Предельный пессимизм 105. J06 Мартин Э. П. Зеляпяаи. Вильбур и Орвиль Райт построили самолет, и он полетел. Как всегда, физики прибегли к моделированию, испытанному временем способу разрешения научных дискуссий. Моделирование предполагает создание
Предельный пессимизм 105 ческая картина в стране. И я спрашиваю себя: неужели человеческие существа претерпели в этом веке физические изменения, которые сделали их более уязвимыми для депрессии? Думаю, что нет. Весьма сомнительно, чтобы биохимия нашего мозга или генов радикально изменились на протяжении жизни двух последних поколений. И маловероятно, чтобы десятикратный рост депрессий объяснялся биологическими факторами. Я подозреваю, что причины эпидемического распространения столь хорошо знакомой нам депрессии носят психологический характер. Думаю, что по большей, части депрессия берет свое начало в проблемах нашей жизни и в том, что люди думают об этих проблемах. К этому сводилась моя гипотеза, когда двадцать лет назад я начинал свои исследования депрессивных состояний; в то время я еще не знал, как доказать психологический характер причин большинства депрессий. Каков же психологический процесс возникновения депрессии у людей? В каком-то смысле аналогией может служить вопрос: «Как летают птицы? » С времен древних греков до конца XIX столетия выдвигалось много взаимоисключающих гипотез касательно этого прекрасного и поразительного процесса. Можно было сколько угодно наблюдать птичий полет и изобретать теории, но не существовало способа узнать, какая из них правильная. Вопрос был решен раз и навсегда в 1903 году, и решение пришло оттуда, откуда его совсем не ждали. Вильбур и Орвиль Райт построили самолет, и он полетел. Как всегда, физики прибегли к моделированию, испытанному временем способу разрешения научных дискуссий. Моделирование предполагает создание «логической модели», обладающей свойствами явления, представляющего собой загадку ( как полет — для братьев Райт или депрессия — для нас). Если логическая модель обладает всеми свойства-
J06 Мартин Э. П. Зеляпяаи ми моделируемого реального явления, то способ ее функционирования покажет вам, как работает интересующий вас объект. Самолет Райтов — логическая модель птичьего полета — поднялся в воздух и, как ни странно, полетел. И физики пришли к выводу, что птицы летают аналогичным образом. И я поставил себе задачу: создать логическую модель, воспроизводящую все свойства депрессии. Задача распадалась на две части: первая — построить модель и вторая — показать, что она адекватно описывает депрессию. Я, в общем-то, с самого начала видел определенные черты сходства, однако доказать идентичность, а также то, что воспитанная беспомощность является лабораторной моделью реального явления, называемого депрессией, — совсем другое дело. В течение последующих двадцати пяти лет в результате свыше трехсот исследований, поставленных во многих университетах мира, удалось построить модель воспитанной беспомощности. Самые первые исследования ставились на собаках; затем крысы вытеснили людей, и, наконец, люди вытеснили крыс. Все исследования строились по одной схеме. Подопытные субъекты делились на три группы. Первая группа имела возможность сознательно влиять на некоторое событие или предмет: шум, шок, деньги, пищу. Например, крыса могла прекратить действие шока, нажимая на клавишу. Вторая группа («беспомощная») была «привязана» к первой, получала точно такой же шок, но не могла на него повлиять, что бы ни делала. Шок, действующий на крысу из второй группы, прекращался, если соответствующая крыса из первой группы нажимала на клавишу. Третья же группа была предоставлена сама себе.
Результаты хорошо воспроизводились. Беспомощная группа сдавалась. Они становились такими пассивными, что Предельный пессимизм 107 не пытались ничего предпринять даже в новых ситуациях. Крысы сидели неподвижно, не пытаясь убежать. Люди глазели на несложные анаграммы, не предпринимая попыток решить их. Наблюдалось еще много других симптомов, которые мы рассмотрим позднее. Группа, имевшая возможность контролировать ситуацию, оставалась активной и дееспособной, так же как и контрольная группа. Крысы этой группы убегали от шока, а люди решали анаграммы в течение нескольких секунд. Эти выразительные результаты прямо свидетельствовали об источнике приобретенной беспомощности. Ее вызывал опыт испытуемых, убеждавший их, что все, что бы они ни делали, не имеет никакого значения, что их действия не могут привести их к желаемому результату. На основе этого опыта они ожидали, что в будущем даже в новых ситуациях все их усилия будут тщетными. Симптомы приобретенной беспомощности могут быть выработаны несколькими способами. К одному и тому же результату приводят неконтролируемые события и поражения. Например, поражение в драке с другой крысой вызывает те же симптомы, что и шок, которого нельзя избежать. Или, допустим, вам сказали, что ваша задача — контролировать шум, а вам это никак не удается; это может привести к таким же симптомам, что и столкновение с принципиально неразрешимыми проблемами и шумом, от которого нельзя уйти. Таким образом приобретенная беспомощность оказывается в основе поражения и неудачи. Излечить такую беспомощность можно, продемонстрировав испытуемому, что его действия теперь могут приводить к реальному результату. Либо нужно научить его думать по-новому о причинах его неудачи. Это состояние можно предотвратить, если испытуемый убедится, что его действия влияют на результат, еще до того, как возникнет состояние беспомощности. И чем раньше в жизни вырабо- Мартин Э. П. Зелигман тается эта уверенность, тем более эффективной окажется эта «прививка» от беспомощности. Вот таким образом была разработана теория воспитанной (приобретенной) беспомощности, а затем испытана и усовершенствована. Но может ли она моделировать депрессию? Адекватна ли лабораторная модель явлению реального мира? На кон ставилось очень много. Если бы такая модель была действительно создана, то удалось бы умышленно создавать расстройство в лабораторных условиях с хорошей вероятностью выявить его скрытые механизмы и разработать средства лечения. Если бы оказалось, что мы создали лабораторную модель одного из древнейших источников страданий человечества — депрессии, это было бы научным достижением очень высокого уровня.
Было сравнительно легко показать, что принципы полета аэроплана братьев Райт соответствуют принципам полета птицы: оба взлетают, летят и садятся. В случае приобретенной беспомощности, чтобы доказать, что эксперимент отражает все симптомы депрессии, один за другим, необходимо сделать гораздо больше. Убедительным свидетельством стала бы возможность моделирования психического заболевания таким образом, чтобы все симптомы, выработанной в лаборатории беспомощности, совпадали с симптомами депрессии у людей. Чем ближе параллель, тем лучше модель. Начнем с самого тяжелого случая: однополюсная депрессия в разгаре, как у Софи, молодой пациентки, о которой я рассказывал в этой главе. Если вы обратитесь за помощью в кабинет психиатра или психолога, то увидите, как в своих попытках поставить диагноз, он обратится за помощью к экземпляру справочника DSM-III-R («Диагностическое и статистическое руководство Американской психиатрической ассоциации», исправленное третье издание). Это — официаль-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|