Совершенствуйте координационные способности
Современные условия жизни и производства, например работа на компьютерах, перемещение в городах, выполнение военных операций, требуют от человека высокого уровня развития координационных способностей (КС), т. е. умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени. К числу КС, развитию которых следует уделять особое внимание в вашем возрасте, можно отнести способность к быстроте перестроения и согласования двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц, вестибулярную устойчивость. В ходе урочных, внеурочных, самостоятельных занятий и тренировок необходимо совершенствовать еще и такие КС, как ориентирование в пространстве, быстрота реакций в сложных условиях, способность к равновесию. Все эти способности, особенно в условиях целенаправленной тренировки, продолжают успешно улучшаться и достигают к 16—18 годам высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют достижения девушек и юношей в видах спорта, предъявляющих большие требования к качеству управления движениями (гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду, спортивные игры и др.). Для развития координационных способностей юношам следует использовать общеразвивающие упражнения силовой направленности с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; девушкам — более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом — и комбинации из этих упражнений. Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Сложность достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в комбинации вольных упражнений на 16 и 32 счета. Возрастает скорость и усложняется ритм выполнения одиночных и парных общеразвивающих упражнений. Все это способствует развитию одной из важнейших КС — способности к согласованию двигательных действий. Перемена упражнений местами в заученных комбинациях, замена одних упражнений другими, более сложными или необычными, приводят к росту другой КС, тесно связанной с первой,— способности
переключаться от одних выработанных форм движений к другим соответственно меняющимся условиям. Умелое сочетание в занятии обще-развивающих упражнений силовой направленности, заданий на расслабление с упражнениями на гибкость приводит к улучшению способности произвольно расслаблять мышцы. Развитию КС в старшем школьном возрасте способствует использование новых упражнений по освоению и закреплению техники и тактики в таких видах спорта, как гимнастика и акробатика, легкая атлетика и плавание, единоборства (борьба) и спортивные игры. Такими упражнениями могут быть, например, подводящие упражнения в овладении техникой толкания ядра, метания копья; упражнения, направленные на изучение и закрепление приемов техники борьбы и спортивных игр, гимнастики и плавания, а также используемые для овладения индивидуальными, групповыми и командными технико-тактическими действиями в спортивных играх. К обучению особенно сложным в координационном отношении двигательным действиям рекомендуем приступать только тогда, когда соответствующие подводящие упражнения в достаточной степени отработаны. Например, к обучению индивидуальным и групповым тактическим действиям в спортивных играх следует приступать после легкого, свободного выполнения соответствующих технических приемов (перемещения, остановки, передачи, ведение, броски) не только в стандартной, но и в изменяющейся обстановке. Командные тактические действия начинают осваивать тогда, когда хорошо освоены групповые взаимодействия (в двойках, тройках) в нападении и защите. В противном случае вы, во-первых, можете попросту не освоить требуемое техническое или тактическое упражнение, а во-вторых, преждевременные попытки выполнить сложные упражнения могут стать причиной образования и закрепления неправильных координации и привести к неуверенности, нежеланию выполнять приемы.
Примерные варианты упражнений, воздействующих на развитие вышеназванных КС, из разных видов спорта Легкая атлетика: челночный бег, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, с преодолением препятствий, бег на местности, через барьеры, прыжки через препятствия, на точность приземления, метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность правой и левой рукой. Спортивные игры: упражнения по овладению и совершенствованию техники перемещений и владения мячом, метания в цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения с мячом на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещения и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.; эстафеты с разнообразными предметами (мячами, клюшкой и шайбой, теннисными ракетками, воздушными шарами); всевозможные подвижные и спортивные игры. Гимнастика: комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же в сочетании с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений; упражнения на гимнастическом бревне, гимнастической стенке, гимнастических снарядах; акробатические упражнения (длинный кувырок, стойка на руках с помощью, кувырок назад и др.); упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями; эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; ритмическая гимнастика. Плавание: плавание изученными спортивными способами, элементы игры и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания (девушки).
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений на диске вращения «Грация» (рис. 77). Повороты корпуса, рук и ног, головы с большой амплитудой вокруг вертикальной оси не только развивают координацию движений и положительно влияют на вестибулярный аппарат, но и способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов, укрепляют мышцы живота. Упражнениями на диске можно дополнить комплекс утренней зарядки. Начинайте занятия с одного из наиболее понравившихся упражнений. Делайте 15—20 поворотов вправо-влево в течение 1 мин. Постепенно увеличивайте время выполнения упражнения и доведите его до 2—3 мин. Затем приступайте к разучиванию других упражнений. Если нет головокружения, попробуйте делать 30—60 поворотов за 1 мин, сохраняя максимальную амплитуду движений. Для развития координационных способностей и успешной подготовки к службе в армии юношам рекомендуем набор упражнений с элементами единоборств. Их выполняют с партнером. 1. Партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Руки соединены глубоким хватом. Между партнерами проведена черта. По сигналу каждый стремится перетянуть другого за эту черту. Вари анты: а) партнеры стоят боком друг к другу, взявшись правыми (левыми) руками за запястья; б) с захватом рук за шею; в) партнеры держатся за палку хватом на ширине плеч. 2. Партнеры стоят в произвольной стойке лицом друг к другу и держатся руками за набивной мяч массой 2—4 кг. По сигналу каждый стремится вырвать мяч у другого различными способами: а) силой, рывком на себя; б) скручиванием в сторону большого пальца руки, расположенной сверху на мяче; в) рывком с одноименным поворотом туловища и шагом в сторону стоящей сзади ноги. 3. Партнеры находятся в упоре лежа с опорой одной рукой, упираясь другой в плечо друг друга. По сигналу требуется вытолкнуть партнера за контрольную отметку. То же, но другой рукой партнеры берутся за набивной мяч, который следует вырвать. 4. Партнеры находятся в положении глубокого приседа на всей ступне лицом друг к другу на расстоянии одного шага, руки ладонями вперед. Одновременно ударяя ладонью о ладонь или увертываясь от толчков, партнеры стремятся вывести друг друга из равновесия. То же в приседе на носках.
5. Партнеры находятся в стойке ноги врозь на бревне (буме, скамейке), правая (левая) нога впереди. Расстояние между ними полшага. Ударяя правой (левой) рукой по ладони, каждый партнер пытается вывести другого из равновесия. 6. Партнеры стоят вплотную спиной друг к другу, взявшись под локти. По сигналу каждый стремится вытолкнуть другого за контрольную линию. 7. Партнеры стоят на одной ноге, руки за спиной. Толчками плеча и туловища каждый пытается вытолкнуть другого за контрольную отметку или с определенной площадки. 8. Партнеры лежат на спине разноименным боком друг к другу. По сигналу каждый старается оказаться сверху и прижать партнера лопатками к ковру. 9. Партнеры стоят лицом друг к другу. По сигналу каждый стремится зайти за спину партнера. Важное значение для разностороннего развития координационных способностей принадлежит круговой тренировке. Приводим варианты таких упражнений, которые вы можете выполнять самостоятельно, а при желании — добавлять новые. Вариант 1 • Прыжки на двух ногах со скакалкой с заданием сделать как можно меньше прыжков за 40 с, не задерживаясь в опорном положении. • Вращение гири вокруг себя, перекладывая ее из руки в руку. Взбегание вверх по наклонной гимнастической скамейке, установленной под углом 40°, разворот и сбегание вниз. Передвижение в висе на высоких брусьях. • Балансирование двумя баскетбольными мячами, установленными друг на друге. • Длинный кувырок вперед на горку из трех матов. Приседание с партнером на плечах у гимнастической стенки. Метание в стену с расстояния 3—4 м и ловля малого мяча из и. п. сед ноги врозь.
Вариант 2 • Жонглирование двумя мячами (поочередное подбрасывание мячей снизу двумя руками). • Броски мяча в прыжке в кольцо из-под щита. Ловля и передача двух мячей от стены с отскоком от пола. Передача волейбольного мяча в стену на точность попадания. Верхняя передача волейбольного мяча со сближением и удалением до 6—7 м. • Ведение футбольного мяча ногами «челноком» (вокруг 3—4 стоек). Броски мяча вверх из и. п. стоя, ловля — в приседе. Вариант 3 • Челночный бег 5x5 м. • Броски и ловля малого мяча с отскоком от стены. Набивной мяч зажат ступнями, броски мяча вверх-вперед согнутыми ногами и ловля его перед собой. • Ходьба по бревну с перешагиванием через набивные мячи.
• Подбрасывание мяча вперед-вверх и после быстрого кувырка впе • Броски мяча по кольцу в прыжке с близкого расстояния. • Верхние и нижние передачи волейбольного мяча в парах. • Взбегание вверх по наклонной гимнастической скамейке до се • Передача мяча в парах с ударом о пол и ловля его с полуотскока. вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятию «координационные способности». 2. Для чего нужно развивать координационные способности? 3. Какие координационные способности вы знаете? 4. Какие упражнения можно использовать для развития отдельных координационных способностей? 5. Составьте комплекс упражнений для развития координационных способностей. __ ___________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|