Меры обеспечения административного процесса 9 глава
Их задачи и административно-правовой статус опреде-
лен соответствующими положениями о них.
Анализ содержания этих положений позволяет сделать
вывод о том, что основной задачей соответствующего уп-
равления бытового обслуживания населения является де-
ятельность по развитию и совершенствованию системы
оказания бытовых услуг населению обслуживаемой им тер-
ритрории предприятиями службы быта всех форм собствен-
ности, координация и контроль за их деятельностью, фор-
мирование единой государственной политики по развитию
бытового обслуживания.
К приоритетным направлениям деятельности управле-
ния относятся:
создание необходимых производственно-экономических
и организационно-правовых условий для эффективного фун-
кционирования предприятий бытового обслуживания насе-
ления и максимального удовлетворения запросов потреби-
теля в оказываемых бытовых услугах;
разработка долгосрочных и текущих программ разви-
тия производственной и материально-технической базы
предприятий бытового обслуживания населения и оказание
содействия отрасли в их реализации, внедрение в сфере
бытового обслуживания прогрессивных научно-технических
достижений, расширение видов бытовых услуг, повышение,
культуры производства и качества услуг, развитие внешне-
экономической деятельности предприятиями бытового об-
служивания;
комплексный экономический анализ закономерностей
функционирования предприятий бытового обслуживания
населения и прогнозирование перспектив производственно-
го, научно-технического и социально-экономического совер-
шенствования их деятельности;
осуществление хозяйственно-договорной деятельности в
интересах государства с предприятиями бытового обслужи-
вания всех форм собственности и контроля за Своевремен-
ным поступлением денежных средств за сдаваемые в аренду
помещения и др.
Деятельность управления бытового обслуживания насе-
ления осуществляется на основе единоначалия. Управле-
ние возглавляет начальник, назначаемый облисполкомом
(Мингорисполкомом) на контрактной основе.
Начальник управления имеет заместителей, назначае-
мых на должность на контрактной основе по согласованию
с заместителем председателя облисполкомома (Мингорис-
полкома). Количество заместителей определяется началь-
ником управления по согласованию с облисполкомом (Мин-
горисполкомом).
Для обеспечения принципа коллегиальности, выработ-
ки решений по наиболее важным вопросам при Управлении
создается коллегия. В состав коллегии входят: начальник
управления, заместители начальника управления, началь-
ники отделов аппарата управления, специалисты управле-
ния, руководители предприятий бытового обслуживания.
Персональный состав коллегии назначается начальни-
ком управления. Решения коллегии по вопросам деятель-
ности управления приводятся к исполнению приказами на-
чальника управления.
Систему органов государственного управления бытовым
обслуживанием населения составляют также отделы тор-
говли и бытовых услуг районных исполнительных комите-
тов, управления торговли и услуг городских исполнитель-
ных комитетов (в городах областного подчинения) и др.
8. Управление в области охраны окружающей среды
Защита окружающей природной среды является сегод-
ня одной из главных задач нашего государства. Ее значи-
мость подтверждается и Конституцией Республики Бела-
русь, согласно статье 46 которой каждый имеет право на
благоприятную окружающую среду. Здесь же закреплено
положение, определяющее роль государства в обеспечении
ее защиты.
Система государственного управления охраной окружа-
ющей среды направлена на: реализацию и совершенствова-
ние государственной политики в области охраны окружаю-
щей среды; создание безопасной производственной среды в
организациях; защиту законных интересов работников, по-
страдавших от загрязненной окружающей среды и профес-
сиональных заболеваний; обеспечение эффективного взаи-
модействия и сотрудничества субъектов социально-трудо-
вых отношений в решении вопросов охраны окружающей
среды: работодателей, объединений работодателей, государ-
ственных органов, органов местного самоуправления, про-
фессиональных союзов в лице их соответствующих орга-
нов, их объединений и иных уполномоченных работниками
представительных органов.
Изучение природоохранной деятельности нашего госу-
дарства показывает также, что в качестве основных задач в
области управления охраной окружающей среды Республи-
ки Беларусь сегодня выступают:
профилактическая направленность деятельности всей
системы управления охраной окружающей среды на пре-
дупреждение ее загрязнения и профессиональной заболева-
емости;
гарантия прав работников на охрану окружающей среды;
научная обоснованность, практическая реализуемость и
отсутствие противоречий требований охраны окружающей
среды, содержащихся в законодательстве Республики Бе-
ларусь, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране
окружающей среды, а также в правилах безопасности, са-
нитарных и строительных нормах и правилах, государ-
ственных стандартах, организационно-методических доку-
ментах и инструкциях по охране окружающей среды;
планирование мероприятий по охране окружающей сре-
ды и их обязательное финансирование на всех уровнях уп-
равления;
обязательное социальное страхование работников от
профессиональных заболеваний.
Охрана окружающей среды регламентирована рядом за-
конодательных актов. Среди них: законы Республики Бе-
ларусь «Об охране атмосферного воздуха», «О раститель-
ном мире», Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный
кодекс Республики Беларусь, постановление Совета Мини-
стров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949
«О Национальной системе мониторинга окружающей среды
в Республике Беларусь» и др.
Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области охраны окружающей среды
Государственное управление в области охраны окружа-
ющей среды осуществляется Президентом Республики Бе-
ларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Мини-
стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Беларусь и его территориальными органами,
иными специально уполномоченными республиканскими
органами государственного управления и их территори-
альными органами, местными Советами депутатов, испол-
нительными и распорядительными органами в пределах их
компетенции.
К специально уполномоченным республиканским орга-
нам государственного управления относятся Министерство
природных ресурсов и охраны окружающей среды Респуб-
лики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики
Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Рес-
публики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Рес-
публики Беларусь, Комитет по земельным ресурсам, геоде-
зии и картографии при Совете Министров Республики
Беларусь и иные республиканские органы государственного
управления в соответствии с законодательством Республи-
ки Беларусь.
Согласно Положению о Министерстве природных ресур-
сов и охраны окружающей среды министерство (Минприро-
ды) является республиканским органом государственного
управления и подчиняется Совету Министров Республики
Беларусь.
Главными задачами Минприроды являются:
проведение единой государственной политики, в том
числе экономической и научно-технической, в области ох-
раны окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов, а также гидрометеорологической дея-
тельности, экологической сертификации и экологического
аудита;
осуществление государственного управления в области
изучения, охраны, воспроизводства и рационального ис-
пользования природных ресурсов, в том числе недр, вод,
животного и растительного мира, охраны окружающей сре-
ды, а также государственное регулирование в области гид-
рометеорологии, экологической сертификации и экологи-
ческого аудита;
координация деятельности в области обеспечения эко-
логической безопасности, охраны окружающей среды и ра-
ционального использования природных ресурсов, а также
гидрометеорологической деятельности, экологической сер-
тификации и экологического аудита других республикан-
ских органов государственного управления, местных испол-
нительных и распорядительных органов, организаций;
государственный контроль в области охраны окружаю-
щей среды и государственный надзор за осуществлением
гидрометеорологической деятельности, экологической сер-
тификации и экологического аудита;
обеспечение сохранения и устойчивого использования
биологического разнообразия, участие в разработке и осу-
ществлении мероприятий по воспроизводству объектов жи-
вотного и растительного мира;
обеспечение республиканских органов государственного
управления, местных исполнительных и распорядительных
органов, граждан информацией о состоянии и загрязнении
окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране и
оздоровлению, организация пропаганды экологических зна-
ний, участие в создании системы экологического просвеще-
ния, образования и воспитания, взаимодействие с обще-
ственными организациями (объединениями);
осуществление международного сотрудничества, изуче-
ние, обобщение и распространение опыта иностранных го-
сударств в области охраны окружающей среды и рацио-
нального использования природных ресурсов, а также
гидрометеорологической деятельности, экологической сер-
тификации и экологического аудита.
Минприроды возглавляет Министр, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом
Республики Беларусь. Министр имеет заместителей, назна-
чаемых на должность и освобождаемых от должности в
установленном порядке.
В Минприроды образуется коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), его заместителей и руководителя
контрольно-ревизионного подразделения Министерства по
должности. В ее состав по решению Совета Министров Рес-
публики Беларусь могут входить другие руководящие ра-
ботники Минприроды и подчиненных ему организаций.
Численность коллегии утверждается Советом Министров
Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в
жизнь правовыми актами Минприроды. В случаях возник-
шего разногласия между Министром и членами коллегии
при обсуждении вопросов и принятии решений Министр
проводит в жизнь свое решение и докладывает об этом Со-
вету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии в
свою очередь имеют право сообщить свое мнение Совету
Министров Республики Беларусь.
Для всестороннего, глубокого обсуждения проблем при-
родопользования и охраны окружающей среды, выработ-
ки рекомендаций по их решению в Минприроды создается
научно-технический совет из числа его специалистов, уче-
ных, других ведущих специалистов и представителей об-
щественности.
Территориальными органами управления в области ох-
раны окружающей среды являются областные (Минский
городской) комитеты природных ресурсов и охраны окру-
жающей среды. Согласно Типовому положению об област-
ном, Минском городском комитете природных ресурсов и
охраны окружающей среды, утвержденному постановлени-
ем Министерства природных ресурсов и охраны окружаю-
щей среды Республики Беларусь, главными задачами коми-
тета являются:
участие в проведении единой государственной полити-
ки, в том числе экономической и научно-технической, в
области охраны окружающей среды и рационального ис-
пользования природных ресурсов;
государственное управление в области изучения, охра-
ны и рационального использования природных ресурсов и
охраны окружающей среды;
координация деятельности в области обеспечения эко-
логической безопасности, охраны окружающей среды и ра-
ционального использования природных ресурсов других го-
сударственных органов и организаций;
государственный контроль в области охраны окружаю-
щей среды;
обеспечение государственных органов, других организа-
ций и граждан информацией о состоянии и загрязнении
окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране и
оздоровлению, организация пропаганды экологических зна-
ний, участие в создании системы экологического просвеще-
ния, образования и воспитания, взаимодействие с обще-
ственными организациями (объединениями);
участие в осуществлении международного сотрудниче-
ства, изучение, обобщение и распространение опыта иност-
ранных государств в области охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов.
Комитет возглавляет председатель, назначаемый на дол-
жность и освобождаемый от должности в порядке, установ-
ленном Положением о Министерстве природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Председатель комитета имеет заместителя, назначаемого
на должность и освобождаемого от должности по представ-
лению председателя соответствующего комитета в порядке,
установленном Положением о Министерстве природных ре-
сурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В комитете образуется коллегия в составе председателя
комитета (председатель коллегии), его заместителя, других
руководящих работников комитета, иных государственных
органов и организаций. Численность и персональный со-
став коллегии утверждаются Минприроды.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами пред-
седателя комитета. В случаях возникшего разногласия
между председателем и членами коллегии при обсуждедии
вопросов и принятии решений председатель проводит в
жизнь свое решение и докладывает об этом Минприроды.
В структуру комитета входят: центральный аппарат;
специализированная инспекция; городские и районные ин-
спекции природных ресурсов и охраны окружающей среды;
областная, Минская городская лаборатория аналитическо-
го контроля; межрайонные лаборатории аналитического
контроля при городских и районных инспекциях природ-
ных ресурсов и охраны окружающей среды. Численность
работников комитета определяется Минприроды.
Важную роль в обеспечении охраны окружающей среды
занимает Министерство лесного хозяйства Республики Бе-
ларусь.
Согласно Положению о нем министерство является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Основными задачами Минлесхоза являются:
проведение единой государственной политики в области
использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроиз-
водства лесов, координация деятельности в этих областях
других республиканских органов государственного управле-
ния, местных исполнительных и распорядительных органов,
юридических лиц независимо от форм собственности;
осуществление регулирования в области лесного хозяй-
ства и управления деятельностью находящихся в его веде-
нии организаций;
государственный контроль за состоянием, использова-
нием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством
лесов;,
проведение единой экономической политики в области
лесного хозяйства.
Мин лесхоз возглавляет Министр, который назначается
на должность и освобождается от должности Президентом
Республики Беларусь. Министр имеет заместителей, назна-
чаемых на должность и освобождаемых от должности в со-
ответствии с законодательством. Численность заместителей
Министра определяется Президентом Республики Беларусь.
Для коллективного обсуждения важнейших вопросов и
выработки по ним решений в Минлесхозе в установленном
порядке образуется коллегия в составе Министра (предсе-
датель коллегии), заместителей Министра по должности, а
также других работников министерства и находящихся в
его ведении организаций. Численность и персональный со-
став коллегии утверждаются Советом Министров Республи-
ки Беларусь. Решения коллегии, касающиеся прав и обя-
занностей граждан или носящие межведомственный
характер, проводятся в жизнь постановлениями, по иным
вопросам - приказами. В случае разногласий между Мини-
стром и членами коллегии Министр проводит в жизнь свое
решение, докладывая о нем Совету Министров Республики
Беларусь. Члены коллегии в свою очередь могут сообщить
о своем мнении в Совет Министров Республики Беларусь.
Для рассмотрения важнейших вопросов по основным на-
правлениям развития лесного хозяйства, разработки реко-
мендаций по использованию и внедрению в производство
достижений науки, техники и передового опыта при Мин-
лесхозе создается научно-технический совет из видных уче-
ных и высококвалифицированных специалистов. Персо-
нальный состав научно-технического совета и Положение о
нем утверждает Министр.
Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
1. Управление образованием
Образование - это целенаправленный процесс обучения
и воспитания в интересах человека, общества, государства,
направленный на сохранение, приумножение и передачу
знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей
личности в интеллектуальном, культурном, нравственном,
физическом развитии, на подготовку квалифицированных
кадров для отраслей экономики.
Как сказано в статье 49 Конституции Республики Бела-
русь, каждый имеет право на образование. В этой же статье
имеется указание о том, что государством гарантируется
доступность и бесплатность общего среднего и профессио-
нально-технического образования. Каждый вправе на кон-
курсной основе бесплатно получить высшее образование в
государственных учебных заведениях.
Кроме конституции, правовую базу сферы образования в
различное время составляли и другие законодательные акты.
В их числе: законы Республики Беларусь «О высшем образо-
вании», «О профессионально-техническом образовании»,
Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г.
«О правилах приема в высшие и средние специальные учеб-
ные заведения», постановление Совета Министров Респуб-
лики Беларусь от 26 февраля 2005 г. № 204 «О государ-
ственных и республиканских программах в сфере образо-
вания», постановление Совета Министров Республики Бела-
русь от 24 мая 2004 г. «Об утверждении двухступенчатой
системы подготовки специалистов с высшим образованием»,
постановление Совета Министров Республики Беларусь от
1 марта 2007 г. «Об утверждении программы «Комплексная
информатизация системы образования Республики Беларусь
на 2007-2010 годы» и др.
Среди источников есть и международные акты. В их
числе Конвенция о-крррн.ании учебных курсов, дипломов о
высшем образовании и ученых степеней в государствах ре-
гиона Европы, меморандум о сотрудничестве между Респуб-
ликой Беларусь и Организацией Объединенных Наций по
вопросам, образования, науки и культуры и др.
Законодательством предусмотрены различные формы
получения образования, среди них в учреждениях образова-
ния - очная (дневная и вечерняя) и заочная формы. Допус-
кается сочетание различных форм получения образования, а
также обучение по индивидуальным учебным планам. Для
всех форм получения образования в пределах образователь-
ного уровня действуют единые образовательные стандарты.
Перечень профессий и специальностей, обучение которым не
допускается в вечерней и заочной формах, утверждается
Правительством Республики Беларусь.
Система образования в Республике Беларусь включает в
себя в качестве компонентов: образовательные программы
и образовательные стандарты, образовательные учреждения
и органы управления образованием.
Образовательные программы делятся на общеобразова-
тельные (основные и дополнительные) и профессиональные.
К общеобразовательным программам относятся уровни
образования:
1) дошкольное образование;
2) общее базовое образование;
3) общее среднее образование;
4) дополнительное образование детей.
К профессиональным относятся уровни образования:
начальное профессиональное образование, среднее специаль-
ное образование; высшее образование; послевузовское обра-
зование.
В Республике Беларусь утверждена концепция внедре-
ния двухступенчатой системы подготовки специалистов с
высшим образованием. Согласно концепции основным со-
держанием модернизации высшей школы и итогом перехо-
да на двухступенчатую систему подготовки специалистов с
высшим образованием является сохранение двух ступеней.
Первая ступень высшего образования обеспечивает массо-
вую подготовку специалистов с выдачей дипломов о выс-
шем образовании, предоставляющих право на трудоустрой-
ство с учетом присвоенной квалификации. Вторая ступень
высшего образования (магистратура) обеспечивает форми*
рование знаний и навыков научно-педагогической и науч-
но-исследовательской работы, завершается присвоением
степени магистра и выдачей диплома магистра, предостав-
ляющего право на обучение в аспирантуре.
Основные задачи и система органов государственно-
го управления образованием
Республиканским органом государственного управле-
ния образованием является Министерство образования Рес-
публики Беларусь, http://www.minedu.unibel.by/
В структуру министерства входят: управление аналити-
ческой и правовой работы; управление кадровой политики;
управление социально-экономического развития и др.
Согласно Положению о нем главными задачами Мини-
стерства образования Республики Беларусь являются:
разработка и обеспечение реализации государственной
политики в сфере образования, опеки и попечительства над
несовершеннолетними;
проведение государственной молодежной политики;
обеспечение функционирования и развития националь-
ной системы образования Республики Беларусь, создание
системы непрерывного образования;
координация деятельности республиканских органов
государственного управления, управлений образования об-
ластных и Минского городского исполнительных комите-
тов, организаций по вопросам реализации функций систе-
мы образования, государственной молодежной политики,
защиты прав несовершеннолетних, опеки й попечительства
над несовершеннолетними;
осуществление государственного контроля за функцио-
нированием системы образования, а также в области госу-
дарственной молодежной политики;
осуществление анализа реализации государственной по-
литики в области охраны детства;
осуществление деятельности по профилактике безнад-
зорности и правонарушений несовершеннолетних.
Министерство образования Республики Беларусь воз-
главляет Министр, назначаемый на должность и освобож-
даемый от должности Президентом Республики Беларусь.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности в установленном порядке.
В министерстве создается коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), заместителей Министра, руково-
дителя департамента по должности, а также других руко-
водящих работников и ведущих специалистов министер-
ства и отрасли.
При министерстве на общественных началах могут со-
здаваться советы по направлениям деятельности из состава
его работников, а также представителей иных заинтересо-
ванных республиканских органов государственного управле-
ния, местных исполнительных и распорядительных органов,
организаций системы образования, общественных объедине-
ний и иных юридических лиц для разработки и осуществле-
ния государственной политики в соответствующих направ-
лениях деятельности.
Систему органов государственного управления состав-
ляют также управления и отделы образования местных ис-
полнительных и распорядительных органов.
Управление образования областного исполнительного
комитета образуется областным исполнительным комите-
том, подчиняется облисполкому и входит в систему Мини-
стерства образования Республики Беларусь.
В организационном и учебно-методическом подчинении
управления находятся:
дошкольные учреждения;
общеобразовательные школы, лицеи и гимназии;
детские и молодежные специализированные учебно-
спортивные заведения системы образования области;
межшкольные учебно-производственные комбинаты;
внешкольные учреждения;
детские интернатные учреждения всех типов;
санаторно-лесные школы.
Управление осуществляет учебно-методическое руковод-
ство ведомственными детскими дошкольными учреждения-
ми, а также лечебными учебно-воспитательными учрежде-
ниями.
По отношению к высшим и средним специальным учеб-
ным заведениям, находящимся на территорий области, об--
ластные управления выступают в качестве координатора
кадрового обеспечения учреждений образования.
Основными задачами управления являются:
разработка стратегии и обеспечение реализации государ-
ственной политики в области образования, охраны детства
и молодежной политики; организация выполнения законо-
дательных 'актов Республики Беларусь в сфере образова-
ния, охраны детства и молодежной политики;
создание совместно с отделами образования рай(гор)ис-
полкомов и администраций системы образования, охватыва-
ющей дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразо-
вательные школы и профессионально-технические училища,
специализированные учебно-воспитательные учреждения об-
ластного подчинения, повышение квалификации, перепод-
готовку педагогов;
осуществление государственного контроля в области обра-
зования, охраны детства, реализации молодежной политики;
обеспечение функционирования и развития системы об-
разования (в том числе дошкольного), охраны детства, реа-
лизации молодежной политики; создание системы непре-
рывного образования;
координация деятельности отделов образования рай(гор)-
исполкомов и администраций, организаций по вопросам ре-
ализации функций системы образования, охраны детства,
молодежной политики;
осуществление контроля за выполнением государствен-
ных требований к воспитанию и обучению учебными заве-
дениями негосударственных форм собственности;
организация взаимодействия школ, профессионально-
технических, педагогических училищ с высшими и средни-
ми специальными учебными заведениями;
проведение в области скоординированной кадровой по-
литики в сфере образования, обеспечение учреждений обра-
зования области квалифицированными специалистами с
учетом перспектив развития общеобразовательных школ и
профессионально-технических училищ, дошкольных, вне-
школьных учреждений на основе внедрения и распростра-
нения принципов областного и районного самообеспечения;
выявление, обобщение, обеспечение ротации передового
педагогического опыта, новых технологий обучения и вос-
питания, научное обеспечение экспериментальной работы,
которая проводится в области;
проведение среди учащихся школ, профессионально-тех-
нических, педагогических училищ и колледжей области
олимпиад, конкурсов, спартакиад, слетов, других меро-
приятий областного масштаба, подготовка и обеспечение
участия сборных команд области в республиканских, меж-
дународных мероприятиях;
осуществление программы усовершенствования и даль-
нейшего развития материально-технической базы учрежде-
ний образования;
оценка результатов деятельности учебно-воспитатель-
ных учреждений областного подчинения;
осуществление деятельности, связанной с оздоровлени-
ем детей за рубежом.
В структуру местных органов государственного управле-
ния образованием входят также отделы образования. Отде-
лы образования действуют на уровне городских исполни-
тельных комитетов (в городах областного подчинения)
районных исполнительных комитетов, местной админист-
рации района в городах (кроме г. Минска) и местной адми-
нистрации района г. Минска.
Отдел руководит деятельностью учреждений образова-
ния и иных организаций, входящих в систему образования
района подведомственных ему территорий.
Возложенные на отделы образования задачи в основном
аналогичны задачам управлений образованием областных
исполнительных комитетов. В частности, к ним относятся:
разработка стратегии и обеспечение реализации в райо-
не, городе, районе города единой государственной полити-
ки в области образования, охраны детства, молодежной по-
литики;
контроль за исполнением законодательства Республики
Беларусь в сфере образования, охраны детства и молодеж-
ной политики;
создание и обеспечение на подведомственной территории
функционирования и развития системы образования охва-
тывающей организации образовательного процесса и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: