Отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь
стабильного упора выпрямленных рук (рис. 180). • Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый поднимает его голову — происходит выпрямление рук и разгибание пальцев (рис. 181). • «Тачка» — ходьба на руках. Во втором полугодии жизни ребенка следует развивать манипу- Ляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, Но и производить с ней различные действия: рассматривать ее, Перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать Пирамидку. Давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики Руки (движений пальцев) и умственным развитием ребенка. Если Вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и Был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям Для кистей и пальцев. Кроме вышеперечисленных, следует потренироваться В противопоставлении пальчиков (большого — всем остальным) В сгибании и разгибании. Хорошо, если есть возможность Позволить ребенку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, «играть » на пианино и т. п. Рис. 180. Упор на выпрямленных руках Рис. 181. Выпрямление рук при поднимании головы Приемы и упражнения, способствующие Расслаблению приводящих мышц бедра, Задней группы мышц голени, Развитию опорной функции стоп При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок С трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает ноги (рис. 182). Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо Расслабить эти мышцы с помощью массажа. Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том
Числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов). Приемы растирания и разминания применяются только на наружной Стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно Поясничной области и ягодиц. Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным Разведением ног ребенка (при согнутых коленях). Рис. 182. Перекрещивание ног Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку (рис. 183). Надо почувствовать При надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно Оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку (зону). Одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием, Постепенно отводите бедро ребенка наружу. Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может Вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бедер и еще Большее их напряжение. Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине внутренней поверхности бедра (рис. 184). Одновременное отведение В сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению приводящих мышц бедра (рис. 185). Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая малыша На весу в вертикальном положении или покачивая таз ребенка, Лежащего на столе с согнутыми ногами. Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления Мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют Рис. 183. Точечный массаж в области тазобедренного сустава Рис. 184. Точечный массаж внутренней поверхности бедра Х Рис. 185. Отведение согнутой ноги
Ее другой пеленкой или штанишками. Это так называемое «широкое» Пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев жизни в профилактических целях (рис. 186). Упражнения для ног, такие как: сгибание и разгибание, «скользящие Шаги», «топание» стопами по поверхности стола и т. д. делаются только с широким разведением бедер в стороны (рис. 187). Очень полезно рефлекторное «ползание», разведение согнутых ног ребенка, лежащего на животе (рис. 188). Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту — Это важно не только для физического развития ребенка. Многие упражнения можно делать во время купания, теплая вода Замечательно расслабляет мышцы. При повышенном напряжении задней группы мышц голеней ребенок В вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирается На пальцы ног, стоит «на цыпочках». При этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы Снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть дифференцированным: И. п.: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены. 21') Рис. 186. «Широкое» пеленание Рис. 187. Упражнения для ног с широким разведением бедер Рис. 188. Разведение согнутых ног Вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы И сгибанием ее вперед. Для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень (рис. 189). Затем, с целью укрепления растянутых мышц, проводят массаж мышц передней Поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание). Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание, Очень легкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы). Затем положите малыша на живот. Согните его ножки в коленях голени Вертикально, перпендикулярно к опоре), и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие (рис. 190). В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне
стола (свисать) (рис. 191). Для развития опорной функции стоп рекомендуются упражнения Для стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами Захватите стопу ребенка, а большим — нажмите на подошву у основания Пальцев. Это вызовет сгибание стопы. Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы — к пятке. Происходит разгибание стопы. Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании Большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая Лодыжки спереди назад. Рис. 189. Точечный массаж тыла стопы Рис. 190. Надавливание на подошвы Рис. 191. Свисание стоп с края стола Очень полезны следующие упражнения. • Рефлекс опоры и выпрямления ног. Поддерживая малыша в вертикальном Положении, дайте ему опереться о поверхность стола. При Соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с опорой происходит Их разгибание • Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка в вертикальном Положении, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с Твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги» (см. стр. 33). • Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное Ползание (см. стр. 28), ползание в полувертикальном положении (см. стр. 175), ползание на спине (см. стр 177.) • При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при движении Назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|