Методика коррекции и развития социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью
Целью констатирующего этапа - коррекция и развитие социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью, а задачами были: 1. установление дружеской атмосферы среди подростков; 2. развитие коммуникативных навыков подростков; 3. создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности; 4. развитие навыков межгруппового взаимодействия; 5. раскрытие положительных качеств и черт подростков; 6. воспитание интереса к своим сверстникам; 7. формирование эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников; повышение самооценки. 8. развитие навыков сотрудничества: действовать согласованно, синхронно; развитие чувства МЫ, конструктивное решение конфликтных ситуаций. В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы положена система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная нами к педагогическому процессу группы. Принципы программы по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; 2. Принцип единства коррекции и диагностики; 3. Принцип приоритетности коррекции казуального типа; 4. Деятельностный принцип коррекции; 5. Принцип возрастно-психологических и индивидуально - возрастных особенностей клиента; 6. Принцип комплексности методов психологического воздействия; 7. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов; 8. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Методы программы по коррекции и развитию м социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью: ролевые; игровые; эмоционально-символические; диагностические. Предполагаемая система, направленная на социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью, включала восемь занятий. В них присутствовали как психологические, так и педагогические компоненты (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-тренинги).
Коррекционная программа, основанная на методах игротерапии, включала в себя восемь занятий (см. приложение 3). Длительность одного занятия - 60 минут. Таблица 3 – Тематический план программы по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью
Модель психологической помощи в развитии социально-перцептивной компетентности основана на соотношении источников формирования социально-перцептивной компетентности и активных форм групповой психологической работы. Ядром психологической помощи являются активные формы групповой коррекционно-развивающей работы, принципы, методы и приемы которой детально разработаны в практической психологии Т.А. Добровольской, Ю.Н. Емельяновым, Г.А. Ковалевым, Л.Н. Комисаровой, И.Ю. Левченко, А.Г. Лидерсом, С.И. Макшановым, Е.А. Медведевой, Л.А. Петровской, А.С. Прутченковым, Ю.Н. Хрящевой, О.В. Хухлаевой и др. В развитии социально-перцептивной компетентности возможна организация коррекционно-развивающих занятий для подростков. Основным содержанием цикла «Кто мы такие?» является расширение представлений о себе и одноклассниках у подростков. Проведение тренинга «Я и мы», основным содержанием которого является отработка навыков восприятия и понимания партнеров по общению, а также формирование навыков эффективного взаимодействия в стандартных ситуациях. Основным содержанием занятий являлось создание условий для личностного становления учащихся, снятие барьеров в межличностном познании, развитие навыков решения проблем, возникающих в сфере общения у подростков. На первом занятии мы знакомились с классом, создавалась благоприятная эмоциональная атмосфера принятия и доверительности в общении. Проводились такие игры, как «Здравствуй», «Комплименты», «Ежики», «Шляпа» и т.д. Эти игры позволяли расположить игротерапевта к подросткам, возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе и как член группы. Сначала некоторые школьники отказывались играть, но буквально через 15 минут заинтересовывались играми и стали принимать активное участие.
На втором занятии проводились игры: «Грузинский хор», «Чихание слона», «Ипподром», «Гром - ураган - землетрясение», «Рыбка», и др. Целью этого занятии было научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций. Школьники учились проявлять свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получили положительный эмоциональный настрой. На третьем занятии использовались изобразительные игры, в которых подростки получают задание, используя минимум выразительных средств, изобразить некоторый предмет («Отгадай вещь»), животное («Изобрази животное»), эмоциональное состояние («Отгадай эмоцию»), известную картину («Ожившие картины»), или зашифрованную известную фразу («Визуализация вербальной фразы»). Эти игры создают возможность для самовыражения школьников с ЗПР. На четвертом занятии проводились такие игры как, «День рождение», «Цветы». Школьники создавали и апробировали многочисленные образцы так называемых «формальных», этикетных высказываний - поздравлений ко дню рождения, словесно вручали подарки или цветы, произносили тосты и т.д. Игры носят оттенок «обязаловки» - всем участникам необходимо произвести по очереди речевое действие. Не все смогли справиться с заданием, поэтому были пропуски, передача очереди и даже отказы. Но каждый попробовал дать свой индивидуальный образец соответствующего речевого действия. На пятом занятии цель была обучить школьников навыкам коллективной самоорганизации. Этому способствовала игра «Следопыт». Класс разделили на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получила бланк со списком вопросов. Необходимо было за определенный промежуток времени ответить на все вопросы. При проверке ответов на вопросы: «Сколько деревьев растет на пришкольном участке?», «Сколько мышек живет в учительском диване?» мы не встретили даже двух одинаковых цифр. Каждая подгруппа имела свое представление о численности деревьев, мышек. Это создавало сложность при подведении итогов. Игра вызвала необычайный энтузиазм у детей. Даже самые флегматичные быстро втянулись в атмосферу всеобщего поиска ответов на вопросы.
На шестом занятии проводилась игра, которая имела эмоциональную позитивную атмосферу, учила школьников с ЗПР наблюдательности, внимательности, умению сопоставлять и анализировать факты, развивать чувство проницательности и интуиции. Это игра «Мафия», которая имела очень эмоциональную окраску, вызвало множество споров, так как каждый высказывал свою точку зрения, свое мнение. В этой игре принимали участие абсолютно все, каждый участник увлекся интересно развивающимися событиями. И даже после ее завершения они снова хотели поиграть в нее. Целью седьмого занятия было развитие у школьников навыков общения в различных жизненных ситуациях. С этой целью проводились такие игры, как «Треугольник», «Богатая тетя» и др. Здесь подростки моделируют свое будущее, примеряют свои новые личностные «одеяния», проживают в психологически защищенной, комфортной обстановке то, что чуть позже им придется прожить в продуваемом ветрами социуме, учатся вербализовывать свои переживания, принимать переживания других. Восьмое занятие было посвящено закреплению у подростков навыков межличностного взаимодействия. Проводились такие игры, как «БИП», «Да - нет - да», «Паром», «Наблюдения за движениями», «Дождик» и др. В результате формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, которая предоставляла детям богатое содержание игровой деятельности, почти каждый ребенок смог проявить свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получить положительный эмоциональный настрой. На наш взгляд, при соблюдении предложенных рекомендаций, игротерапия может быть использована в целях коррекции и развития социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью. Результатами работы по организации психологической помощи подросткам с интеллектуальной недостаточностью, являются: повышение основных показателей социально-перцептивной компетентности. Повысится уровень глубины межличностного восприятия. Большинство подростков заметно расширит свои представления о сверстниках. Практические рекомендации по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью в классном коллективе:
1.Индивидуальная работа с учащимися: проведение бесед, тренингов и др. с целью повышения самооценки подростка, его самоутверждения в классе, укрепления чувства «мы». При проведении индивидуальной работы необходимо учитывать требования: · Безопасный диалог возможен только в атмосфере взаимного доверия: если ребенок не доверяет взрослому, он не придет к нему за помощью и не примет ее даже в самой трудной ситуации; всерьез его проблемы, вряд ли он сможет оказать ему сколько-нибудь существенную помощь в решении этих проблем. · Взаимное доверие предполагает наличие у педагога установки на оказание индивидуальной помощи, а у воспитанника готовности ее принять, пойти на добровольный контакт со взрослым, стремление найти у него понимание и поддержку. · В первую очередь, это его позитивная «Я-концепция»: человек, не уверенный в себе, воспринимающий себя негативно не сможет вселить в другого оптимизм и готовность преодолевать трудности с верой в себя. · Умение поддерживать и развивать теплые, доверительные взаимоотношения с воспитанником, создавать у него чувства открытости и свободы в общении показать насколько важны для взрослого его личные проблемы. · Особое значение в диалоге с подростком имеет чувство юмора взрослого. · Индивидуальная помощь будет более эффективной, если педагог обладает достаточным методической компетентностью, то есть владеет методиками контактного взаимодействия, умеет вести индивидуальную беседу, использовать психолого-педагогические коммуникативные приемы. · Гармоничное сочетание личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. 2. Работа с семьей: · Беседы с родителями, семейное консультирование · Выявление проблем между подростками и родителями через различные виды тестов, анкеты и т.д. · Проведение совместных мероприятий (спортивных, интеллектуальных, развлекательных) с целью обогащения коммуникативного пространства класса и укрепления благоприятного микроклимата в семьях. · Трудотерапия (выполнение общественных поручений на дому совместно с родителями) · Организация работы в «родительских» группах. 3.Совместная работа с классным руководителем. Использовать возможности детей для повышения статуса в классе. Так как первичную информацию о неких особенностях поведения (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, прогулы уроков и т.п.), учебной деятельности (низкая успеваемость), статусного положения ребенка (отсутствие друзей в классе) получает классный руководитель либо педагог, который чаще других имеет возможность наблюдать за ним. В этом случае данному педагогу необходимо наладить контакт с ребенком, провести диагностическую беседу о трудностях, которые возникают у ребенка в связи с посещением школы. Одновременно педагогу необходимо обратиться к специалистам СППС школы, для более глубокого изучения социально-педагогической ситуации ребенка в школьном коллективе. После всестороннего изучения ситуации всеми заинтересованными лицами, необходимо выработать алгоритм оказания всесторонней социально-педагогической поддержки дезадаптированному ребенку с упором на ту область, в которой ребенок испытывает небольшие затруднения. Например, если выявлена проблема низкого статусного положения ребенка в школьном коллективе, основной упор будет делаться на проведение мероприятий по сплочению коллектива с одновременной коррекцией личностных черт, обуславливающих данную проблему. Таким образом, нами была разработана и апробирована программа по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью. Модель психологической помощи в развитии социально-перцептивной компетентности основана на соотношении источников формирования социально-перцептивной компетентности и активных форм групповой психологической работы. Проведение тренинга «Я и мы», основным содержанием которого является отработка навыков восприятия и понимания партнеров по общению, а также формирование навыков эффективного взаимодействия в стандартных ситуациях. Основным содержанием занятий являлось создание условий для личностного становления учащихся, снятие барьеров в межличностном познании, развитие навыков решения проблем, возникающих в сфере общения у подростков. Методы программы по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью: ролевые; игровые; эмоционально-символические; диагностические. В процессе игровой психокоррекции были использованы игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.). В основном использовались коррекционно-направленные и обучающие игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|