Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метафоры дисциплины и удовольствия 6 страница




вершенная девственница. В ее семье не принято расспрашивать о том, как у нее с сексуальной стороной ее брака. Но мне доподлинно известно, что на всех свиданиях с этим парнем в течение нескольких лет они занимались всеми теми вещами, которые так возбуждающи, принимая во внимание, что они оба баптисты южного уклада, и уже сами свидания — дело совершенно невиданное. Но у них было на это право, ибо как сказать, что ты не имеешь право на чувство и волнение, если они заложены в тебе природой.

И как забавно поиграть с мыслью о том, что ты — это она на заднем сидении одной из этих роскошных машин, которые поведет ее возлюбленный, и ты остаешься при этом такой невинной, знакомясь с новыми ощущениями, на которые, оказывается, способно твое тело. А можно еще вообразить себя одной из сладострастных, сверхсексуальных, страстных женщин из мыльных опер, у которых вообще не бывает проблем. Так интересно примерить на себя совершенно разные аспекты поведения, существующие в мире людей.

Да, транс получился что надо, не мудрено и в самом деле вспотеть, пусть даже кондиционер старается изо всех сил. Мне, конечно же, не известно — является ли столь многотрудное дело, как транс, причиной испарины, сам процесс воображения себя потеющей или же факт, что тебе нравится, как тело может работать чтобы вспотеть? Она мокрая присела прямо перед кондиционером, прохлада овевала ее разгоряченное тело, и блаженная улыбка ловко устроилась в уголках ее губ совершенно естественно, точно так же, как испарина покрывает тело.

Даже и^не знаю, с чего это она потом стала худеть, впрочем бывают и не такие превращения, когда ты становишься близок самому себе на более глубоком физиологическом уровне, познаешь свою физиологию, вспоминаешь все то, что всегда было известно твоему подсознанию и что оно хранило в полной готовности. И ты применяешь это в соответствующей обстановке. И каждый раз, появляясь, оно становится автоматической привычкой, заменяющей забытую тобой привычку, не являвшуюся подходящей и потому больше не нужной.

И совершенно неудивительно, что Марна познакомилась потом с Шерри, у них возникли совершенно сестринские отношения особого значения, которые привели их к крепкой дружбе. Часто можно видеть, как эти две женщины вечно спешат куда-то, смеются... и потеют.


Глава 8. Метафоры дисциплины и удовольствия__________________ 311

4. Цель дисциплиныIудовольствия: Есть некоторые вещи, которые следует просто делать; не ждать, пока возникнет настроение, а просто взять и сделать. Спланируйте все так, чтобы это доставило вам удовольствие.

Метафора

Вот Расе и столкнулся с проблемой, которая раньше или позже предстает перед каждым подростком. Он стал понимать, что в нем происходят изменения, когда без предупреждения то наступает эрекция, то исчезает. Открытие своей сексуальности и то, как она проявляется по отношению к людям, может очень смущать, однако существуют четыре простых правила, которые должны лежать в начале любого полового контакта и в особенности совокупления. К сожалению, они не были ему известны в столь болезненно воспринимаемый и волнующий период ранней стадии половых переживаний.

Очень его удивило и поразило, когда, совершенно случайно, он узнал о существовании этих правил, от кого бы вы думали? — от отца! И кто бы мог подумать, что отцу найдется, что сказать по этому поводу. Лекция, так сказать, «о приятном с полезным».

Правила оказались очень толковыми, и он поделился ими со своими друзьями, не забыв добавить отцовское предостережение — если отсутствует какой-либо элемент, то лучше остановиться, вежливо как только сможешь откланяться, чтобы в спокойной обстановке обдумать, что же было не так. В голове звучало: «Если тебе станет понятно, что какое-то правило не работает — остановись немедленно. Погалантней выйди из ситуации, уйди куда-нибудь и обдумай, в чем дело».

Вот они-эти правила: Первое, соитие всегда должно иметь место лишь между уважающими друг друга партнерами. Второе, каждый партнер должен уважать другого и быть способным принимать оказываемое ему (ей) уважение. Третье, при этом обязательно общение; оно может быть словесным или несловесным, но быть должно и до, и во время, и после. И четвертое, всегда должно быть удовольствие, и до, и во время, и после. Некоторые почитают это правило первым. Так вот оно последнее, но не менее важное.

И если какой-либо критерий отсутствует, непременно следует остановиться, узнать, понять в чем дело, при необ-


312 '       ____________ К. Лянктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

ходимости, одеться и поставить себя в другую ситуацию, пока полностью не осознаешь, чего не хватаеТд_«Так чего же не хватало и что у тебя получилось не так? » — спросил отец сына. «Давай подумаем».

И вот еще этот вопрос об удовольствии. Ты не ждешь, пока удовольствие настолько не повысится, чтобы делать что-либо с удовольствием. Может встретиться какая-то трудность, или ты сочтешь это трудностью, а уверенности в себе еще нет. Невозможно сказать точно, когда чувства комфорта, уверенности в себе и удовольствия начинают свое развитие; вероятно, когда ты решишь, что владеешь ситуацией, а может быть и в самом начале, когда ты знаешь, что сможешь все, даже если еще и не знаешь, как.

Это справедливо для любого дела. Много раз сознание думает, что ты этого на самом деле не очень то и хочешь. В то же время, другая часть твоего сознания говорит: «Да, но ведь нужно же. Для тебя это будет хорошо». А подсознание еще совершенно не знает, что же делать, оно выжидает, и, вполне возможно, в какой-то момент ты принимаешь решение, что ты все равно это сделаешь, даже если не уверен, что получится.

И вот ты вытаскиваешь туфли и носки, надеваешь носок на одну ногу, а на этот носок туфлю; начало положено, значит можно теперь надеть другой носок и другую туфлю; так, теннисные туфли на тебе, теперь остается начать что-нибудь делать. Можно, например, пойти куда-нибудь, ну хотя бы к входной двери, открыть ее и втянуть по-собачьи в себя воздух. А вдруг на улице такое время года, когда цветочками пахнет?

Благоухание может увлечь тебя, соблазнить вылезти из своей берлоги. И вот ты уже на прогулке, а тут еще ощущается, как пружинят ноги — пробежаться, что ли, и вот ты уже начал, что ж теперь поделаешь, ты должен продолжать, продолжай. И вот ты уже вкушаешь удовольствие, тебя наполняет ощущение жизни, ты чувствуешь радость, ты чувствуешь, что ты живой, и тебе так хорошо дышится.

И сейчас, сознание того, что тебе хорошо, становится второстепенным по отношению к удовольствию, являющемуся результатом того, что ты начинаешь и делаешь.

То же самое бывает, когда ты, наконец, решаешь заняться своими зубами. Ты знаешь, что ты должен, тебе известно, что потом тебе будет хорошо. Поэтому просто начни,.


. ' пава 8. Метафоры дисциплины и удовольствия_________________ 313

и даже если тебе это поначалу особого удовольствия не доставит, начни и не сдавайся. Очень скоро наступит какой-то прогресс, ты почувствуешь, что зубы становятся чистыми, свежими, в голове возникают идеи насчет того, чтобы заняться чем-нибудь еще, что будет так же приятно. И не жди, пока начнешь испытывать удовольствие, чтобы полностью ему отдаться. Ничего такого поначалу не будет. Ты должен лишь начать и не сдаваться. А удовольствие придет позже, не волнуйся, обязательно придет. И еще одно, если оноприходит не очень скоро — у тебя есть время, чтобы по-настоящему прочувствовать его приход, а это — тоже удовольствие.

5. Цель дисциплиныIудовольствия: Станьте взрослее, отбросьте страх, что мать поругает, будьте свободны, перестаньте оправдываться.

Метафора

Никто ничего не знал о подспудной жизни Рика. Никому и в голову не приходило, что за мягкостью, компетентностью и профессиональным мастерством этого с виду уверенного в себе парня стоит зловредная, сумасбродная женщина, постоянно нарушающая его внутренний мир угрозами, духовными и физическими пытками. Если бы только кто-нибудь знал бы об этом — именно этого он и хочет от вас, чтобы вы ему поверили.

Да, конечно, она всего лишь его мать или, по крайней мере, то пугающее чудовище, которым он видел ее, когда был еще ребенком. Взрослея, он стал понимать, что она нуждается в нем, ожидает, чтобы все свое внимание он уделял бы ей, кроме, конечно, тех моментов, когда маленький мальчик просто обязан не быть с ней рядом. Тяжесть этих ожиданий была так непомерна, что даже став взрослым человеком и находясь вдали от нее географически или эмоционально, он продолжал воспринимать ее «внутри себя», в воображении, мучающей и пытающей его. И планы и надежды его из-за этого постоянно срывались.

Ни разу он не нашел в себе силы сделать предложение женщине, самоотверженно любящей его. И он считал, что именно так того и желает его «внутренняя мать».

Поэтому, когда он обратился к нам, его желанием было, чтобы мы «поговорили по душам» с «ней» за него, когда он будете трансе, чтобы мы поторговались, убедили, склонили


314-___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные скаЗки"

ее отступиться. Сумасшедшим он не был, но казалось именно так, когда он говорил о своей «внутренней матери», словно о реальном'человеке. Мы решили игнорировать «ее» и стали говорить вместо этого с ним самим, однако просьбы его" после этого стали еще настойчивее, и, наконец, мы согласились, но совсем не на то, что он предполагал. Я попросила его во время сеанса проэкспериментировать с умозрительной тяжестью, чтобы он «подержал» ее до тех пор, пока это станет совершенно невыносимо. Самое неудобное было держать эту тяжесть на груди, поэтому я посоветовал ему поместить ее внутрь, в грудь, в момент вхождения в транс. Ему было сказано сфокусироваться на дискомфорте сознательно и верить, что в подсознании он сможет избавиться от нее, когда наступит для этого час.

В трансе я рассказал ему историю другого нашего пациента, которого звали Джерри. Стивен наблюдал его уже не один год, помогая восстановить личностные потенции, но Джерри все никак не менялся. Депрессия преследовала его еще с того времени, как еще ребенком он потерял бабушку. Мать самозабвенно оберегала его от всего на свете, а отец критиковал почем зря по поводу и без повода. Бабушка была единственно по-настоящему любящим существом — но ее не стало. Став взрослым, ему никак не удавалось пробудить в ком-нибудь привязанности. Внешне он был вполне привлекательным, но была в нем какая-то чрезвычайная серьезность, негативизм, паранойя, которая даже меня отвернула от него, его лечение занимало меня очень мало, за исключением разве что простой констатации, что существенной помощи оно не оказывало.

В конце концов мы подготовили особую методику, о возможности которой Джерри и не помышлял. Она заключалась в целой серии занятий, как то: посещение кинотеатров, игра в мяч на пляже, ловля креветок, запускание воздушного змея и еще кое-что, что для серьезного Джерри казалось вообще делом немыслимым. Реакция не замедлила проявиться — критицизм, уклонения, извинения, апатия и рост депрессии. Тогда я пригласила его поупражняться в этом в гипнотическом трансе. Предложение он отклонил, высказавшись в том смысле, что не хочет разочаровывать меня. Я ответила, что я, совсем как его мать, совершенно не заинтересована в том, чтобы он изменился в результате


; лава 8. Метафоры дисциплины и удовольствия


315


нашей терапии, поэтому прошу подойти к гипнозу лишь как к эксперименту. Он согласился, и мы приступили.

Где-то в середине транса в комнату без стука входит Стивен и обращается прямо к Джерри: «Необходимо кое-что сказать тебе и ты должен это услышать. Впрочем, ты можешь забыть, как о сказанном, так и о том, что подумал об этом в сознании. Ты можешь забыть, а можешь и запомнить, потому что единственное, о чем должно знать твое подсознание — у тебя гораздо больше возможностей, чем ты привык использовать. Мне нет нужды говорить тебе, что ты уже добился многого в предыдущих трансах и соответствующих переживаниях. Мне не нужно напоминать тебе о твоих чувственных и учебных достижениях. Ты и сам об этом знаешь, но я должен сообщить тебе, что рожден быть воином, а влачишь жизнь труса. И до тех пор, пока ты не захочешь возмужать и жить согласно своему высшему предназначению, ты не друг мне, для тебя нет места в этом доме, и ты должен встать и немедленно его покинуть».

Рик сидел в своем трансе, слушал слова, предназначавшиеся тому, другому клиенту, и тяжесть все еще не оставляла его. Наступил черед обратиться и к нему. Момент, которого он так ждал, наконец, наступил. Мы были готовы обратиться за него к его внутренней матери, но совсем не так, как он того ожидал.

Я попросила его воззвать к матери и сообщить «ей», что у Стивена и у меня имеются сведения, которые необходимо ей немедленно сообщить. Рик дал знак, что «она» готова и слушает. И я сказала: «Что касается Стивена, он говорит, что вы не тот противник, на которого стоит тратить время. Он говорит, что ваш сын не представляет никакой угрозы, для вас. Он ребенок. Если вы боитесь его, то в вас не так уж и много силы. И все, что вам обоим необходимо, так это заключить долговременное соглашение, которое ограничит бесчисленные замечания человека, которого вы называете своим мужем. Ваш сын считает напрасным поощрение к возмужалости и половой зрелости в отношениях с женщинами, поскольку и сознательно и подсознательно предполагает только тех женщин, которых знает, а знает он только вас. »

А мое мнение, — продолжала я, — что надежда все-таки есть. Безусловно, это сын возвел вас на такую неестественную ступень взаимоотношений, но вы меня вовсе не пугае-


3J6____________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

те. Я знаю, что вы всего лишь фикция, плод его воображения, и он хочет бояться, что вы можете умереть или причинить ему другую боль, поэтому и старается избегать возмужалости. У каждого есть свои доводы, почему можно бояться, его доводы — не исключение. А возмужать и стать ответственным за себя, особенно, если нет рядом отца, способного показать, как это сделать, — тут нужно немало мужества.

И если в нем есть хоть немного мужества, он предстанет перед вами и задаст вам вопрос: «А не считаешь ли ты, что недооцениваешь, насколько я на самом деле плохой? » Мне кажется, он вполне это сможет, хотя я, конечно, не знаю его так хорошо, как Стивен. Впрочем, я сомневаюсь, достанет ли в вас силы и ума подсказать ему, что вовсе ему не нужны ни вы сами, ни помощь терапевта. Вероятно, даже собственными похоронами не научите вы его этому. Хотя похороны вам он может справить в любое время, хоть сейчас, чтобы сказать прощай плоду своего воображения, сказать прощай его терапии, может распрощаться даже со своей реальной матерью, бедной женщиной, изо всех своих ограниченных сил старающейся совместить свои собственные потребности к взрослой интимности с преданностью маленького мальчика.

Каждый клиент в конце концов решается жить согласно ценностям, в которые сам веруешь, а еще прозревает, что не соответствует этим ценностям. И после того, как Стивен прочел Джерри эту свою лекцию, еще раз напомнив, что тот должен забыть и все, что было сказано■, и все о чем он подумал, услышав сказанное, Стивен вышел из комнаты, а еще через некоторое время я сама напомнила Джерри, что совершенно не заинтересована, чтобы он менялся. Это совсем его добило, однако глубоко в трансе он никуда не ушел. И даже после транса он еще долго сидел, а потом собрался и вышел из комнаты интересным, притягательным, сопереживающим человеком. Этот сеанс мы никогда не обсуждали, потому каждый способен на свое собственное решение.

А Рик сбросил-таки с себя тяжесть, позволив левитирующей руке просто легонько ее подтолкнуть; на знаю, сознательно ли он это сделал. Пробил тот самый час, и он избивался от тяжести. Впереди предстояло еще немало тяжелых сражений. В этот же вечер он услышал в себе голос внутренней матери, объявляющей, что решила вернуться,


Глава 8. Метафоры дисциплины и удовольствия


317


чтобы остаться. Она сказала, что уходила лишь ненадолго, и что вернуться ее заставили те ужасные вещи, о которых говорили Кэрол и Стивен. Но в конце концов Рик стал перед ней и заявил, что не может больше позволить, чтобы она оставалась в нем. Она стала угрожать, что если он решил убить ее, она разделится на миллионы частей и будет досаждать ему миллионом голосов. В этот момент он осознал известный страх, когда сходят с ума, и что именно он сам и создал этот голос матери у себя внутри. И в ту же секунду голос исчез.

Еще через месяц он проснулся посреди ночи, объятый ужасом от вновь появившегося голоса матери, что на самом деле она никуда не уходила. Не поддавшись панике, он сказал себе, что нужно найти более действенный способ, чтобы справиться со страхами, научиться бояться по-взрослому, и тогда голос вновь исчез, теперь уже навсегда.

6. Цель дисциплины /удовольствия: Воспитывайте себя и заботьтесь о себе, и получайте удовольствие от процесса.

Метафора Робби была серьезной женщиной и хорошим специалистом, а 11-летняя девочка, сидящая в ней совершенно этого не воспринимала. Безусловно, каждый в какой-то мере остается ребенком, которым был когда-то. Но в ее случае проблема заключалась в сомнениях и неуверенности своего внутреннего «я», и это сводило на нет все ее достижения и желания. И еще, она хотела воспользоваться гипнозом, чтобы избавиться от колита. Ощущая себя 11-летней, она решила, что никто серьезно ее не воспринимает, поэтому похоронила многие свои потребности, вместе с тем страстно желая признания и сочувствия. Именно поэтому, а с ее «детской» точки зрения — совершенно правильно, она заключила, что никто другой так не воспримет ее нужды й потребности, как родители. Естественно, в чем заключаются ее нужды, родителям она не рассказывала, ведь каждый ребенок знает и верит, что если люди на самом деле любят и заботятся о тебе, они и сами обо всем знают, даже если им ничего и не говорить. В общем, такая модель дожила в ней уже до среднего возраста, взрослая ее часть безжалостно за это себя критиковала, с одной стороны надеясь, что терапия

34 Впервые метафора была использована Ленктонами в работе от 1986
г., стр. 150-152.                                                                    - "


318


К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"


в конце концов сможет совладать с этой «девочкой», а с другой, «реально» оценивая ситуацию, налагая, что даже интенсивной терапии едва ли это под силу.

Робби считала, что терапия должна быть еще более интенсивной, но все, что ей на самом деле было нужно, так это самой предпринять действия. Нужно просто жить! Я позвонила ей домой до ее последнего сеанса и попросила одеться в удобную одежду, спортивную обувь и быть готовой перемениться. Она согласилась. Когда я встретила ее у дверей кабинета, в руках у меня были две 14-фунтовые гири. Я спросила, что она предпочтет — нести одну или обе сразу, когда пойдет с ними вокруг квартала, где располагался наш офис. Она должна была обходить квартал до тех пор, пока не догадается, почему я даю ей такое задание.

Поколебавшись, она решила идти с одной гирей; и вернулась уже минут через 5: «О, я догадалась, вы хотите, чтобы я поняла, что я несу огромный груз проблем, тяжесть которого мешает распрямиться, мне следует перестать тревожиться о пустяках». Видно было, что она очень гордится собой- Однако ничего нового она не открыла. Это каждому известно.

Нет, тут совсем другое. Поэтому я ей сказала, что если одна гиря позволила ей сделать такой глубокий вывод, то, вероятно, с двумя гирями дело пойдет еще лучше. Она взяла вторую и опять ушла; не прошло и пяти минут, как она вернулась с еще более «глубоким» выводом, который оказался не то, чтобы бесполезным и незначительным, но лишь частичным.

И тут она вспылила: «В конце концов, с чего это я должна делать вашу работу, вы врач — вы ищите всякие выводы и причины». Что ж, замечание вполне справедливое, но идти ей все же пришлось. Только в этот раз она посчитала, что одна гиря ничуть не хуже двух, поэтому отправилась с одной.

Так продолжалось еще несколько раз, а в последний свой поход вокруг квартала вместо гирь она понесла вазу из тонкого стекла, наполненную редкими ракушками. Вернулась она вся в слезах, слезы струились у нее по щекам, а она все повторяла: «Вы доверили мне такую ценную и прелестную вещь, я несла ее и столько раз мне хотелось разбить ее на тысячу частей, так я сердилась. Но я не сделала этого. Я донесла ее еще более осторожней, более нежней и аккурат-


Глава 8. Метафоры дисциплины и удовольствия________________ 319

ней, чем обращаюсь с той частью себя, которая столь же бесценна и прекрасна. »

Лучшего момента для дополнительного терапевтического усилия, вероятно, и небыло бы, я усадила ее, она закрыла глаза и быстро вошла в глубокий транс, ожидая, что же я скажу по поводу «причины» ее походов.

Однако любая терапия является лишь фоном, в котором вы имеете дело ссобственными знаниями жизни. Каждый ребенок должен узнать, что кое-что ненравящееся может оказаться полезным через какое-то время; как бывает в детстве — «мало ли, что тебе не нравятся мои слова, ты знаешь, что это правда». Я и сказала ей об этом и многом другом, что она и без того знала; просто настало время поверить в себя, в свои знания жизни и начать действовать в соответствии с тем, что ты знаешь. Сознание может отвергать этот процесс, изобретая различные увертки, которые кажутся, на первый взгляд, вполне убедительными. Был один такой «мудрец», который, размышляя логически, дошел до того, что игры на фортепиано вообще не существует, — сказала я ей, — попробовал сам разок-другой, и ничего у него не вышло!

Самодисциплина не должна быть тяжким трудом. Ты делаешь ее такой, откладывая или избегая сделать что-то, придумывая отговорки. Поэтому в этом трансе ты можешь раскрыть линию связи со своими родителями, не с реальными родителями своего далекого прошлого, я со здравствующими родителями твоего Эго, которое совсем почти атрофировалось из-за недостатка веры и действий. Здесь психоаналитик мог бы попросить тебя составить своеобразный контракт о том, чтобы позаботиться и дисциплинировать эту маленькую девочку, со строгостью и с любовью. Ведь у тебя для этого есть все. Хотела бы я знать, сколько еще отговорок ты напридумаешь до того, как заняться ею. Да, тяжко же тебе придется. Может сначала еще изобретешь какие-нибудь отговорки, чтобы на этот раз уж полностью истощить их запас.

Я могу лишь научить и вылечить. Дисциплина — это не мой профиль, придется тебе самой заняться этим.

Иногда все зависит от мотивации. Я рассказала ей об одном нашем приятеле, который отправился навестить выдающегося отца — основателя архетипов, Мильтона Эрик-сона, уверенный в том, что этот мудрый человек наставит


320  _________ ■ ______ К. Лэнкпюн, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

его на путь истинный. К величайшему своему удивлению, он провёл три дня наедине с ним, но вместо ожидаемых наставлений Эриксон обрушил на него целый ряд упреков и обвинений: «Разве ты мужчина, да ты не настолько мужчина, чтобы хотя бы поздороваться с симпатичной девушкой и по-дружески ей улыбнуться. И никогда ничего путного ты не сделаешь, потому что в тебе не так уж и много мужества, чтобы справиться с самым легким и простым... » Три дня наш цриятель терпел эти издевательства, в конце плюнул и уехал, сгорая от решимости «доказать во что бы то ни стало этому старому козлу, что он ошибается». И доказал, снискав всеобщее уважение и поняв, наконец, что родитель должен любить своего ребенка настолько сильно, чтобы позволять ему временами не любить тебя.

И тебе совершенно не нужно прибегать к «испытаниям огнем и водой», чтобы взять эту девочку в руки, чтобы она поняла, что ты любишь ее, что всегда будешь с нею, что будешь любить ее настолько сильно, чтобы заставить ее убирать свою комнату и делать все, что положено научиться делать маленькой примерной девочке в процессе осознания любви к себе.

И тебе вовсе не нужен терапевт, чтобы сделать это для себя. Тебе нужна ты сама. Никакой другой такой на свете нет. Каждый может поискать проблему и найти ее. В жизни не все бывает гладко. Удача не приходит сама, приходится ее все время подстегивать своей энергией.

Я говорила, а она плакала, обхватив себя руками. Сеанс закончился, она попрощалась и уехала. Года два она писала нам о своих достижениях, о прелестях жизни и о своем замужестве. Главное, возлюбить самое себя. Никто не сможет понять и прочувствовать тебя лучше, чем ты сам.

7. Цель дисциплины/удовольствия: Спланируйте намерения и признайте: работа выполнена хорошо.

Метафора В учительской Силест чувствовала себя новенькой. В школу ее взяли лишь в этом году. И, как у любого молодого учителя, трудности ее касались планирования урока. Планирование — дело серьезное, особенно, если нужно спланировать свою работу адресно, т. е. учесть запросы

35 Метафору предоставил Н' — олас Сеферлис.


Глава 8. Метафоры дисциплины и удовольствия__________________ 321

буквально каждого из класса, а класс у Силест — ни много ни мало, а 30 третьеклашек.

«Битва» с планированием длилась уже несколько недель — результатов не было, под конец она совсем засомневалась, возможно ли вообще научиться планировать. Думала, думала, да так ничего и не придумала. Нужно посоветоваться с кем-нибудь более опытным — подумала она. Том показался достаточно опытным. «Что ж, с радостью помогу», — отозвался он на ее. просьбу, — «Тебе нужно просто выучить правило " 4П" ». Уходила она в еще большей растерянности, чем вначале, не представляя, что же Том имел в виду.

Поговорить об этих «4П» решено было на следующий день. Но, чтобы это могло значить, думала она, 4П — это... это 2 пирожка с повидлом?., нет, не то... есть еще 4ПК2 деленное на 2... в третьем классе это не проходят. Тут, должно быть, есть особое значение. На следующий день она подходила к дверям его класса, все еще недоумевая. Вошла, села за парту перед его столом и сказала: «Ну вот, Том, я и пришла за помощью в моем планировании уроков». Том ответил: «Так, метод 4П" очень прост, с ним ты легко со всем справишься.

Первое П — это " планирование". Здесь ты берешь на себя ответственность за программу своих действий и за то, что тебе нужно сделать по отношению к своим третьеклашкам или к. другим людям». Известно, насколько важно спланировать и двигаться в этом направлении и , быть в состоянии увлечь за собой других. Том детально объяснил, как важно подойти ответственно*, планированию, чтобы принять решение, какой материал потребуется, как себя поставить в классе.

«Второе П — это " подача материала". Тут требуются особые умения. Нужно подойти ответственно к тому, что ты хочешь передать другим, будь то класс с 30 мальчиками и девочками или продавец в магазине, которому сообщаешь, о требуемом сорте хлеба. Ты подаешь материал, который превращается в знание, тут тоже нужна ответственность. Ты даешь другим то, что хочешь, чтобы они восприняли, и что они сами хотят узнать. Это и есть подача материала».

Том также объяснил, что особое значение имеет и третье П, которое означает «приятное». Он сказал, что при подаче

11 Волшебные сказки


322


К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"


материала очень важен вопрос «приятности» этого процесса. Усвоение материала во много раз облегчается, если полезное действие становится еще и приятным.

Сил ест сидела и думала обо всех этих П, о планировании, о своей ответственности за планирование, о подаче материала, о приятном и полезном в процессе, т. е. учиться и получать от этого удовольствие. Но где же четвертое П? Том вроде бы говорил о 4П?

Том помолчал, видя, что Силест задумалась, а потом стал говорить, что четвертое П едва ли не самое главное, это особое П и означает «подумай о себе». Потому что каким бы ни было планирование, каким бы ни была подача материала и как приятно не проходили бы уроки, главное — это ты сама, твое отношение к себе, доброта к себе. Похвали себя, если ты справляешься с работой. Но еще более важно, пожалеть и подбодрить себя, если что-то не ладится.

С этого вечера все у Силест наладилось; планирование оказалось не таким уж и трудным; главное, помнить о правиле п-п-п-п. ' -.

8. Цель дисциплины: Сделайте домашнюю рабо ту, подготовку, тренировку и правильно вое пользуйтесь, подвернувшейся возможностью.

Метафора Первый мой урок каратэ гладким не назовешь. На курсы поступать не хотелось — часто приходилось переезжать. Я решил заниматься индивидуальным образом. В любом случае, что я не бог весть какой каратист, и так будет видно, а на индивидуальных уроках — и того больше. Ведь я тут совсем один, поэтому только я в поле зрения со всеми своими недоработками.

Но единственное, как можно научиться тому, чего не знаешь — это начать с самого начала и учиться до тех пор, пока не станешь специалистом, пройдя путь от полного неумехи до знатока. И в первый же день я заявил инструктору: «Я бы хотел, чтобы вы занимались со мной отдельно; учиться я буду очень быстро, такого еще не было, и я не намерен терять время на разные медленные упражнения. Так, как насчет того, возьмете ли вы меня; уверен, нам обоим понравится работать вместе. А если вас это не устраивает, тогда прощайте». Взять меня он согласился, сказав, что ему нравится мое отношение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...