4.3.2 ГОСТ 19.102–77 «Стадии разработки программ и программной документации»
4. 3. 2 ГОСТ 19. 102–77 «Стадии разработки программ и программной документации»
Согласно данному стандарту, процесс разработки программ и программ-ной документации содержит следующие этапы работ:
• техническое задание (ТЗ);
• эскизный проект (ЭЗ);
• технический проект (ТП);
• рабочий проект (РП);
• внедрение.
В таблице 4. 3 приведены стадии разработки и этапы, их составляющие. Таблица 4. 3 – Стадии и этапы разработки ПС
Рассмотрим подробно этапы и содержание работ разработки техническо-го задания.
Обоснование необходимости разработки программ:
• постановка задачи;
• сбор исходных материалов;
• выбор и обоснование критериев эффективности и качества;
• обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательские работы:
• определение структуры входных и выходных данных;
• предварительный выбор методов решения задач;
• обоснование целесообразности применения ранее разработанных про-грамм;
• определение требований к техническим средствам;
• обоснование принципиальной возможности решения поставленных задач.
Разработка и утверждение технического задания:
• определение требований к программе;
• разработка технико-экономического обоснования разработки про-граммы;
• определение стадий, этапов и сроков разработки программы и доку-ментации на нее;
• выбор языков программирования;
• определение необходимости проведения научно-исследовательской работы на последующих стадиях;
• согласование и утверждение технического задания.
Этапы и содержание работ разработки эскизного проекта.
Разработка эскизного проекта:
• предварительная разработка структуры входных и выходных данных;
• уточнение методов решения задачи;
• разработка общего описания алгоритма решения задачи;
• разработка технико-экономического обоснования.
Утверждение эскизного проекта:
• разработка пояснительной записки;
• согласование и утверждение эскизного проекта.
Этапы и содержание работ разработки технического проекта.
Разработка технического проекта:
• уточнение структуры входных и выходных данных;
• разработка алгоритма решения задачи;
• определение формы представления входных и выходных данных;
• определение семантики и синтаксиса языка;
• разработка структуры программы;
• окончательное определение конфигурации технических средств.
Утверждение технического проекта:
• разработка плана мероприятий по разработке и внедрению программ;
• разработка пояснительной записки;
• согласование и утверждение технического проекта.
Этапы и содержание работ разработки рабочего проекта.
Разработка программы:
• программирование и отладка программы;
• изготовление программы-оригинала.
Разработка программной документации:
• разработка программных документов в соответствии с требованиями
ГОСТ 19. 101–77.
Испытания программы:
• разработка, согласование и утверждение порядка и методики испыта-ний;
• проведение предварительных, государственных, межведомственных, приемо-сдаточных и других видов испытаний;
• корректировка программы и программной документации по результа-там испытаний.
Этапы и содержание работ внедрения.
Подготовка и передача программы:
• подготовка и передача программы и программной документации для сопровождения и изготовления;
• оформление и утверждение акта о передаче программы на сопровож-дение и изготовление;
• передача программы в фонд алгоритмов и программ.
4. 3. 3 ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288–2005 «Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем»
Перечень работ, которые необходимо выполнить в ходе ЖЦ ИС, регла-ментируется в современных стандартах с помощью понятия процесса.
Наиболее полный перечень процессов и составляющих их действий при-веден в ГОСТ Р ИСО/МЗК 15288–2005. Стандарт устанавливает общие основы для описания ЖЦ систем, созданных людьми, определяет детально структури-рованные процессы и соответствующую терминологию. Определенные сово-купности этих процессов могут быть реализованы на любом иерархическом
уровне структуры системы. Выбранные из этих совокупностей процессы могут быть использованы в течение всего ЖЦ системы для реализации и управления отдельными стадиями ЖЦ, что осуществляется путем вовлечения всех участ-ников, заинтересованных в достижении конечной цели – удовлетворенности за-казчиков.
В стандарте представлены также процессы, которые поддерживают опре-деление, контроль и совершенствование процессов ЖЦ внутри организации или
в рамках какого-либо проекта. Организации и проекты могут применять эти процессы при приобретении и поставке систем.
Процессы жизненного цикла системы подразделяются на четыре группы процессов:
1. Процессы соглашения – определяются требования к процессам согла-шения с организационными подразделениями, являющимися внешними и внут-ренними по отношению к организации:
1. 1) процесс приобретения;
1. 2) процесс поставки.
2. Процессы предприятия – управляют способностью организации при-обретать и поставлять продукцию или услуги посредством запуска проектов, их поддержки и контроля:
2. 1) процесс управления средой предприятия – определение и проведение политики и процедур, необходимых для функционирования организации в со-ответствии с положениями данного стандарта;
2. 2) процесс управления инвестициями – запуск и поддержка обоснован-ных и успешных проектов, способствующих достижению целей организации. Управление инвестициями заключается в адекватном инвестировании фондов и ресурсов организации и в определении полномочий, необходимых для осу-ществления отобранных проектов. В процессе управления инвестициями осу-ществляется постоянная оценка проектов с целью подтверждения их обосно-ванности или доработки до приемлемого уровня и продолжения инвестирования;
2. 3) процесс управления ЖЦ системы – обеспечивает процессы ЖЦ си-стемы, которые согласованы с целями и политикой организации, определены, адаптированы и поддержаны соответствующим образом для учета особенно-стей отдельных проектов и способны реализовываться с помощью эффектив-ных проверенных методов и инструментальных средств;
2. 4) процесс управления ресурсами – определяются ресурсы, материалы и услуги, необходимые для обеспечения организации и целей проектов в течение их ЖЦ;
2. 5) процесс управления качеством – цель процесса состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень качества продукции, услуг и реализации процессов ЖЦ, который бы соответствовал целям предприятия в области качества и удо-влетворял заказчика.
3. Процессы проекта – используются для установления и выполненияпланов, оценки фактических достижений и продвижений проекта в соответ-ствии с планами и для контроля выполнения проекта вплоть до его завершения.
3. 1) процесс планирования проекта – определяют область управления проектом и техническими мероприятиями, устанавливает графики выполнения задач проекта, включая критерии достижения результатов и ресурсы, необхо-димые для выполнения задач проекта;
3. 2) процесс оценки проекта – в ходе этого процесса периодически про-водится оценка развития проекта и достижений относительно требований, пла-нов и целей бизнеса;
3. 3) процесс контроля проекта – цель процесса заключается в организа-ции исполнения плана проекта и обеспечении гарантий реализации проекта в соответствии с планами и графиками в пределах бюджета проекта и гарантий удовлетворения технических целей;
3. 4) процесс принятия решений – выбор из существующих альтернатив наиболее предпочтительного направления проектных действий;
3. 5) процесс управления рисками – направлены на снижение последствий отрицательного воздействия вероятных событий, которые могут явиться при-чиной изменений качества, затрат, сроков или ухудшения технических характе-ристик;
3. 6) процесс управления конфигурацией – данные процессы позволяют устанавливать и поддерживать целостность всех идентифицированных выход-ных результатов проекта или процесса обеспечения доступа к ним любой заин-тересованной стороны;
3. 7) процесс управления информацией – позволяют своевременно предо-ставлять заинтересованным сторонам необходимую полную, достоверную и, если требуется, конфиденциальную информацию в течение и, соответственно, после завершения ЖЦ системы.
4. Технические процессы используются для определения требований к си-стеме, преобразования этих требований в эффективный продукт, позволяющий осуществлять, при необходимости, устойчивое воспроизводство этого продук-та, использовать его для обеспечения требуемых услуг, поддерживать обеспе-чение этими услугами и удалять продукт, когда он изымается из обращения. Технические процессы включают в себя:
4. 1) процесс определения требований правообладателей – данный про-цесс позволяет определить правообладателей или классы правообладателей, ко-торые связаны с системой на протяжении всего жизненного цикла, а также их потребности и пожелания;
4. 2) процесс анализа требований – процесс создает представление о бу-дущей системе, которая сможет удовлетворить требования правообладателей;
4. 3) процесс проектирования архитектуры – процесс выделяет и устанав-ливает области решения, представленные в виде набора различных проблем управленческого, концептуального и, наконец, реализационного характера;
4. 4) процесс реализации элементов системы – в ходе процесса происходит преобразование заданных поведенческих, интерфейсных и производственных ограничений в действия по реализации, в результате которых в соответствии со сложившимися правилами и технологией создается элемент системы;
4. 5) процесс комплексирования – в ходе процесса системные элементы комбинируются таким образом, чтобы сформировать конфигурацию всей си-стемы или ее части и создать продукт в соответствии с заданными системными требованиями;
4. 6) процесс верификации – процесс позволяет получать информацию, которая требуется для совершения действий по устранению недостатков, что позволяет корректировать несоответствия в реализованной системе или процес-сы, происходящие в ней.
·····························································
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|