Устройство державной власти
«Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое - в исполнении, третье - в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен». Проанализировав путь развития российской государственности, Сперанский заключает, что к началу XIX века Россия представляет собой феодальное самодержавие. Правление самовластное, не дающее ни политической, ни гражданской свободы, в то время как в Европе происходит «третий переход» к правлению республиканскому, опирающемуся на гражданское общество. Четыре главных признака позволяют заключить, что «система правления не свойственна состоянию российского общественного духа и настало время переменить её и освоить новый порядок вещей»: ) перемена в предметах народного уважения - нет уважения больше к чинам и почестям, с помощью которых правление поддерживало преданность и службу «на благо отечества»; ) моральное ослабление власти - любые меры правительства подвержены осуждению и не влекут действия; ) невозможность частных исправлений - гражданские законы запутаны и смешаны, отсутствуют твёрдые государственные законы, а, значит, любое гражданское дело может быть завершено самовластным решением уполномоченного лица; ) всеобщее неудовольствие - подавленное и, вместе с тем, беспокойное состояние народного духа, желающего перемен.
Такие признаки говорят о новой ступени гражданского самосознания и позволяют рассуждать о возможности нового устройства державной власти - на «непременяемом законе», что в целом можно определить как переход от самодержавия к конституционной монархии. И раз речь заходит о законе, как основе всего государственного порядка, то устройство это должно осуществляться на трёх основных началах: ) «Законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное. ) Сословие судебное должно быть так образовано, чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству. ) Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству; но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить в ответственности власти законодательной». Ограничив систему управления этими тремя правилами, Сперанский ниже приводит права державной власти в законодательной, исполнительной и судебной сферах, которые на деле укрепляют державную власть. Так в законодательной сфере предложение и утверждение законов являются прерогативой правительства и монарха (с некоторыми оговорками на случай несоответствия правительственных актов коренным государственным законам и несвоевременности правительственных отчётов). Исполнительная часть вся целиком принадлежит державной власти, но строится на основании личной подзаконной ответственности: предполагая, что власть, инициируя и утверждая закон, не должна и не может действовать в нарушение его, вводится личная ответственность исполнителей или министров, подписывающих исполнительные акты. Последние, в свою очередь обладают правом свободы подписи, но самим фактом подписания берут на себя обязательство нести ответственность за незаконные решения перед законодательным сословием, которое имеет право предъявлять обвинение против министров. Таким образом, действия державной власти в исполнительной сфере всегда будут освещаться народным мнением.
Власть судебная по существу своему остаётся в правах власти державной, но исполнение переходит в руки лиц, избираемых на роль судей самими подданными. Отсюда двойная ответственность: за существо дела, т.е. судебное решение - несут избранные судьи и первоначальные их вверители, а за надзор и охрану судебных форм - несёт державная власть в лице исполнительных органов. Представив такой стройный расклад по устройству государственной власти, Сперанский вместе с тем обошёл вопрос, поставленный им в первой, вводной, главе - вопрос об императоре и порядке представления ему власти, включая вопросы о наследстве престола, составе фамилии и экономическом основании. Возможно, эти вопросы не поднимались по причине нежелания самого императора Александра I, возможно, считались преждевременными, и должны были быть рассмотрены позже.
Законодательство
Первая и основная государственная сила - законодательная - слагается из трех начал: из предложения закона, уважения его и утверждения. Как сказано выше, предложение и утверждение закона - прерогатива державной власти, а вот рассмотрение и составление - дело законодательного сословия. Во избежание смешения различных актов, предлагается их разделение: ) законы - постановления, коими вводится какая-либо перемена в отношениях сил государственных или в отношениях частных людей между собою - составляют предмет законодательного сословия; ) уставы и учреждения - учреждают только образ исполнения первых, не вводя никакой существенной перемены - относятся к действию власти исполнительной. Последние имеют не меньшее значение, нежели сами законы - «определяя образ их исполнения, они могут столько их обессилить, что самое существо их останется ничтожным, хотя и сохранятся все внешние их формы».
Исходя из такого деления, предлагается введение следующих законов: ) Уложение государственное и законы органические, к нему принадлежащие; ) Уложение гражданское; ) Уложение уголовное; ) Уложение коммерческое; ) Уложение сельское; ) Все общие дополнения и изъяснения предметов, в уложения сии входящих. На правах закона вносятся в законодательное сословие следующие уставы и учреждения: ) Устав судебный; ) Все уставы, определяющие положение какой-либо части в связи ее с другими; ) Общие судебные и правительственные учреждения, как-то учреждения судебных и правительственных мест; ) Все постановления о налогах и общих народных повинностях, как временных, так и всегдашних; ) Продажа и залог государственных имуществ и исключительных на них привилегий; ) Вознаграждение частных людей за имущества, для общей пользы необходимые. Все прочие уставы и учреждения остаются на ответственности правительства и в его расположении: ) Постановления о мире и войне; ) Все великие меры, приемлемые правительством к спасению отечества среди каких-либо бедствий; ) Все частные инструкции, учреждения и распоряжения, удостоверяющие, изъясняющие и дополняющие прежние уставы и учреждения и разрешающие частные в них сомнения и затруднения. Обозначив состав основных государственных законов, можно перейти к более тонким вопросам о правах подданных и разделении сословий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|