Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4 Стандартизация качества ПС




4. 4 Стандартизация качества ПС

 

Возрастание сложности и ответственности современных задач, а также возможного ущерба от недостаточного качества комплексов программ значи-тельно повысило актуальность проблемы освоения методов стандартизирован-ного описания требований и оценивания характеристик качества на различных этапах ЖЦ ПС. Выявилась необходимость систематизации реальных характе-ристик качества ПС, применения стандартов для выбора из них необходимой номенклатуры и требуемых значений для конкретных проектов комплексов программ. Обещания разработчиков в контрактах с заказчиками создать высо-кокачественные ПС в согласованные сроки во многих случаях не выполняются, как вследствие различий в понимании требуемого качества, так и вследствие неумения оценить ресурсы, необходимые для достижения требуемого качества программ.

 

·····························································

 

Качество – способность программной системы удовлетво-

 

рять требованиям заказчика (пользователя) или требованиям тех-

 

нического задания.

 

·····························································


 

 

Показатели качества программного обеспечения устанавливают ГОСТ 28. 195–89 «Оценка качества программных средств. Общие положения» и ГОСТ

 

Р ИСО/МЭК 9126 «Информационная технология. Оценка программной про-дукции. Характеристика качества и руководства по их применению». Одновре-менное существование двух действующих стандартов, нормирующих одни и те же показатели, ставит вопрос об их гармонизации. Ниже рассмотрим каждый из перечисленных стандартов.

 

 

4. 4. 1 ГОСТ 28. 195–89 «Оценка качества программных средств. Общие положения»

 

Стандарт устанавливает общие положения по оценке качества программ-ных средств, номенклатуру и применяемость показателей качества.

 

Оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, вклю-чающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, опреде-ление значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.

 

Методы определения показателей качества ПС различаются:

 

• по способам получения информации о ПС – измерительный, реги-страционный, органолептический, расчетный;

 

• по источникам получения информации – экспертный, социологиче-

 

ский.

 

Измерительный метод основан на получении информации о свойствах ихарактеристиках ПС с использованием инструментальных средств. Например, с использованием этого метода определяется объем ПС – число строк исходного текста программ и число строк-комментариев, число операторов и операндов, число исполненных операторов, число ветвей в программе, число точек входа (выхода), время выполнения ветви программы, время реакции и другие показа-тели.

 

Регистрационный метод основан на получении информации во времяиспытаний или функционирования ПС, когда регистрируются и подсчитывают-ся определенные события, например время и число сбоев и отказов, время пе-редачи управления другим модулям, время начала и окончания работы.

 

Органолептический метод основан на использовании информации, полу-чаемой в результате анализа восприятия органов чувств (зрения, слуха), и при-меняется для определения таких показателей, как удобство применения, эффек-тивность и т. п.


 

 

Расчетный метод основан на использовании теоретических и эмпириче-ских зависимостей (на ранних этапах разработки), статистических данных, накапливаемых при испытаниях, эксплуатации и сопровождении ПС. При по-мощи расчетного метода определяются длительность и точность вычислений, время реакции, необходимые ресурсы.

 

Определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов-специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции. Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экс-пертный метод рекомендуется применять при определении показателей нагляд-ности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.

 

Социологические методы основаны на обработке специальных анкет-вопросников.

 

Показатели качества объединены в систему из четырех уровней. Каждый вышестоящий уровень содержит в качестве составляющих показатели нижесто-ящих уровней (рис. 4. 4).

 

 

1. Факторыачества

 

2. Критерииачества

 

3. Метрики

 

4. Оценочные

элементы

 

Рис. 4. 4 – Уровни системы показателей качества

 

Для обеспечения возможности получения интегральной оценки по груп-пам показателей качества используют шесть факторов качества (1-й уровень): надежность ПС, сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность (гибкость) и корректность.

 

Каждому фактору качества соответствует набор критериев качества (ком-плексные показатели – 2-й уровень): устойчивость функционирования, работо-способность, структурность, простота конструкции и др. (см. табл. 4. 4). Общее количество критериев качества – 19.


 

 

Таблица 4. 4 – Факторы и критерии качества по ГОСТ 28. 195–89

 

Факторы качества Критерии качества Обозначение  
         
    Устойчивость функциониро-

Н1

 

Надежность

вания

 
   
    Работоспособность Н2  
         
    Структурность С1  
         

Сопровождение

Простота конструкции С2  
     

Наглядность

С3

 
     
         
    Повторяемость С4  
         
    Легкость освоения У1  
         
 

Удобство

Доступность эксплуатацион-

У2

 

ных документов

 

применения

   
       
 

Удобство эксплуатации и

У3

 
     
   

обслуживания

 
       
         
    Уровень автоматизации Э1  
         
Эффективность Временная эффективность Э2  
         
    Ресурсоемкость Э3  
         
    Гибкость Г1  
         
Универсальность Мобильность Г2  
         
    Модифицируемость Г3  
         
    Полнота реализации К1  
         

Корректность

Согласованность К2  
     

Логическая корректность

К3

 
     
         
    Проверенность К4  
         

 

Критерии качества определяют одной или несколькими метриками (3-й уровень). Если критерий качества определяется одной метрикой, то уровень метрики опускается. Каждая метрика имеет свой порядковый номер (двузнач-ный). Все метрики, принадлежащие одному фактору качества, нумеруются: 01, 02, 03, ….

 

Метрики составляются из оценочных элементов (единичных показате-лей – 4-й уровень), определяющих заданное в метрике свойство. Число оценоч-ных элементов, входящих в метрику, не ограничено. Коды оценочных элемен-тов составлены из 5 символов следующим образом:


 

 

1-й символ – буква русского алфавита указывает на принадлежность эле-мента тому или иному фактору («Н» – надежность, «С» – сопровождаемость, «У» – удобство применения, «Э» – эффективность, «Г» – универсальность, «К» – корректность);

 

2-й и 3-й символы – номер метрики, которой принадлежит оценочный элемент;

 

4-й и 5-й символы – порядковый номер данного оценочного элемента в метрике. Например, код Э0201 – первый оценочный элемент второй метрики фактора «эффективность».

 

1. Показатели надежности характеризуют способность ПС в конкрет-ных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с про-граммными документами в условиях возникновения отклонений в среде функ-ционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействи-ями.

 

Устойчивость функционирования – способность обеспечивать продолже-ние работы программы после возникновения отклонений, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных и ошибками обслужива-ния. Например, после неожиданного отключения питания операционная систе-ма Windows 2000, NT выполняет проверку дисков и исправляет найденные ошибки. Если какой-либо программный продукт «повис», можно отменить его выполнение и работать дальше в обычном режиме.

 

Работоспособность – способность программы функционировать в за-данных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с про-граммными документами при отсутствии сбоев технических средств.

 

2. Показатели сопровождения характеризуют технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в программе и программных до-кументах и поддержания ПС в актуальном состоянии.

 

Структурность – организация всех взаимосвязанных частей программы

 

в единое целое с пользованием логических структур «последовательность», «выбор», «повторение». Например, в языках программирования это условные операторы и циклы for, while, do... while.

 

Простота конструкции – построение модульной структуры программынаиболее рациональным с точки зрения восприятия и понимания образом.


 

 

Наглядность – наличие и представление в наиболее легко воспринимае-мом виде исходных модулей ПС, полное их описание в соответствующих про-граммных документах.

 

Повторяемость – степень использования типовых, проектных решенийили компонентов, входящих в ПС.

 

3. Показатели удобства применения характеризуют свойства ПС, спо-собствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПС с мини-мальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала.

 

Легкость освоения – представление программных документов и про-граммы в виде, способствующем пониманию логики функционирования про-граммы в целом и ее частей.

 

Доступность эксплуатационных программных документов – понятность, наглядность и полнота описания взаимодействия пользователя с программой в эксплуатационных программных документах.

 

Удобство эксплуатации и обслуживания – соответствие процесса обра-ботки данных и форм представления результатов характеру решаемых задач

 

4. Показатели эффективности характеризуют степень удовлетворенияпотребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычис-лительных и людских ресурсов.

 

Уровень автоматизации – уровень автоматизации функций процесса об-работки данных с учетом рациональности функциональной структуры про-граммы с точки зрения взаимодействия с ней пользователя и использования вычислительных ресурсов.

 

Временная эффективность – способность программы выполнять задан-ные действия в интервал времени, отвечающий заданным требованиям.

 

Ресурсоемкость – минимально необходимые вычислительные ресурсы ичисло обслуживающего персонала для эксплуатации.

 

5. Показатели универсальности характеризуют адаптируемость ПС кновым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения об-ласти применения или других условий функционирования.

 

Гибкость – возможность использования ПС в различных областях при-менения.

 

Мобильность – возможность применения ПС без существенных дополни-тельных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса.


 

 

Модифицируемость – обеспечение простоты внесения необходимых из-менений и доработок в программу в процессе эксплуатации.

 

6. Показатели корректности характеризуют степень соответствия ПСтребованиям, установленным в техническом задании, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям.

 

Полнота реализации – полнота реализации заданных функций ПС и до-статочность их описания в программной документации.

 

Согласованность – однозначное, непротиворечивое описание и использо-вание тождественных объектов, функций, терминов, определений, идентифика-торов и т. д. в различных частях программных документов и текста программы.

 

Логическая корректность – функциональное и программное соответ-ствие процесса обработки данных при выполнении задания общесистемным требованиям.

 

Проверенность – полнота проверки возможных маршрутов выполненияпрограммы в процессе тестирования.

 

В процессе оценки качества ПС на каждом уровне (кроме уровня оценоч-ных элементов) проводятся вычисления показателей качества ПС, т. е. опреде-ление количественных значений абсолютных показателей ( Рij, где j – порядко-вый номер показателя данного уровня для i -го показателя вышестоящего уровня) и относительных показателей ( Kij ), являющихся функцией показателя Рij и базового значения Pij баз . Каждый показатель качества 2-го и 3-го уровней

 

(критерий и метрика) характеризуется двумя числовыми параметрами – коли-чественным значением и весовыми коэффициентами ( Vij ).

 

Сумма весовых коэффициентов показателей уровня ( l ), относящихся к i- му показателю вышестоящего уровня ( l – 1), есть величина постоянная. Суммавесовых коэффициентов ( Vij ) принимается равной 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...