Метафоры дисциплины и удовольствия 7 страница
Глава 8. Метафоры дисциплины и удовольствия__________________ 323 И вот я в зале, делаю все, как меня учили. Все по правилам: снимаю обувь, кланяюсь перед выходом на мат, ну и т. д. Пересекая мат и направляясь в тренировочный доджо, я услышал голос учителя Селла. Вероятно, там у него были занятия еще с кем-то. А вот и дверь. Голос зазвучал явственнее. Я заглянул в приоткрытую дверь и увидел сценку: «Учитель» Селл стоял буквально в двух дюймах от своего ученика и орал благим матом — говорили, раньше он работал инструктором по боевым искусствам для военной полиции морского корпуса Соединенных Штатов: — Вы хотите быть моим учеником, молодой человек? — Да, сэр, — отвечал ученик. — Что вы сказали? — Да, сэр. — Не слышу. — Да, сэр. — И дома вы не занимались? — Нет, сэр. — Не слышу. — Нет! Сэр! — А ты. должен заниматься! Тебе придется заниматься! Вам это ясно, молодой человек? — Да, сэр, —ответил ученик. — Что вы сказали? — Да, сэр! — Не слышу. — Да! Сэр! — закричал ученик, все еще находясь в двух дюймах от учителя Селла. — А если вы опять не сделаете домашнее задание, хотя бы разок, я вышвырну вас вон! Ясно? И так еще раза три. Потом ученик ушел с мата, настала моя очередь. И тут я узнал, много времени на это не потребовалось, что каждый раз, когда я буду встречаться с Учителем, он изо всех сил будет стараться выбить из меня дух и не как-нибудь, а особым видом каратэ — Чон до Кван или Тае Квон До. Это контактное каратэ. И так одну неделю за другой, я — у стены, а он — из ме'ня дух старается вышибить. — После верхних блоков ты раскрываешься. Ну-ка, и* 324___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"
И я опять размазан по стене. Как at о я опять пропустилт Никак не научусь, что нельзя раскрываться. Самое ужасно, . знаю, что должен закрыться, но все время забываю. Никогда не забуду, как это было поначалу. Как же я тогда на него разозлился! Сказал бы, что надо закрыться, а он старательно дух из меня вышибает. «Вот сукин сын, — думал я, — да он убить меня хочет, может, ему нравится калечить людей. Поэтому-то и служил на флоте, поэтому-то и работал в военной полиции, поэтому-то и преподает каратэ. Садист какой-то, настоящий фашист, удовольствие ему это доставляет, что ли? Нужно это прекратить. Что, я пришел сюда, чтобы он избивал меня? » А я так хотел быть лучшим, а он нашел слабака и пользуется случаем, чтобы доказать свое превосходство. Это потом для меня открылось: «Нет, скорее всего я не прав. Его отношение ко мне тут ни при чем. Когда дело касается каратэ, для него нет разницы, кто перед ним. Он настоящий ■ каратист, лучший в мире спец по не восточному стилю. Для него все, любой соперник, — ниже по квалификации. До того, как он начал бить меня, я был ниже, после того, как он побил меня, я все равно ниже. После меня он переходит к другому ученику. Я для него, как личность, не существую, хотя каждый раз он чему-то меня учит. И поняв, наконец, это, все мое зло к нему испарилось. Терять-то мне нечего. А вот научиться чему-нибудь, такая возможность есть. » 9. Цель дисциплины: Следует грусть выражать слезами, а не физически. Метафора Безусловно верно, что печали в мире не мало. Дети плачут об умерших собаках, из-за обид, о мечтах, которые не смогут осуществить, плачут о потере, утрате друзей, о том, что никогда не будет ребенка, о потере невинности — сколько же еще всего. Вот женщина, она консультируется у аллерголога уже двенадцать лет; чего только не перепробовала, но ничего не помогает, — говорит она мне, — и теперь сидит на хлебе да на воде, все остальное вызывает сильнейшую аллергическую реакцию. Я попросила ее рассказать о себе поподроб-
36 Данная история была рассказана в качестве части многосоставной метафоры женщине, принимающей стероиды для нормализации функции мочевого пузыря. Организационная метафора, из которой взят этот отрывок, дана в четвертом рассказе. Глава 8. Метафоры дисциплины и удовольствия 325 ней. Выяснилось, что 12 лет тому назад она развелась. Какой-нибудь связи между двумя событиями она не усматривала. Муж ее был поваром, специалистом по деликатесам — впечатляет, не правда ли? Когда я, наконец, помогла ей выплакаться обо всем этом, терапия показалась ей просто необыкновенной, потому что аллергии и след простыл. На то, чтобы научить ее заменять аллергическую систему эмоциональной, времени ушло немного больше. Но в общем-то рказалось делом нетрудным. Можно запечатлеть неприятности на аллергической системе, но во сто крат лучше нанести их на слезную систему, выплакать, у этой системы регуляция устроена гораздо лучше. Одни люди не могут справиться со своей агрессивностью по отношению к родителям, им не удается научиться, как ею пользоваться. Когда чрезмерно стимулируются определенные части их организма, заставляя болезнетворные флюиды проникать в желудок, легкие, толстую кишку, печень, то совершенно не удивительно, что этот орган заболевает. Другие притворяются сильными детьми и считают себя обязанными позаботиться о своих родителях из-за боязни, что их кто-то осудит. Это приводит к постоянному напряжению мускулатуры, что проявляется в особой выпрямленное™ фигуры и быстрой ходьбе, адреналин постоянно подкачивается в мускулатуру, в кардиоваскулярную систему, в нервно-кожную систему. За годы химический дисбаланс находит что-нибудь, что не совсем в норме, и поражает это — вот вам и сердечные приступы, бурсит, экзема-, псориаз. Я думаю, вы должны воспользоваться своей подсознательной способностью трансформировать застарелые и необязательные способы самоподстройки. Вы умеете плакать, так должны воспользоваться этим. Но плакать в одиночестве — радости мало. Котята — подойдут, а вот с рыбками связываться я бы не посоветовала. Эмоции лучше всего выплескивать на млекопитающих, они более отзывчивы, вспомните детей, они всегда возятся то с котятами, то со щенками. Это подготовит вас, создаст вам базу для общения с человеческими существами. Итак, каким глазом начнем плакать сначала?..
ГЛАВА 9 Другие процедуры с использованием метафор Я никогда не встречал человека, у которого не было бы возможностей, вне зависимости от условий его жизни. Мне все равно, считает ли он себя неудачником, — я верю в него, поскольку он всегда в состоянии изменить в жизни то, что неправильно. Если он желает изменений — он может совершить их. Способность к реформам и изменениям заложена в человеке. — Престон Брэ дли. Каждый человек подобен луне, точно также у него есть оборотная сторона, которую он никогда никому не показывает. — Марк Твен. Метафоры в этой главе не следуют какому-то определенному протоколу. Каждая из них представляет метафорический контекст, служащий рамками для серии директив по избранной терапевтической процедуре. Однако эти процедуры имеют специфически определенные протоколы. Данная глава посвящена примерам некоторых процедур, которые мы сочли необходимыми и полезными при терапии многих клиентов. Обсуждать их и показывать мы будем по порядку: диссоциативдый обзор, мешанина, жизненный лабиринт, пересмотр решения, пересмотр жизненных позиций и переоценка. Каждый из этих методов и целесообразность их использования нашли отражение в нашей предыдущей работе (Лэнктоны, 1983г., стр. 320-344). Здесь же целью нашей является показ примеров краткой ориентации с соответствующим описанием преследуемых задач. После обсуждения будут даны метафорические примеры. Метафорическое Глава 9. Другие процедуры с использованием метафор__________ 327 обрамление позволяет довести терапевтический процесс как серию непрямых суггестии, вкрапливаемых в канву повествования. Повествование, как таковое, имеет не слишком большое значение по сравнению с контекстом, который способен предоставить управляемую разработку терапевтических целей. И, безусловно, целью такой разработки является помощь клиентам в построении необходимых восприятий, чтобы высвободить их от чрезвычайно ограниченного, повторяющегося поведения и переживаний.
Обратите, пожалуйста, внимание, что каждая из процедур может быть осуществлена без метафорического обрамления, однако в этом случае такая работа теряет часть своих возможностей по предоставлению клиенту выбора путей реагирования согласно собственным соображениям. За чередой образов, используемых в повествовании, скрывается модель или протокол, ведущий к терапевтическому изменению. Создать метафоры не составляет труда, воспользо-вавшись переживаниями предыдущих клиентов, закончивших процедуры и терапию. Об этом мы поговорим позже. Модели, подпадающие под категорию диссоциативного обзора, часто в корне имеют необходимость помочь клиентам разрешить несоответствие, коренящееся в длительном конфликте более молодого «я» и обычной или желаемой «личностью». В диссоциативном обзоре имеют место и другие терапевтические возможности. Ниже мы даем свою точку зрения на это. Часто мы просим клиентов установить канал связи или начать диалог с ребенком из прошлого, чтобы, воспользовавшись этим каналом, передать важную информацию и необходимые восприятийные связи взрослому клиенту. Близко с этим связана и глобальная цель развития, придания мужества, энергизации, добавления качества, подачи каких-то знаний или другие способы связи с данной частью индивида, воспитывающие клиента путями, о которых его родители не знали или не хотели знать. Существует еще один терапевтический аспект, который мы называем «ресурсами договора». Здесь наблюдающий взрослый и наблюдаемый ребенок оба идентифицируют аспекты их функционирования в соответствии с нуждами друг друга. Часто это поддерживается суггестиями терапевта. Устанавливается символический договор, отрабатывается восприя- 328___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" тийный сигнал для будущегЬ времени, когда потребуются ресурсы. Обмен может быть отрепетирован в трансе перед завершением сеанса. Главная ценность этой процедуры, не говоря уже о возрастании ресурсов, как следствие договора, заключается в факторе принятия, устанавливаемого ею для более молодого, часто не принимаемого в расчет, «я». Другая цель, которая может быть достигнута в диссоциативном обзоре, заключается в «прощании» с родителями. Это облегчается использованием вкрапленных и встроенных суггестии, а также. образовательного аспекта в форме ударных фраз о неотвратимости и логичности отделения от родителей. Это позволяет создать дисидентификацию с родителями, дистанцирование от них.
Введение таких понятий как «прощание с родителями» всегда сопряжено со скорбью. Однако терапевтическое преувеличение не призвано проявить скорбь; скорбь лучше всего проявляется как эмоция метафорами волнения. Эмфа за процедуры заключается в декларировании независимости и принятии личной ответственности за собственную жизнь, которая сопутствует такому разделению. Часто процедура вводит клиентов в соприкосновение с определенной грустью (ведь меняются взаимоотношения — а это основа для протокола волнения). Однако эта грусть вторична по отношению к познавательному моменту. Содержание такого познавательного момента может направляться терапевтом в зависимости от намерений. В центральной метафоре из первой главы, в которой используется в качестве главной героини бывшая клиентка Джерри, диссоциация развивается для клиентки сначала метафорически, а потом непосредственно с обзором ее жизненной ситуации в возрасте 10 лет. Другая метафора, извлеченная из составного контекста используетя для дальнейшей иллюстрации. Что особенно важно — это различия и схожесть терапевтических дополнений к основной структуре диссоциативного обзора. «Мешанина» — термин, относящийся к процессу разброса симптоматики, более подробно об этом можно узнать из работы Лэнктонов (1987 г., стр. 56-68). Это процесс случайного нарушения привычной последовательности, с которой проявляются симптомы. Он прерывает способность клиента к проявлению симптома в привычной последовательности и помогает ему вместо этого ассоциироваться с альтернативными, приятными ресурсами. Процесс задей- Глава 9. Другие процедуры с использованием метафор 329 ствует суггестии к разделению восприятия симптома на 5 конкретных фаз с тем, чтобы потом рассмотреть эти фазы в многообразии случайных последовательностей. Путаница в конце концов разрешается через суггестию забыть о трудностях, ' воспользовавшись лучшим вариантом последовательности и обратившись просто к альтернативному ресурсу, развитому ранее. «Мешаниной» мы очень успешно пользовались для симптомов с различной основой, пример дан на стр. 336. Жизненный лабиринт — специфическая разработка диссоциативного обзора и персонализированная вариация протокола волнения. В этой процедуре есть четыре фазы, представляющие 4 определенных способа, которыми индивид может отсортировать и восстановить воспоминания о прошлом. Чаще всего это делается для выявления, насколько неприятным могло бы прошло быть, как оно отражено в памяти клиента, насколько приятным оно могло бы быть, а также прошлое с точки зрения будущих свершений. Такая последовательность отражается на клиентах чередой воздействий. Самое сильное из них заключается в выводы, что «плохая» история клиента, которую он использует как основу для рационализации и жалоб, вовсе не так уж плоха, как могла бы быть (реальность не так плоха, как могла бы быть). Более того, чувства, порожденные воображаемым. «лучшим» отбором, становятся доступны клиенту и, что еще более значимо, важность использования себя в будущем (безотносительно к прошлому) становится неизбежным выводом, который при этом возникает. Мы часто представляем эти различи ые способы сортировки, обрамления и запоминания прошлого метафорически, вводя материальные средства, как, например, расположения клиента перед 4 дверями или коридорами, через которые он должен пройти. В рассказе говорится о некоем клиенте, который проходит в двери, находя за каждой определенное переживание. Такие переживания и понимания, естественно, предлагаются слушающему клиенту. На дверях есть табличка — «идеальное прошлое», «реальное прошлое», «прошлое, еще более худшее, чем можно даже представить» и «будущее». Так, в прошлом, которое «реально», есть возможность осмотреть все несколько отстраненно. Затем, в сравнении этого прошлого с еще более худшим прошлым, появляется возможность выяснить, насколько реальное прошлое на са- 330 К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки' мом деле плохо. Идеальное прошлое создает контекст для воображения и осознания, насколько чудесным оно могло бы быть и сейчас может быть, если можно его оживить, заполнить кем-то или чем-то желанным. В «лабиринтовой» секции этой процедуры все Прошлые смешаны вместе наугад, чтобы перепутать их, создать новые ассоциации. Таким образом, один шаг — и индивид в реальном прошлом, следующие два шага — в идеальном прошлом, дальше — совсем плохое прошлое, потом опять идеальное прошлое и т. д. И наконец, конечно же, в двери будущего — совершенно не важно какое прошлое, потому что будущее для тебя не зависит ни от какого прошлого. Трансформация этой терапевтической процедуры в ненаправленную метафору требует просто описания предыдущего клиента, который прошел на сеансе в трансе через такое переживание, или же оно снится ему после сеанса. Две такие метафорические версии как раз и даны в этой главе. Гипнотическая работа, которую мы называем «пересмотр решения», является нашей разработкой известной терапевтической модели, представленной Мэри и Робертом Гоулдингами (1979). Более подробно с целесообразности применения этой модели можно узнать из их книги. Мы же предлагаем модель пересмотра решения в качестве метафоры, по крайней мере, как первую из последовательности метафор, обслуживающих субъект в восстановлении поддерживающего отношения, эмоциональных и поведенческих ресурсов. Тут важно подчеркнуть, что для этой и других метафор в главе, несмотря на метафорическое обрамление, особую роль играет установление близких, доверительных отношений с клиентом во время терапевтических интервенций. И хотя приводимый здесь пример читается достаточно легко, воздействие достигается лишь при доверительности и эмоциональной близости с клиентом. И последний процесс в данной главе — он относится к диссоциативному обзору, однако, по существу, является его противоположностью. Мы называем это пересмотром жизненных позиций и переоценкой. При поверхностном знакомстве истории могут показаться сходными с метафорами дисциплины и удовольствия. Однако, повторяем, глубина взаимоотношений — это путь к успеху. Мы не прибегаем к этим метафорам, пока отношения с клиентами не покажут, что они «с нами». То, что предлагается клиентам в процессе ■ Глава 9. Другие процедуры с использованием метафор____________ 331. пересмотра жизненных позиций и переоценки, находится, таким образом, за пределами введенця идей познавательного характера (как в случае протоколов дисциплины и удовольствия). Это средство предоставления идей, которые особенно трогательны, которые принуждают клиента на поиск и нахождение «целевых» понятий, отношений и идей, наиболее подходящих для него. Мы приводим два в некоторой степени идентичных примера. В них главные герои прощаются с неадекватными родителями и с надеждами, чтобы родители стали совершенными. Таким образом возвращаются естественные чувства и возможность реальных суждений. 1. Терапевтическая цель (с использованием диссоциативного обзора): Распрощаться с родителями, с детскими разочарованиями, приступить к самовоспитанию. Метафора Когда Билл обратился за терапией, он хотел посредством гипноза избавиться от гипертонии. Можете представить себе его надежды, принимая во внимание, что его отец скончался от сердечного приступа всего недели за две до сеанса. Вот он и хотел раз и навсегда покончить со своей гипертонией. Днем он замерял давление — было от чего забеспокоиться. Прощаться с жизнью так не хотелось, но страх своей наследственной и социальной предрасположенности не покидал его. Чтобы терапия стала успешной, я попросила его захотеть ознакомиться поближе, но не так, чтобы уж совсем близко, с разнообразием страхов, которые он мог бы связать с гипертонией. Он согласился. Первое, с чего я начала — попросила его мысленно отстраниться от себя — диссоциироваться. Раньше он уже это делал, поэтому настраивающих вопросов — типа, как вы чувствуете свое тело, каковы его эмоциональные ощущения и т. д., —. оказалось достаточно, чтобы создать восприятие, состояние внимания. Вероятно, и вам известно особое чувство, когда диссоциация только-только начинается, вы сидите удобно и не замечая, каковы в данный момент ваши ощущения. Ему я сказала, как он перестает чувствовать руку, она становится словно чужой, и все тело с шеи до самих ног становится всего лишь опорой для головы. Я дала ему время, 332 ________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" чтобы освоиться с этим ощущением, столько времени, сколько ему потребуется для этого. Ощущение можно интенсифицировать, если продолжить говорить, потому что им будет заниматься подсознание, тогда как сознание будет слушать. Я попросила его представить и увидеть себя у изножия могилы отца. Видеть перед собой образы не сложно. Это умеют хорошо делать дети, у взрослых практика тоже не малая. Я прошу его увидеть; увидеть, словно на самом деле, просто увидеть себя со стороны — вот взрослый, еще молодой мужчина. А что он делает? Каковы его чувства? Он о чем-то говорит, как он это делает — увидьте и услышьте это. Я прошу его увидеть этого молодого мужчину — самого себя, — у могилы отца. Что он говорит — он прощается, он прощается навсегда со своим отцом. И даже когда отец или мать живы, в трансе возможно распрощаться с ним или с ней в образе взрослого и распрощаться с тем ребенком, каким вы когда-то были. Да, он еще совсем недавно был на похоронах, пролил, по-видимому, не одну слезу, но на самом-то деле не распрощался с отцом так, как должен был бы, особенно при его обстоятельствах. Поэтому я попросила его внутренним взором увидеть себя, представить, вообразить, увидеть наяву себя, прощающимся с отцом так, что это позволит осознать, пусть это и больно, что больше нет места для надежд и желаний, связанных с отцом. Увидеть себя, прощающимся с переживаниями отца, прощающимся с его любовью к своему сыну, и, конечно же, обязательно нужно попрощаться с разочарованием и мечтами маленького мальчика, которые он до сих пор держал про себя в тайне от всех — где-то вне уровня сознания. Сказать им «прощай»; увидеть, как прощается с ними-этот маленький мальчик, прощается с мечтами и надеждами на поддержку отца, прощается с возможностью исполнения своих надежд отцом в этой или другой жизни. Слезы струились по его лицу с того момента, как он только вошел в транс. И чем их было больше, тем легче ему было прощаться. Чем больше в вас любви, тем тщательнее нужно прощаться. Чем больше вас постигло разочарование, тем тщательнее нужно прощаться. И вы прощаетесь с любовью родителя, с уроками, которые он вам преподал в жизни. Сколько из них бывало не очень-то приятных. И вы Глава 9. Другие процедуры с использованием метафор____________ 333 прощаетесь с ними, вы прощаетесь с родительской болью, с их неспособностью сделать для вас что-то еще. И это не значит, что вы прощаетесь с надеждами и мечтами, на которые ребенком были способны, потому что после того, как сможете по-настоящему проститься с ожиданиями, что родитель изменит что-то или заставит вас измениться, или научит вас чему-то, очень нужному для вас, после этого вы очень быстро сможете дать понять этому ребенку, что мечты вполне могут сбыться. Но исполняются^ они совершенно на так, как вы это себе представляли. Он прощался очень долго, он видел, как слезы стекают одна за другой по щекам, назоротник, на грудь. Вы видите, как 11, 1 тот, другой, прощаетесь с горечью, прощаетесь с разочарованиями маленького мальчика в ожиданиях, что отец научит его еще чему-то. Есть вещи, которым каждый родитель обязан научить своего ребенка. Что было в его видениях? В видениях — он сам, он маленький мальчик, перед которым целый ряд эмоциональных реагирований, которые совершенно не уместны в дне нынешнем. Но вы прикипели к ним, они всегда с вами, а вы не знаете, как войдете с ними в ваше будущее, какое дадите им применение. Вы видите себя перед отцом с этими ощущениями. Не много нужно, чтобы ранить чувства ребенка или чтобы заставить его засомневаться в себе или постараться спрятать от всех часть самого себя из страха, что эта часть, вероятно, не адекватна. Для этого многого не нужно. Может быть, вы можете представить себя ребенком, которым были когда-то, с тем, чтобы он явился своеобразным индикатором того, что так вам было необходимо от родителя. В трансе вы способны увидеть себя, выбрать то, что вы можете сказать, скажите, должны были бы сказать. Говорите это, словно сейчас то время, потому что иногда тогда превращается в сейчас. А порой и сейчас бывает вновь, и тогда тогда превращается в сейчас. А когда это сейчас, в будущем это будет тогда. Для подсознания время играет не очень-то большую роль. Итак, со всеми чувствами, которые, как вы знаете, у вас будут, если они есть у вас сейчас, сюда входят и страх, и гнев, и печаль, подсознание вполне справляется, считая их проявлением, что вы просто живы. Прощаясь с надеждами и мечтами, неосуществленными в отношениях с родителем в прошлом, вы получаете возможность подойти к ним с 334___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" новой точки зрения, увидеть их в новой перспективе. Кросби, Стилз и Нэш поют такие слова: «Не дай прошедшему напомнить нам о том, что мы не есть сейчас». Он посмотрел на себя, вновь и вновь повторяя: «Я не такой, как ты. Я научусь тому, чему научу своих детей; чему ты не научил меня и теперь уже не научишь». Но вы не должны предаваться этому тройному отрицанию. Было бы гораздо лучше, если бы певцы спели так: «Пусть прошлое напоминает нам, что сейчас мы не такие, как были в прошлом». Он видел этот свой образ, отца, с которым прощался, человека, на которого мог положиться. И вовсе это не совпадение, что отец так во многом был на него похож. Возможно, это было более взрослой версией самого себя, и эта версия превращалась в родителя того мальчика, которым он был, мальчика, которому нужно было столько всему научиться, что отец не смог этого сделать. И, наверное, любопытно вдруг осознать, осознать как взрослый, что никогда в общем-то не поздно вновь ощутить себя ребенком со всеми его надеждами. И пусть он знает, что есть у него абсолютно все, что так нужно ему, что он может выполнить все, к чему стремился, что он сам — уже ценность, у него есть право быть здесь, что вы любите его и готовы окружить его людьми, которым он может довериться, которым вы верите. И пусть он вскарабкается к вам на колени и ощутит тепло вашего приятия, окружающее его. Вы можете ощутить, как он плачет, — это чувство принятия заполнило его и теперь распространяется, излучается чувством радости по всему его тельцу. И мне не нужно рассказывать вам, как ребенок может воспринимать такое чувство. Он прямо на глазах расцветает. Воспользуйтесь трансом как средством, чтобы дать подсознанию ощутить, каково это будет — увидеть любовь, выражаемую родителем, хотя бы один раз. И вы увидите, как любовь охватывает вас — того, каким вы себя видите, — и пусть она окутает вас, пусть заключит в себя вас, словно теплое одеяльце, которым отец укутывал вас. И пока вы думаете, как воспринимает все это ребенок, когда карабкается на такие любящие и все понимающие колени, можно подумать о «коленях, дарящих благо», совсем по-иному. Вы на самом деле можете увидеть их. Сколькомужчинтакбоятсяпоказатьсвоимдетям, как можно быть нежным и чувственным, и не стыдиться своих слез/ Глава 9. Другие процедуры'с использованием метафор____________ 335 Жена нередко не представляет, что ощущает муж, когда она плачет, как он сопереживает, как хочется ему быть рядом, отдавая всю свою любовь, ведь это так просто, но сколько в этом силы, как много добра и уверенности в его широкой груди, к которой можно припасть и выплакаться, услышав при этом: «Ничего, ничего милая, поплачь», — он так нежно и ласково может обнять и просто сказать: «Я так люблю тебя, тебя, такую, как ты есть». И мне кажется, что большую часть транса этот человек сидит, отстранившись от всего на свете от себя; у него на коленях маленький мальчик, которым он был когда-то и отцом которого он становится, в то время, как настоящий отец уже больше на такое не способен. Он сидит и видит себя сейчас совсем уже другим. Мне вспоминается моя подруга, которая еще в трехлетнем возрасте поняла, что мать не собирается относиться к ней так, как она того заслуживает. Маленькой девочкой, но она уже поняла, что в этой семье никогда она не получит той оценки и любви, на которую могла-бы рассчитывать, и уж, по крайней мере, от своей матери. И тогда она просто уложила в игрушечную коляску свои куклы, смену белья для них и для себя, немного еды, чтобы перебиться на первых порах, еще кое-что и просто ушла из дома. Она отправилась на поиски заслуживаемой ею любви. Ребенок не задумывается, каким образом он выполнит намеченное. Он просто действует по наитию, по внутреннему пониманию своей самоценности. Нашли ее, конечно, быстро и вернули в дом, в котором пришлось ей пожить еще лет 15. И тогда она изолировала себя, воздвигнув барьер вокруг своей души, разрушить который она могла только сама, когда настанет время и вокруг нее появятся люди, в которых можно будет поверить. Не было в ней никаких неврозов или психозов, о чем так беспокоилась ее мать, она просто ждала любви и признания. - И я не знаю, сознает ли этот человек все то же самое или просто сидит в трансе, попрощавшись со своим отцом во в юрой раз за две недели. Но прошло время, и он рассказал мне, что давление пришло в норму буквально сразу же после этого сеанса, несмотря на обычные жизненные неурядицы и проблемы, которые раньше так сильно отражались на его здоровье. 336 К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки" 2. Терапевтическая цель (с использованием «мешанины»): Нарушить проявление симптомов головной боли, в основе которой — тревога. Метафора Где-то между туго закрученным белым тюрбаном и темной пышной бородой скрывалась интересная личность с необычным именем, которое вряд ли вы когда-либо до этого слышали, по крайней мере в современной Америке, куда он приехал в поисках возможности излечиться от астмы, мучившей его всю жизнь. В Америке он полностью изменил образ жизни, и звали его теперь не «Пешма». Вас, вероятно, заинтересует, как быстро человек меняется после транса, а может быть, именно в трансе и наступает это изменение/ И вам, вероятно, интересно будет, как же все это происходит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|