Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение мышечного тонуса. Упражнения проводят следующим




Образом: ребенка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая

Его, медленно покачивают вперед-назад, вправо-влево и по кругу. Медленное

Размеренное покачивание ребенка на мяче (лежа на животе) можно

Сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным

(без насилия) выведением их вперед (рис. 164).

• Покачивание на весу

Держа ребенка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище

Из стороны в сторону. Это упражнение хорошо делать в воде, покачивая

ребенка в вертикальном или горизонтальном положении (рис. 165).

Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие. Ежедневное

Купание в теплой (но не горячей) воде, плавательные движения в

Большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

Подробно см. «Плавание грудных детей».

Приемы и упражнения, способствующие

Расслаблению мышц-сгибателей рук,

Развитию хватательной и опорной функций рук

Прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего

Тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» или на

Мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выставлял

Руки перед собой, раскрывая кисти.

Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на

Передне-внутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний

Рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод

(рис. 166, 167).

Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц

Предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5

Потряхивающих кисть ребенка движений.

Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями.

Причем упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук

Достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без

Особых усилий.

Упражнения для детей первого года жизни (расположены по степени

Увеличения сложности).

Рис. 166. Точечный массаж рук

Рис. 167. Точечный массаж груди

• Отведение согнутых в локтях рук, скользя ими по поверхности

Стола (см. стр. 166)

• Отведение согнутой руки вверх в положении ребенка на боку

• Выведение согнутых рук вперед в положении ребенка на животе

• Отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием

(вместе и поочередно) (см. стр. 33)

• Скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны

(см. стр. 39)

• «Бокс» — поочередное сгибание и разгибание рук (см. стр. 53)

• Поочередное поднимание рук вверх (рис. 168)

• Одновременное поднимание рук вверх

•Круговые движения руками (см. стр. 71)

• Сложное движение: согнуть руки в локтях, затем поднять прямые

Руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).

• Вращение предплечий. Руки согнуты в локтях, среднее положение

предплечий — ладони обращены друг к другу (рис. 169), повернуть

Предплечья наружу (супинировать) — ладони обращены к лицу ребенка

(рис. 170), вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация

предплечий) — ладони обращены ко взрослому (рис. 171).

• Отведение и разгибание большого пальца руки. Для этого делают

точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти) (рис. 172).

Рис. 168. Поочередное поднимание рук

Рис. 169. Вращение предплечий. I момент

Рис. 170. Вращение предплечий. II момент

Рис. 171. Вращение предплечий. III момент

Рис. 172. Точечный массаж у основания большого пальца

Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного

Массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев

и их разгибания (рис. 173). Одновременно с описанными приемами проводят

Массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные,

Растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задне-

Наружной поверхности предплечья).

Очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребенка по различным

Поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки

» (рис. 174).,

Приучите малыша хлопать по воде во время купания — это наверняка

Понравится ребенку.

Захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или

руке — это приятно и полезно (рис. 175).

В более позднем возрасте, когда кисть ребенка достаточно раскрыта,

Научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («сорока-сорока,

Кашу варила, деток кормила» — поглаживание по ладошке, «этому —

Дала, этому — дала» — при перечислении «деток» — массаж пальчиков).

Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые

Три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса,

Вкладывая свои пальцы в ладони ребенка.

Рис. 173. Массаж пальцев

Рис. 174. «Ладушки»

Рис. 175, Поглаживание ладошкой

А если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо

Или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребенка.

Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал

Кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы — с противоположной

(рис. 176).

Потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее

Рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игрушку,

Побуждая взять ее из разных положений (лежа на спине, лежа на

Животе, сидя).

Для развития опорной функции руки очень полезно положение

Ребенка на животе. Если малыш еще плохо держит голову, то положите

Ему под грудь сложенную в несколько раз пеленку.

Следите, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался на согнутые ручки

И держал кисти раскрытыми. В дальнейшем дети опираются на выпрямленные

Руки, приподнимая туловище.

Научите ребенка стоять, а затем и ползать на четвереньках (рис. 177) —

Это замечательная тренировка опорности рук.

Рис. 176. Правильный захват игрушки

Рис. 177. Правильная опора при ползании

Несколько специальных упражнений

• Ребенка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот,

Правой рукой — за ноги (сверху «вилочкой»). Взрослый слегка подбрасывает

Ребенка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая

Мягкая игрушка или большой мяч. Вызывается рефлекс опоры на

Игрушку — происходят протягивание вперед рук и раскрытие кистей и

Пальцев.

• Поддерживая ребенка под грудь и за ноги снизу, приближают к

Опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребенка назад к себе —

кисти раскрываются (пальцы разведены) (рис. 178).

• При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребенка вперед

и, наклоняя мяч вперед, побуждайте малыша опираться на руки (рис 179).

• Удерживая ребенка за ноги «вилочкой» одной рукой, другой —

Поддерживая туловище, спускайте медленно ребенка со своих колен,

Дивана или кресла на пол головой вниз. Важно, чтобы малыш, при

Этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них. Позже, при

Самостоятельном передвижении по диванам и креслам, этот навык

Может очень пригодиться.

Отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая,

Часто разбивают себе носы.

Рис. 178. Упражнение для развития опорности рук

Рис. 179. Упражнение на мяче

• Ребенок лежит на животе, опираясь на кисти. Взрослый осторожно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...