Меры обеспечения административного процесса 10 глава
Отдел возглавляет заведующий, который назначается и
освобождается от должности распоряжением председателя
рай(гор)исполкома по согласованию с управлением образо-
вания облисполкома. Заведующий отделом имеет замести-
телей, которые назначаются и освобождаются от должности
в установленном законодательством Республики Беларусь
порядке.
Для рассмотрения вопросов состояния и развития обра-
зования, государственной молодежной политики, деятель-
ности отдела образования и других вопросов в отделе созда-
ется совет в составе заведующего отделом его заместителей,
других работников отдела, подчиненных ему учреждений и
организаций.
Заседания совета отдела проводятся по мере необходи-
мости, но не реже одного раза в два месяца. При необходи-
мости решения совета оформляются приказом заведующего
отдела.
2. Управление в области науки и научной деятельности
В Республике Беларусь большое внимание уделяется
развитию научных исследований, совершенствованию орга-
низации управления научными учреждениями. Об этом сви-
детельствуют и многочисленные правовые акты, принимае-
мые в нашей республике, посвященные науке и научной
деятельности. В их числе законы Республики Беларусь
«Об основах государственной научно-технической полити-
ки, «О научной деятельности», Декрет Президента Респуб-
лики Беларусь от 5 марта 2002 г. «О совершенствовании
государственного управления в сфере науки», постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 1997 г.
№914 «Об утверждении Положения об оценке результатов
научной деятельности», постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 1873 «Об ут-
верждении Положения о научных объектах, которые состав-
ляют национальное достояние», Инструкция по подготовке
научных кадров высшей квалификации в Республике Бела-
русь, утвержденная постановлением Высшей аттестацион-
ной комиссии Республики Беларусь Министерства образова-
ния Республики? Беларусь и Национальной академий
Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 109/46/2, по-
становление Совета Министров Республики Беларусь от
4 декабря 2006 г. № 5 «Об утверждении перечня государ-
ственных научно-технических программ на 2006—2010 годы»,
постановление Совета Министров Республики Беларусь от
28 ноября 2005 г. № 1399 «Об утверждении перечня госу-
дарственных программ фундаментальных и прикладных ис-
следований в области естественных, технических, гумани-
тарных и социальных наук на 2006-2010 годы» и др.
Основными видами научной деятельности в Республике
Беларусь являются: проведение фундаментальных и при-
кладных научных исследований; подготовка и аттестация
научных работников высшей квалификации; апробация ре-
зультатов научных исследований.
Важным условием в повышении эффективности науки и
научной деятельности, обеспечения необходимых предпо-
сылок ее развития являются принципы регулирования этой
отраслью.
Государственное регулирование научной деятельности в
Республике Беларусь базируется на следующих основных
принципах:
сочетания государственного регулирования с творческой
инициативой субъектов научной деятельности и свободой
научного поиска;
равенства всех субъектов научной деятельности перед
законом;
свободы выбора направлений научной деятельности и
методов проведения научных исследований для всех субъек-
тов научной деятельности;
взаимодействия научных организаций и учреждений,
обеспечивающих получение высшего и послевузовского об-
разования, повышение квалификации и переподготовку кад-
ров, в том числе путем участия преподавателей, аспирантов,
студентов и слушателей в научной деятельности, осуществ-
ляемой научными организациями, а также участия научных
работников в образовательном процессе, осуществляемом
учреждениями, обеспечивающими получение высшего и пос-
левузовского образования, повышение квалификации и пе-
реподготовку кадров;
предоставления гражданам Республики Беларусь рав-
ных возможностей приобретения и повышения научной
квалификации;
стимулирования научной деятельности посредством со-
здания благоприятных условий для инвестирования сферы
научной деятельности;
контроля в соответствии с законодательством за эффек-
тивным использованием государственных средств, выделен-
ных на проведение фундаментальных и прикладных науч-
ных исследований, апробацию результатов научных
исследований, подготовку и аттестацию научных работни-
ков высшей квалификации
обязательности, объективности и компетентности госу-
дарственной экспертизы научных программ и проектов, фи-
нансируемых за счет средств республиканского бюджета;
обеспечения правовой защиты результатов научной де-
ятельности;
концентрации научных ресурсов и финансовых средств
на научных исследованиях, направленных на реализацию
приоритетных направлений социально-экономического раз-
вития Республики Беларусь;
учета интересов личности, общества, государства.
Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области науки
Государственное управление в сфере научной деятельно*
сти осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет
Министров Республики Беларусь, Государственный коми-
тет по науке и технологиям Республики Беларусь, Высшая
аттестационная комиссия Республики Беларусь, Нацио-
нальная академия наук Беларуси, иные государственные
органы в соответствии с их компетенцией.
Систему органов государственного управления в сфере
науки составляют: Государственный комитет по науке и
технологиям Республики Беларусь, Высшая аттестацион-
ная комиссия, Национальная академия наук Беларуси.
Государственный комитет по науке и технологиям Рес-
публики Беларусь является республиканским органом го-
сударственного управления, проводящим государственную
политику, осуществляющим регулирование и управление в
сфере научной и инновационной деятельности, охраны прав
на объекты интеллектуальной собственности и координи-
рующим деятельность в этой сфере других республикан-
ских органов государственного управления.
Комитет осуществляет планирование подготовки науч-
ных работников высшей квалификации в целом по респуб-
лике и по отраслям науки, распределение средств республи-
канского бюджета, выделяемых на их подготовку, контроль
за рациональным расходованием выделяемых средств и орга-
низацию реализации результатов научных исследований.
Комитету подчиняется Белорусский инновационный фонд.
Согласно Положению о Государственном комитете по
науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденному
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
15 марта 2004 г. № 282, Государственный комитет по на-
уке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) является
республиканским органом государственного управления,
проводящим государственную политику и реализующим
функцию государственного регулирования и управления в
сфере научной, научно-технической й инновационной дея-
тельности, а также охраны прав на объекты интеллекту-
альной собственности, и подчиняется Совету Министров
Республики Беларусь.
Основными задачами ГКНТ являются:
реализация государственной политики в сфере научной,
научно-технической и инновационной деятельности, а так-
же в области охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности;
организационно-экономическое регулирование вопросов
развития научной, научно-технической и инновационной
деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности;
планирование подготовки научных работников высшей
квалификации в целом по республике и по отраслям науки и
организация реализации результатов научных исследований;
анализ уровня проводимых исследований и разработок,
выработка предложений по повышению их экономической
эффективности;
координация деятельности республиканских органов го-
сударственного управления, организаций в сферах научной,
научно-технической и инновационной деятельности, а так-
же в области охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности;
совершенствование структуры научно-технического по-
тенциала республики и повышение эффективности его ис-
пользования;
проведение единой государственной политики в области
международного научно-технического сотрудничества;
развитие инновационной инфраструктуры, создание меха-
низмов поддержки субъектов инновационной деятельности:
обеспечение контроля за исполнением законодательства
Республики Беларусь по вопросам развития научной, науч-
но-технической, инновационной деятельности и охраны прав
на объекты интеллектуальной собственности, а также целе-
вым использованием средств республиканского бюджета,
выделяемых на финансирование научной, научно-техничес-
кой и инновационной деятельности в Республике Беларусь и
международного научно-технического сотрудничества;
осуществление контроля за ходом выполнения научно-тех-
нических программ (государственных, отраслевых, региональ-
ных), разделов научно-технического обеспечения государствен-
ных целевых, государственных народнохозяйственных и
социальных программ, инновационных проектов, международ-
ных научно-технических проектов, а также освоения в произ-
водстве результатов завершенных научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
информирование общественности по вопросам развития
науки, ее достижений, деятельности ГКНТ, республикан-
ских органов государственного управления в научной сфе-
ре, научных организаций;
проведение государственной научно-технической экспер-
тизы и ведение реестра высокотехнологичных производств
и предприятий.
ГКНТ возглавляет председатель, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь. Председатель ГКНТ имеет заместителей*
назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Советом Министров Республики Беларусь по согласованию
с Президентом Республики Беларусь.
Для коллективного рассмотрения основных вопросов,
относящихся к компетенции ГКНТ, обсуждения важнейших
направлений его деятельности в ГКНТ создается коллегия в
составе председателя ГКНТ (председатель коллегии), его за-
местителей по должности. В ее состав по решению Совета
Министров Республики Беларусь могут входить другие руко-
водящие работники ГКНТ, а также ученые и ведущие спе-
циалисты в области научной, научно-технической и инновацион-
ной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности. Численность коллегии утверждается Сове-
том Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии реализуются постановлениями ГКНТ
и приказами его председателя. В случае возникновения при
принятии решений разногласий между председателем и чле-
нами коллегии председатель проводит в жизнь свои решения
и сообщает о них Совету Министров Республики Беларусь.
Члены коллегии также имеют право информировать Совет
Министров Республики Беларусь о своей позиции.
Высшая аттестационная комиссия (ВАК) согласно Поло-
жению о ней, утвержденному Указом Президента Республики
Беларусь от 22 января 2003 г. № 29, является республикан-
ским органом государственного управления, проводящим го-
сударственную политику и реализующим функцию государ-
ственного регулирования в области аттестации научных и
научно-педагогических работников высшей квалификации.
ВАК подчиняется Президенту Республики Беларусь.
Основными задачами ВАК являются:
обеспечение функционирования национальной системы
аттестации научных и научно-педагогических работников
высшей квалификации (далее - научные работники);
координация деятельности республиканских органов
государственного управления, а также высших учебных за-
ведений и научных организаций независимо от форм соб-
ственности в области аттестации научных работников;
обеспечение единых требований к уровню научной и на-
учно-педагогической квалификации соискателей ученых
степеней и ученых званий;
содействие повышению эффективности подготовки на-
учных работников с учетом потребностей в них научно-про-
изводственной и социальной сфер;
участие в пропаганде результатов диссертационных ис-
следований в целях их широкого использования для реше-
ния актуальных экономических и социальных проблем;
развитие международного сотрудничества в области ат-
тестации научных работников.
ВАК возглавляет председатель, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь. Заместители председателя ВАК и главный
ученый секретарь назначаются на должности и освобожда-
ются от должностей Президентом Республики Беларусь.
Главным научно-аттестационным органом ВАК являет-
ся президиум, который принимает решения по вопросам
присуждения ученых степеней и присвоения ученых зва-
ний. Деятельность президиума осуществляется в соответ-
ствии с регламентом. Численность и персональный состав
президиума ВАК утверждаются Президентом Республики
Беларусь. В состав президиума входят председатель ВАК
(председатель президиума), заместители председателя и
главный ученый секретарь. По представлению председате-
ля ВАК в установленном порядке в его состав включаются
также известные ученые и научно-педагогические работни-
ки, имеющие ученую степень доктора наук или ученое зва-
ние профессора.
Персональный состав президиума ВАК подлежит обнов-
лению не ]^енее чем на одну треть каждые три года.
Для коллективного рассмотрения вопросов функциони-
рования национальной системы аттестации научных работ-
ников в ВАК создается коллегия в составе председателя
ВАК (председатель коллегии), его заместителей, главного
ученого секретаря, других работников ВАК и представите-
лей иных республиканских органов государственного уп-
равления. Численность и персональный состав коллегии
утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило,
приказами председателя ВАК. В случае разногласий между
председателем и членами коллегии председатель проводит в
жизнь свое решение, о чем уведомляет Президента Респуб-
лики Беларусь. Члены коллегии также имеют право инфор-
мировать о своей позиции Президента Республики Беларусь.
Отдельные функции республиканского органа государ-
ственного управления в пределах своих полномочий вы-
полняет Академия наук. Деятельность Национальной ака-
демии наук Республики Беларусь осуществляется на основе
устава, утверждаемого Президентом Республики Беларусь.
Академия наук подчиняется Президенту Республики
Беларусь и подотчетна Совету Министров Республики
Беларусь.
Органами управления Академии наук являются общее
собрание Академии наук, президиум Академии наук и бюро
президиума Академии наук.
Академию наук возглавляет председатель президиума
Академии наук, назначаемый на должность и освобождае-
мый от должности Президентом Республики Беларусь. За-
местители председателя президиума и главный ученый сек-
ретарь Академии наук назначаются на должности и
освобождаются от должностей Президентом Республики
Беларусь.
Общее собрание Академии наук - высший коллегиаль-
ный орган управления Академии наук. Членами общего со-
брания являются:
председатель президиума Академии наук;
члены президиума Академии наук;
академики и члены-корреспонденты Академии наук;
руководители» научных организаций Академии наук;
представители научных организаций Академии наук,
министерств, других республиканских органов государ-
ственного управления, высших учебных заведений, выдви-
гаемые в порядке, определенном Уставом Академии наук, в
качестве членов общего собрания соответствующими науч-
ными организациями и высшими учебными заведениями.
Решения общего собрания, принятые в пределах его
компетенции, обязательны для выполнения президиумом
Академии наук, бюро президиума Академии наук, научны-
ми и иными организациями Академии наук, а по вопросам
организации и координации научных исследований и раз-
работок — всеми субъектами научной деятельности.
Президиум Академии наук — коллегиальный орган уп-
равления Академии наук, возглавляемый председателем
Президиума Академии наук.
Состав президиума Академии наук формируется из на-
учных работников Академии наук, высших учебных заве-
дений и научных организаций, а также руководителей го-
сударственных органов и ведущих специалистов отраслей
экономики. В состав президиума Академии наук входит по
должности главный ученый секретарь.
Численный и персональный состав президиума Акаде-
мии наук утверждается Президентом Республики Беларусь
по представлению председателя президиума Академии наук,
согласованному с Советом Министров Республики Беларусь.
Отделениями Академии наук руководят члены президиума
Академии наук.
Бюро президиума Академии наук — исполнительный
орган Президиума Академии наук. В состав бюро президиу-
ма Академии наук входят председатель президиума Акаде-
мии наук, его заместители и главный ученый секретарь.
3. Управление здравоохранением
Здравоохранение, его состояние и перспективы разви-
тия являются основными задачами государства. В рамках
выполнения этих задач в Республике Беларусь проводится
большая работа.
В качестве основных принципов проводимой сегодня в
Республике Беларусь политики в области здравоохранения
являются:
создание условий для сохранения и укрепления здоро-
вья населения;
ответственность граждан за сохранение и укрепление
своего здоровья и здоровья других людей;
профилактическая направленность здравоохранения;
доступность медицинской помощи и лекарственного
обеспечения населения;
приоритетное медицинское обслуживание и лекарствен-
ное обеспечение детей и матерей;
координация и контроль Министерством здравоохране-
ния Республики Беларусь деятельности в области здраво-
охранения других органов государственного управления,
ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осу-
ществляющих деятельность в области здравоохранения;
экономическая заинтересованность юридических и фи-
зических лиц в охране здоровья населения;
ответственность государственных органов, юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здо-
ровья населения; участие общественности и граждан в охране здоровья населения.
Необходимым условием эффективного регулирования
здравоохранением является проведение социально-гигиени-
чекого мониторинга, суть которого заключается в создании
действенной государственной системы наблюдения, анали-
за и прогноза состояния здоровья населения и среды обита-
ния человека, а также определения причинно-следственных
связей между состоянием здоровья человека и воздействием
факторов среды обитания. Главной задачей мониторинга
является обеспечение санитарно-эпидемиологического бла-
гополучия населения.
В целях реализации этих принципов и повышения уров-
ня регулирования здравоохранения в республике принят
ряд документов. Среди них особое место занимает приня-
тая в республике Концепция развития здравоохранения
Республики Беларусь. Согласно концепции основными на-
правлениями совершенствования управления системой здра-
воохранения и повышения эффективности ее деятельности
сегодня являются:
планирование финансовых средств по нормативам бюд-
жетной обеспеченности расходов на здравоохранение в рас-
чете на одного жителя, а также нормативам объема и себе-
стоимости медицинской помощи;
разработка и реализация территориальных программ
государственных гарантий оказания гражданам бесплатной
медицинской помощи;
реструктуризация медицинской помощи, внедрение ре-
сурсосберегающих технологий;
концентрация ресурсов на приоритетных (наиболее эф-
фективных по соотношению затрат и результатов) направ-
лениях деятельности;
стандартизация медицинских технологий и создание
эффективной унифицированной системы управления каче-
ством медицинской помощи;
развитие внебюджетной деятельности;
создание унифицированной системы стратегического и
оперативного планирования, нормирования, лицензирова-
ния, сертификации (с определением возможностей унифи-
кации этой системы с принятой в Российской Федерации);
использование методов программно-целевого управле-
ния, экономического управления, экономического анализа,
принципов экономической самостоятельности и ответствен-
ности организаций здравоохранения; введение унифициро-
ванной структуры органов управления здравоохранением;
совершенствование управления по отклонениям от моделей
конечных результатов деятельности;
совершенствование форм и систем оплаты труда (с про-
работкой вопросов внедрения бригадного подряда; обеспе-
чения приоритета в оплате труда участковых терапевтов,
педиатров, врачей общей практики и установления зависи-
мости оплаты их труда от численности обслуживаемого на-
селения);
приоритетное развитие первичной медико-санитарной
помощи, службы охраны материнства и детства, медико-
генетической помощи, а также специализированных меди-
цинских служб и медицинских технологий, которые оказы-
вают наибольшее влияние на трудовой потенциал страны и
обеспечивают снижение преждевременной смертности и ин-
валидности (от заболеваний сердечно-сосудистой, опорно-
двигательной системы, инсульта, травматизма и пр.);
развитие профилактических и реабилитационных тех-
нологий, включая формирование здорового образа жизни,
иммунопрофилактику инфекционных болезней, организа-
цию демонстрационных проектов профилактической направ-
ленности;
борьба с туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией,
болезнями, передаваемыми половым путем;
информатизация системы здравоохранения с созданием
единой информационно-аналитической сети;
разработка комплекта нормативных правовых актов,
определяющих новую медико-экономическую модель здра-
воохранения; изучение основ этой модели в организациях
здравоохранения.
Источниками правового регулирования в области здра-
воохранения являются также: законы Республики Бела-
русь *0 здравоохранении», «О предупреждении инвалидно-
сти и реабилитации инвалидов», «О санитарно-эпидеми-
чэеском благополучии населения», постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002г.,
«О государственных минимальных стандартах в области
здравоохранения».
Основные задачи и система органов государственно-
го управления здравоохранением
Систему здравоохранения Республики Беларусь состав-
ляют государственное здравоохранение и частное здравоох-
ранение.
Основой системы здравоохранения Республики Беларусь
является государственное здравоохранение.
Государственная система здравоохранения включает Ми-
нистерство здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав),
управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных ис-
полнительных и распорядительных органов, отраслевые орга-
ны управления министерств, а также подведомственные им
организации здравоохранения, медицинские учреждения обра-
зования и научно-исследовательские организации.
Управление здравоохранением в Республике Беларусь
осуществляется на принципах гласности, коллегиальности
и участия общественности.
Государственное управление здравоохранением осуществ-
ляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Рес-
публики Беларусь, Министерство здравоохранения Респуб-
лики Беларусь, республиканские органы государственного
управления, имеющие ведомственную систему здравоохране-
ния, управления (комитеты) и отделы здравоохранения мест-
ных исполнительных и распорядительных органов.
В целях защиты прав граждан при органах государ-
ственного управления здравоохранением могут создаваться
комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики для
учаетия в разработке норм медицинской этики и деонтоло-
гии и рассмотрения вопросов, связанных с нарушением этих
норм, а также для решения иных вопросов, касающихся
охраны здоровья населения.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения
Республики Беларусь Министерство здравоохранения Рес-
публики Беларусь (Минздрав) является республиканским
органом государственного управления и подчиняется Сове-
ту Министров Республики Беларусь, http://minzdrav.by/
med/index.htm
Структуру министерства составляют: юридический от-
дел, контрольно-ревизионный отдел;
Основными задачами Минздрава являются:
предоставление населению медицинской помощи, вклю-
чая бесплатное лечение в государственных организациях
здравоохранения;
проведение государственной политики в области охра-
ны здоровья населения;
формирование здорового образа жизни населения;
обеспечение санитарно-эпидемического благополучия
населения;
организация научных исследований, внедрение дости-
жений науки и техники в медицинскую практику.
Минздрав осуществляет свою деятельность во взаимо-
действии с республиканскими органами государственного
управления и иными государственными организациями,
подчиненными Правительству Республики Беларусь, мест-
ными Советами депутатов, местными исполнительными и
распорядительными органами, международными и иными
организациями.
Минздрав руководит отраслью здравоохранения, в том
числе через управления здравоохранения облисполкомов и
комитет здравоохранения Минского горисполкома.
Минздрав, управления здравоохранения облисполкомов,
комитет здравоохранения Минского горисполкома, а также
подведомственные им организации здравоохранения, меди-
цинские учреждения образования, научно-исследовательс-
кие организации составляют систему Минздрава.
Минздрав возглавляет Министр, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь. Министр имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности в установ-
ленном порядке.
В Минздраве образуется коллегия в составе Министра
здравоохранения (председатель коллегии) и его заместите-
лей по должности. В ее состав по решению Совета Мини-
стров Республики Беларусь могут входить другие руководя-
щие работники центрального аппарата Минздрава, а также
подведомственных организаций.
Численность коллегии утверждается Советом Министров
Республики Беларусь. Коллегия рассматривает актуальные
вопросы развития отрасли здравоохранения, обсуждает дру-
гие вопросы деятельности Минздрава, подведомственных
организаций.
Решения коллегии принимаются в форме постановле-
ний либо приказов. В случае разногласий между Министром
и членами коллегии решение принимает Министр, докла-
дывает о нем в Совет Министров Республики Беларусь. Чле-
ны коллегии имеют право информировать Совет Министров
Республики Беларусь о своей позиции.
Управление здравоохранением на областном уровне осу-
ществляется управлениями здравоохранения областных ис-
полнительных комитетов.
Согласно имеющимся в каждой области Республики Бе-
ларусь положениям управление здравоохранения областно-
го исполнительного комитета создается областным испол-
нительным комитетом.
В своей деятельности областное управление здравоохра-
нения подчиняется в своей деятельности областному ис-
полнительному комитету и Министерству здравоохранения
Республики Беларусь.
В своей деятельности управление тесно взаимодействует
с районными и городскими исполнительными комитетами,
учреждениями здравоохранения области.
Основными задачами управления являются:
обеспечение оказания качественной, общедоступной, квали-
фицированной медицинской помощи населению области;
оказание гарантированной государством количественно
регламентированной медицинской и медико-социальной по-
мощи в соответствии с медико-экономическими стандартами;
определение приоритетных направлений развития здра-
воохранения области и проведение единой экономической
политики в области здравоохранения;
укрепление материально-технической базы учреждений
здравоохранения, создание необходимых производственно-
экономических и организационно-правовых условий для их
эффективного функционирования.
Управление возглавляет начальник, который назнача-
ется на должность и освобождается от должности председа-
телем облисполкома по согласованию с Министерством
здравоохранения Республики Беларусь. С начальником уп-
равления заключается контракт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: