4 Стандартизация, метрология, сертификация – инструменты повышения качества
4 Стандартизация, метрология, сертификация – инструменты повышения качества
Увеличивающаяся в мировом масштабе конкуренция среди организаций – разработчиков программных систем (ПС), повышение требований конечного пользователя к качеству и надежности ПС привело их разработчиков к пониманию важности вопросов стандартизации в области качества.
Стандартизация – наиболее перспективное направление развития передовых информационных технологий в проектировании, производстве и менеджменте. Для того чтобы поддерживать конкурентоспособность своей организации, разработчики ПС должны применять более эффективные, рентабельные методы, технологии, инструментальные средства, способствующие постоянному повышению качества и более совершенному удовлетворению потребителей ПС.
Требования потребителей часто включаются в технические условия или неформализованные требования, описанные на некотором вербальном языке, что не может гарантировать их удовлетворения в конечном продукте, так как в настоящее время существует проблема выработки приемлемых требований к программному продукту, а также ряд других проблем, возникающих в процессе разработки конечного продукта. Это соображение привело к разработке стандартов, руководств, руководящих документов, относящихся к системам качества и дополняющих требования к ПС, установленные в технических требованиях. Международные стандарты серии ИСО 9000 впервые создали общую основу для стандартов на системы качества, которые применимы в различных областях деятельности человека [1].
В последнее время вследствие роста сфер применения и ответственности выполняемых программами функций в различных сферах применения резко возросла необходимость регламентирования и корректного формирования требований к характеристикам качества программных продуктов и их достоверного определения. В результате специалисты в области теории, методов и стандартов, определяющих качество продукции, вынуждены обратить внимание на область развития и применения нового, специфического продукта, программных средств и информационных систем в целом и на их качество, надежность и безопасность использования. Вследствие этого начало
развиваться новое направление теории, методов и практики управления качеством продукции – качество программных средств [7].
4. 1 Понятие и механизм управления качеством
В рыночных условиях понятие «качество продукции» является основой понятия «конкурентоспособность продукции ». Конкурентоспособностьпродукции – это его относительная характеристика, которая отражает отличиеданной продукции от продукции конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки разработки, гарантии, стоимость эксплуатации, сервисное обслуживание, авторитет разработчика и ряд других слагаемых, по результатам исследований, проведенных на основе опросов потребителей, качество занимает от 50 до 70% «весомости» всех показателей конкурентоспособности. Для достижения высокого качества программных средств нужна не только передовая технология, соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и рациональная организация работ и хорошо отлаженное, умелое управление предприятием, в том числе управление качеством. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий, осознавших истину: даже имея добротную технологическую базу и квалифицированных работников, нельзя расчитывать на стабильное обеспечение качества без внедрения четкой системы в работе по качеству (системы качества), отвечающей современному уровню.
Конкурентоспособная продукция обеспечивает конкурентоспособность предприятий, а это оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом. Таким образом, качество продукции – это не просто частная проблема отдельных производителей. Она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения. И наиболее наглядно это можно видеть на примере послевоенного экономического развития Японии, которая стала признанным лидером в области качества. По результатам опросов потребителей, которые регулярно проводятся в разных странах Американским институтом общественного мнения (институтом Гэллапа), мировыми лидерами качества среди развитых стран, как правило, являются Япония, Германия и США. Далее в различной последовательности следуют Англия, Франция, Канада, Италия, Испания и обычно где-то в конце списка – Россия. Что
касается конкурентоспособности, то, по данным Всемирного экономического форума, Россия также пока находится среди аутсайдеров.
Кроме обеспечения конкурентоспособности, производство качественной прдукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности для населения и окружающей среды.
При изучении и практической организации управления качеством необходимо иметь в виду, что оно тесно связано со множеством других научных областей и направлений практической деятельности предприятия. Во-первых, управление качеством как область знания и один из аспектов общего управления предприятием относится к науке управления – менеджменту. Кроме того, управление качеством не может осуществляться без соответствующего информационного обеспечения. Поэтому оно соприкасается с теорией информации, предполагает знакомство с маркетингом и патентно-лицензионной деятельностью.
Управление качеством связано также со стандартизацией, так как его основной нормативной базой являются стандарты, в которых изложены требования к качеству продукции и системам управления качеством, регламентирован порядок проверки и оценки качества.
Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответствующими средствами измерений. Отсюда – необходимость метрологических знаний, в том числе знание организации метрологического обеспечения производства на предпрятиях.
И, наконец, при управлении качеством обязательно требуется знание действующего законодательства в области качества для усвоения произодителями и потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продукции.
Механизм управления качеством продукции представляет собойсовокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Для характеристики управления качеством продукции целесообразно ис-пользовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем (рис. 4. 1).
Механизмления качествомдукции
Рис. 4. 1 – Состав механизма управления качеством
Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. На сегодняшний день для достижения этих целей широко используются идео-логия и положения международных стандартов ИСО серии 9000. В соответ-ствии с этими документами выделяется политика в области качества – непо-средственно система качества, которая включает обеспечение, улучшение и управление качеством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|