Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Особенности политической культуры и политической социализации личности в России.




Рассматривая политическую культуру современной России, логично было бы остановить свое внимание на подходах к ее изучению. В исследовательской литературе выделяются два основных подхода к анализу российской политической культуры. Первый подход строится на основе исследований особенностей российского национального характера и обуславливающих его причин. Следует отметить, что данный подход акцентирует внимание на исторической специфике и культурных традициях России. Второй подход рассматривает национальную политическую культуры с точки зрения специфики процессов модернизации. Здесь, в основном, рассматривается логика объективных процессов, а не особенности норм, ценностей, установок, разделяемых различными социальными группами. Останавливаясь на выделенных подходах, следует отметить, что рассмотрение феномена политической культуры должно быть дополнено акцентом на его составляющих. Так или иначе, рассмотрение политической культуры невозможно без основных ее составляющих - трех блоков: когнитивно-аксиологического, поведенческого, праксеологического. В современных дискуссиях о постсоветской политической культуре противостоят друг другу две точки зрения: инновационная и традиционная. Сторонники первой настаивают на новизне культурных норм и ценностей, которые еще только формируются. Традиционалисты же утверждают, что культурно-политические установки продолжают советские традиции, которые оценивают неоднозначно. По мнению этих авторов, постсоветские культурно-политические нормы воспроизводят эгалитаризм, авторитаризм и национализм, которые присущи русским. Нам кажется, уместно принять обе точки зрения, поскольку очевиден тезис о динамике политической культуры. Следовательно, можно говорить о традиционных элементах политической культуры и появляющихся новых феноменах в ее структуре, адекватных меняющейся среде.

Таким образом, для более точной характеристики необходимо синтезировать традиционный и инновационный подходы. И хотя политическую культуру населения современной России пока нельзя назвать демократической, ее движению в этом направлении способствуют как элементы наследия, так и инновации, которые связаны с возникновением новых институтов и форм поведения. Содержание политической культуры нельзя понять вне тех процессов, которые развернулись в нашем обществе в последние годы. Довольно длительное время продолжается процесс трансформации политической системы. За это время сменились режим и институты власти, элиты и система политических ценностей, среди которых центральное место заняли демократические цели и ориентации. В связи с этим выделим основные закономерности, характеризующие политические процессы конца XX - начала XXI века. К ним мы относим: - Незавершенность процессов преобразований, неустойчивость и переходность социально-политической ситуации, невысокая доля предсказуемости возможных вариантов ее развития определяет сложность выделения тех инноваций, которые могут стать действительными фактами политической жизни.

Можно говорить лишь о тенденциях формирования, стабильных проявлениях новых политических фактов и явлений, еще не прошедших апробацию временем. - Инновационные явления в политической жизни еще не приняли окончательной конфигурации, идет их постоянное видоизменение, развитие формы и содержания. - Политические инновации в современной России нередко не могут укорениться в глубинных пластах сознания. В то время, как ряд устойчивых политико-культурных форм еще не нашел нормативно-законодательного закрепления. - Сращивание политических и экономических интересов, превращение демократических процедур в декоративную игру различных элит. Все это ведет к социальной поляризации общества, раздроблению и истощению демократического потенциала. Данные процессы, несомненно, не могли не отразиться в сознании и поведении социальных групп населения. Они способствовали накоплению политического и социального опыта у людей, появлению установок, выработке определешгых моделей поведения. Указанные нами политические процессы могут рассматриваться как объективные факторы формирования политической культуры, влияющие на динамику норм и ценностей. Трудности становления демократии в нашей стране во многом обусловлены именно проблемой становления политической культуры демократического типа. Здесь мы согласны с мнением ЭЛ. Баталова о том, что " наши политики, и рядовые граждане, сами, подчас не замечая, мыслят и действуют в соответствии с императивами политической культуры, сложившейся в советском обществе много десятилетий назад" [1].

В процессе формирования политической культуры демократического государства сегодня наблюдаются две тенденции. Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида, что делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Названные тенденции ставят человека в сложные условия выбора Сложность процесса переориентации людей на новые ценности и нормы политической культуры усиливается и психологическим моментом. Любой человек усваивает лишь те ценности, которые исходят от значимого для него субъекта Как мы уже отметили, противоречивость полигических и социальных процессов, прежде всего, сказывается на содержании политической культуры населения России. Рассмотрим некоторые показатели проявления политической культуры. Во-первых, определим наиболее устойчивые политические ориентации населения, политические традиции. Здесь, на наш взгляд, стоит обратить внимание на ориенгации на участие/неучастие в политике, основные формы участия в политике и проявление политической активности населения.

Сегодня в России сложились те же формы участия, что и на Западе: участие в выборах, участие в деятельности политических партий, общественных организаций и т. д. Под политическим участием мы понимаем " влияние на процесс принятия политических решений, с одной стороны, а с другой - воздействие на характер и ход реализации тех программ, которые принимаются органами государственного уттравле1гия" [2]. Практика политического участия зависит от ряда обстоятельств: от особенности самого субъекта политического участия и от условий политического участия (политический режим, параметры политической системы). Результаты нашего исследования показали, что 80% опрошенных считают участие в выборах одним из аспектов проявления политической активности; 3 % опрошенных - участие в политических партиях; 3 % респондентов - участие в митингах, демонстрациях. Нужно отметить, чго отмеченные формы по. 1втгической активности распределены в обществе: для различных социальных групп характерны свои виды политического участия. Человек выбирает форму участия, исходя из соотношения имеющихся у него ресурсов (деньги, время, информация), затрат на участие. Политическое участие/ неучастие различных социальных групп мы можем объяснить действием следующих объективных и субъективных факторов: 1) индивидуализированными условиями политической социализации; 2) социально - экономическим развитием региона проживания и страны в целом: 3) характером мобилизации со стороны организованных политических сил. В этой связи хотелось бы остановиться на таком проявлении политической культуры, как участие в выборах. Тенденция к снижению субъективной ценности выборов проявляется и в реальном электоральном поведении российских граждан, а именно в их отношении к участию в голосовании.

Данные проведенного нами исследования показали, что больше половины опрошенных (55%) всегда принимают участие в выборах, 22% респондентов - время от времени и чуть более 23% - никогда не ходят на выборы. Реальное сокращение электоральной активности россиян не столь значительно, как можно было бы предположить на основании этих данных. Однако они, очевидно, свидетельствуют о тенденции к дискредитации института выборов, о том, что скептическое отношение к ним становится все более " принятым" в российском обществе, а электоральный абсентеизм - все более распространенной практикой. Говоря о разделяемых ценностях и ориентациях, остановим свое внимание на характере сегментации политической культуры, то есть выделим присутствующие в обществе субкультурные образования и характер взаимоотношения между ними. В современном обществе в рамках политической культуры представлено множество субкультур. Это авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты и чиновничества) и массовая (рядовых граждан), социалистическая и буржуазная и т. д. Однако особенность современного этапа российского общества не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, столкновением. Основными линиями конфронтации выступают демократизм авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация изоляционализм, анархизм-этатизм и т. д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.

Все это непосредственно влияет на функционирование институтов социализации и формирование политической культуры. Свое предназначение в качестве инструмента конюлидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтации различных в ней направлений, взаимодействия их на основе объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми по логическими силами. При ближайшем рассмотрении российские реалии оказываются настолько запутанными, что никак не укладываются в общепринятые типологизации и классификации. Мы согласны с мнением К. С. Гаджиева о том, что в России сосуществуют такие типы политической культуры, как харизматическая, подданическая, активистская.

Такое возможно благодаря наличию разнородных пластов и элементов в политической культуре населения современной России[3]: К таким элементам можно отнести: - многослойность, т. е. сочетание элементов традиционно российских (этатизм, авторитаризм, персонализапия, анархизм, коллективизм, мессианство, соборность, солидарность, нигилизм), советских (идеализм, вождизм, баррикадное сознание) и модернистских (индивидуализм, права и свободы человека, рынок, демократия); - гетерогенность, т. е. сосуществование множества этнонациональных, региональных, конфессиональных и иных субкультур; - фрагментарность, т. е. неструктурированность установок и ориентации; - конфликтность, т. е. отсутствие базового консенсуса; - антиномичность. Выделенные элементы отражают специфическую сущность современной политической культуры населения России. Показательным, на наш взгляд, может быть пример распределения основных политических ценностей у представителей различных возрастных групп. Основываясь, на данных проведенного исследования, можно увидеть, что различные возрастные группы разделяют разные ценности. Молодые - ценности демократического характера, более старшему поколению свойственен патернализм.

Выводы. Российская политическая культура является достаточно противоречивым феноменом, чтобы его можно было охарактеризовать в терминах ''гражданской" или " тоталитарной" культуры. По нашему мнению, не корректно говорить в целом о политической культуре общества, " низком" уровне политической культуры или об " отсутствии" в России политической культуры. Безусловно, мы не можем говорить, что люди никогда и ничего не думают о политике и политиках. В России, на наш взгляд, об этом думают и говорят самые разные слои населения. Поэтому мы можем говорить, характеризуя политическую культуру, лишь о проявлениях политического сознания и поведения различных социальных слоев российского общества, разделяемых ими ценностях и формах участия.

Основная литература:

1. Даниленко В. П. Введение в политологию [Электронный ресурс]: учебник/ Даниленко В. П. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 300 c. — Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/73602. html. — ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература:

1. Середа, В. Д. Политология: учебно-методическое пособие для бакалавров всех направлений подготовки / В. Д. Середа, И. Д. Золотарева. — Краснодар: Южный институт менеджмента, 2013. — 144 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http: //www. iprbookshop. ru/25979. html

Интернет-ресурсы

globalaffairs. ru/ - Россия в глобальной политике;

mir-politika. ru/ - Мир и политика;

ria. ru/ - Россия и мир сегодня;

http: //www. philosophy. ru/phil/lib/philyaz/index. htm. - Электронная библиотека ИФ РАН

http: //www. gumer. info/ - библиотека гуманитарных наук;

http: //www. ras. ru - официальный сайт Российской академии наук;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...