Меры обеспечения административного процесса 7 глава
(Минторг) является республиканским органом государствен-
ного управления и подчиняется Совету Министров Республи-
ки Беларусь.
В единую систему органов управления в сфере торговли,
общественного питания, бытового обслуживания населения,
внешнеторговой деятельности, защиты прав потребителей и
контроля за рекламой входят: Министерство торговли; уп-
равления (отделы) торговли и услуг облисполкомов и Минс-
кого горисполкома; соответствующие структурные подраз-
деления облисполкомов и Минского горисполкома в сфере
внешнеэкономической деятельности и бытового обслужива-
ния населения; соответствующие структурные подразделе-
ния городских, районных исполнительных комитетов, мес-
тных администраций в сфере торговли, общественного
питания, бытового обслуживания населения, внешнеторго-
вой деятельности, защиты прав потребителей и контроля
за рекламой.
Основными задачами Минторга являются:
проведение государственной политики в области торгов-
ли, координация деятельности республиканских органов го-
сударственного управления, иных государственных органи-
заций, подчиненных Правительству Республики Беларусь,
местных исполнительных и распорядительных органов в
этой области в целях удовлетворения запросов потребителей
в товарах, торговых и бытовых услугах, повышения каче-
ства товаров и культуры обслуживания населения;
анализ состояния потребительского рынка и сферы бы-
тового обслуживания населения и прогнозирование тенден-
ций их развития;
разработка и осуществление совместно с республикан-
скими органами государственного управления, иными госу-
дарственными организациями, подчиненными Правитель-
ству Республики Беларусь, мероприятий, направленных на
формирование внутреннего рынка республики, создание ус-
ловий для роста экспорта товаров и услуг;
координация внешнеторговой деятельности в Республи-
ке Беларусь, работы внешнеторговых организаций;
регулирование отношений, связанных с защитой прав
потребителей, обеслечение в соответствии с законодатель-
ством защиты прав потребителей в сфере торговли, обще-
ственного питания и бытового обслуживания населения;
осуществление государственного контроля за соблюде-
нием законодательства о торговле, общественном питании,
бытовом обслуживании населения, защите прав потребите-
лей и рекламе;
реализация государственной кадровой политики в сфере
торговли, общественного питания и бытового обслужива-
ния населения.
В Министерстве торговли в установленном порядке со-
здается коллегия в составе Министра (председатель колле-
гии), заместителей Министра по должности, других работ-
ников министерства и структурных подразделений местных
исполнительных и распорядительных органов, которые с
министерством составляют единую систему органов управ-
ления в сфере торговли, общественного питания, бытового
обслуживания населения, внешнеторговой деятельности,
защиты прав потребителей и контроля за рекламой. Чис-
ленность и персональный состав коллегии утверждаются
Советом Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии реализуются, как правило, поста-
новлениями Министерства торговли и приказами Мини-
стра. В случае разногласий между Министром и членами
коллегии решение принимает Министр, докладывая о нем в
Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии
имеют право информировать Совет Министров Республики
Беларусь о своей позиции.
Для всестороннего обсуждения проблем функциониро-
вания и развития торговли, общественного питания и бы-
тового обслуживания населения, выработки предложений
и рекомендаций по их решению в Министерстве торговли
создается научно-технический совет.
В систему органов управления в сфере торговли, обще-
ственного питания, бытового обслуживания населения,
внешнеторговой деятельности, защиты прав потребителей
и контроля за рекламой входят также:
управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов
и Минского горисполкома;
соответствующие структурные подразделения облиспол-
комов и Минского горисполкома в сфере внешнеэкономи-
ческой деятельности и бытового обслуживания населения;
соответствующие структурные.подразделения городских,
районных исполнительных комитетов, местных админист-
раций в сфере торговли, общественного питания, бытового
обслуживания населения, внешнеторговой деятельности,
защиты прав потребителей и контроля за рекламой.
Согласно имеющимся положениям об управлениях тор-
говли и бытовых услуг областных исполнительных коми-
тетов, управления торговли и бытовых услуг областного
исполнительного комитета являются самостоятельными
структурными подразделениями областных исполнитель-
ных комитетов и подчиняются облисполкомам и Министер-
ству торговли Республики Беларусь. Управления коорди-
нируют деятельность управлений (отделов) торговли и услуг
городских и районных исполнительных комитетов облас-
ти, администраций районов городов оказывают им необхо-
димую методическую и практическую помощь. Основными
задачами управления являются:
регулирование на территории области деятельности орга-
низаций в сфере торговли, общественного питания и быто-
вого обслуживания населения в целях удовлетворения зап-
росов потребителей в товарах, торговых и бытовых услугах,
повышения качества товаров и культуры обслуживания;
анализ состояния потребительского рынка и сферы бы-
тового обслуживания населения области и прогнозирова-
ние тенденций их развития;
формирование совместно с другими структурными под-
разделениями облисполкома, республиканскими органами
государственного управления, государственными организа-
циями, подчиненными Правительству Республики Бела-
русь, внутреннего рынка области, создание благоприятных
условий для роста экспорта белорусских товаров;
координация внешнеторговой деятельности организаций
торговли области;
обеспечение в соответствии с законодательством Респуб-
лики Беларусь защиты прав потребителей в сфере торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населе-
ния, координация деятельности структурных подразделений
облисполкома, городских и районных исполнительных ко-
митетов области, администраций районов городов по защите
прав потребителей;
осуществление государственного контроля за соблюде-
нием законодательства Республики Беларусь о торговле,
общественном питании и бытовом обслуживании населе-
ния, защите прав потребителей и рекламе;
реализация государственной кадровой политики в сфере
торговли, общественного питания и бытового обслужива-
ния населения.
Управление возглавляет начальник, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности председателем
облисполкома по согласованию с Министерством торговли
Республики Беларусь.
Начальник управления имеет заместителей, назначае-
мых и освобождаемых от должности председателем облис-
полкома по согласованию с Министерством торговли Рес-
публики Беларусь.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов функцио-
нирования и развития торговли, общественного питания и
бытового обслуживания населения области в управлении
создается коллегия в составе начальника управления (пред-
седатель коллегии), его заместителей, других работников и
специалистов управления и организаций.
Положение о коллегии и ее состав утверждаются реше-
нием облисполкома.
Систему органов государственного управления торговли
составляют также управления (отделы) торговли и быто-
вых услуг городских (районных) исполнительных комите-
тов области. Их правовой статус, структура и задачи так-
же определены соответствующими положениями о них,
утверждаемыми областными исполнительными комитета-
ми. В частности, согласно Примерному положению об уп-
равлении (отделе) торговли и бытовых услуг городского
(районного) исполнительного комитета Гродненской облас-
ти. Согласно ему:
управление (отдел) торговли и бытовых услуг городско-
го (районного) исполнительного комитета является струк-
турным подразделением городского (районного) исполни-
тельного комитета Гродненской области и подчиняется
гор(рай)исполкому и управлению торговли и бытовых ус-
луг Гродненского областного исполнительного комитета.
Управление (отдел) координирует деятельность органи-
заций и индивидуальных предпринимателей в сфере тор-
говли, общественного питания и бытового обслуживания
населения на территории города (района), оказывает им не-
обходимую методическую и практическую помощь.
Основными задачами управления (отдела) являются:
регулирование на территории города (района) деятель-
ности организаций и индивидуальных предпринимателей в
сфере торговли, общественного питания и бытового обслу-
живания населения в целях удовлетворения запросов по-
требителей в товарах, торговых и бытовых услугах, повы-
шения качества товаров и культуры обслуживания;
анализ состояния потребительского рынка и сферы бы-
тового обслуживания населения города (района) и прогно-
зирование тенденций их развития;
обеспечение в соответствии с законодательством Респуб-
лики Беларусь защиты прав потребителей в сфере торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населе-
ния, координация деятельности структурных подразделений
гор(рай)исполкомов по защите прав потребителей;
осуществление государственного контроля за соблюде-
нием законодательства Республики Беларусь о торговле,
общественном питании и бытовом обслуживании населе-
ния, защите прав потребителей и рекламе;
реализация государственной кадровой политики в сфере
торговли, общественного питания и бытового обслужива-
ния населения.
Управление (отдел) возглавляет начальник (заведую-
щий), назначаемый на должность и освобождаемый от дол-
жности председателем гор(рай)исполкома по согласованию
с управлением торговли и бытовых услуг Гродненского об-
ластного исполнительного комитета.
Начальник (заведующий) управления (отдела) имеет за-
местителей, назначаемых и освобождаемых от должности
председателем гор(рай)исполкома по согласованию с управ-
лением торговли и бытовых услуг Гродненского областного
исполнительного комитета.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов функцио-
нирования и развития торговли, общественного питания и
бытового обслуживания населения в городе (районе) в уп-
равлении (отделе) создается коллегия (совет) в составе на-
чальника (заведующего) управления (отдела) (председатель
коллегии (совета)), его заместителей, других работников и
специалистов управления (отдела) и организаций. Положе-
ние о коллегии (совете) и ее (его) состав утверждаются ре-
шением гор(рай)исполкома.
Приведенные выше разделы Положения об управлении
(отделе) торговли и бытовых услуг городского (районного)
исполнительного комитета Гродненской области по сути
являются типовыми.
4. Управление транспортом
Транспорт и транспортная деятельность является од-
ной из важных отраслей хозяйства. Их состояние самым
непосредственным образом влияет на все стороны жизни
общества. Именно поэтому они всегда являлись и являют-
ся одним из особых объектов внимания государства.
Транспортная деятельность согласно ст. 3 Закона Рес-
публики Беларусь «Об основах транспортной деятельнос-
ти» - это совокупность организационных и технологичес-
ких операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа
автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским,
речным и другими видами транспорта или комбинацией
этих видов транспорта, а также транспортно-экспедицион-
ная деятельность и другие связанные с перевозкой транс-
портные работы и услуги, выполняемые на договорной ос-
нове или других законных основаниях.
Законом определены основные принципы транспортной
деятельности. К ним относятся:
государственное регулирование и управление;
равенство субъектов транспортной деятельности;
сочетание интересов государства с интересами субъектов
транспортной деятельности и их взаимной ответственности;
соответствие нормам международного права.
Правовую основу управления транспортом, кроме ука-
занного выше Закона, составляют также законы Республи-
ки Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобиль-
ных перевозках», «Об автомобильных дорогах и дорожной
деятельности», «О транспортно-экепедиционной деятельно-
сти», Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября
1999 г. № 614 «О защите национального рынка транспорт-
но-экспедиционных услуг» и др.
Основные задачи и система органов государственно-
го управления транспортом
Согласно Положению о Министерстве транспорта и ком-
муникаций Министерство транспорта и коммуникаций Рес-
публики Беларусь (Минтранс) является республиканским
органом государственного управления и подчиняется Сове-
ту Министров Республики Беларусь. х
В структуру министерства входят: управление внешне-
экономических связей; управление автомобильного транс-
порта; отдел дорожно-транспортной политики и др.
В рамках своих полномочий Министерство транспорта
и коммуникаций Республики Беларусь (Минтранс) осуще-
ствляет государственнике регулирование деятельности транс-
портного комплекса республики, основу которого составля-
ют предприятия, объединения, организации автомобильного
и речного транспорта, Белорусское объединение промыш-
ленного железнодорожного транспорта, авторемонтные, ва-
гоноремонтные, судостроительно-судоремонтные, электро-
технические заводы и другие подведомственные министер-
ству предприятия, объединения, организации.
Основными задачами Минтранса являются:
реализация единой дорожно-транспортной политики не-
зависимо от вида транспорта, направленной на создание
условий для удовлетворения потребностей экономики и на-
селения в транспортных услугах;
разработка и реализация совместно с заинтересованны-
ми республиканскими органами государственного управле-
ния, иными государственными организациями, подчинен-
ными Правительству Республики Беларусь, местными ис-
полнительными и распорядительными органами программ
развития в области транспортной деятельности;
проведение совместно с заинтересованными республи-
канскими органами государственного управления, иными
государственными организациями, подчиненными Прави-
тельству Республики Беларусь, местными исполнительны-
ми и распорядительными органами анализа деятельности и
разработки прогнозов развития в области транспортной де-
ятельности;
осуществление координации взаимодействия различных
видов транспорта, содействие развитию смешанных перево-
зок, установлению прямых связей между транспортными
организациями республики и других государств, привлече-
ние инвестиций;
проведение в области транспортной деятельности эко-
номической, научно-технической и социальной политики;
формирование и совершенствование правовых основ
функционирования в области транспортной деятельности;
обеспечение эффективного управления республиканской
собственностью в области транспортной деятельности;
содействие повышению эффективности работы в облас-
ти транспортной деятельности, росту конкурентоспособно-
сти белорусских перевозчиков на рынке транспортных ус-
луг и развитию экспорта;
развитие международного сотрудничества и внешнеэко-
номических связей по вопросам, отнесенным к компетен-
ции Минтранса.
Минтранс возглавляет Министр, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь.
Министр имеет заместителей, которые назначаются на
должность и освобождаются от должности в соответствии с
законодательством.
В Минтрансе создается коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), его заместителей по должности.
В состав коллегии могут включаться руководящие работ-
ники Государственного комитета по авиации и Белорусской
железной дороги, структурных подразделений центрально-
го аппарата Минтранса, подведомственных ему юридичес-
ких лиц. Численность и персональный состав коллегии ут-
верждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило,
приказами Министра. В случае разногласий между Мини-
стром и коллегией Министр реализует свое решение, докла-
дывая об этом Совету Министров Республики Беларусь, а
члены коллегии, в свою очередь, могут информировать Со-
вет Министров Республики Беларусь о своей позиции.
Для рассмотрения важнейших вопросов в области транс-
портной деятельности в Минтрансе образуется научно-тех-
нический совет. Положение о научно-техническом совете и
его персональный состав утверждаются Министром.
В структуру центрального апцарата Минтранса входит
департамент «Белавтодор» с правами юридического лица,
осуществляющий специальные (исполнительные, конт-
рольные, регулирующие и другие) функции в области до-
рожной деятельности.
Правовой статус департамента определен в Положении
о департаменте «Белавтодор» Министерства транспорта и
коммуникаций Республики Беларусь. Согласно ему основ-
ными задачами департамента являются:
реализация дорожной политики, направленной на ра-
циональное развитие и улучшение технического состояния
сети автомобильных дорог общего пользования для удов-
летворения потребностей экономики и населения республи-
ки в автотранспортных связях, создание условий для раз-
вития социальной сферы;
проведение экономической и научно-технической поли-
тики в области дорожного хозяйства;
осуществление мер по управлению республиканскими
автомобильными дорогами.
Департамент возглавляет первый заместитель Министра
транспорта и коммуникаций - директор департамента «Бел-
автодор». Директор департамента назначается на долж-
ность и освобождается от должности Советом Министров
Республики Беларусь по согласованию с Президентом Рес-
публики Беларусь по представлению Министра. Директор
департамента имеет заместителей, численность которых оп-
ределяется министерством. Заместители директора депар-
тамента назначаются на должность на контрактной основе
и освобождаются от должности Министром по согласова-
нию с Советом Министров Республики Беларусь по пред-
ставлению директора департамента.
Систему Минтранса составляют также подведомствен-
ные ему многочисленные предприятия.
В департаменте образуется коллегия в составе директо-
ра департамента (председатель коллегии), заместителей ди-
ректора департамента по должности, а также представите-
лей центрального аппарата министерства, руководителей
структурных подразделений департамента и организаций
дорожного хозяйства.
Численность и персональный состав коллегии утверж-
даются Министром по представлению директора департа-
мента. Порядок работы коллегии утверждается директором
департамента. Коллегией рассматриваются основные воп-
росы развития государственного дорожного хозяйства, иные
вопросы деятельности департамента и организаций, подве-
домственных департаменту. Решения коллегии, реализуют-
ся, как правило, приказами и распоряжениями директора
департамента. Решения коллегии, направленные на регу-
лирование вопросов в сфере дорожного хозяйства и требую-
щие нормативного закрепления, оформляются протоколом
и представляются в министерство для принятия соответ-
ствующих постановлений или приказов. В случае возник-
новения разногласий между директором департамента и чле-
нами коллегии решение принимает директор департамента,
докладывая о нем Министру. Члены коллегии могут проин-
формировать Министра о своей позиции.
При департаменте создается научно-технический совет
для рассмотрения важнейших вопросов функционирования
и развития государственного дорожного хозяйства. Поло-
жение о научно-техническом совете и его персональный со-
став утверждаются директором департамента.
Одним из составляющих элементов автомобильного
транспорта и транспортной деятельности являются дороги
и управление ими. Имеющиеся в Республике Беларуси*до-
роги в зависимости от их значения делятся на: автомо-
бильные дороги общего пользования и автомобильные до-
роги не общего пользования. Автомобильные дороги обще-
го пользования в зависимости от функционального
назначения подразделяются на республиканские автомо-
бильные дороги и местные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от эксплуатаци-
онных характеристик, геометрических параметров й усло-
вий дорожного движения классифицируются также по ка-
тегориям, которые устанавливаются в соответствии с
нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об авто-
мобильных дорогах и дорожной деятельности» государ-
ственное регулирование и управление дорожной деятельно-
стью осуществляются Президентом Республики Беларусь,
Советом Министров Республики Беларусь, республиканским
органом государственного управления в области автомо-
бильных дорог и дорожной деятельности, местными Сове-
тами депутатов, местными исполнительными и распоряди-
тельными органами и иными государственными органами в
пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном
законодательством Республики Беларусь.
Важную роль в деле управления дорожной деятельнос-
тью играют местные органы государственного управления.
Согласно ст. 9 вышеупомянутого Закона к полномочиям
местных Советов депутатов, местных исполнительных и
распорядительных органов в области дорожной деятельно-
сти относятся:
разработка и реализация программ развития местных
автомобильных дорог;
распоряжение в пределах своей компетенции средства-
ми местных дорожных фондов и осуществление контроля
за их целевым использованием;
руководство организациями государственного дорожно-
го хозяйства, владеющими автомобильными дорогами и
(или) иным имуществом, находящимися в коммунальной
собственности;
управление дорожной деятельностью, связанной с авто-
мобильными дорогами не общего пользования;
осуществление иных полномочии в соответствии с зако-
нодательством Республики Беларусь.
Систему местных органов управления транспортом со-
ставляют автотранспортные управления, которым непосред-
ственно подчиняются расположенные на их территориях
автохозяйства (автобазы, автопарки и др.).
Низовой производственно-технической и хозяйственной
единицей являются дорожно-эксплуатационные участки.
Министерство транспорта и коммуникаций Республики
Беларусь осуществляет регулирование в сфере не только
автомобильного, но также речного и железнодорожного
транспорта.
Одним из основных правовых документов, регулирующим
правоотношения в области железнодорожного транспорта,
является Закон Республики Беларусь «О железнодорожном
транспорте». В нем дано определение, согласно которому,
железнодорожный транспорт - вид наземного рельсового
транспорта, представляющий собой совокупность его ком-
муникаций и транспортных средств, обеспечивающих уп-
равление и эксплуатационную деятельность железнодорож-
ного транспорта. Здесь же имеется и классификация
железнодорожного транспорта. Исходя из нее, железнодо-
рожный транспорт подразделяется на железнодорожный
транспорт общего пользования и железнодорожный транс-
порт не общего пользования.
Согласно законодательству управление железнодорож-
ным транспортом общего пользования осуществляется Бе-
лорусской железной дорогой, http://www.rw.by/
Белорусская железная дорога является государствен-
ным объединением, подчиненным Министерству транспор-
та и коммуникаций Республики Беларусь.
Основными задачами Белорусской железной дороги яв-
ляются:
своевременное и качественное удовлетворение потребностей
народного хозяйства и населения республики в перевозках;
повышение эффективности хозяйственной деятельности;
обеспечение безопасности движения поездов;
повышение качества и культуры обслуживания пассажиров;
планомерное и комплексное развитие материально-тех-
нической базы и социальной сферы дороги;
содержание в исправном состоянии сооружений, уст-
ройств и технических средств;
охрана окружающей среды от загрязнения и других
вредных воздействий;
обеспечение мобилизационной готовности соответству-
ющих объектов, защита от разглашения секретных и слу-
жебных сведений.
Руководство деятельностью Белорусской железной до-
роги осуществляется начальником, назначаемым на долж-
ность и освобождаемым от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь.
Начальник Белорусской железной дороги имеет замести-
телей, в том числе одного первого. Заместители начальника
и главный инженер Белорусской железной дороги назнача-
ются на должность и освобождаются от должности Советом
Министров Республики Беларусь.
Аппаратом управления Белорусской железной дороги
является Управление Белорусской железной дороги, струк-
тура и численность работников которого утверждаются на-
чальником Белорусской железной дороги, службы, отделы
и другие структурные подразделения.
На Белорусской железной дороге создается технико-эко-
номический совет. Положение о совете и его персональный
состав утверждаются начальником Белорусской железной
дороги.
Систему органов управления транспортом Республики
Беларусь составляют также департамент по авиации Рес-
публики Беларусь и управление морского и речного транс-
порта Министерства транспорта и коммуникаций Респуб-
лики Беларусь.
К основным задачам департамента по авиации Респуб-
лики Беларусь относятся:
удовлетворение потребностей экономики и населения
Республики Беларусь в воздушных перевозках пассажиров,
грузов и багажа;
определение и реализация основных направлений эко-
номической й научно-технической политики в гражданской
авиации Республики Беларусь;
государственный контроль за деятельностью в области
гражданской авиации.
Департамент возглавляет председатель, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом
Республики Беларусь.
Председатель имеет заместителей, в том числе одного
первого, назначаемых на должность и освобождаемых от
должности в соответствии с законодательством Республики
Беларусь. Численность заместителей определяется Прези-
дентом Республики Беларусь по представлению Совета Ми-
нистров Республики Беларусь.
В департаменте образуется коллегия в составе председа-
теля (председатель коллегии), его заместителей по должно-
сти и других работников департамента. В состав коллегии
могут входить руководители подчиненных организаций.
Состав коллегии утверждается Советом Министров Респуб-
лики Беларусь.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятель-
ности департамента. Решения коллегии проводятся в жизнь
постановлениями и приказами председателя. В случае воз-
никновения разногласий между председателем и коллегией
председатель проводит в жизнь свои решения, докладывая
о них Совету Министров Республики Беларусь. Члены кол-
легии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Рес-
публики Беларусь.
Управление морского и речного транспорта является
структурным подразделением Министерства транспорта и ком-
муникаций Республики Беларусь. В процессе своей деятель-
ности управление осуществляет: контрольные, регулирующие
и другие функции; анализ экономической деятельности орга-
низаций водного транспорта; функции национальной морс-
кой администрации. К задачам управления относится также
определение морской транспортной политики и разработка
концепции и программы развития водного транспорта Рес-
публики Беларусь.
5. Управление строительством
Строительная отрасль является одной их важнейших от-
раслей народного хозяйства Республики Беларусь. Это много-
профильная и многофункциональная структура. Сегодня она
объединяет более 4 тысяч субъектов хозяйствования различ-
ных форм собственности, в том числе 109 строительных трес-
тов и объединений, 200 предприятий промышленности строи-
тельных материалов и стройиндустрии, более 40 проектных
институтов, около 20 научно-исследовательских и конструк-
торско-технологических организаций.
Состояние строительной отрасли, перспективы развития
в значительной мере укрепляют экономический потенциал
государства, влияют на благополучие граждан. Необходи-
мым условием эффективности строительства является науч-
но обоснованная организация управления строительной от-
раслью, наличие необходимой нормативно-правовой базы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: