Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2 Основные положения стандартов ИСО 9000




 

Серия стандартов ИСО 9000 была разработана для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирова-ние эффективных систем менеджмента качества:

 

• ГОСТ Р ИСО 9000–2011 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» – описывает основные положения систем ме-неджмента качества и устанавливает терминологию для систем ме-неджмента качества;


 

 

• ГОСТ Р ИСО 9001–2011 «Система менеджмента качества. Требова-ния» – определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям по-требителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

 

• ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Система менеджмента качества. Рекоменда-ции по улучшению деятельности» – содержит рекомендации, рас-сматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение

 

деятельности организации и удовлетворенность потребителей и дру-гих заинтересованных сторон.

 

Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

 

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000–2011 сформулированы восемь принципов менеджмента качества для того, чтобы высшее руководство могло руковод-ствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:

 

1. Ориентация на потребителя – организации зависят от своих потре-бителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потреб-ности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

 

2. Лидерство руководителя – руководители обеспечивают единство це-ли и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

 

3. Вовлечение работников – работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

 

4. Процессный подход – желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

 

5. Системный подход к менеджменту – выявление, понимание и ме-неджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют ре-зультативности и эффективности организации при достижении ее це-лей.


 

 

6. Постоянное улучшение – постоянное улучшение деятельности органи-зации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

 

7. Принятие решений, основанное на фактах, – эффективные решенияосновываются на анализе данных и информации.

 

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками – организация и ее по-ставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают

 

способность обеих сторон создавать ценности.

 

Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стан-дартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.

 

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2011 направлен на применение «процессно-го подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности систе-мы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребите-лей путем выполнения их требований.

 

Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельно-сти. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразова-ния входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

 

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управле-ния, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их си-стемы, а также при их комбинации и взаимодействии.

 

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчер-кивает важность:

 

• понимания и выполнения требований;

 

• необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

 

• достижения результатов выполнения процессов и их результативно-сти;

 

• постоянного улучшения процессов, основанного на объективном из-мерении.

 

Приведенная на рисунке 4. 2 модель системы менеджмента качества, ос-нованная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определе-нии входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.


 

 

Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл «Plan – Do – Check –

 

Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

 

• Планирование (plan) – разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потреби-телей и политикой организации.

 

• Осуществление (do) – внедрите процессы.

 

• Проверка (check) – постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на про-дукцию и сообщайте о результатах.

 

• Действие (act) – предпринимайте действия по постоянному улучше-нию показателей процессов.

 

 

 

   

Постоянноелучшение

   
   

системыджментаачества

   
Потреби-       Потреби-  
тели  

Ответственность

тели  
       
   

руководства

   
   

Менеджмент

Измерение, анализ

Удов-  
   

летво-

 
   

ресурсов

илучшение

 
   

ренность

 
         

Требо-

Вход

Процессы  

Выход

 

жизненного

Продукция

 

вания

     
 

цикладукции

     
         

 

 

Условныечения         :

 

Деятельность, добавляющаясть

 

Потокмации

 

Рис. 4. 2 – Модель системы менеджмента качества, основанной

на процессном подходе

 

Применение процессного подхода к разработке программных средств да-ет организации много преимуществ, из которых одним из важнейших является меньшая изменчивость процесса создания программного обеспечения. Другим преимуществом служит тот факт, что любое несоответствие влечет за собой не


 

 

только доработки конкретной продукции, в которой оно обнаружено, но также всех процессов, являющихся первопричиной возникшей проблемы. Например, происхождение ошибки в какой-то части программы может быть отслежено вплоть до методов, применяемых при разработке программного средства, и ис-пользуемых спецификаций.

 

ИСО 9001: 2011 не устанавливает методы разработки программных средств. Стандарт регламентирует только составные части системы менедж-мента качества, области деятельности, которые должны быть охвачены руко-водством по качеству, а также указывает на необходимость закрепления этих составляющих за ответственными лицами, обладающими соответствующими полномочиями, и контроля за ними.

 

ИСО 9011: 2000 и ИСО 9004: 2010 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то что у этих междуна-родных стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары.

 

ИСО 9004: 2010 содержит рекомендации по более широкому спектру це-лей системы менеджмента качества, чем ИСО 9001: 2011, особенно по постоян-ному улучшению деятельности организации и эффективности, а также ее ре-зультативности. Данный стандарт рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых желает выйти за рамки требований ИСО 9001: 2011, преследуя цель постоянного улучшения деятельности. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

 

Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и тре-бования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части систе-мы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определе-ние дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...