Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126–93 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристика качества и руководства по их применению»




n

Vij =сonst=1,

j=1

 

где j = 1÷ п,

 

п – число показателей уровня ( l ), относящихся к i -му показателю выше-стоящего уровня ( l – 1).

Общая оценка качества ПС в целом формируется экспертами по набору полученных значений оценок факторов качества. Для оценки качества ПС раз-личного назначения методом экспертного опроса составляется таблица значе-ний базовых показателей качества ПС.


 

 

Определение усредненной оценки ( mkq ) оценочного элемента по несколь-ким его значениям ( т э) проводится по формуле:

 

t

m э

m   = э =1    ,

 

kq          t

 

где t – число значений ОЭ (оценочного элемента); k – порядковый номер метрики;

 

q – порядковый номер ОЭ.

 

Итоговая оценка k -й метрики j -го критерия ведется по формуле:

 

  Q    

P М=

mkq    
i=1

,

 
   
jk

Q

   
     

 

где Q – число ОЭ в k -й метрике.

 

Абсолютные показатели критериев i -го фактора качества определяются по формуле:

 

n

Pij =∑ ( Pik М Vjk М),

k =1

 

где n – число метрик, относящихся к j -му критерию.

 

Относительный показатель j -го критерия i -го фактора качества вычисля-ется по формуле:

P

K =                                                                                           ij .

 

ij   Pij баз

 

Фактор качества ( Ki ф ) вычисляется по формуле:

 

N

K i ф=∑ ( K ij Vjkk ), i =1

 

где N – число критериев качества, относящихся к i -му фактору.

 

Качество ПС определяется путем сравнения полученных расчетных зна-чений показателей с соответствующими базовыми значениями показателей су-ществующего аналога или расчетного ПС, принимаемого за эталонный образец. Значения базовых показателей ПС должны соответствовать значениям показа-телей, отражающих современный уровень качества и прогнозируемый мировой уровень. В качестве аналогов выбираются реально существующие ПС того же функционального назначения, что и сравниваемое, с такими же основными па-раметрами, подобной структуры и применяемые в условиях эксплуатации.


 

 

4. 4. 2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126–93 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристика качества и руководства по их применению»

 

Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126–93, все множество атрибутов качества ПС может быть классифицировано в структуру иерархического дерева характе-ристик и субхарактеристик. Самый высший уровень этой структуры состоит из характеристик качества, а самый нижний уровень – из их атрибутов. Эта иерар-хия не строгая, поскольку некоторые атрибуты могут быть связаны с более чем одной субхарактеристикой. Таким же образом внешние свойства (такие как пригодность, корректность, устойчивость к ошибкам или временная эффектив-ность) влияют на наблюдаемое качество. Недостаток качества в использовании (например, пользователь не может закончить задачу) может быть прослежен к внешнему качеству (например, функциональная пригодность или простота ис-пользования) и связанным с ним внутренним атрибутам, которые необходимо изменить.

 

Внутренние метрики могут применяться в ходе проектирования и про-граммирования к неисполняемым компонентам ПС (таким как спецификация или исходный программный текст). При разработке ПС промежуточные про-дукты следует оценивать с использованием внутренних метрик, которые изме-ряют свойства программ и могут быть выведены из моделируемого поведения. Основная цель внутренних метрик – обеспечивать, чтобы было достигнуто тре-буемое внешнее качество. Внутренние метрики дают возможность пользовате-лям, испытателям и разработчикам оценивать качество ЖЦ программ и зани-маться вопросами технологического обеспечения качества задолго до того, как ПС становится готовым исполняемым продуктом.

 

Внутренние метрики позволяют измерять внутренние атрибуты илиформировать признаки внешних атрибутов путем анализа статических свойств промежуточных или поставляемых программных компонентов. Измерения внутренних метрик используют категории, числа или характеристики элемен-тов из состава ПС, которые, например, имеются в процедурах исходного про-граммного текста, в графе потока управления, в потоке данных и в представле-ниях изменения состояний памяти. Документация также может оцениваться с использованием внутренних метрик.

 

Внешние метрики используют меры ПС, выведенные из поведения си-стемы, частью которых они являются, путем испытаний, эксплуатации или наблюдения исполняемого ПС или системы. Перед приобретением или исполь-


 

 

зованием ПС его следует оценить с использованием метрик, основанных на де-ловых и профессиональных целях, связанных с использованием, эксплуатацией

 

и управлением продуктом в определенной организационной и технической сре-де. Внешние метрики обеспечивают заказчикам, пользователям, испытателям и разработчикам возможность определять качество ПС в ходе испытаний или эксплуатации.

 

Когда требования к качеству ПС определены, в них должны быть пере-числены характеристики и субхарактеристики, которые составляют полный набор показателей качества. Затем определяются подходящие внешние метрики

 

и их приемлемые диапазоны значений, устанавливающие количественные и ка-чественные критерии, которые подтверждают, что ПС удовлетворяет потребно-стям заказчика и пользователя. Далее определяются и специфицируются внут-ренние атрибуты качества, чтобы спланировать удовлетворение требуемых внешних характеристик качества в конечном продукте и обеспечивать их в промежуточных продуктах в ходе разработки. Подходящие внутренние метри-ки и приемлемые диапазоны специфицируются для получения числовых значе-ний или категорий внутренних характеристик качества, чтобы их можно было использовать для проверки того, что промежуточные продукты в процессе раз-работки удовлетворяют внутренним спецификациям качества. Рекомендуется использовать внутренние метрики, которые имеют наиболее сильные связи с целевыми внешними метриками, чтобы они могли помогать при прогнозирова-нии значений внешних метрик.

 

Метрики качества в использовании измеряют, в какой степени продукт удовлетворяет потребности конкретных пользователей в достижении заданных целей с результативностью, продуктивностью и удовлетворением в заданном контексте использования. При этом результативность подразумевает точность и полноту достижения определенных целей пользователями при применении ПС; продуктивность соответствует соотношению израсходованных ресурсов и ре-зультативности при эксплуатации ПС, а удовлетворенность – психологическое отношение к качеству использования продукта. Эта метрика не входит в число шести базовых характеристик ПС, регламентируемых стандартом ИСО 9126, однако рекомендуется для интегральной оценки результатов функционирова-ния комплексов программ.

 

Оценивание качества в использовании должно подтверждать его для определенных сценариев и задач, оно составляет полный объединенный эффект характеристик качества ПС для пользователя. Качество в использовании – это


 

 

восприятие пользователем качества системы, содержащей ПС, и оно измеряется скорее в терминах результатов использования комплекса программ, чем соб-ственных внутренних свойств ПС. Связь качества в использовании с другими характеристиками качества ПС зависит от типа пользователя, так, например, для конечного пользователя качество в использовании обусловливают, в основ-ном, характеристики функциональных возможностей, надежности, практично-сти и эффективности, а для персонала сопровождения ПС качество в использо-вании определяет сопровождаемость. На качество в использовании могут влиять любые характеристики качества, и это понятие шире, чем практичность, которая связана с простотой использования и привлекательностью. Качество в использовании в той или иной степени характеризуется сложностью примене-ния комплекса программ, которую можно описать трудоемкостью использова-ния с требуемой результативностью.

 

В таблице 4. 5 приведены характеристики качества ПО согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126–93. Многие характеристики и субхарактеристики ПС обобщен-но отражаются неявными технико-экономическими показателями, которые поддерживают функциональную пригодность конкретного ПС.

 

Таблица 4. 5 – Характеристики качества ПО согласно

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126–93

 

Характеристики Субхарактеристики  
     
  Пригодность  
     

Функциональные

Правильность  
   

Способность к взаимодействию

 

возможности

 
   

Согласованность

 
   
     
  Защищенность  
     
  Стабильность  
     
Надежность Устойчивость к ошибке  
     
  Восстанавливаемость  
     

Эффективность

Характер изменения во времени  
   

Характер изменения ресурсов

 
   
     
  Понятность  
     
Практичность Обучаемость  
     
  Простота использования  
     

   
     
Характеристики Субхарактеристики  
     
  Анализируемость  
     

Сопровождаемость

Изменяемость  
   

Устойчивость

 
   
     
  Тестируемость  
     
  Адаптируемость  
     

Мобильность

Простота внедрения  
   

Соответствие

 
   
     
  Взаимозаменяемость  
     

 

Функциональность – набор атрибутов, характеризующий соответствиефункциональных возможностей ПО набору требуемой пользователем функци-ональности. Детализируется следующими субхарактеристиками:

 

Пригодность – это набор и описания субхарактеристик и атрибутов, определяющие назначение, номенклатуру, основные, необходимые и достаточ-ные функции ПС, заданные техническим заданием и спецификациями требова-ний заказчика или потенциального пользователя.

 

Правильность – атрибуты программного обеспечения, относящиеся кобеспечению правильности или соответствия результатов или эффектов. Например, она включает необходимую степень точности вычисленных значе-ний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...