Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности социальной перцепции в группе подростков с отклоняющимся развитием




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид: общее психическое недоразвитие; задержанное психическое развитие; поврежденное психическое развитие; дефицитарное психическое развитие; искаженное психическое развитие; дисгармоничное психическое развитие [16].

Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком и самого себя. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно воздействует на развитие социально-перцептивных способностей.

М. В. Браткова изучала предметную деятельность детей с органическим поражением головного мозга. Она отметила, что дети показали неготовность к сотрудничеству со взрослым, нестойкий интерес к предметам, нарушение целенаправленности и произвольности действий. Предметная деятельность у них не приобретает черт ведущей, «у малышей затруднена связь между всеми основными компонентами познания – действием, словом и образом» [10, c. 56].

Л. М. Шипицына пишет, что умственно отсталый ребенок не тянется к предметам, быстро утрачивает интерес. Появляющиеся в это время игры, примитивны, сводятся к размахиванию, верчению, бросанию игрушек и случайных предметов [46]. Овладение предметной деятельностью и азами игры – необходимое условие для развития восприятия других людей. Через эти процессы происходит отражение окружающей действительности, в том числе и человека.

Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. Развитие игровой деятельности умственно отсталых детей запаздывает, их игровая активность примитивна и подражательна. Устанавливать контакт со сверстниками ребенок не умеет, т.к. не понимает их интересов, смысла и правил игр. Е. В. Хлыстова отмечает, что у умственно отсталых детей плохо развиваются и дифференцируются чувства, задерживается развитие социальных эмоций [42]. Все это негативно влияет на развитие межличностного восприятия детей с отклоняющимся развитием.

К младшему школьному возрасту, благодаря развитию эмпатии увеличиваются возможности понимания чувств и намерений окружающих людей. Психологи отмечают, что учащиеся младших классов школ VIII вида также, как и дошкольники, не имеют адекватных представлений о себе и своих возможностях. Они либо чрезмерно завышают их, либо занижают. Также дети с умственной отсталостью не способны критично оценивать свои действия и поступки [42]. В норме же по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится более адекватной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих, чем в дошкольном возрасте.

В процессе сознательного освоения детьми правил взаимоотношения в коллективе формируется объективная сторона оценочных отношений ребенка к себе и окружающим. Это, по мнению Б. Г. Ананьева, определяется направлением и стилем воспитательной работы в образовательном учреждении [4]. А также как считает Л. М. Шипицына, тем, что с возрастом самооценка и оценка других людей школьников с нарушением интеллекта становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя и результаты своей деятельности [46].

А. И. Гаурилюс исследовала динамику становления межличностных отношений и представлений об окружающих у умственно отсталых подростков. Выявленные особенности [14, c. 27-31]:

1. Подавляющее большинство ответов на вопросы диагностической беседы носит конкретный, а в норме – неопределенный характер.

2. Большинство учащихся специальной школы переоценивают свое положение. Однако переоценивают свое положение в основном неконтактные, ограниченные в общении ученики, а также дети, имеющие физические дефекты и выраженную интеллектуальную недостаточность.

3. Отношения между учащимися носят достаточно устойчивый характер.

4. Важность стиля педагога в общении с детьми, т.к. ребенок опирается на оценку учителя и точно фиксирует успешность одноклассников в учебной деятельности.

5. У мальчиков с возрастом наблюдается увеличение максимально низких оценок и уменьшение максимально высоких. У девочек количество максимально низких и максимально высоких оценок постепенно сравнивается.

6. Среди качеств, вызывающих симпатию на первом месте стоит красивая внешность и доброта.

7. Оценка одноклассников представляет собой заимствование оценочных суждений педагогов. Динамика умения оценивать себя и других состоит в более адекватном и развернутом употреблении характеристик, данных взрослым.

И. В. Белякова отмечает, что у детей с отклоняющимся развитием особенно трудно и длительно формируются коллективистические потребности. Даже в старших классах у них отмечаются нестойкость и недостаточная осознанность этих мотивов [8].

Восприятие эмоций человека у детей с умственной отсталостью вызывает ряд трудностей, т.к. они слабо дифференцируют мимические знаки, а эмоциональные проявления человека очень часто не находят у них адекватных реакций. Это зависит от личностного подхода и применения социального опыта ребенком. В конфликтной ситуации они находят положительные выходы, но, как пишет О. К. Агавелян, личностные ожидания умственно отсталых «более косны, а их социальная позиция более пассивна» [1, c. 17].

Успешность протекания процессов восприятия и понимания другого человека влияет на адекватность общения и регулирует поведение человека в среде, зависит от уровня сформированности эталонов, представлений о людях, которые сложились в процессе познания мира людей, их отношений и по мере накопления социального опыта. Умственно отсталые дети из-за специфического поражения, которое затронуло их интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы, в процессе обучения и воспитания могут самостоятельно накопить определенный «багаж знаний о человеке», который позволит им, исходя из собственного опыта, регулировать свое поведение [1, c. 233]. Но их дефект и социальное положение обуславливают узость, фрагментарность социальной практики, которая создает и формирует определенный уровень общения.

Взаимодействие с другими людьми осуществляется неполноценно, т.к. дети с нарушением умственного развития не могут самостоятельно вычленить из окружающего мира опоры в физическом облике человека, в его внешних признаках и поведении, которые создают основания для правильной, адекватной социальному положению и ситуации характеристики внутреннего мира человека, с которым он непосредственно общается. Объем информации, идущей к ним по многочисленным каналам, ее сигналы о важнейших качествах личности, у детей с умственной отсталостью остаются как бы в стороне. У них не происходит адекватных обобщений, фиксирующих связь между поведением личности и ее внутренним миром.

Эксперимент О. К. Агавеляна показал, что умственно отсталые дети в достаточной степени информированы о человеке, но их недостатками являются недифференцированность, узкий объем, неумение манипулировать информацией, т.е. слабая активность при ее реализации с целью познания человека. В эталонных образованиях одним из важных мотивов фиксирования параметров другого человека является его личностная направленность, которая выражается в форме отношений. Отмечая ту или иную черту личности, человек отмечает отношения, которые касались непосредственно его [1].

Исследователь отмечает, что внутренний мир умственно отсталых детей имеет ряд социальных деформаций, поэтому направленность переработки информации при восприятии под воздействием установки может иметь определенные несовершенства, выражающиеся в большей подчиненности словесной установке, сведению до минимума поисковой деятельности и т.д. [1].

Таким образом, эффект установки играет важную роль в процессе межличностного восприятия умственно отсталых, в связи со слабостью познавательной активности такие дети сами не анализируют информацию, поступающую от объекта восприятия, пользуясь в этом случае полученной установкой от другого человека.

Е. В. Хлыстова пишет, что при восприятии и понимании невербального поведения умственно отсталые делают ошибки, связанные с шаблонностью, фрагментарностью восприятия. Стереотипность влечет за собой невнимательность к нюансам невербальной знаковой информации, к непониманию оттенков выражений и смыслов, что искажает и придает специфичность всему процессу социального восприятия и понимания [42].

Таким образом, одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком и самого себя. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно воздействует на развитие социально-перцептивных способностей. Отражение человека человеком всегда опосредовано особенностями, которые характеризуют этого человека как личность, как субъект труда, познания и общения. Эта закономерность распространяется и на процесс восприятия и познания людей нормально развивающимся и ребенком с отклоняющимся развитием. Подростки с отклоняющимся развитием обращают на себя внимание тем, что не всегда умеют на достаточном уровне воспринимать, понимать и общаться с окружающими.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7