Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4 Земельный строй, существовавший до земельной реформы




4 Земельный строй, существовавший до земельной реформы

 

Существовавший в стране земельный строй до начала осуществления современной земельной реформы начал складываться с 1917 года, когда был принят Декрет о земле, а затем, спустя десятилетие, проведена коллективизация сельского хозяйства.

Наиболее характерными чертами этого (советского) земельного строя являются:

1) Единственным собственником всей земли, составляющей территорию страны в пределах ее границ, было государство. Государственная собственность в стране по закону была основной формой социалистической собственности.

2) Земля не могла принадлежать никому, кроме государства.

3) Всем, кому земля требовалась, она предоставлялась только в пользование.

4) Значительные по площади и ценности участки земли предоставлялись землепользователям только высшими государственными органами (Правительство союзной республики, Совет Министров). Считалось, что это обеспечивает охрану и рациональное использование земельных ресурсов страны.

5) В пользование земля предоставлялась бесплатно.

6) Основными землепользователями в сельском хозяйстве были колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия.

7) Гражданам земля предоставлялись в пользование только для ведения личного подсобного хозяйства без применения наемного труда.

8) Существовало право вторичного землепользования: колхозы и совхозы предоставляли в пользование своим работником приусадебные земельные участки.

9) Землепользователи по закону обязывались рационально и эффективно использовать землю.

10) В отношении использования земли на первом месте стояли права государства. Правовой основой использования земель служил земельный кодекс РСФСР и другие законы.

До 1991 года Россия являлась одним из ведущих государств по производству и потреблению продуктов питания на душу населения. Но, несмотря на быстрый рост производительных сил, состояние агропромышленного комплекса, оставалось малоэффективным: снижалась фондоотдача, повышалась материалоемкость, медленно росла производительность труда. Система управления и экономический механизм не отвечали новым требованиям, не стимулировали товаропроизводителей в росте объемов производства и его эффективности. Положение усугублялось командно-административной системой управления, отсутствием самостоятельности хозяйств, практически полной централизацией решения вопросов управления земельными ресурсами на верхних уровнях государственной власти при отсутствии необходимого контроля, за состоянием и использованием земель на местах.

В силу монополии государства на землю и отсутствия надлежащего экономического механизма регулирования земельных отношений, несоответствия экономических интересов общества, отдельных коллективов и граждан в области землепользования снизилась мотивация к труду и повышению плодородия земель, усилилось развитие негативных тенденций в состоянии и использовании земель. Землеустроительная служба страны, претворяя в жизнь решения административно-командной системы, не могла в достаточной степени препятствовать негативным процессам в сфере землепользования и землеустройства.

Все эти обстоятельства определили необходимость проведения земельной реформы, затрагивающей глубинные процессы производства, взаимодействия природы и общества, удовлетворения жизненных потребностей человека.

В связи с этим следует отметить, что ещё в 1989 году Мартовский Пленум ЦК КПСС принял решение о коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе страны, об ускорении социального развития страны. Была поставлена задача возвратить крестьянину положение хозяина на земле, реально заинтересовать его в увеличении производства продукции и повышении ее качества.

Решающее Значение придавалось расширению самостоятельности колхозов и совхозов, других предприятий агропромышленного комплекса; они должны были нести полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности.

 

5 Современная земельная реформа в России и её проведение

(1191 – 2017 гг. )

 

Реформа означает преобразование, изменение, переустройство чего-либо.

Под земельной реформой обычно понимают процесс целенаправленного и последовательного совершенствования системы земельных отношений и экономических методов их регулирования с целью улучшения использования земель и повышения благосостояния крестьян и народа в целом.

Имеется и более научное понятие земельной реформы.

Земельная реформа – это совокупность правовых, экономических, технических и организационных мер, осуществляемых государством и обеспечивающих переход к новому земельному строю, соответствующему поставленным целям.

Земельная реформа в России проводится не впервые. Первой земельной реформой можно считать писцовые межевания, начало которым было положено при Иване IV (Грозном), работы начались в 1551 году.

В ходе этих работ писцы должны были:

– осуществить записи о землях поместных и вотчинных, сёл и деревень по видам и землевладениям (бояр, окольничих, стряпчих, иноземцев, монастырских, церковных и др. ); одновременно описать население и его занятия (количество дворов в каждом селе, поименно людей в них, занятость людей);

– сверить наличие земель по ранее выданным документам на право владения;

– описать земли по видам угодий (пашня, покосы,, леса и т. д. );

– разрешать земельные споры.

Следующий этап – Генеральное межевание. Начало – 19. 09. 1765 г. с изданием Екатериной II «Высочайшего манифеста о генеральном размежевании земель во всей Империи».

Манифест и «Генеральные правила» устанавливали цель Генерального межевания – «Утвердить спокойствие, права и надежность каждого владельца в его имении».

Прямая задача Генерального межевания – «размежевать дачи, а не владельцев, кроме тех которые разведутся полюбовно». Правила предписывали «все земли межевать не к именам владельцев, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям». Главная цель – охватить страну сетью генеральных дач с твердо укрепленными юридическими и техническими границам, почти не касаясь отношений между землевладельцами внутри них.

Поэтому 02. 10. 1806 г. были изданы «Высочайше утвержденные Правила о специальном размежевании генеральных дач через уездных землемеров», должности которых были введены ещё в 1775 году.

Эти работы продолжались вплоть до реформы 1861 года. 19. 02. 1861 г. Александр II утвердил Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Одновременно был подписан Манифест о Крестьянской реформе.

Следующая земельная реформа в России носит название Столыпинской. Начало реформы относят к выходу Указа императора Николая II – 6 ноября 1906 г. Главное содержание реформы составило разрушение крестьянской общины и насаждение частной крестьянской собственности через организацию хуторов и отрубов.

Следующий этап земельных преобразований в России связан с Великой октябрьской социалистической революцией 1917 года.

26 октября – по новому стилю 8 ноября 1917 г. Вторым Всероссийским съездом Советов был принят, предложенный В. И. Лениным Декрет о Земле, ставший основой глубоких преобразований не только в аграрной, но и в Политической сфере нашего общества.

В Декрете провозглашалась отмена частной собственности на землю. Вся земля – государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т. д. отчуждалась безвозмездно, обращалась во всенародное достояние и переходила в пользование всех трудящихся на ней.

Началом современной земельной реформы считается принятие Верховным Советом РСФСР постановления от 23 ноября 1990 г. «О введении в действие Закона РСФСР «О земельной реформе».

Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. №30 была утверждена Республиканская программа проведения земельной реформы на территории РСФСР.

Согласно программе, Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель на территории РСФСР.

Предполагалось, что Земельная реформа будет проводиться в 2 этапа. На первом её этапе осуществляется закрепление земель в федеративную собственность РСФСР и собственность республик, входящих в её состав, уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, организацией и учреждений, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены за землю.

На втором этапе осуществлялась передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Содержание Программы исходит из того, что Земельная реформа предусматривает введение многообразия форм собственности и стимулирование развития новых форм хозяйствования, а также экономически обоснованное и социально справедливое перераспределение земель для организации их более рационального использования, экологизацию землевладения и землепользования.

Предполагалось, что в результате осуществления Программы будут созданы условия для равноправного развития коллективных, индивидуальных и других форм использования земли, для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, защиты земель от негативного влияния антропогенной деятельности и вредных природных процессов.

Ожидалось, что проведение земельной реформы позволит в ближайшее время преобразовать земельные отношения внутри хозяйств, изменить в них отношение к земле и повысить её продуктивность, создать 80-100 тысяч крестьянских хозяйств, в 1, 5-2 раза увеличить площадь земель в личных подсобных хозяйствах, в основном обеспечить потребность граждан в садовых и огородных участках и увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции в 1, 5-1, 8 раза.

Что же такое современная земельная реформа?

Современная земельная реформа состоит в следующем:

1) Государственное мероприятие, проводимое в интересах определенных классов или групп, стоящих у власти.

2) Формирование нового земельного строя.

3) Изменение земельных отношений.

4) Преобразование форм собственности на землю и форм хозяйствования на земле.

5) Перераспределение и передел земли между собственниками и пользователями.

6) Формирование законодательной базы с учетом новых земельных отношений.

7) Изменение форм устройства территории.

8) Максимальное ограничение роли государства как субъекта экономики и сведение его роли к контролю за денежной массой и правовому обеспечению проводимой реформы.

Что касается целей и задач земельной реформы, то в Программе они отражены в основном правильно. Но реализация Программы земельной реформы проводилась совершенно по другому сценарию. Даже авторы Программы очевидно и не подозревали, что все пойдет по-другому.

Экономическая реформа в целом, в том числе и Земельная реформа 90-х годов преследовала не экономические, а идеологические цели: смену общественного, в том числе и земельного строя, разгосударствление собственности, полное отстранение государства от управления аграрным сектором, разобщение общества, ликвидацию крупных предприятий и создание на их базе миллионов фермерских хозяйств, либерализацию цен, приватизацию агросервисных и перерабатывающих предприятий, сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов, насаждение частнособственнической идеологии, основанной на форме «предоставь свободу действовать».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29. 12. 1991 г.
№ 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» устанавливалось следующее:

Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе, и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.

Размер земельного пая (впоследствии земельной доли) устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»... при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных  угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе.

Порядок реорганизации колхозов и совхозов определялся Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утв. Правительством Российской Федерации от 4 сентября 1992 г.

В соответствии с Положением при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.

В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образования и культуры является использование их по назначению. При этом они переходят в муниципальную собственность.

При определении земельной доли учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий за исключением земельных участков:

- переданных в ведение сельских, поселковых и городских администраций, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в фонд перераспределения земель;

- используемых сортоучастками;

- переданных данному хозяйству в аренду.

К началу земельной реформы в России было следующее количество сельскохозяйственных предприятий в 1991 году (таблица 4).


 

Таблица 4 – Количество сельскохозяйственных предприятий в 1991 году

  Колхозы Совхозы Всего
Число 12, 363 12, 865 25, 228
Общая площадь, тыс. га 118, 724 447, 0 565, 794
Площадь с. -х. угодий, тыс. га 76, 781 261, 135 337, 916

Подсобных хозяйств кол-во - 7064 (площадь - 15336, 1 тыс. га)

Крестьянских (фермерских) хозяйств кол-во - 37581 (площадь - 7400 тыс. га)

 

Это были основные землепользователи в сельском хозяйстве (32 292). Кроме того, в составе землепользователей было большое число несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений. Это было и остается.

Техническую часть реорганизаций колхозов и совхозов выполняли землеустроительные органы.

В результате проведения земельной реформы осуществлена коренная перестройка в сельскохозяйственном производстве России, выполнены мероприятия по приватизации 117, 7 млн. гектаров земли, находящейся в пользовании колхозов и совхозов, в результате чего 11, 9 млн. работников реорганизованных хозяйств стали собственниками земельных долей. В ведение органов местного самоуправления передано 26, 6 млн. га земель для 153, 3 тыс. сельских населенных пунктов, а с прилегающими территориями - 36, 4 млн. га.

На 1 октября 1993 года реорганизовано и перерегистрировано 23798 хозяйств, или 93 % к их общему количеству (25590). При этом на их базе организовано 14570 акционерных обществ, ассоциаций крестьянских хозяйств, товариществ и сельскохозяйственных кооперативов, а также создано 267 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих 14. 5 млн. га земли.

В 1993 году 15, 7 тыс. крестьянских хозяйств отказались от земли. Темпы их создания снижались. Ход проведения земельной реформы контролируется администрацией Президента (информация о работе Контрольного управления Администрации, Президента РФ в 1993 году. «Российская газета» 12 февраля 1994 года).

По данным Роскомзема в 1993 году 7, 7 % (629, 7 тыс. га) площади, выделенной крестьянским хозяйствам не использовалось. Почти пятая часть крестьянских хозяйств имеют площадь до 5 га, одна треть от 6 до 20 га, и только 21 % имеют площадь КФХ 51 и более та. Наиболее мелкие хозяйства находятся в Ленинградской области, Приморском и Краснодарском краях, Новгородской, Брянской, Псковской и других областях.

Проявилось стремление на местах к сохранению земли в тех хозяйствах, которые ею пользовались ранее. Специальный фонд земель для последующего перераспределения во многих республиках, краях и областях не создан или очень мал по площади и плохого качества.

В результате реформы на 1 января 1998 года в России существовало:

1) Ассоциаций крестьянских хозяйств - 1583;

2) Колхозов (вкл. рыболовецкие) - 5244;

3) Сельскохозяйственных кооперативов - 4939;

4) Акционерных обществ - 15623;  

5) Государственных и муниципальных сельхозпредприятий (вкл. совхозы) - 3598;

6) Подсобных хозяйств - 3776;

7) Предприятий сельскохозяйственных научно-исследовательских и учебных заведений - 2101.

Всего сельскохозяйственных предприятий - 36864, крестьянских (фермерских) хозяйств - 257841.

По результатам реформы по состоянию на 01 января 2018 года наличие сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и других хозяйствующих субъектов, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, и площади используемых ими сельскохозяйственных угодий и пашни представлено в таблице 5.


 

Таблица 5 – Хозяйствующие субъекты

 

Хозяйствующие субъекты

Количество

Площади с. -х. угодий

из них пашни

единиц % тыс. га % тыс. га %
Сельскохозяйственные организации 46, 6 79, 0 76, 9
Крестьянские (фермерские) хозяйства 5, 2 9, 9 11, 2
Граждане - собственники земельных участков 12, 7 4, 6 5, 7
Собственники земельных долей 34, 4 5, 2 4, 6
Индивидуальные предприниматели, не образовавшие КФХ 1, 1 1, 3 1, 6
  Всего 100, 0 100, 0 100, 0

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...