4.3.4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–2010 «Информационная технология.
4. 3. 4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–2010 «Информационная технология.
Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла
программных средств»
Основной идеей разработчиков данного стандарта являлось создание единого общекорпоративного стандарта, которым было бы возможно восполь-зоваться при возникновении любой задачи из тех, которые описаны в докумен-те (будь это обучение пользователей, поставка ПО или любая другая актив-ность в рамках ЖЦ). Стандарт предполагает, что процессы состоят из работ, для которых определены задачи (а также цели и результаты). Тем не менее, до-пускается адаптация процессов к особенностям организации (например, при больших масштабах проекта изменять состав определенных задач или работ).
Как правило, это возможно сделать в рамках существующих на предприятии процессов.
Данный стандарт не требует использования какой-либо конкретной моде-ли жизненного цикла. Однако он требует, чтобы в каждом проекте определя-лась подходящая модель ЖЦ, предпочтительно та, которая уже выбиралась ор-ганизацией для применения в различных проектах. Применение модели ЖЦ обеспечивает средства для установления зависимой от времени последователь-ности, необходимой для менеджмента проекта. Кроме того, настоящий стан-дарт не содержит требований использования какой-либо заданной совокупно-сти стадий.
Стандарт группирует различные виды деятельности, которые могут вы-полняться в течение ЖЦ программных систем, в семь групп процессов. Каждый из процессов ЖЦ в пределах этих групп описывается в терминах цели и желае-мых выходов, списков действий и задач, которые необходимо выполнять для достижения этих результатов.
Процессы в контексте систем:
1) процессы соглашения;
2) процессы организационного обеспечения проекта;
3) процессы проекта;
4) технические процессы.
Специальные процессы программных средств:
5) процессы реализации программных средств;
6) процессы поддержки программных средств;
7) процессы повторного применения программных средств.
Цели и результаты процессов жизненного цикла образуют эталонную мо-дель процессов. Группы процессов ЖЦ представлены на рисунке 4. 3.
Процессы соглашения определяют действия, необходимые для выработкисоглашений между двумя организациями. Если реализуется процесс приобре-тения, то он обеспечивает средства для проведения деловой деятельности с по-ставщиком продуктов, предоставляемых для применения в функционирующей системе, услугах поддержки этой системы или элементах системы, разработан-ных в рамках проекта. Если реализуется процесс поставки, то он обеспечивает средства для проведения проекта, в котором результатом является продукт или услуга, поставляемые приобретающей стороне. Таким образом, процессы со-глашения, приведенные в настоящем стандарте, ориентированы на программ-ные средства процессами соглашения из ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288.
Процессы организационного обеспечения проекта осуществляют ме-неджмент возможностей организаций приобретать и поставлять продукты или услуги через инициализацию, поддержку и управление проектами. Эти процес-сы обеспечивают ресурсы и инфраструктуру, необходимые для поддержки про-ектов, и гарантируют удовлетворение организационных целей и установленных соглашений. Они не претендуют на роль полной совокупности деловых процес-сов, реализующих менеджмент деловой деятельности организации.
Процессы организационного обеспечения проекта включают в себя:
• процесс менеджмента модели жизненного цикла;
• процесс менеджмента инфраструктуры;
• процесс менеджмента портфеля проектов;
• процесс менеджмента людских ресурсов;
• процесс менеджмента качества.
В общем случае процессы организационного обеспечения проекта, преду-смотренные настоящим стандартом, являются процессами, ориентированными на программные средства из соответствующей совокупности процессов в ГОСТ
Р ИСО/МЭК 15288.
Процессы проекта. В стандарте проект выбран как основа для описанияпроцессов, относящихся к планированию, оценке и управлению. Принципы, связанные с этими процессами, могут применяться в любой области менедж-мента организаций.
Существуют две категории процессов проекта:
• Процессы менеджмента проекта используются для планирования, вы-полнения, оценки и управления продвижением проекта.
• Процессы поддержки проекта обеспечивают выполнение специализи-рованных целей менеджмента.
Процессы менеджмента проекта применяются для создания и развития планов проекта, оценки фактического выполнения и продвижения относитель-но плановых заданий и управления выполнением проекта вплоть до полного его завершения. Отдельные процессы менеджмента проекта могут привлекать-ся в любое время жизненного цикла и на любом уровне иерархии проекта в со-ответствии с планами проекта или возникновением непредвиденных событий. Процессы менеджмента проекта применяются на уровне строгости и формали-зации, зависящих от риска и сложности проекта:
• процесс планирования проекта;
• процесс управления и оценки проекта.
Процессы поддержки проекта формируют специфическую совокупность задач, ориентированных на выполнение специальных целей менеджмента. Все эти процессы очевидны при осуществлении менеджмента любой инициируемой деятельности, располагаясь по нисходящей от организации в целом вплоть до отдельного процесса жизненного цикла и его задач:
• процесс менеджмента решений;
• процесс менеджмента рисков;
• процесс менеджмента конфигурации;
• процесс менеджмента информации;
• процесс измерений.
В общем случае процессы поддержки проекта, представленные в настоя-щем стандарте, идентичны процессам поддержки проекта, приведенным в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288, за исключением некоторых отличий в форме их представления. В некоторых случаях процессы поддержки программных средств могут иметь взаимосвязи с процессами поддержки проектов.
Технические процессы используются для определения требований к си-стеме, преобразования требований в полезный продукт, для разрешения посто-янного копирования продукта (где это необходимо), применения продукта, обеспечения требуемых услуг, поддержания обеспечения этих услуг и изъятия продукта из обращения, если он не используется при оказании услуги.
Технические процессы определяют деятельность, которая дает возмож-ность реализовывать организационные и проектные функции для оптимизации пользы и снижения рисков, являющихся следствием технических решений и действий. Эта деятельность обеспечивает возможность продуктам и услугам обладать такими свойствами, как своевременность и доступность, результатив-ность затрат, а также функциональность, безотказность, ремонтопригодность, продуктивность, приспособленность к применению, и другими качественными характеристиками, требуемыми приобретающими и поддерживающими орга-низациями. Она также предоставляет возможность продуктам и услугам соот-ветствовать ожиданиям или требованиям гражданского законодательства, включая факторы здоровья, безопасности, защищенности и факторы, относя-щиеся к окружающей среде.
Технические процессы состоят из следующих процессов:
• определение требований правообладателей (специальный случай про-цесса определения требований правообладателей, приведенного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• анализ системных требований (специальный случай процесса анализа требований);
• проектирование архитектуры системы (специальный случай процесса проектирования архитектуры, приведенного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• процесс реализации (специальный случай процесса реализации эле-ментов системы, приведенного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• процесс комплексирования системы (специальный случай процесса комплексирования, приведенного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• процесс квалификационного тестирования системы (процесс, который способствует достижению результатов процесса верификации, приве-денного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• процесс инсталляции программных средств (процесс, который спо-собствует достижению результатов процесса передачи, приведенного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• процесс поддержки приемки программных средств (процесс, который способствует достижению результатов процесса передачи, приведен-ного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• процесс функционирования программных средств (специальный слу-чай процесса функционирования, приведенного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• процесс сопровождения программных средств (специальный случай процесса сопровождения, приведенного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288);
• процесс изъятия из обращения программных средств (специальный случай процесса изъятия и списания, приведенного в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288).
Приложения стандарта содержат (помимо эталонной модели процессов, их описаний и видов, а также истории разработки) отдельно выделенный про-цесс адаптации. Приведенные в нем рекомендации по переходу от стандарта к реалиям определенного предприятия в основном концентрируются на выборе из всего приведенного множества процессов тех работ, которые необходимы для реализации конкретного программного проекта. Однако практические ре-комендации по организации внедрения ГОСТ 12207–2010 остаются за граница-ми самого документа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|