Праздники, традиции и обычаи в современной молодой семье
Праздники. В жизни молодой семьи важное место занимают праздники и праздничные дни: годовщины Великого Октября, День Победы, 1 Мая, 8 Марта, День Конституции СССР, День Советской Армии и Военно-Морского Флота и др. В этих праздниках общественная и лично-семейная стороны находятся в единстве. Отмечают их сначала каждый член семьи в своём коллективе (производственном, дошкольном или школьном), а затем в кругу семьи. Участие в демонстрациях, праздничные гулянья уже сами по себе создают приподнятое, праздничное настроение, посещение же культурных мероприятий (концертов, спортивных соревнований и т. д.), а тем более участие в них оказывает значительно более сильное влияние на детей и взрослых, чем участие в повседневных культурных событиях. Следует всячески поощрять желание детей участвовать в праздничных мероприятиях. Именно через непосредственное участие в коллективных торжествах дети воспринимают нормы, обычаи, то есть духовные ценности старших поколений, что обеспечивает преемственность культурных традиций и играет огромную воспитательную роль в жизни подрастающего поколения. Давно замечено, что такие дети становятся более активными, лучше учатся и развиваются. Праздничная атмосфера в дни всенародных праздников должна ощущаться и в убранстве квартиры, и в семейном меню, и в досуге. Стало традицией в дни праздников принимать гостей или ходить в гости. Приподнято-праздничное настроение царит в большинстве семей 8 Марта. К этому дню мужья и дети готовят подарки жёнам, матерям, бабушкам. Особую ценность при этом имеют подарки, которые дети готовят своими руками или с помощью других членов семьи для мамы. К сожалению, не все мужчины следуют традиции освобождать в этот день женщин от всех работ по дому. И, разумеется, должна уйти в прошлое (и уходит) старая традиция отмечать праздник со спиртными напитками, её всё больше вытесняет чаепитие с пирогом или тортом. В такой обстановке изменяется к лучшему характер общения детей и взрослых, растёт взаимопонимание, укрепляется дружба в отношениях между членами семьи.
В праздничном календаре каждой семьи есть и профессиональные праздники. Из множества таких праздников в семье отмечают те, которые отражают профессиональную принадлежность членов семьи: матери, отца, бабушки, дедушки. Без преувеличения можно сказать, что в семье, где- каждый её член с уважением относится к профессии другого, лучше морально-психологический климат. Начинаясь в трудовом коллективе, такой праздник может быть продолжен дома. Чтобы доставить больше удовольствия и радости тому, в честь кого он устроен, нужно проявить не только кулинарные способности, но и подготовить поздравления, подарки, проявить выдумку и остроумие. Популярны в нашей стране и календари о-б ытовые праздники — Новый год, проводы зимы, встреча весны и др. Подготовка к встрече Нового года вызывает особую радость. Даже предпраздничные заботы, связанные с приобретением ёлки, покупкой подарков и продуктов для праздничного стола, не кажутся утомительными и скучными. Детям, а в некоторых семьях и взрослым, готовят подарки «от Деда Мороза», устраивают семейные концерты, игры и различные развлечения. Детям доставляет большую радость наряжать ёлку. Несмотря на возможность приобретения игрушек в магазине, многие родители поощряют в детях изобретательность, умение изготовить игрушки самим, решая таким образом и воспитательные задачи. Усилить праздничное настроение позволяет и приглашение на него Деда Мороза и Снегурочки (если есть возможность), а также посещение родителями с детьми новогодних представлений.
Любимыми у городских и сельских жителей стали проводы зимы, вобравшие в себя традиции масленицы, издревле имевшие большое значение в укреплении дружбы и добрососедства. Проводы зимы повсеместно сопровождаются праздничными представлениями и массовыми гуляньями. В парках и скверах, на улицах в этот день можно увидеть украшенные тройки лошадей, шествия сказочных персонажей, ряженых, праздник сопровождают театрализованные представления, катания с ледяных горок, на тройках, игры, песни, танцы. В ряде мест сохранился обычай сжигать чучела «масленицы» на костре. Характерные для этого праздника непосредственность, духовная раскрепощённость, всеобщее веселье и радость привлекают к нему широкие народные массы. Праздник предоставляет большие возможности для проявления творческих способностей, и их не нужно упускать. Вы можете вместе с детьми принять участие в различных конкурсах (рисунка, песен, танцев), спортивных состязаниях или в изготовлении снежных фигур сказочных персонажей, зверей и птиц. Устраиваются конкурсы и для занимающихся непрофессиональным творчеством (вязанием, народными промыслами и ремёслами и т. п.), а также кулинаров. Условия для самовыражения личности предоставляют возникшие относительно недавно праздники по месту жительства (праздник дома, улицы, микрорайона, города, села, посёлка). И хотя ритуалы этих праздников ещё полностью не сложились и совершенствуются, но почти повсеместно в них наметились такие элементы, как организация различных конкурсов, спортивных состязаний, концертов художественной самодеятельности и т. д., которые позволяют каждому желающему принять участие в тех видах творчества, которыми он лучше овладел. А главное, в празднике может участвовать представитель каждой возрастной группы, начиная от детей и кончая людьми пожилого возраста. Торжественная регистрация брака и свадьба являются первым крупным семейным праздником, с которого начинается жизнь молодой семьи. Обряд торжественной регистрации брака во многом зависит от условий в органах загса, умения их работников придать ему торжественный, неординарный характер. В ряде отделов загса республики при его проведении используются народные традиции: вручение молодым свадебного каравая, постановка их на рушник, исполнение ансамблем обрядовых песен и другие, придающие свадьбе национальный колорит и эстетическую ценность. Иногда молодожёнам в день регистрации брака вручают альбом «Летопись семьи», в котором они могут фиксировать важнейшие события семейной жизни. Её можно завести и самим. В будущем она станет семейной реликвией, раскрывающей историю вашей семьи.
Большие возможности в использовании народных обычаев и традиций открываются при проведении свадьбы, особенно когда она проходит в доме семейных торжеств под руководством опытного распорядителя, знающего народные традиции и умеющего вести обряд, а также в сельской местности, где определённая часть населения хранит в памяти народные обычаи, традиции и владеет искусством «играть свадьбу». В период подготовки к свадьбе жениху и невесте следует соизмерить материальные возможности семьи с числом приглашений. Вряд ли стоит устраивать пышное застолье с большим количеством гостей, как" это повелось в последние годы. Такая свадьба не оправдана прежде всего с экономической точки зрения, так как требует больших материальных затрат. Большинство гостей на большой свадьбе, как правило, не знакомы друг с другом, и это снижает возможность полноценного дру жеского общения. В большем выигрыше оказываются те молодожёны, которые, отпраздновав свадьбу в узком кругу близких родственников и друзей, отправляются в свадебное путешествие. Чтобы свадьба стала настоящим праздником, её нужно тщательно спланировать: продумать место и время проведения, состав приглашённых лиц, последовательность обрядовых действий, музыкальное оформление, выбор ведущего (его обязанности чаще всего исполняет «сват»). Приглашения на свадьбу нужно разослать заранее — за 2—3 недели. Создание атмосферы всеобщего веселья, радости во время свадебного застолья во многом зависит от удачно подобранных шуток, прибауток, песен, танцев, умелой организации обрядовых действий, в центре которых у белорусов издавна было деление каравая (в котором «семи полей пшеница, семи криниц водица...»). Учитывая, что многие народные традиции и обычаи, особенно в среде горожан, мало знакомы молодёжи, готовясь к свадьбе, желательно обратиться к 30-томному изданию белорусского фольклора — «Беларуская народная творчасць», отдельным этнографическим работам, в которых можно найти интересные обрядовые песни, а также описание белорусской народной свадьбы, чтобы затем использовать их.
Почти в каждой молодой семье стало традицией отмечать годовщины свадьбы. Правда, не все знают, что каждая годовщина имеет своё название. Через год семейной жизни празднуется ситцевая свадьба. Молодая жена надевает в этот день ситцевое платье, супруги дарят друг другу ситцевые платочки. Деревянная свадьба означает 5-летие совместно прожитой жизни. В этот день принято дарить деревянную посуду. Медная свадьба празднуется после 7 лет. Муж и жена обмениваются медными монетами (чтобы звонким было счастье). Первое 10-летие венчает розовая свадьба, которая отмечается более торжественно. Символом её являются розы, которые вручаются супругам родными и друзьями (чтобы жизнь их была прекрасной, как розы). Через 15 лет отмечается стеклянная свадьба. В этот день принято дарить подарки из стекла. 20-летие семейной жизни венчает фарфоровая свадьба. Стол принято сервировать новой фарфоровой посудой. Серебряная свадьба знаменует совместно прожитые четверть века. На палец рядом с золотым надевают серебряное кольцо. Жена одевает серебристо-серый наряд, муле — костюм тёмного цвета. 30-летие замыкает жемчужная свадьба, а 35-летие — полотняная, на которую принято дарить скатерти и полотенца. Рубиновая свадьба отмечается через 40 лет совместной жизни. Золотая свадьба подводит итог 50 совместно прожитым годам. Супруги обмениваются новыми золотыми кольцами. Бриллиантовая свадьба отмечается через 60 лет, железная — через 65, а коронная — через 75 лет супружества. В названиях этих юбилеев народная мудрость метко отразила, как с числом прожитых лет возрастает крепость семьи, её ценность для общества. Рождение ребёнка в семье также принято отмечать торжественным обрядом. Обычно он проходит в 2 этапа. Первый — торжественная регистрация ребёнка или имянаречение — проходит в органах загса, часто с участием общественности, представителей трудовых коллективов, в которых работают молодые родители. Обязательными действующими лицами обряда являются и почётные родители, выбрать которых должны сами родители из числа своих друзей, родственников или знакомых. Почётные родители затем оказывают помощь в воспитании своего названного сына или дочери. Во многих отделах загса в день регистрации вручают медаль с датой и местом рождения ребёнка, а также альбом «Летопись ребёнка», в котором молено будет отмечать первые слова сына или дочери, их увлечения, успехи в учёбе и наиболее важные моменты школьной жизни и общественной деятельности (вступление в октябрята, пионеры, комсомол). Второй этап — празднование в домашней обстановке. В традиционной белорусской обрядности он называется «родинами», «отведками». И сейчас, особенно в сельской местности, в проведении обряда сохранилось немало народных элементов (присутствие кумовьёв, «бабы», деление «бабиной каши» и др.). Родины устраиваются, как правило, не сразу, а спустя 2—3 месяца после возвращения роженицы из больницы.
Раньше на родины приглашали только семейных, сейчас этой традиции не придерживаются. Кроме поздравлений и добрых пожеланий, молодому семейству посвящались обрядовые (родинные) песни, которых у белорусского народа накоплено немало. В сельской местности до сих пор сохранился обычай деления «бабиной каши», приготовленной бабкой-повитухой. Теперь роль бабки-повитухи (конечно, условно) выполняет одна из приглашённых женщин пожилого возраста. По традиции каждый, кого угощают этой кашей, подносит подарок для роженицы или новорождённого. В прошлом родинам предшествовал религиозный обряд крещения детей. Некоторые молодые родители, обычно под давлением дедушек и бабушек, и сегодня могут окрестить своих детей, считая, что этот обряд не приносит никакого вреда. Однако участие в таком обряде создаёт почву для передачи религиозной информации следующему поколению. День рождения — самый распространённый из семейных праздников. В каждой семье ежегодно отмечают дни рождения взрослых и детей. На дни рождения в гости приходят родственники и друзья. Их, конечно, волнует вопрос, какой подарок преподнести имениннику, а устроителей праздника — как организовать день рождения так, чтобы доставить имениннику и гостям больше радости. Если отмечается день рождения у вашего ребёнка, лучше пригласить только близких родственников и его сверстников. Родителям следует позаботиться не только о «сладком столе» для детей, но и об организации развлекательной программы — игр, песен, танцев и т. п. Можно устроить в этот день домашний театр или чтение стихов, подготовить шуточную стенгазету для именинника. Не должно быть омрачено и радостное ожидание подарка. Его следует приобрести или подготовить заранее, учитывая возраст ребёнка, его интересы и желания. Большой ущерб воспитанию детей наносят празднования дней рождения не в кругу их сверстников, а в компании большого количества взрослых, поглощённых своими интересами, а ещё хуже — пьяным весельем. Такие дни рождения приносят детям не радость, а огорчения, оставляя глубокий травмирующий след в их сознании. Цель дней рождения — доставить радость име- ниннику. В ряде семей стало традицией готовить подарки своими руками. Особенно большую радость родителям доставляют подарки, сделанные детьми. Лучше всего освободить именинника в этот день от хозяйственных забот, а на семейном вечере исполнить для него песню или прочитать стихотворение. В жизни молодой семьи есть и другие праздники, такие, как новоселье, начало и окончание учебного года у школьников, приём их в октябрята, пионеры, комсомол. Празднично оформляются и такие события, как получение сыном или дочерью паспорта гражданина СССР, аттестата зрелости, достижение совершеннолетия и др. Во многих семьях «виновникам» торжества в этот день вручаются подарки, поздравления. Всё большую популярность приобретают получившие в последние годы распространение в ряде городов республики праздники советской семьи, которые проводятся в трудовых коллективах или в микрорайонах: «Папа, мама, я — дружная семья», «Крепка семья — крепка держава», «А ну-ка, папы!» и др. Они способствуют воспитанию у детей высоких моральных качеств: коллективизма, товарищества, солидарности, ответственности и др., а их спортивный характер служит укреплению здоровья членов семьи. День памяти. У белорусов, так же как и у других народов, на протяжении веков выработались обычаи и обряды, связанные с похоронами человека и поминовением умерших. Погребальные обряды дольше прочих семейных обрядов находились в руках церкви, и поэтому в них до настоящего времени, особенно в сельской местности, в определённой степени сохраняются религиозные напластования. Вместе с тем в республике повсеместное распространение получил гражданский обряд погребения. Большую часть забот по организации похорон берут на себя обрядовые службы, обеспечивающие транспортом, атрибутикой, а также коллектив учреждения или предприятия, в котором работал покойный. За обрядом похорон следует поминальный обряд, который проводится в день похорон, а также на 9-й, 40-й день и через год. Собравшиеся за столом родственники, друзья вспоминают дела почившего. В Белоруссии до сих пор отмечается традиционный день поминовения умерших («радуница»). Цараллельно в республике в городах и сёлах в последнее время стали проводиться Дни памяти, в организации которых принимает участие широкая общественность. Дни памяти проводятся обычно в конце апреля. К этим дням благоустраиваются, радиофицируются кладбища, организовывается продажа цветов и венков. Близкие друзья и родственники умерших как дань уважения к их памяти приводят в порядок могилу, сажают цветы и деревья. В День памяти на кладбищах проводится траурный митинг, где минутой молчания присутствующие чтят память умерших, погибших во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Негромкие траурные мелодии служат фоном к кратким выступлениям, вызывают коллективное сопереживание. Дни памяти оказывают большое идеологическое и эмоциональное воздействие не только на взрослых, но и на детей, так как проявляя заботу об умерших, отдавая им дань уважения и признательности, они могут полнее ощутить свою причастность к тому, что сделано их предками. Литература: Закович Н. М. Советская обрядность и духовная культура. Киев, 1980; Праздники, обряды, традиции. 2 изд. М., 1979; Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей нар. ун-тоа. Мн, 1981; Социалистическая обрядность и формирование нового человека. Киев, 1979; Традиции, обряды, современность. Киев, 1983; Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М., 1981. |
Домашняя библиотека
Наша страна по праву считается самой читающей в мире. Сегодня читателями является подавляющее число городского (95%) и сельского (87%) населения страны. Ежедневные затраты времени на чтение у советских людей составляют в среднем 55,7 мин, что гораздо выше, чем у читателей высокоразвитых капиталистических стран." Книга — постоянный помощник советского человека в труде и учёбе. Чтение — один из самых популярных видов использования свободного времени. Подлинная «читательская атмосфера» создана во многих семьях, где книга способствует воспитанию детей, улучшению семейного климата. Читательские интересы советского человека широки и разнообразны; они распространяются на общественно-политическую литературу, книги по истории нашей страны, литературу по актуальным проблемам науки и техники, литературу для повышения профессиональной квалификации и, естественно, художественную литературу, которую читают люди практически всех возрастов. Немало людей читают книги и иллюстрированные периодические издания, чтобы «отдохнуть» от умственной и физической работы. Однако плодотворное чтение литературы требует от современного читателя значительных интеллектуальных и творческих усилий. Современный читатель должен иметь элементарную библиотечно-библиографическую грамотность: знать правила пользования библиотеками, уметь ориентироваться в их фонде, выбирать нужное издание с помощью каталога, регулярно следить за новыми изданиями в интересующей его области, пользоваться справочными материалами и т. д. Чтение художественного произведения во многом отлично от чтения научной или научно-популярной литературы. Например, если при чтении специальной книги и периодики на первый план выступают социальные и профессиональные интересы, то чтение художественной литературы требует еще и полноценного эмоционального развития личности читателя, любви к родному языку, умения чувствовать слово, сопереживать, наслаждаться мыслью, образно-стилевым почерком автора, самим процессом чтения. Важно владеть техническими приёмами, обеспечивающими закрепление и использование прочитанного (выписки, конспекты, организация картотек и т. д.). По данным социологических исследований сегодня у человека, не занимающегося непосредственно умственным трудом, на чтение в среднем должно расходоваться 6—7 часов свободного времени в неделю. Однако в действительности это время колеблется в зависимости от возраста и профессии читателя, влияет на него и общий объём свободного времени. В большинстве молодых семей, если никто из их членов не учится в -вузе или техникуме, чтение в основном осуществляется дома, и важно создать оптимальные условия для наиболее эффективного общения с литературой. Приступая к чтению, нужно прежде всего учитывать некоторые гигиенические факторы: в комнате должен быть чистый воздух, хоро- шее освещение. Если вы пользуетесь настольной лампой, то она должна находиться на расстоянии не менее одного метра от читаемого текста. Расстояние от книги до глаз (при нормальном зрении) должно быть не менее 35—40 см при наклоне книги 15°. Во время чтения, чтобы не переутомлять зрение, полезно иногда отрываться от книги и смотреть на тёмный или зелёный предмет или совсем закрывать глаза. Можно иногда глубоко подышать или смочить веки холодной водой. На читателя в домашних условиях воздействуют даже цвет стен, обоев, мебели. Если вокруг преобладают яркие тона, то усталость наступает быстро и избавиться от неё гораздо труднее. Очень важным условием для продуктивного чтения является тишина (уровень шума не должен превышать 20—45 децибел; пишущая машинка даёт шум в 50 децибел). Но тишина часто является трудно достижимым условием, поэтому важно научиться сосредоточенно работать с книгой в любых ситуациях, в том числе и неблагоприятных (соседний разговор, шум, включённый телевизор и т. п.). Важнейшей предпосылкой результативного чтения является порядок на рабочем месте, правильная его организация. Наиболее удобная высота стола — такая, при которой локти свободно лежат на краю стола, поза — расслабленная. Настольную лампу и другие источники света лучше располагать с левой стороны, причём таким образом, чтобы лучи света падали на книгу, а не на глаза. При чтении целесообразно (особенно детям) пользоваться специальной подставкой для книг, которую можно купить или изготовить самим из плотного картона (фанеры). Отдыхать от чтения сидя не рекомендуется, в паузах лучше всего переключиться на другое занятие. Паузы нужны через каждый час (в крайнем случае не реже, чем через 2—3 часа). Лучшим лекарством от утомления является чтение, при котором происходит чередование научной и художественной литературы, книг и журналов и т. д. Над специальной литературой лучше всего работать утром или в первой половине дня, так как усвоение прочитанного в вечерние часы происходит менее эффективно. Читать книги, а тем более периодику, можно не только в домашних условиях. Выходя надолго из дома, желательно брать с собой книги, журнал или газету — в течение дня могут возникнуть благоприятные для чтения ситуации. Чрезвычайно важно привить любовь к книге детям. Ребёнок, ещё не научившийся читать, не может общаться с книгой без взрослого посредника. Приобщение его к чтению должно осуществляться очень тонко, индивидуально, с учётом специфики и жанра книги. К 6—7 годам у ребёнка необходимо воспитать отношение к книге, к чтению как к творческому, деятельному процессу. Если в раннем детстве малыш в роли слушателя будет оставаться пассивным, то потом, обучившись грамоте, он станет и пассивным читателем. Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать её вслух, поговорить о ней. Помощником в этом непростом деле может стать детская библиотека. Продолжительность чтения вслух зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, от сложности книги, от эмоционального настроения малыша в данный момент, от выразительности чтения. В любом случае нужно соблюдать одно главное правило: чтение для ребёнка должно быть не случайным развлечением, не просто актом получения информации, а праздником и большой радостью. Некоторые детские книги необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой (ребёнок полюбил книгу и сам просит почитать её ещё раз). Иногда это вызвано важностью темы, содержанием книги. Дошкольникам можно читать и книги большого объёма («Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова и др.), но так, чтобы у детей не пропадал интерес к продолжению чтения. Нужно постараться, чтобы ребёнок стал как бы полноправным участником сказочного действия, сжился с героями сюжета. Следует также совместно с ребёнком рассматривать иллюстрации, комментировать их, можно придумывать продолжение рассказов, представлять себя на месте действующих лиц, то есть всячески стимулировать детскую активность и творческую фантазию. Особого внимания заслуживают умело подобранные, легко запоминающиеся стихи, расширяющие круг поэтических привязанностей малыша. Состав и характер домашней оиблиотеки зависит от духовных потребностей, интересов, литературных вкусов и профессий членов семьи. В нашей стране не ведётся учёт числа домашних библиотек, однако результаты выборочных социологических исследований позволяют утверждать, что их десятки миллионов (не менее 35 миллиардов книг). Возникают и формируются они по-разному. Можно говорить о наличии нескольких типов таких библиотек: рабочая — вспомогательного, справочного характера; специальная, посвященная одной или нескольким узким темам или проблемам; универсальная — общекультурного, общеобразовательного характера; библиофильская, содержащая редкие издания. Далеко не все библиотеки укладываются в такие, схемы. Чаще книжные собрания сочетают признаки нескольких типов. Личная библиотека подбирается в соответствии с потребностями и вкусами хозяина. Количество собранных томов всегда радует книголюбов. Их можно понять. Не случайно характеристика любой библиотеки начинается с цифр, однако главное не в них. Наибольшую ценность для любой семьи представляют библиотеки, которые создаются не как коллекции для престижа, а как необходимые помощники в работе, учёбе, общественной деятельности, верные друзья в часы досуга. Жизнь показала, что есть один общий критерий: библиотека тем лучше, чем меньше в ней книг, которые после прочтения ставятся на полку и больше с неё не снимаются. Хорошая домашняя библиотека — это продуманное собрание, в котором случайные книги появляются редко и обычно не задерживаются. Не всем дано умение соотнести желания и возможности, но без этого хорошую библиотеку не создашь. Поэтому важно задуматься над первыми шагами создания своей библиотеки, ясно представить, с чего следует начинать и к чему стремиться. Молодой семье прежде всего нужно определить свои возможности для создания библиотеки (прикинуть, где будут размещаться книги, какую часть семейного бюджета можно выделить на их приобретение). Состав домашней библиотеки прежде всего определяется профессией (настоящей или будущей) членов семьи, уровнем их образования. В неё должны входить специальная или учебная, литература, которая необходима для повседневной работы, учебных занятий, повышения квалификации. Нельзя полностью отказываться от политических, социально-экономических и научно-популярных изданий по различным отраслям знаний. В домашнюю библиотеку обязательно должна входить справочная литература: энциклопедические издания (универсальные и отраслевые энциклопедии, энциклопедические словари), различные словари (орфографический, толковый, иностранных слов, двуязычные — для переводов и т. п.), разнообразная справочная литература (например, по домоводству, туризму, физкультуре, уходу за детьми и их воспитанию, различным досуговым занятиям и т. п.). Книги в библиотеке, как правило, систематизируются по разделам, внутри них — по авторам. Учёт книг удобно вести с помощью алфавитного каталога, в который вносят все приобретённые книги по фамилиям авторов. Ведущим разделом в большинстве домашних библиотек является раздел художественной литературы. В нём целесообразно иметь только те книги, которые многократно перечитываются, или собрания сочинений любимых писателей. Для однократного чтения книги лучше брать в массовой библиотеке. А обилие собраний сочинений ещё не является свидетельством хорошей и умело подобранной библиотеки. Многие любители книги избирают тематический принцип подбора художественной литературы и стремятся приобрести наиболее значительные произведения писателей, например, о Великой Отечественной войне, исторические романы и т. п. Такая целеустремлённость обогащает собирателя, побуждая обращаться к библиографическим пособиям, углубленно интересоваться литературой, позволяет ограничить свою библиотеку разумными пределами. Художественная литература, как правило, систематизируется по странам (русская, белорусская, зарубежная и т. д.), внутри них по алфавиту фамилий писателей. Особое место в разделе художественной литературы занимают серийные издания, включающие произведения писателей разных стран и времён («Библиотека классики», «Классики и современники», «Литературные мемуары», «Библиотека отечественной и зарубежной классики», «Литературные памятники», «Пламенные революционеры», «Библиотека советского романа», «Библиотека белорусской прозы», «Библиотека белорусской поэзии» и др.). Обязательной составной частью библиотеки в каждой семье должны быть детские книги. Их можно приобрести заранее, пока дети растут. Однако подбор детской литературы необходимо осуществлять ещё более вдумчиво, чем взрослой, так как это уже в раннем возрасте способствует формированию у детей правильных читательских интересов. Создать детскую библиотечку вам помогут серийные издания для детей разного возраста. Среди них: «Мои первые книжки»— для дошкольников; «Книга за книгой» и «Читаем сами»— для младших школьников; «Библиотека пионера», «Школьная библиотека»— для подростков; «Библиотека юношества», книги издательства «Юнацтва». Возрастное предназначение книг помогает правильно организовать детское чтение в. семье. Неотъемлемым спутником большинства домашних библиотек является периодика: комплекты журналов, папки с подборками газетных вырезок — статей по интересующим членов семьи темам, журнальные подборки в отдельных переплётах. Составители домашних библиотек, особенно начинающие, должны дружить с библиографией (лоцманом книжного океана). Наиболее оперативную и обширную информацию о книгах даёт книготор-гово-издательская библиография. Это прежде всего серии библиографических указателей, выпускаемых издательством «Книга», ежемесячный журнал «В мире книг», еженедельная газета «Книжное обозрение», в которой раздел «Книги недели» знакомит читателя со всеми книжными новинками страны, ежемесячный бюллетень «Новыя KHiri БССР». Помощь в этом деле может оказывать публикуемая в различных журналах и газетах информация о вышедших или готовящихся к печати изданиях, а также рецензии на новые книги, циклы передач Всесоюзного радио «В мире книг», «Книжная радиолавка», «Библиотека новинок советской литературы», белорусского радио и телевидения «Сябар — кшга», «Кшгалюб». Перспективную информацию о новых книгах книголюбы могут получить из издательских аннотированных тематических планов выпуска литературы, из списков новых поступлений и «Календарей новинок» (в массовых библиотеках и книжных магазинах). Книголюб должен заботиться не только о составе, но и об организации книжного собрания: его библиотека должна находиться в таком состоянии, чтобы ею легко было пользоваться (хороший книголюб знает место каждой своей книги), одновременно чтобы она украшала, облагораживала комнату, а не захламляла её. Разнообразные шкафы, стеллажи, полки для книг продаются отдельно, входят во многие гарнитуры. Умельцы сами мастерят книжные полки, что позволяет размещать книги в простенках, нишах, промежутках между предметами обстановки. В шкафах целесообразно хранить очень редкие, дорогие вам книги, а также издания в старых изношенных переплётах, периодику. Литература, которой пользуются постоянно, должна находиться на полках. Стеллаж следует размещать рядом с письменным столом, т. е. в рабочем уголке комнаты, а полки устанавливать так, чтобы на них не попадали прямые лучи солнца, портящие книги. При выборе или изготовлении стеллажей необходимо учитывать глубину полок. В два ряда книги ставить не рекомендуется. Если этого не удаётся избежать, то задний ряд при помощи 3—4 см подставок необходимо поставить несколько выше первого, иначе книги будут совсем скрыты из поля зрения. Общепринятая глубина полок для одного ряда книг 22 см. Расстояние между полками можно делать разным. Это экономит место и позволяет расположить на полке издания одного формата. Но в любом случае высота полок должна быть на 3—4 см больше высоты книг. Чтобы не портился переплёт, книги на полках следует устанавливать довольно плотными рядами (между томами меньше пыли и меньше действие света), а пыль с них лучше всего удалять пылесосом или сухой шерстяной материей: шерсть лучше вбирает её. Для начинающего собирать домашнюю библиотеку готовых рецептов не бывает. Определённую помощь может оказать ему специальная литература. Каждый любитель книги может стать членом Всесоюзного общества книголюбов, которое с 1974 г. пропагандирует и распространяет книжные издания. Истинные любители книг постепенно становятся книговедами, хорошо освоившими культуру чтения и свободно ориентирующимися в океане книжной продукции. Этому способствует увлекательная деятельность по созданию домашних библиотек.
Литература: Вормсбехер В. Ф., Кабин В. А. 100 страниц в час: Теория и практика динам, чтения и рацион, работы с кн. 2 изд. Кемерово, 1980; Доблаев Л. П. Психологические основы работы над книгой. М., 1970; Западов А. В. В глубине строки: О мастерстве читателя. 2 изд. М., 1975; Канторович В. Я. Литература и читатель: (Заметки о социологии чтения). М., 1976; Краткий справочник книголюба. 3 изд. М., 1984; Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. Быстрое чтение. М., 1976; их же. Техника быстрого чтения. 2 изд. М., 1983; Лёзер Ф. Рациональное чтение: Более быстрое и основательное: Пер. с нем. М., 1980; Лидин В. Г. Друзья мои — книги: Рассказы книголюба. М., 1976; Мазок Н. Н. Книга должна жить долго: Как самому переплести и отреставрировать книгу. М., 1985; Осипов В. О. Книга в вашем доме. М., 1967; его же. Собирателям домашних библиотек. М., 1970; Панков В. И. Ваши помощники книги. М., 1978; Поварнин С. И. Как читать книги. 3 изд. М., 1978; Рассадин С. Б. Книга про читателя. М., 1965; Смородинская М. Д., Маркова Ю. П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М., 1984; Что нужно знать каждому о домашней библиотеке. 2 изд. М., 1978; Шарапов Ю. П. Ленин как читатель. 2 изд. М., 1983. |
Музыка. Домашняя фонотека
Свободное время, отданное музыке,— шаг к гармонии, духовному богатству, родству душ молодой семьи. В конкретном, но не переводимом на язык слов, тонком и ёмком выражении эмоций музыка не знает себе равных среди видов искусства. Она обладает огромными возможностями психологического и эстетического воздействия. Музыкальные эмоции, мысли, образные представления способны вызывать ощущения радости или грусти, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки, ощущения тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или света и т. д. В мифах разных народов зафиксировано даже представление о музыке как о могучей силе, способной влиять на природу, исцелять человека от болезней и т. д. Восприятие (слушание) музыки может показаться процессом пассивным. На самом деле музыка всегда воспринимается не только музыкантами-профессионалами, но и слушателями. С колыбельной песни матери музыка повседневно окружает человека, она звучит по радио, телевидению, на грампластинках и в магнитофонных записях. Входя практически в каждую семью, музыка способствует формированию всесторонне развитой личности. В раннем возрасте ребёнок воспринимает музыку неосознанно, он ещё не способен просто сидеть и слушать, а усваивает её во время игры, лепки, рисования. По мере общего развития музыка пробуждает в ребёнке всё более сложные чувства и мысли. И именно для того, чтобы влияние музыки не оказалось поверхностным, необходимо музыкальное воспитание, определённое осмысление получаемых впечатлений и переживаний. Музыкальный мир ребёнка в большой степени зависит от музыкальной атмосферы в доме, от того, как взрослые сами относятся к музыке. Под влиянием повседневно звучащей в доме музыки, семейных суждений о ней постепенно формируются детские музыкальные склонности. И если подростки воспринимают музыку как некое «шумовое оформление», не имеющее самостоятельного значения, значит, мы совершили ошибку в их воспитании, следствием которой станет равнодушие к глубокой, содержательной музыке (как классической, так и современной) и увлечение музыкой низкопробной, мещанской, пошлой. Нельзя недооценивать опасность подобных увлечений, с<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|