В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство
Недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным Инфекциям. У них чаще развиваются осложнения. Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разработана С учетом их физиологических особенностей, а также данных современной Науки о нормализации важнейших функций организма вследствие Оздоровления психики и нервно-мышечного аппарата. Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление, Закаливание и своевременное правильное развитие организма ребенка. Весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, повороты, Сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение, Слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой Систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат). Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует начинать Рано — с 2-3-недельного возраста. Подход к выбору характера Упражнений, приемов массажа должен быть индивидуальным, бережным, С учетом возраста ребенка, его развития, массы тела при рождении. Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на Врожденных рефлексах новорожденного. Эти упражнения активные, они Более щадящие, чем пассивные, т. е. упражнения, которые взрослые проводят Сами, например, сгибая и разгибая ноги ребенка. Методика включает в себя: 1) лечение положением; 2) лечебную гимнастику; Приемы классического и точечного массажа. Эти методы Могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (поочередно). Преимущественное использование того или другого метода
Определяется как состоянием здоровья ребенка, так и его заболеванием, а Также тренированностью организма в процессе занятий. Лечение положением — это приемы, способствующие правильному Положению головы, шеи, тела, рук и ног. Осуществляется оно различными Укладками и упражнениями. В лечебную гимнастику входят упражнения, основанные на безусловных Рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при Помощи взрослого, т. е. пассивные упражнения. Классический массаж выполняется посредством следующих приемов — Поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы. Родителям следует научиться различным приемам массажа, так как Эту процедуру лучше всего проводить дома самим. Т о ч е ч н ы й м а с с а ж осуществляется одновременным надавливанием И вращением одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные Зоны тела ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мышцах, Так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения Мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания Вызывают возбуждение и напряжение мышц— стимулирующий метод. Медленные Мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастающим Увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослаблением Воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного Напряжения в отдельных группах мышц — тормозной метод. Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же Удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режимных Моментов. Отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день. Возможно проводить занятия с ребенком несколько раз в день (4—6), но
Понемногу, по 5 минут каждое занятие. Начинать занятия надо за 30 мин До кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя делать массаж и Гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней 20-24° С. В теплое время года лечебную Физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с 5-6-месячного Возраста — на свежем воздухе. Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики Следует постепенно и на протяжении длительного времени. Это очень Важно, чтобы не переутомлять ребенка. Признаки утомления при занятиях гимнастикой и массажем: недовольство Ребенка, возбуждение, ухудшение качества выполнения им упражнений, Значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность). При появлении хотя бы одного из признаков утомления необходимо Уменьшить нагрузку в занятиях. Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее Устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечебной Гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приема. Упражнения надо чередовать в определенной последовательности, меняя Работающие группы мышц. Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям. Прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их помассировать. В середине комплекса производится массаж спины, а Затем можно приступить к движениям, в которых участвуют мышцы Спины. Перед упражнениями в положении лежа на спине проделыва Ется массаж живота и груди. Продолжительность каждого массажного Приема 0,5-1-2 минуты. Пока ребенок не привык к колебаниям температуры, не следует обнажать Его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой. Так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину Тела ребенка в это время следует прикрыть пеленкой и, наоборот, не Снимать распашонки, занимаясь ногами. Лишь когда ребенок привыкнет К воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его Полностью. Таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с процедурой
Закаливания воздухом. Величину нагрузки определяют продолжительностью занятий и повторением Каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движений, Степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха, Дыхательными упражнениями. Для лучшего контакта с ребенком во время занятий нужно исключить Отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других Людей, громкую музыку, обилие игрушек. Все внимание родителей, Проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. При этом Упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым Обращением к ребенку или звучанием тихой, мелодичной музыки. С 3-4 месяцев Жизни надо приучать ребенка к речевым указаниям (например, «возьми погремушку, кольцо»), с 8-9 месяцев стараться вызвать по сло- Ву взрослого самостоятельное исполнение ребенком ряда упражнений. Таким образом, в каждое занятие необходимо включать упражнения, Способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигательных Умений. Достижения ребенка при выполнении упражнений следует учитывать И поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами. Даже если ребенок не Поймет их смысла, то уловит по тону одобрительное отношение матери Или отца. Обращенная к ребенку речь имеет и другое, не менее важное, Значение. Четкая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом называемой Игрушки, действием руки ребенка, например, захватывающей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|