Совершенствование строевых упражнений
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Основы организации двигательного режима Движения являются естественной биологической потребностью школьников. Заменить эту потребность без ущерба для здоровья нельзя. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разностороннее формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Мышечная активность школьника взаимосвязана с состоянием всех его органов и систем. В ней отражаются особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраста, состояние здоровья. Число движений в течение дня распределяется неравномерно. В первой половине дня подъемы суточной двигательной активности приходятся на 7—8 и 12—14 ч. Во второй половине мышечная активность увеличивается в 15—16 и 20—21 ч. Гимнастика с элементами акробатики На уроках гимнастики с элементами акробатики осваиваются и совершенствуются строевые и акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах (висы, упоры), опорные прыжки, происходит развитие физических качеств. Правила техники безопасности Перед началом занятий: • Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой. • Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал. • Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев. • В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной. Во время занятий: • Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя или его помощника, а также без страховки.
• Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями. • Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся. • При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая. • При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений. • При появлении во время занятий боли в руках, покраснений кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю. • При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. После окончания занятий: • Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь. • Снять спортивный костюм и спортивную обувь. • Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом. Совершенствование строевых упражнений Повороты в движении кругом. Их выполняют по команде «Кругом — марш!», подаваемой под правую ногу. Учащийся делает шаг левой, полшага правой вперед и немного влево (за линию левой ноги). Не прижимая рук к бедрам, делает на носках поворот кругом и без остановки начинает движение с левой ноги в обратном направлении. Упражнение разучивают в движении шеренгой по разделениям: на счет «раз» — шаг левой; на счет «два» — шаг правой с одновременным поворотом кругом в момент постановки ноги; на счет «три» — шаг левой в новом направлении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении. Команды: а) «Через центр — МАРШ!» (подается на одной из середин зала); б) «В колонны по одному направо и налево в обход — МАРШ!» (подается на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые — налево в обход; в) «В колонну по два через центр — МАРШ!» Команда подается при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение. Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по четыре, по восемь.
Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: а) «В колонну по одному направо и налево в обход шагом — МАРШ!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налево. При встрече колонн на противоположной середине подается команда; б) «В колонну по одному через центр — МАРШ!» Освоение и совершенствование висов и упоров Юноши Подъем в упор силой. Из виса (рис. 27, а) подтянуться, слегка сгибаясь в тазобедренных суставах (рис. 27, б). В конце подтягивания быстро перевести одну руку в упор локтем вперед (рис. 27, в) и, не задерживаясь, подавая плечи вперед, перевести другую руку в упор (рис. 27, г); разгибая руки, выйти в упор (рис. 27, д). Подготовительные упражнения: подтягивание в висе; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; круговые движения руками с гантелями массой 4—5 кг из и. п. — стоя, руки в стороны; из упора на перекладине опускание в вис через упор на одной руке; подъем силой из виса, стоя на концах брусьев.
Вис согнувшись — вис прогнувшись сзади. Сгибаясь в тазобедренных суставах, подтянуть согнутые ноги к перекладине, продеть их и выпрямить, приняв положение виса согнувшись (рис. 28, а). Силой, прогибаясь — вис прогнувшись (рис. 28, б). Обратным движением вернуться в и. п. Подготовительные упражнения: наклоны вперед до касания пола ладонями; упор присев на скамейке, руки касаются пола; вис согнувшись на кольцах (брусьях поперек); вис прогнувшись на низких кольцах или брусьях. Подъем переворотом. Из виса подтянуться на руках, приблизить ноги к перекладине и, касаясь ее животом, медленно вращаясь, послать ноги через перекладину. Разгибая руки, выйти в упор, отвести голову назад, прогнуться. Последовательность овладения: 1. Из виса прогнувшись на нижней жерди, опираясь двумя ногами о верхнюю жердь и отталкиваясь ими, сделать подъем переворотом в упор на нижнюю. 2. Из упора на перекладине сгибание вперед и возвращение в упор. 3. Выполнение переворота в упор толчком двумя ногами на низкой перекладине. 4. Выполнение переворота в упор из виса.
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (рис. 29). Упражнение выполняется как на махе вперед, так и на махе назад. Последний способ труднее, поэтому сначала разучивают первый. Из конечного положения маха назад, начиная последующий мах вперед, слегка подать плечи вперед и согнуть руки. К моменту прохождения телом вертикали слегка согнуться в тазобедренных суставах. С движением ног вперед-вверх разогнуть руки. Если во время сгибания рук плечи, даже слегка, выведены вперед, то трудно удержаться в упоре. Поэтому лучше начинать обучение в середине брусьев.
Последовательность овладения: 1. Размахивание в упоре до выведения стоп выше жердей. 2. Сгибание и разгибание рук в упоре. 3. Размахивание в упоре на согнутых руках. 4. Размахивание в упоре, махом назад развести ноги и мягко опустить на жерди внутренними сторонами стоп, согнуть руки, оттолкнуться ногами, свести их и махом вперед разогнуть руки; сгибание и разгибание рук на махе, с помощью и страховкой. Подъем разгибом в сед ноги врозь. Это упражнение удобно изучать вначале на низких брусьях. В этом случае в упор на руках согнувшись приходят махом одной и толчком другой ноги. Следят за тем, чтобы таз в упоре на руках согнувшись был на уровне головы или немного выше. Не задерживаясь в этом положении, надо энергично разогнуться, направляя ноги и таз вверх-вперед. Далее, тормозя движение ног и отталкиваясь плечами, надавить прямыми руками на жерди и перейти в сед ноги врозь (ноги разводятся в момент выхода в упор, после окончания разгибания тела). Вначале надо освоить положение упора на руках согнувшись. При выполнении подъема возможно падение вперед после выхода в упор. В этом случае необходима поддержка под грудь. Предварительно целесообразно несколько раз выполнить это упражнение из стойки на лопатках, руки на полу. Опуская таз, согнуться и сделать перекат вперед в сед.
Стойка на плечах из седа ноги врозь. Перехватить руки поближе к бедрам и, подавая плечи вперед и сгибая руки, силой оторвать бедра от жердей. Когда спина примет вертикальное положение, опустить плечи до уровня жердей и развести локти в стороны. Разогнуться в тазобедренных суставах и соединить ноги. Голова слегка отведена назад. Последовательность овладения: 1) на стоялках с помощью освоить правильное положение тела в стойке на плечах; 2) на низких брусьях или стоялках из седа ноги врозь силой стойка на плечах; 3) из упора стоя на колене на низких брусьях махом другой ноги стойка на плечах; 4) из размахиваний в упоре махом назад стойка на плечах. Соскок махом назад (рис. 30). На махе назад слегка согнуться в тазобедренных суставах и как только ноги приблизятся к жердям энергично разогнуться и выбросить ноги назад-вверх, а руками оттолкнуться от жердей и подать тело в сторону соскока (рис. 30, а). Затем перехватиться правой (левой) в упор скрестно на левой (правой) жерди (рис. 30, б). Продолжая мах назад, опустить правую (левую) руку, отвести ее в сторону (рис. 30, в) и, удерживаясь за жердь другой рукой, закончить соскок. Подготовительные упражнения: махи в упоре на брусьях; соскок махом назад на концах жердей; то же, но в сторону; из упора лежа ноги врозь на жердях, носки ног наружу, перехват правой (левой) в упор лежа скрестно на левой (правой) жерди и, отталкиваясь ногами, соскок прогнувшись. Девушки Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь. Из виса присев, разгибая ноги, выполнить энергичный толчок и, нажимая прямыми руками на верхнюю жердь, исполнить подъем. Во время подъема следить за тем, чтобы движение плеч осуществлялось по дуге, руки в локтях не сгибались; сам подъем осуществлять с напряженными мышцами, туловище не прогибать. Последовательность овладения: 1) из виса стоя (у низкой перекладины, брусьев) прыжком подъем в упор прямыми руками, соскок, не отнимая рук от снаряда, в темпе снова подъем в упор прыжком; 2) из виса присев у гимнастической стенки толчком ног выпрыгнуть вверх, надавливая прямыми руками на рейку; 3) из виса присев, отталкиваясь ногами от повышенной опоры (горка матов, низкие брусья, козел), подъем в упор на нижнюю жердь; 4) из виса присев на нижней жерди толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь с помощью; то же, но самостоятельно; 5) из виса присев подъем в упор на верхнюю жердь в соединении. Толчком двух ног вис углом. Из виса присев, энергично отталкиваясь ногами вверх-назад, оттягиваясь в плечах, вис углом. При многократном повторении этого элемента на движении назад угол между ногами и туловищем уменьшается, при прохождении вертикали — 90°, а при движении вперед — увеличивается.
Последовательность овладения: 1) вис углом (на перекладине, нижней жерди) без толчка ногами (держать 3—5 с); 2) из виса стоя согнувшись небольшим толчком ног вис углом; 3) из виса присев толчком обеих ног вис углом, раскачивание. Сед углом, равновесие на нижней жерди, упор присев на одной, махом соскок. Сед углом, перехватить правую руку вперед, а левую отвести в сторону, сгибая левую ногу и ставя на нижнюю жердь, перенося массу тела на нее, встать. Стоя на нижней жерди на левой ноге и держась правой рукой за верхнюю жердь, левая рука в сторону, отвести правую ногу назад. Незначительно наклоняя плечи вперед, прогибаясь и продолжая отведение правой назад, выполнить горизонтальное равновесие, смотреть вперед. Из упора присев на левой хватом левой рукой за нижнюю жердь, перенося массу тела на левую руку, начать активный мах правой ногой назад. Одновременно разгибая левую ногу и отталкиваясь ею, в верхней точке маха соединить ноги. Перехватывая правую руку за нижнюю жердь, мягко приземлиться. Все элементы выполняются в левую и правую стороны. Разучив каждый элемент в отдельности, можно соединить их в связку. Последовательность овладения: 1) многократные приседания на одной ноге, другая вперед, держась за гимнастическую стенку; 2) из седа на полу правым боком к гимнастической стенке и хватом рукой за рейку встать на левую ногу; 3) из седа углом на полу правым боком к гимнастической стенке и хватом правой рукой за рейку, сгибая и ставя левую ногу на пол, встать на нее; 4) то же, но на гимнастической скамейке; 5) то же, но на брусьях разной высоты; 6) горизонтальное равновесие на полу; 7) то же, но на повышенной опоре у гимнастической стенки; 8) то же, но на брусьях разной высоты; 9) шагом левой и махом правой стойка на руках у гимнастической стенки (или попытка выполнить стойку); 10) то же, но из выпада левой; 11) из упора стоя на левом колене на бревне махом правой соскок влево; 12) из упора присев на левой на коне толчком левой и махом правой соединяя ноги, соскок влево; 13) из упора присев на левой хватом левой рукой за нижнюю жердь, правой за верхнюю, махом правой ногой соскок. Освоение и совершенствование опорных прыжков Юноши Прыжок ноги врозь (конь в длину, высота 115—120 см в 9 классе, 120—125 см в 10 классе) (рис. 31). Техника этого прыжка ничем не отличается от прыжка ноги врозь через козла в длину. При прыжке через коня в длину разбег и толчок (ногами о мостик, а руками о снаряд) выполняются несколько энергичнее. Подготовительные упражнения: прыжок ноги врозь через козла в длину с постепенным отодвиганием мостика на 100—120 см от козла в длину; из положения старта пловца с опорой ногами на ближнюю часть коня прыжок ноги врозь толчком руками о дальнюю часть коня; то же из положения старта пловца, стоя на козле, поставленном вплотную к коню; с небольшого разбега прыжок в упор лежа на коне; прыжок через коня, поставленного под углом к направлению разбега (мостик поставить сбоку коня). Девушки Прыжок углом с косого разбега толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см). Прыжок углом с косого разбега толчком одной ногой через коня выполняется толчком левой (дальней от снаряда) ногой с одновременной опорой правой рукой на тело коня. Маховая нога направляется вверх и через коня, опорная нога после отталкивания быстро присоединяется к маховой под снарядом. Туловище по возможности выпрямляется. Руки опираются о снаряд последовательно: в начале прыжка — правая, а во второй половине — левая. Туловище над опорой должно быть согнутым, а после прохождения снаряда — выпрямленным. Разбег должен быть небольшим. Мостик устанавливается сбоку, у ближнего края снаряда. Последовательность овладения: 1) сидя на коне, на правом бедре, опереться руками сзади, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда, приземлиться левым боком к нему; 2) сидя ноги врозь поперек на коне, опереться руками о тело коня и взмахом ног соскок углом вправо; 3) прыжок в целом. Освоение и совершенствование акробатических упражнений Юноши Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см. Выполняется через рейку, козла или коня в ширину, через скакалку. Сначала повторяются длинные кувырки на горку матов. При этом обращают внимание на высоту полета и мягкость приземления. Потом устанавливают планку (натягивают скакалку) на высоте 50—60 см, 60—70 см и выше. Если очень рано наклонить голову вперед — уже во время толчка ногами,— то это усилит вращение тела и может привести к приземлению на спину. Поэтому лучше делать повыше горку матов. Стойка на руках с помощью. Сначала разучивается у гимнастической стенки. Одновременно обучают и стойке на кистях, и приемам оказания помощи выполняющему это упражнение. Надо обращать внимание на то, чтобы тело было почти прямым (только слегка прогнутым в груди). Страхующий, стоя сбоку, должен подхватить выполняющего стойку под бедра, помочь выйти в стойку.
Кувырок назад через стойку на руках с помощью. Из основной ойки наклониться вперед и, теряя равновесие назад, опереться рука-1 о пол около колен (рис. 32, а). Не сгибая ног, мягко сесть. Продол-ия кувырок, опережающим движением опереться руками о пол около ловы, пальцами к плечам (рис. 32, б). Затем, посылая ноги вверх, 1стро разогнуться, выпрямить руки (рис. 32, в). Раннее и позднее раз-эания тела затрудняют выход в стойку: в первом случае обучаемый не ходит до стойки, а во втором — «проскакивает» нужное положение, юзначив стойку на руках, согнуться и опуститься в упор присев. Подготовительные упражнения: кувырок назад в упор присев; то в упор согнувшись; кувырок назад через стойку с помощью. Страховка и помощь: стоя сбоку, в момент разгибания подхватить бедра и помочь выйти в стойку на кистях. Переворот боком (рис. 33). Разучивается после освоения стойки кистях с помощью. Поступательное движение телом в сторону вы-чняется за счет маха одной и толчка другой ногой, а также энер-ного движения рук в сторону переворота. Кисти рук и ноги ставят-на одной линии. Разучивание переворота боком можно начинать у нки. В этом случае помощь и страховка осуществляются спереди: 'чаемый становится спиной к стене, страхующий держит руки пере-ictho. Для ориентировки следует начертить на полу прямую линию i делать перевороты вдоль имеющейся в зале разметки игровых 'Щадок. Прыжки в глубину с высоты 150—180 см. Для прыжков лучше сть два мата один на другой. Следить за правильностью приземления.
Комбинации из ранее разученных приемов. Примерная комбинация: и. п. — о. с. Старт пловца — кувырок вперед в упор присев — стойка на голове — опускание в упор присев — кувырок назад — перекат назад в стойку на лопатках — перекат вперед в упор присев — встать, руки вверх — переворот боком в стойку ноги врозь, руки в стороны — прыжок вверх с поворотом на 360° в доскок. Девушки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|