Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6 Землеустройство в ходе реформы




6 Землеустройство в ходе реформы

 

В ходе земельной реформы в России был выполнен ряд новых специфических землеустроительных мероприятий:

1) В 1991 году были созданы специальные фонды земель для последующего перераспределения. Специальные земельные фонды формировались в условиях, когда все сельскохозяйственные земли были в постоянном пользовании колхозов и совхозов. Они предназначались для наделения землей граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ, для расселений беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных Сил.

В границах административных районов фонды формировались за счет земель всех категорий:

А) земли, используемые не по целевому назначению;

Б) земли, неэффективно используемые (урожайность на 20 % ниже за последние 5 лет);

В) земли, выбывшие из оборота или переведенные в менее ценные угодья.

2) Установление черты сельских населенных пунктов и передача земель в ведение сельских администраций в соответствии с земельным кодексом РСФСР 1991 г. (ст. 70).

3) Образование землепользовании крестьянских (фермерских) хозяйств. Этот вид работ продолжается.

4) Составление проектов перераспределения земель колхозов и совхозов и их реорганизация (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. ). Основная цель - приватизация земли. Главный результат - определение площади земельных долей (паев), предоставляемых бесплатно в собственность тем, кто на это имеет право.

Земельная доля - часть площади сельскохозяйственных угодий реорганизуемого сельскохозяйственного предприятия, предназначенная для бесплатной передачи в собственность члену трудового коллектива колхоза или совхоза. Определяется при составлении проекта перераспределения земель.

 

7 Основные особенности современного земельного строя России

 

В ходе проведения земельной реформы, в процессе коренных экономических преобразований, происходящих в народном хозяйстве России, создается новый земельный строй, который коренным образом отличается от существовавшего до реформы. Ему присущи новые, ранее не существовавшие земельные отношения и формы землевладения и землепользования. Эти новые особенности земельного строя вызывают необходимость в появлении новых форм организации территории.

Современный земельный строй, который формируется на основе принятых в России законов имеет следующие особенности:

1 Земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

2 Земля может находиться в государственной муниципальной, частной и других формах собственности;

3 Граждане России и их объединения в праве иметь земельные участки в частной собственности, пользовании, владении или аренде;

4 Обеспечивается многообразие и равенство государственной, частной, коллективных форм собственности на землю;

5 Поддерживается развитие всех форм хозяйствования на земле: (сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций), приоритетно использование земли для приусадебного хозяйства;

6 Отменена монополия государства на землю;

7 Функции распоряжения государства землей представлены местным органам исполнительной власти и другим в зависимости от собственности);

8 Использование земли в РФ платное. Формы платы: земельный налог, арендная плата, нормативная цена;

9 Права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли защищаются и гарантируются законом;

10 Предоставленные земельные участки должны использоваться рационально, полно, в соответствии с целевым назначением, должны охраняться от негативных воздействий, повышаться плодородие, соблюдаться режим их использования;

11 Землевладельцы и землепользователи имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

12 Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков несут ответственность за нарушение земельного законодательства;

13 Ведение землеустройства, мониторинга земель, государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием земель осуществляет Федеральная служба Государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

 

8 Уроки земельной реформы

 

Современная земельная реформа началась в 1991 году без соответствующей предварительной подготовки. Отсутствовала научно-обоснованная концепция и программа земельных преобразований, законодательная и нормативная база, не было правового, экономического и организационного механизма регулирования земельных отношений.

Вопрос собственности в земельном хозяйстве и в АПК в целом был решен без достаточной научной проработки. Смысл реформы состоял в раздроблении крупных предприятий АПК, приватизации земли и имущества, во введении частной собственности на средства производства, включая куплю-продажу земли.

Во внимание не принимался тот факт, что само по себе введение частной собственности на землю в сельском хозяйстве автоматически не ведет к повышению его эффективности. Раздел земли и имущества сельскохозяйственных предприятий на земельные доли и имущественные паи составило основное содержание аграрного реформирования в 1991 - 1996 гг.

В результате сельскохозяйственное производство отброшено на десятки лет, деградировал производственный и научно-технический потенциал, разрушена социальная структура села, снижен жизненный уровень, сокращается численность сельского населения, более 60 % продовольственного рынка России заполняется за счёт импорта из зарубежных стран. При этом за 20 лет реформ заброшено свыше 50 млн. га сельскохозяйственных угодий. Посевные площади сократилась более чем на 40 млн. га.

Совет Федерации России обращался еще к бывшему Президенту Б. Ельцину, указывая «Курс реформ в АПК оказался ошибочным, государство практически устранилось от управления процессами, происходящими в аграрной экономике, что привело к развалу производства и крайнему обнищанию сельских жителей».

Проведение земельной реформы обусловило формирование своеобразной модели сельскохозяйственного землепользования в нашей стране, оказавшей негативное влияние как на рациональное использование и охрану земель сельскохозяйственного назначения, так и на эффективность сельскохозяйственного производства в целом, а также на весь уклад жизни российской деревни.

Изменения, проведенные в процессе земельной реформы в формах собственности на землю и в формах хозяйствования, не отразились на улучшении использования и охраны земель и социально-экономического положения сельского населения. Не оправдала себя ориентация на мелкий частный сектор. В результате в АПК получили развитие процессы, которые можно отнести к деградационным и разрушительным.

Провозглашенные в 1991 году Программой земельной реформы её цели в части экологизации сельскохозяйственного землепользования и повышения мотивации к эффективности использования земель не только не были реализованы, но значительно усугубили имевшиеся негативные проблемы, которые не решены до настоящего времени.

Результаты статистических наблюдений свидетельствуют о продолжающейся устойчивой тенденции сокращения площади земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий и используемой пашни, и, главным образом, в связи с отводом их под расширение населенных пунктов.

В настоящее время одной из основных проблем, создающих угрозу экологической, экономической, социальной и в целом национальной безопасности страны является деградация земель. Пашня и другие сельскохозяйственные угодья постоянно подвергаются негативным природным и антропогенным воздействиям, которые приводят к развитию водной и ветровой эрозии почв, опустыниванию, подтоплению и затоплению, заболачиванию, засолению и уплотнению земель, загрязнению их отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению болезнетворными микроорганизмами, дегумификации и закислению почв и т. п.

В общей сложности свыше 70 % сельскохозяйственных угодий страны подвержены различным негативным воздействиям, среди которых основное место занимает водная и ветровая эрозия.

Резко ухудшилось культуртехническое состояние естественных сенокосов и пастбищ вследствие зарастания их кустарником и мелколесьем, закочкаривания и заболачивания.

Состояние и использование земель, в первую очередь, земель сельскохозяйственного назначения непосредственно связано с демографической ситуацией и экономическими условиями производства, сложившимися в результате земельной реформы на сельских территориях.

Согласно официальным данным количество сельских населенных пунктов, в которых в 2012 году не проживало население составило около 20 тысяч (по неофициальным - намного больше), а в четвертой части оставшихся сельских посёлков проживало от одного до 10 человек.

Это признание фактического уничтожения производительных сил села, разрушения крестьянской общины и превращения обжитых веками просторов в одичавшие пустыри с развалинами сел и деревень.

Сокращение и измельчение сельских населенных пунктов привело и приводит к обезлюдению и запустению огромных пространств в сельской местности, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, зарастанию их кустарником и мелколесьем, заселению их вредителями и возбудителями болезней сельскохозяйственных культур, что в итоге угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности России.

Анализ организационно-территориальных условий сельскохозяйствен­ного землепользования страны показывает, что в результате проведенной приватизации и передела земель, находившихся в пользовании колхозов и совхозов, и смены форм хозяйствования на земле произошла полная ломка существовавшей в стране системы сельскохозяйственного землепользования и его территориальной организации.

Этот вывод подтверждается целым рядом факторов.

Так на землях 25, 6 тыс. территориально организованных и инфраструктурно обустроенных бывших колхозов и совхозов, функционировавших до 1991 года, по состоянию на 01. 01. 2018 г., сформировано 2335, 4 тыс. сельскохозяйственных организаций, 258, 2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 1957, 1 тыс. других хозяйствующих субъектов, не считая личные подсобные хозяйства, общества садоводов, огородников, дачников и др.

Таким образом, на территории каждого бывшего сельскохозяйственного предприятия в настоящее время в среднем существует 3 сельскохозяйственные организации и 88 других хозяйствующих субъектов, в состав которых входят крестьянские (фермерские) хозяйства, выделившие свои участки собственники земельных долей и индивидуальные предприниматели, не образовавшие крестьянское (фермерское) хозяйство, то есть землепользование каждого бывшего колхоза и совхоза разделено на 90 частей.

В результате осуществления проведенных «преобразований» существовавшая организация территории сельскохозяйственных предприятий была полностью разрушена, ликвидирована система севооборотов, противоэрозионной защиты земель и хозяйственная инфраструктура, что привело к потере комплексного использования сельскохозяйственных угодий и устойчивости землепользования, деградации сельскохозяйственного производства и к другим негативным последствиям в экономике, состоянии и использовании земель.

Организация территории вновь сформированных землевладений и землепользовании, в том числе сельскохозяйственных организаций, не проводилась и не проводится. Также не проводятся землеустроительные работы по изучению состояния земель, по планированию использования и охраны земельных ресурсов.

Земельная реформа практически лишила земли как сельскохозяйственные организации, сформировавшиеся на базе бывших колхозов и совхозов, так и бывших колхозников, и рабочих совхозов-собственников земельных долей.

По состоянию на 01. 01. 2018 г. количество собственников земельных долей, выделивших земельные участки составило свыше 1, 7 млн. единиц из 11, 9 млн. земельных дольщиков на начальный период. Большая часть земельных долей осталась невостребованной, скуплена за бесценок или разворована. Зато появились латифундии новых помещиков и агрохолдингов, во многих случаях не обрабатываемых и не используемых для производства сельскохозяйственной продукции.

Что касается современных сельскохозяйственных организаций, лишившихся собственной земли, то, например, в собственности товариществ и обществ в 2012 году находилось всего 11, 4 % от площади, используемых ими земель, в собственности производственных кооперативов - только 2 %.

Основную часть земель, используемых сельскохозяйственными организациями, составляют земли, арендуемые у собственников земельных долей, муниципалитетов и невостребованные земельные доли.

Доля сельскохозяйственных угодий, арендуемых у собственников земельных долей хозяйственными товариществами и обществами в 2018 году составила 56, 9 % к площади используемых ими сельскохозяйственных угодий, производственными кооперативами 67, 2 %, государственными и муниципальными унитарными сельскохозяйственными предприятиями - 51, 7%, подсобными хозяйствами - 8, 0 %, прочими предприятиями и организациями - 39, 5 %, казачьими обществами - 0, 8 %, а в среднем по этим хозяйствующим субъектам – 51, 2 %.

Такой характер использования земель создает неустойчивость землепользования, организационно-территориальные неудобства, требует значительных дополнительных транспортных и материальных затрат и не позволяет осуществлять перспективные проекты по стабильному развитию сельскохозяйственных организаций.

Дальнейшее ведение сельскохозяйственного производства при существующей организационно-территориальной, экологической и социально экономической необустроенности земель сельскохозяйственных организаций, выборочное выделение земельных участков собственникам земельных долей без должного учета ландшафтно-экологических и территориально производственных факторов, а также экологическая запущенность сельских территорий в целом могут привести к неуправляемой экологической ситуации, усилению деградации земель и агроландшафтов и снижению уровня производства сельскохозяйственной продукции.

В сложившихся условиях неотложной задачей нормализации организационно-территориального состояния сельскохозяйственных организаций, устранения или смягчения влияния других негативных факторов в состоянии, использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения, наряду с совершенствованием экономического механизма, является разработка проектов организации рационального использования и охраны земель - проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Эти проекты позволяют привести пространственную организацию территории сельскохозяйственных организаций в соответствие с природно-ресурсным потенциалом и экологическим состоянием их земельных угодий, требованиями выращиваемых сельскохозяйственных культур к условиям их произрастания, будут служить территориально-конструктивной основой для внедрения адаптивно-ландшафтных систем земледелия и высокой культуры производства экологически допустимой продукции растениеводства.

Одновременно только на основе таких проектов могут быть правомерно, территориально и хозяйственно обоснованно решены вопросы земельной долевой собственности граждан, рационального использования неиспользуемых или нерационально используемых земельных участков, максимально возможного устранения территориальной и хозяйственной раздробленности и разобщенности земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве.

Не исключаю, что многие из этих задач придется решать Вам после окончания нашего университета. Слишком много негативных проблем, порожденных земельной реформой, накопилось в Российском землепользовании.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...