Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Калькуляция себестоимости продукции. Её виды. Назначение.




 

Калькулирование себестоимости – установленный организацией порядок группировки произведенных в отчетном периоде затрат, позволяющий определить себестоимость единицы отдельных видов, групп продукции или работ, услуг. Калькулирование себестоимости осуществляется различными методами в зависимости от вида, типа продукции, работ, услуг и характера организации производства (технологического процесса).

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

В зависимости от целей калькулирования различают калькуляции:

-плановая;

-сметная;

-фактическая.

Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.

Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

 

Структура затрат и их оптимизация. Источники и факторы снижения себестоимости.

Структура себестоимости продукции, таким образом, прежде всего зависит от отраслевой специфики в самих группах отраслей промышленности (тяжелая, легкая, пищевая). Как видно из таблицы, в разных конкретных отраслях структура себестоимости продукции различная. В свеклосахарной (перерабатывающей) промышленности, например, удельный вес сырья и основных мате­риалов достигает 84,7% в то время как в рыбной (добывающей) — 26,3.

Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцен­тирования внимания на те затраты, которые являются превалирую­щими. Так, в отраслях легкой и пищевой промышленности основное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение затрат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется, сокращать и остальные затраты.

Структуру себестоимости продукции можно и должно при необ­ходимости представить и в калькуляционном разрезе.

Различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость.

Цеховая себестоимость - это затраты цеха, включая цеховые расходы на производство продукции.Производственная себе­стоимость - это затраты предприятия на производство продукции. Это цеховая себестоимость плюс общехозяйственные и общепроизводственные расходы.

Если к производственной себестоимости добавить внепроизводственные расходы, то сформируетсяполная себестоимость продукции. В основе производственной и полной себестоимости лежит цеховая себестоимость. На тех предприятиях, где отсутствует цеховая организация производства, цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью продукции.

Многочисленные затраты на себестоимость продукции в зависимости от поставленной задачи - планирования, анализа, учета, расчетов можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от того, как меняются затраты в связи с изменением объема производства, они делятсяна пропорциональные (переменные) и непропорциональные (условно-постоянные, постоянные). Затраты, меняющиеся пропорционально изменению объемов производства, относят к переменным (пропорциональным) затратам, а те затраты, которые не меняются или меняются непропорционально объемам производства, - к непропорциональным (условно-постоянным, постоянным). При росте масштабов производства себестоимость единицы продукции снижается за счет условно-постоянных (постоянных) затрат. Поэтому в рынке на основе хорошо поставленного маркетинга хозяйствующие субъекты стремятся расширять масштабы производства.

2. В зависимости от сферы, где произведены затраты, они делятся напроизводственные и внепроизводственные.

3. По характеру отнесения затрат на конкретные виды продукции различаютпрямые и косвенные. Те затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, называются прямыми, а затраты, относимые опосредованно, по какому-то признаку (объему производства, зарплате и др.) - косвенными. Для более точного определения себестоимости конкретных видов продукции желательно увеличить долю прямых затрат.

4. В зависимости от полезности производственных затрат они бываютпроизводительными и непроизводительными. Затраты, увеличивающие количество производимого продукта или улучшающие его качество (а значит увеличивают стоимость, конкурентоспособность), относят к производительным, а те затраты, кото­рые не увеличивают объема производства, не улучшают качества, называются непроизводительными. Фактически желательно иметь как можно меньше непроизводительных затрат и совсем их не планировать, не предусматривать.

5. Различают затратыосновные и накладные. К основным следует отнести те затраты, без которых при заданной технологии невозможно производство данной продукции (сырье, например), а те же затраты, без которых можно изготовлять, хотя с большими издержками и худшим качеством, называют неосновными (напри­мер, накладные).

6. Затраты по отношению к хозяйствующему субъекту также делятсяна зависящие и не зависящие от него самого. Например, перерасход сырья от бесхозяйственности зависит от него, а вот рост его цены - не зависит от него.

7. Затраты по экономическому содержанию делятсяна экономические элементы и статьи калькуляции.

8. По составу затраты бываютпростые (зарплата) икомплексные (цеховые, общезаводские, внепроизводственные).

9. По периодичности возникновения затраты различают натекущие и на единовременные.

10. По отношению к готовому продукту затраты дифференцируютсяна незавершенное производство и на готовую продукцию.

Планирование снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) планируется по двум показателям:

 

1) снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, т.е. выпускавшейся на предприятии в предплановом году;

2) снижение затрат на один рубль товарной продукции.

 

Для определения снижения себестоимости сравниваемой товарной продукции, предусмотренной в плане, выпуск сравниваемой товарной продукции оценивается по плановой себестоимости и по себестоимости предпланового года. Так как расчет планового задания делается до окончания отчетного года, то определяется ожидаемая среднегодовая себестоимость каждого вида продукции в плановом году. Для этого используют отчетные данные за истекшую часть года и расчетные данные на оставшуюся часть года, предполагая, что в этот период себестоимость уменьшится по сравнению с ее минимальным уровнем в предшествующие месяцы.

 

Затраты на 1 рубль товарной продукции представляют собой частное от деления полной себестоимости товарной продукции на стоимость товарной продукции в оптовых ценах.

На показатель затрат на 1 рубль товарной продукции большое влияние оказывает изменение состава продукции. Например, если в общем выпуске продукции возрастет доля более рентабельных изделий, то затраты на 1 рубль товарной продукции могут снизиться, даже если себестоимость каждого вида изделий останется неизменной или несколько возрастет. Поэтому показатель затрат на 1 рубль товарной продукции по плану и по отчету рассчитывают на один и тот же объем и состав товарной продукции.

Потенциал предприятия.

Потенциал предприятия (в самом общем смысле) — совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.

К стратегическим относятся те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений. Если речь идет о работе в условиях кризиса платежей, то в качестве стратегических ресурсов выступают финансовые или другие ликвидные активы, кредитные линии и др. Если рассматривается деятельность предприятия в нормальных условиях, то в качестве составляющих потенциала рассматриваются ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ, например технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и др.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами

2. Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей

3. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворять обнаруженные нужды, потребности и запросы

4. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства, а также к анализу деятельности групп стратегического влияния

5. Способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области конструирования, технологии и организации производства товаров, пользующихся спросом на товарных рынках

6. Способность к реализации конкурентоспособных идей в процессе производства товаров, продвижения их на рынок, организации их послепродажного сервиса

7. Способность к обеспечению независимости предприятия от изменения конъюнктуры товарных, финансовых и рынков факторов производства за счет внешней гибкости ПС

8. Способность к поддержанию конкурентного статуса предприятия за счет управления стратегическими наборами зон хозяйствования

9. Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет оснащения производства адаптивными средствами технологического оснащения и другого оборудования

10. Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет использования в производстве плодотворной технологии

11. Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет формирования адекватного изменению целей кадрового потенциала

12. Способность осуществлять изменение архитектурно-планировочных решений, адекватных изменениям целей ПС

13. Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров, требуемый для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка

14. Способность обеспечить выпуск товаров в объемах, соответствующих потенциальному спросу на них в соответствующих сегментах рынка с учетом конкурентного статуса предприятия и планируемой доли захвата рынка

15. Способность обеспечить высокую эффективность функционирования предприятия за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей предприятия

16. Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития предприятия

Составляющие стратегического потенциала совместно с ресурсами предприятия образуют множество его стратегических ресурсов и должны быть конкретизированы применительно к каждому конкретному предприятию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...