Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предельный пессимизм 105. J06  Мартин Э. П. Зеляпяаи. Вильбур и Орвиль Райт построили самолет, и он поле­тел. Как всегда, физики прибегли к моделированию, испы­танному временем способу разрешения научных дискуссий. Моделирование предполагает создание




Предельный пессимизм                                          105

ческая картина в стране. И я спрашиваю себя: неужели человеческие существа претерпели в этом веке физические изменения, которые сделали их более уязвимыми для деп­рессии? Думаю, что нет. Весьма сомнительно, чтобы биохи­мия нашего мозга или генов радикально изменились на протяжении жизни двух последних поколений. И маловеро­ятно, чтобы десятикратный рост депрессий объяснялся био­логическими факторами.

Я подозреваю, что причины эпидемического распро­странения столь хорошо знакомой нам депрессии носят пси­хологический характер. Думаю, что по большей, части деп­рессия берет свое начало в проблемах нашей жизни и в том, что люди думают об этих проблемах. К этому сводилась моя гипотеза, когда двадцать лет назад я начинал свои исследования депрессивных состояний; в то время я еще не знал, как доказать психологический характер причин боль­шинства депрессий.

Каков же психологический процесс возникновения деп­рессии у людей? В каком-то смысле аналогией может слу­жить вопрос: «Как летают птицы? » С времен древних гре­ков до конца XIX столетия выдвигалось много взаимоис­ключающих гипотез касательно этого прекрасного и пора­зительного процесса. Можно было сколько угодно наблю­дать птичий полет и изобретать теории, но не существовало способа узнать, какая из них правильная. Вопрос был ре­шен раз и навсегда в 1903 году, и решение пришло оттуда, откуда его совсем не ждали.

Вильбур и Орвиль Райт построили самолет, и он поле­тел. Как всегда, физики прибегли к моделированию, испы­танному временем способу разрешения научных дискуссий. Моделирование предполагает создание «логической моде­ли», обладающей свойствами явления, представляющего собой загадку ( как полет — для братьев Райт или депрессия — для нас). Если логическая модель обладает всеми свойства-


J06                                         Мартин Э. П. Зеляпяаи

ми моделируемого реального явления, то способ ее функци­онирования покажет вам, как работает интересующий вас объект.

Самолет Райтов — логическая модель птичьего по­лета — поднялся в воздух и, как ни странно, полетел. И физики пришли к выводу, что птицы летают аналогичным образом.

И я поставил себе задачу: создать логическую модель, воспроизводящую все свойства депрессии. Задача распада­лась на две части: первая — построить модель и вторая — показать, что она адекватно описывает депрессию. Я, в общем-то, с самого начала видел определенные черты сход­ства, однако доказать идентичность, а также то, что воспи­танная беспомощность является лабораторной моделью ре­ального явления, называемого депрессией, — совсем дру­гое дело.

В течение последующих двадцати пяти лет в результате свыше трехсот исследований, поставленных во многих уни­верситетах мира, удалось построить модель воспитанной беспомощности. Самые первые исследования ставились на собаках; затем крысы вытеснили людей, и, наконец, люди вытеснили крыс. Все исследования строились по одной схе­ме. Подопытные субъекты делились на три группы. Первая группа имела возможность сознательно влиять на некото­рое событие или предмет: шум, шок, деньги, пищу. Напри­мер, крыса могла прекратить действие шока, нажимая на клавишу. Вторая группа («беспомощная») была «привяза­на» к первой, получала точно такой же шок, но не могла на него повлиять, что бы ни делала. Шок, действующий на крысу из второй группы, прекращался, если соответствую­щая крыса из первой группы нажимала на клавишу. Третья же группа была предоставлена сама себе.

Результаты хорошо воспроизводились. Беспомощная группа сдавалась. Они становились такими пассивными, что


Предельный пессимизм                                          107

не пытались ничего предпринять даже в новых ситуациях. Крысы сидели неподвижно, не пытаясь убежать. Люди глазели на несложные анаграммы, не предпринимая попы­ток решить их. Наблюдалось еще много других симптомов, которые мы рассмотрим позднее. Группа, имевшая воз­можность контролировать ситуацию, оставалась активной и дееспособной, так же как и контрольная группа. Крысы этой группы убегали от шока, а люди решали анаграммы в течение нескольких секунд.

Эти выразительные результаты прямо свидетельство­вали об источнике приобретенной беспомощности. Ее вызы­вал опыт испытуемых, убеждавший их, что все, что бы они ни делали, не имеет никакого значения, что их действия не могут привести их к желаемому результату. На основе этого опыта они ожидали, что в будущем даже в новых ситуациях все их усилия будут тщетными.

Симптомы приобретенной беспомощности могут быть выработаны несколькими способами. К одному и тому же результату приводят неконтролируемые события и пораже­ния. Например, поражение в драке с другой крысой вызы­вает те же симптомы, что и шок, которого нельзя избе­жать. Или, допустим, вам сказали, что ваша задача — контролировать шум, а вам это никак не удается; это может привести к таким же симптомам, что и столкновение с принципиально неразрешимыми проблемами и шумом, от которого нельзя уйти. Таким образом приобретенная беспо­мощность оказывается в основе поражения и неудачи.

Излечить такую беспомощность можно, продемонстри­ровав испытуемому, что его действия теперь могут приво­дить к реальному результату. Либо нужно научить его думать по-новому о причинах его неудачи. Это состояние можно предотвратить, если испытуемый убедится, что его действия влияют на результат, еще до того, как возникнет состояние беспомощности. И чем раньше в жизни вырабо-


 Мартин Э. П. Зелигман

тается эта уверенность, тем более эффективной окажется эта «прививка» от беспомощности.

Вот таким образом была разработана теория воспитан­ной (приобретенной) беспомощности, а затем испытана и усовершенствована. Но может ли она моделировать депрес­сию? Адекватна ли лабораторная модель явлению реального мира? На кон ставилось очень много. Если бы такая мо­дель была действительно создана, то удалось бы умышлен­но создавать расстройство в лабораторных условиях с хоро­шей вероятностью выявить его скрытые механизмы и раз­работать средства лечения. Если бы оказалось, что мы создали лабораторную модель одного из древнейших источ­ников страданий человечества — депрессии, это было бы научным достижением очень высокого уровня.

Было сравнительно легко показать, что принципы по­лета аэроплана братьев Райт соответствуют принципам по­лета птицы: оба взлетают, летят и садятся. В случае приоб­ретенной беспомощности, чтобы доказать, что эксперимент отражает все симптомы депрессии, один за другим, необхо­димо сделать гораздо больше. Убедительным свидетельст­вом стала бы возможность моделирования психического заболевания таким образом, чтобы все симптомы, вырабо­танной в лаборатории беспомощности, совпадали с симпто­мами депрессии у людей. Чем ближе параллель, тем лучше модель.

Начнем с самого тяжелого случая: однополюсная деп­рессия в разгаре, как у Софи, молодой пациентки, о кото­рой я рассказывал в этой главе.

Если вы обратитесь за помощью в кабинет психиатра или психолога, то увидите, как в своих попытках поставить диагноз, он обратится за помощью к экземпляру справоч­ника DSM-III-R («Диагностическое и статистическое руководство Американской психиатрической ассоциа­ции», исправленное третье издание). Это — официаль-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...