом выявляются следую- щие симптомы: 5.1. Снижение продуктивности (макси- мального объема) запоминания в процессе заучивания;
5.2. Повышенная тормозимость следов; 5.3. Флуктуации, истощаемость (неста- бильность) мнестической деятельно- сти при заучивании 10 слов; 5.4. Инактивность заучивания (плато); 5.5. Конфабуляции (вплетения непредь- являвшихся элементов); 5.6. Контаминации групп стимулов (еос- произведение слова «не в своей группе»); 5.7.Трудности удержания последователь- ности (серийной организации) стиму- лов; 5.8. Трудности включения (низкий показа- тель объема заучивания при первом предъявлении); 5.9.Персеверации (горизонтальные и вер- тикальные повторы) элементов; 5.10. Звуковые замены (близким по звуча- нию словом); 5 11. Семантические замены (близким по смыслу словом); 5.12. Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой).
КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК За заучивание 10 не связанных по смыслу слов В соответствии с приводимой таблицей (табл.1) выставляются 2 оценки: за продуктивность (объем) запоминания — максимальный результат заучива- ния (3) в течение 5 предъявлений и за прочность запоминания при отсроченном воспроизведении после интерференции (ОВ) с учетом уровня обра- зования: в.о. — высшее и незаконченное высшее образование; с.o. — среднее и незаконченное среднее образование.
За запоминание двух групп слое или двух фраз (2 оценки) 0 - Полное и правильное непосредственное воспроизведение стимулов после одного предъяв- ления и возвращение к ним после гетерогенной и гомогенной интерференции. 0,5 - Неуверенное воспроизведение или одна ошибка в последовательности стимулов (порядок слов в группе) с самостоятельной коррекцией или одна незначительная лексико-грамматическая ошибка во фразе типа «В лесу на опушке» вместо «На опушке леса» или «Росли яблони» вместо «Росли яблоки». 1 - Два предъявления стимулов необходимы для безошибочного воспроизведения при 3 и ОВ. Или одна ошибка по типу контаминации групп сти- мулов, исправленная после указания на ошибку исследователем. 1,5 - При ОВ после гомогенной интерферен- ции больной забывает одно слово или часть фразы или заменяет их непредъявлявшимся элементом. Две и более ошибок контаминации групп без коррекции.
2 - Забывание двух слов или одной фразы целиком после интерференции. Инертность при запоминании: повтор одних и тех же элементов в двух группах. 2,5 - Забывание трех слов. Неполное воспроиз- ведение даже одной фразы после интерференции. 3 - Больной не может запомнить 2 группы слов или 2 фразы даже после повторного предъяв- ления. Полное исчезновение всех элементов после интерференции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|