Вопрос 2. Структура и формы политической власти.
Политическая власть – это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она, так или иначе, связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью. Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты, ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования. Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус, харизма и т. д. Субъектывласти – носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти очень многообразны. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В современных условиях политическая власть использует различные методы своего функционирования: установление позитивных стимулов, убеждение; принуждение; манипулирование (различного рода обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т. д. ); блокирование нежелательных последствий (создание помех конкурентам в борьбе за власть, в частности путем использованием пиар-технологий, запугивание негативными последствиями и т. д. ); прямой и косвенный информационный контроль (навязывание рекомендаций, предложений, создание определенного имиджа и т. д. ).
Традиционные формы политической власти: монархия, демократия, аристократия, технократия, охлократия, бюрократия, теократия, плутократия, элитократия. Действия политической власти проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, управление. Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи. Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д. В обществе, несмотря на множество видов и форм власти, действующих в различных его сферах, только одна власть может доминировать, обеспечивая ему целостность в условиях действия различных социальных сил и групп. Это - государственная власть, потому что только государство объединяет все население страны и представляет его интересы. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть». Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что ограничивает людей, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами об их благополучии. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем, ограничивая людей, государственная власть реализует не только свои интересы, но и интересы людей, которые заинтересованы в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе людей, она обеспечивает реализацию не только их интересов, но и своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.
В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным — федеративной и унитарной. Сущность этих • систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система государственной власти. Доминирующим принципом механизма функционирования демократической политической власти есть принцип ее разделения. Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную – 3 ветви власти – для взаимного контроля, чтобы избежать узурпации власти одной из этих систем, обеспечивают систему сдержек и противовесов (предложил разделить французский философ и историк Ш. Л. Монтескье, что отражено в конституциях многих стран) Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.
Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти. Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей. Проблема в том, что необходимо достигнуть оптимального соотношения между ними. Источником демократической власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Носители власти - лица, наделенные властью, являющиеся представителями органов власти. В Российской Федерации в этой роли выступают, прежде всего, лица, занимающие государственные должности категории " А" (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти, субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др. ) Власть и оппозиция - Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния. В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|