Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь




стабильного упора выпрямленных рук (рис. 180).

• Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый поднимает его голову —

происходит выпрямление рук и разгибание пальцев (рис. 181).

• «Тачка» — ходьба на руках.

Во втором полугодии жизни ребенка следует развивать манипу-

Ляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку,

Но и производить с ней различные действия: рассматривать ее,

Перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать

Пирамидку. Давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики

Руки (движений пальцев) и умственным развитием ребенка. Если

Вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и

Был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям

Для кистей и пальцев. Кроме вышеперечисленных, следует потренироваться

В противопоставлении пальчиков (большого — всем остальным)

В сгибании и разгибании. Хорошо, если есть возможность

Позволить ребенку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, «играть

» на пианино и т. п.

Рис. 180. Упор на выпрямленных руках

Рис. 181. Выпрямление рук при поднимании головы

Приемы и упражнения, способствующие

Расслаблению приводящих мышц бедра,

Задней группы мышц голени,

Развитию опорной функции стоп

При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок

С трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает

ноги (рис. 182).

Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо

Расслабить эти мышцы с помощью массажа.

Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том

Числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов).

Приемы растирания и разминания применяются только на наружной

Стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно

Поясничной области и ягодиц.

Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным

Разведением ног ребенка (при согнутых коленях).

Рис. 182. Перекрещивание ног

Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем

проекции тазобедренного сустава сбоку (рис. 183). Надо почувствовать

При надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно

Оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку

(зону). Одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием,

Постепенно отводите бедро ребенка наружу.

Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может

Вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бедер и еще

Большее их напряжение.

Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине

внутренней поверхности бедра (рис. 184). Одновременное отведение

В сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению

приводящих мышц бедра (рис. 185).

Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая малыша

На весу в вертикальном положении или покачивая таз ребенка,

Лежащего на столе с согнутыми ногами.

Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления

Мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия.

Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют

Рис. 183. Точечный массаж в области тазобедренного сустава

Рис. 184. Точечный массаж внутренней поверхности бедра

Х

Рис. 185. Отведение согнутой ноги

Ее другой пеленкой или штанишками. Это так называемое «широкое»

Пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев

жизни в профилактических целях (рис. 186).

Упражнения для ног, такие как: сгибание и разгибание, «скользящие

Шаги», «топание» стопами по поверхности стола и т. д. делаются

только с широким разведением бедер в стороны (рис. 187).

Очень полезно рефлекторное «ползание», разведение согнутых ног

ребенка, лежащего на животе (рис. 188).

Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту —

Это важно не только для физического развития ребенка.

Многие упражнения можно делать во время купания, теплая вода

Замечательно расслабляет мышцы.

При повышенном напряжении задней группы мышц голеней ребенок

В вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирается

На пальцы ног, стоит «на цыпочках».

При этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы

Снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности

голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть дифференцированным:

И. п.: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены.

21')

Рис. 186. «Широкое» пеленание

Рис. 187. Упражнения для ног с широким разведением бедер

Рис. 188. Разведение согнутых ног

Вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы

И сгибанием ее вперед. Для облегчения сгибания проведите точечный

массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень (рис. 189).

Затем, с целью укрепления растянутых мышц, проводят массаж мышц передней

Поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание).

Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание,

Очень легкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы).

Затем положите малыша на живот. Согните его ножки в коленях голени

Вертикально, перпендикулярно к опоре), и мягко, пластично, с вибрационными

движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие (рис. 190).

В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне

стола (свисать) (рис. 191).

Для развития опорной функции стоп рекомендуются упражнения

Для стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами

Захватите стопу ребенка, а большим — нажмите на подошву у основания

Пальцев. Это вызовет сгибание стопы.

Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы — к пятке.

Происходит разгибание стопы.

Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании

Большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая

Лодыжки спереди назад.

Рис. 189. Точечный массаж тыла стопы

Рис. 190. Надавливание на подошвы

Рис. 191. Свисание стоп с края стола

Очень полезны следующие упражнения.

• Рефлекс опоры и выпрямления ног. Поддерживая малыша в вертикальном

Положении, дайте ему опереться о поверхность стола. При

Соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с опорой происходит

Их разгибание

• Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка в вертикальном

Положении, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с

Твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги»

(см. стр. 33).

• Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное

Ползание (см. стр. 28), ползание в полувертикальном положении

(см. стр. 175), ползание на спине (см. стр 177.)

• При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при движении

Назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...