Тема 1.4. Наброски фигуры человека
Формат: А3.
Материал: графитный карандаш, маркер, тушь, кисть.
Задачи: дальнейшее углубление знанийо пропорциях и пластической анатомии фигуры человека, знакомство с принципами изображения человека в рисунке, способами передачи движения, пропорций и характера.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 2. Тонально-конструктивный рисунок. Точка зрения
Тема 2.1. Упражнения с целью изучения различных точек зрения:
-снизу (с точки зрения насекомого);
-сверху (с точки зрения птицы).
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить применять знания о законах перспективы, о точке зрения в практической работе.
Самостоятельная работа: зарисовки пейзажа с точки зрения муравья и с точки зрения чайки.
Тема 2.2. Рисунок натюрморта, расположенного выше линии горизонта
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить применять знания о законах перспективы в практической работе, научить использовать средства тонально-конструктивного рисунка для решения задач пространства и формы.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов, стоящих выше линии горизонта.
Тема 2.3. Рисунок натюрморта, расположенного ниже линии горизонта
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить применять знания о законах перспективы в практической работе средства тонально-конструктивного рисунка для решения пространственных задач.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов, стоящих ниже линии горизонта.
Тема 2.4. Рисунок по представлению архитектурного объекта (замок, двор замка и т.п.)
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить использовать знания о законах перспективы в творческой работе, научить использовать полученные ранее умения в композиционном задании, дальнейшее развитие пространственного мышления, зрительной памяти.
Самостоятельная работа: композиционный рисунок «Рыцарский двор».
Четвертый год обучения
ΙI полугодие
|
Раздел 3. Изучение перспективы. Тонально-конструктивный рисунок
Тема 3.1. Упражнения с целью изучения различных видов перспектив:
- обратная перспектива;
- сферическая перспектива (дом-шар);
- панорамная перспектива (город).
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить применять знания о законах перспективы, видах перспективы в практической работе.
Самостоятельная работа: композиционный рисунок «Перевернутый город» с использованием всех изученных видов перспектив.
Тема 3.2. Рисунок натюрморта с натуры, преобразованного в рисунке с использованием одного из видов перспективы
Формат: А2.
Материал: карандаш.
Задачи: научить применять знания о законах перспективы, видах перспективы в решении творческих задач, развитие памяти, пространственного мышления.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов с использованием некоторых видов перспективы (по выбору учащегося).
Тема 3.3. Рисунок тора
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить решать сложную форму в перспективе, передавать форму, пространство, среду средствами тонально-конструктивного рисунка.
Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов вращения, усложненной формы.
Раздел 4. Геометрическое обоснование формы. Тонально-конструктивный рисунок
Тема 4.1. Рисунок симметричной гипсовой розетки
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: формирование умения анализировать, сравнивать форму предмета, используя метод «парных точек», формирование умений моделировки сложной формы.
Самостоятельная работа: зарисовки симметричных предметов с использованием метода «парных точек».
Тема 4.2. Рисунок натюрморта с чучелом птицы с геометрическим обоснованием формы
Формат: А2.
Материал: карандаш.
Задачи: научить анализировать форму средствами тонально-конструктивного рисунка, научить использовать различные способы работы карандашом для передачи пространства, формы предметов, освещения. Научить видеть конструктивную основу в предмете негеометрической формы.
Самостоятельная работа: зарисовки симметричных предметов, используя метод «парных точек».
Тема 4.3. Рисунок натюрморта, состоящего из предметов, геометрическая форма которых не выражена (например, натюрморт с обувью). Геометрическое обоснование формы
Формат: А-2.
Материал: графитный карандаш
Задачи: научить использовать различные способы работы карандашом для передачи материальности предметов. Научить видеть конструктивную основу в предмете негеометрической формы; формирование умения анализировать, сравнивать форму предмета, используя метод «парных точек», формирование умений в моделировке сложной формы, научить использовать средства тонально-конструктивного рисунка для передачи формы, объема предметов; совершенствование умения воспринимать обычные предметы как объект для изображения.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов свободной формы – перчаток, сумок, обуви и т.п.
Пятый год обучения
Ι полугодие
|
Раздел 1. Рисунок головы. Анализ сложной формы. Тонально-конструктивный рисунок
Тема 1.1. Рисунок головы обобщенных плоскостей (обрубовка). Тонально-конструктивное решение.
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: познакомить с последовательностью работы, научить видеть и передавать основные плоскости, формирующие объем головы в пространстве, научить применять законы перспективы в рисунке головы.
Самостоятельная работа: зарисовки головы натурщика.
Тема 1.2. Зарисовка головы натурщика
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить последовательно работать над рисунком головы, научить видеть и передавать основные плоскости, формирующие объем головы в пространстве, научить применять законы перспективы в рисунке головы, научить применять знания о перспективе в соответствии с ракурсным положением модели.
Самостоятельная работа: зарисовки головы натурщика.
Тема 1.3. Рисунок гипсовой головы
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить - анализировать сложную форму, применять знания анатомии головы человека в практической деятельности, последовательной работе над рисунком головы, видеть и передавать основные плоскости, формирующие объем головы в пространстве, применять законы перспективы в рисунке головы; научить применять знания о перспективе в соответствии с ракурсным положением модели, формировать умения по решению формы в объеме.
Самостоятельная работа: зарисовки головы человека.
Тема 1.4. Творческое композиционное задание - портрет с натуры с включением в рисунок натюрморта из предложенных натурных предметов (тематическое задание, историческое прочтение).
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш, мягкие материалы, тушь, перо, цветные карандаши, тонированная бумага.
Задачи: формирование творческого отношения к поставленным задачам, натуре. Научить видеть в натурном объекте основу для творческого переосмысления; формирование заинтересованного, эмоционального отношения к изображаемому; научить использовать в рисунке ранее приобретенные знания о способах композиционной организации листа; формирование устойчивого умения передавать в рисунке пропорции и характер; научить использовать различные приемы работы графическими средствами.
Самостоятельная работа: зарисовка по памяти предметов аудиторного натюрморта.
Тема 1.5. Рисунок натюрморта из 3-4 предметов, расположенных на различных плоскостях
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить перспективно соподчинять объекты изображения; дальнейшее совершенствование последовательной работы над задачами тонально-конструктивного рисунка.
Самостоятельная работа: зарисовки крупных бытовых предметов и части интерьера.
Пятый год обучения
ΙI полугодие
|
Раздел 2. Тонально-конструктивный рисунок крупных предметов и интерьера.
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: познакомить со способами решения интерьерного пространства, построения интерьера, научить перспективно соподчинять объекты изображения; дальнейшее совершенствование последовательной работы над задачами тонально-конструктивного рисунка.
Самостоятельная работа: зарисовки крупных бытовых предметов в интерьере.
Тема 2.1. Рисунок двух табуретов, стоящих один на другом
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: дальнейшее совершенствование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять в рисунке, перспективно соподчинять предметы друг с другом, использовать средства тонально-конструктивного рисунка для решения формы и пространства.
Самостоятельная работа:зарисовки крупных предметов интерьера.
Тема 2.2. Рисунок по представлению двух кубов, стоящих один на другом
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: дальнейшее развития пространственного мышления, памяти, умения применять знания законов перспективы в рисунке.
Самостоятельная работа: зарисовки крупных предметов интерьера.
Тема 2.3. Рисунок натюрморта, состоящего из крупных предметов в углу комнаты (лестница, стул)
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить передавать в рисунке перспективную взаимосвязь предметов натюрморта и интерьера; дальнейшее совершенствование умения использовать средства тонально-конструктивного рисунка при решении задач пространства, объема, среды.
Самостоятельная работа: зарисовки крупных бытовых предметов и части интерьера.
Тема 2.4. Рисунок натюрморта в интерьере
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить передавать в рисунке перспективную взаимосвязь предметов натюрморта и интерьера; дальнейшее совершенствование умения использовать средства тонально-конструктивного рисунка при решении задач пространства, объема, среды.
Самостоятельная работа: зарисовки натюрморта из бытовых предметов и части интерьера.
Тема 2.5. Творческий композиционный рисунок натурного натюрморта с последующим додумыванием интерьера. Историческое прочтение темы
Формат: А2.
Материал: тонированная бумага, графитный карандаш, цветные карандаши, маркер, уголь, сангина.
Задачи: научить - использовать знания о законах перспективы в творческой работе, использовать полученные ранее умения в композиционном задании, использовать знания о законах композиции в работе, использовать знания в области истории изобразительного искусства, архитектуры при создании композиционного стилевого единства, использовать художественно-выразительные свойства графических материалов для решения творческих задач; дальнейшее развитие пространственного мышления, зрительной памяти.
Самостоятельная работа:сбор исторического материала по теме – зарисовки интерьера, его деталей, в соответствии со стилевым направлением аудиторной работы.
| |
Шестой год обучения
Ι полугодие
| |
Раздел 1. Тонально-конструктивный рисунок пространства интерьера
Тема 1.1. Рисунок интерьера. Неглубокое пространство. Тонально-конструктивный рисунок
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: познакомить со способами пространственной организации интерьера, научить использовать знания о законах перспективы в своей работе, научить использовать средства тонально-конструктивного рисунка в организации пространства интерьера.
Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.
Тема 1.2. Рисунок интерьера с лестницей. Тонально-конструктивный рисунок
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить использовать знания о законах перспективы в своей работе, познакомить со способами пространственной организации более сложного интерьера, научить находить пространственную взаимосвязь объектов, организовывать единые перспективные условия, научить использовать средства тонально-конструктивного рисунка в организации пространства интерьера, решении освещения, среды.
Самостоятельная работа: зарисовки интерьера с окном.
Тема 1.3. Творческий композиционный рисунок интерьера с совмещением нескольких точек зрения
Формат: А2.
Материал: графитный карандаш.
Задачи: научить использовать знания о законах перспективы в творческой композиционной работе, познакомить со способами пространственной организации более сложного интерьера, совмещающего различные точки зрения, научить находить пространственную взаимосвязь объектов, научить использовать средства тонально-конструктивного рисунка в организации пространства листа.
Самостоятельная работа: композиционный рисунок интерьера с совмещением различных точек зрения.
Раздел 2. Тонально-конструктивный рисунок фигуры человека
Воспользуйтесь поиском по сайту: