Динамика развития социальной перцепции у подростков с интеллектуальной недостаточностью
Цель контрольного эксперимента - проанализировать динамику уровня развития социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью из экспериментальной и контрольной групп. Методика проведения диагностики на контрольном этапе аналогична диагностике констатирующего эксперимента. Количественный анализ полученных результатов показал, что использование программы по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью на формирующем этапе явилось эффективным.Результаты диагностики, полученные на этапе контрольного эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике уровня развития социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью. Эффективность экспериментальной работы определялась ростом показателей по каждой использованной методике: Результаты диагностики «типа» восприятия подростками с умственной отсталостью членов группы представлены в таблице 1. Таблица 4 - Результаты диагностики «типа» восприятия подростками с умственной отсталостью членов группы (контрольный этап)
Как показало проведенное исследование, 30% подростков с умственной отсталостью из ЭГ имеют «коллективистический» тип восприятия членов группы. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. В КГ без проведения коррекционной работы «коллективистический» тип восприятия членов группы не был сформирован.
В результате коррекционно-развивающей работы существенно изменилось распределение признаков, используемых подростками в описаниях сверстников. Возросло количество признаков, относящихся к блоку внешних характеристик и биографических сведений (с 26% до 30%), уменьшилось количество признаков, относящихся к блоку индивидуально-психологических характеристик (с 74% до 58%), появились признаки, относящиеся к блоку социально-психологических характеристик (12%). Динамика развития представлений о сверстниках у подростков с умственной отсталостью является существенной и значимой. Наглядно данные представлены на рисунке 3. Рисунок 1 - Анализ «типа» восприятия подростками с умственной отсталостью членов группы (контрольный этап) Результаты диагностики уровня самовосприятия и самооценки подростков с умственной отсталостью представлены в таблице 5. Таблица 5 - Результаты диагностики уровня самовосприятия и самооценки подростков с умственной отсталостью (контрольный этап)
Как показало проведенное исследование, 40% подростков с умственной отсталостью из ЭГ имеют «адекватный» уровень самовосприятия и самооценки, при котором подросток ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям. Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний. В КГ адекватный» уровень самовосприятия и самооценки был диагностирован только у 10% подростков с УО. По показателю способности к осознанию межличностных отношений в классе также оценивалась эффективность модели психологической помощи в развитии социально-перцептивной компетентности. В результате участия в коррекционно-развивающих занятиях большинство подростков ЭГ переместилось с крайне низкого и низкого уровня на низкий и средний уровни развития способности к осознанию межличностных отношений в классе. Наглядно данные представлены на рисунке 4. Рисунок 4 - Анализ «типа» уровня самовосприятия и самооценки подростков с умственной отсталостью (контрольный этап) Проведя контрольную диагностику и статистический анализ результатов по методу t-критерий Стьюдента (автоматический расчет), мы получили следующие результаты: проведенные занятия статистически значимо способствовали коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью из экспериментальной группы (приложение 4). Таблица 6 – Статистический анализ результатов диагностики социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью из экспериментальной группы
Результаты апробации модели психологической помощи подросткам с интеллектуальной недостаточностью показывают повышение следующих показателей социально-перцептивной компетентности: объема и глубины представлений о сверстниках, дифференцированности межличностного понимания, способности к осознанию межличностных отношений в классном коллективе. Поэтому разработанная нами модель психологической помощи может быть признана эффективной для повышения уровня социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Следует также отметить, что в апробации были задействованы не все структурные элементы модели. Можно предположить, что активизация психологического просвещения родителей, индивидуальная консультативная работа с педагогами, включение в коррекционно-развивающие занятия приемов арттерапии существенно повысят эффективность предлагаемой модели и сделают ее по своему содержанию психопрофилактической. Таким образом, значения, полученные по развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью являются основой для оценки эффективности нашей работы. Построив развивающую работу таким образом, мы наблюдали продвижение подростков с исходных уровней на более высокие уровни развития. Недостатки в развитии социально-перцептивной компетентности подростков с УО могут быть преодолены в процессе специально организованной психологической помощи. Результаты контрольного эксперимента (качественный, количественный и статистический анализ) являются основанием подтверждения поставленной гипотезы.
Выводы по главе 2 1. проведенное исследование показало, что формирование самовосприятия и самооценки у подростков с УО носит дисгармоничный характер. В структуре самовосприятия и самооценки подростков с УО выявлена более низкая дифференцированность. Анализ результатов показывает, что общее самоотношение, глобальное самопринятие у подростков с УО ниже возрастной нормы. При изучении особенностей межличностного восприятия в качестве индикатора его дифференцированности выступает величина идентификации себя с другими людьми. У подростков с УО отождествление себя со сверстниками характеризуется практически полным уподоблением себя одноклассникам.
2. нами была разработана и апробирована программа по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью. Модель психологической помощи в развитии социально-перцептивной компетентности основана на соотношении источников формирования социально-перцептивной компетентности и активных форм групповой психологической работы. Проведение тренинга «Я и мы», основным содержанием которого является отработка навыков восприятия и понимания партнеров по общению, а также формирование навыков эффективного взаимодействия в стандартных ситуациях. Основным содержанием занятий являлось создание условий для личностного становления учащихся, снятие барьеров в межличностном познании, развитие навыков решения проблем, возникающих в сфере общения у подростков. 3. Недостатки в развитии социально-перцептивной компетентности подростков с УО могут быть преодолены в процессе специально организованной психологической помощи. Результаты контрольного эксперимента (качественный, количественный и статистический анализ) являются основанием подтверждения поставленной гипотезы.
Заключение Цель исследования состояла визучении социальной перцепции подростков с интеллектуальной недостаточностью. В ходе исследования были решены поставленные задачи: 1. Проведен теоретический обзор исследований по изучаемой проблеме:- восприятие себя и другого – сложный процесс построения образа «Я» и другого человека в сознании воспринимающего. Он играет важную роль в социальной адаптации, является одним из компонентов общения. Социально-перцептивный процесс – сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. - одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком и самого себя. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно воздействует на развитие социально-перцептивных способностей. Отражение человека человеком всегда опосредовано особенностями, которые характеризуют этого человека как личность, как субъект труда, познания и общения. Эта закономерность распространяется и на процесс восприятия и познания людей нормально развивающимся и ребенком с отклоняющимся развитием. Подростки с отклоняющимся развитием обращают на себя внимание тем, что не всегда умеют на достаточном уровне воспринимать, понимать и общаться с окружающими.
- психолого-педагогическое сопровождение развития социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью – это профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на совместное с учащимся, повышение личностных ресурсов, включающих знания, умения, навыки, необходимые для социальной деятельности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки, позволяющие адекватно выполнять нормы и правила жизнедеятельности в обществе, способствующие самореализации и саморазвитию личности Использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, социальное проектирование). Они предполагают высокую результативность, включенность и активность участников образовательного процесса, взаимообогащение в процессе взаимодействия. 2. Изучены особенности социальной перцепции у подростков с интеллектуальной недостаточностью: - исследование проводилось на базе ГБОУ РМЭ "Казанская школа интернат". В исследовании участвовали 20 учащихся с умственной отсталостью. Нами использовались методы диагностики - методика «Оценка отношений подростка с классом» (Н.Б. Шевченко); Шкала Шварцландера «Уровень притязаний». - Проведенное исследование показало, что формирование самовосприятия и самооценки у подростков с УО носит дисгармоничный характер. В структуре самовосприятия и самооценки подростков с УО выявлена более низкая дифференцированность. Анализ результатов показывает, что общее самоотношение, глобальное самопринятие у подростков с УО ниже возрастной нормы. При изучении особенностей межличностного восприятия в качестве индикатора его дифференцированности выступает величина идентификации себя с другими людьми. У подростков с УО отождествление себя со сверстниками характеризуется практически полным уподоблением себя одноклассникам. Меньшая аналитичность и меньшая дифференцированность у подростков с УО проявляется как в самооценке, так и в межличностной перцепции. Восприятие и переработка информации о себе и о других людях у данной категории испытуемых происходит на более обобщенном уровне. Анализ результатов исследования показывает, что подростки с УО воспринимают и оценивают своих одноклассников как менее привлекательных. Проведенное исследование показало, что подростки с УО не только чаще отвергают своих сверстников, но и чаще сами являются отвергнутыми ими. Негативно окрашенные отношения исследуемых подростков, их отказы от совместной деятельности чаще носят взаимный характер. - Полученные данные являются подтверждением поставленной гипотезы: самовосприятие и самооценка, восприятие и оценка своих сверстников у подростков с УО носит дисгармоничный характер. 3. Разработана и апробирована методика коррекции и развития социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью, проведена оценка ее эффективности: - нами была разработана и апробирована программа по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью. Модель психологической помощи в развитии социально-перцептивной компетентности основана на соотношении источников формирования социально-перцептивной компетентности и активных форм групповой психологической работы. Проведение тренинга «Я и мы», основным содержанием которого является отработка навыков восприятия и понимания партнеров по общению, а также формирование навыков эффективного взаимодействия в стандартных ситуациях. Основным содержанием занятий являлось создание условий для личностного становления учащихся, снятие барьеров в межличностном познании, развитие навыков решения проблем, возникающих в сфере общения у подростков. - методы программы по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью: ролевые; игровые; эмоционально-символические; диагностические. В процессе игровой психокоррекции были использованы игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.). В основном использовались коррекционно-направленные и обучающие игры. - значения, полученные по развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью являются основой для оценки эффективности нашей работы. Построив развивающую работу таким образом, мы наблюдали продвижение подростков с исходных уровней на более высокие уровни развития. Недостатки в развитии социально-перцептивной компетентности подростков с УО могут быть преодолены в процессе специально организованной психологической помощи. Результаты контрольного эксперимента (качественный, количественный и статистический анализ) являются основанием подтверждения поставленной гипотезы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|