Калькуляция себестоимости продукции. Её виды. Назначение.
Калькулирование себестоимости – установленный организацией порядок группировки произведенных в отчетном периоде затрат, позволяющий определить себестоимость единицы отдельных видов, групп продукции или работ, услуг. Калькулирование себестоимости осуществляется различными методами в зависимости от вида, типа продукции, работ, услуг и характера организации производства (технологического процесса). Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления. В зависимости от целей калькулирования различают калькуляции: -плановая; -сметная; -фактическая. Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет. Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода. Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.
Структура затрат и их оптимизация. Источники и факторы снижения себестоимости. Структура себестоимости продукции, таким образом, прежде всего зависит от отраслевой специфики в самих группах отраслей промышленности (тяжелая, легкая, пищевая). Как видно из таблицы, в разных конкретных отраслях структура себестоимости продукции различная. В свеклосахарной (перерабатывающей) промышленности, например, удельный вес сырья и основных материалов достигает 84,7% в то время как в рыбной (добывающей) — 26,3.
Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцентирования внимания на те затраты, которые являются превалирующими. Так, в отраслях легкой и пищевой промышленности основное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение затрат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется, сокращать и остальные затраты. Структуру себестоимости продукции можно и должно при необходимости представить и в калькуляционном разрезе. Различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Цеховая себестоимость - это затраты цеха, включая цеховые расходы на производство продукции.Производственная себестоимость - это затраты предприятия на производство продукции. Это цеховая себестоимость плюс общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Если к производственной себестоимости добавить внепроизводственные расходы, то сформируетсяполная себестоимость продукции. В основе производственной и полной себестоимости лежит цеховая себестоимость. На тех предприятиях, где отсутствует цеховая организация производства, цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью продукции. Многочисленные затраты на себестоимость продукции в зависимости от поставленной задачи - планирования, анализа, учета, расчетов можно классифицировать следующим образом. 1. В зависимости от того, как меняются затраты в связи с изменением объема производства, они делятсяна пропорциональные (переменные) и непропорциональные (условно-постоянные, постоянные). Затраты, меняющиеся пропорционально изменению объемов производства, относят к переменным (пропорциональным) затратам, а те затраты, которые не меняются или меняются непропорционально объемам производства, - к непропорциональным (условно-постоянным, постоянным). При росте масштабов производства себестоимость единицы продукции снижается за счет условно-постоянных (постоянных) затрат. Поэтому в рынке на основе хорошо поставленного маркетинга хозяйствующие субъекты стремятся расширять масштабы производства.
2. В зависимости от сферы, где произведены затраты, они делятся напроизводственные и внепроизводственные. 3. По характеру отнесения затрат на конкретные виды продукции различаютпрямые и косвенные. Те затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, называются прямыми, а затраты, относимые опосредованно, по какому-то признаку (объему производства, зарплате и др.) - косвенными. Для более точного определения себестоимости конкретных видов продукции желательно увеличить долю прямых затрат. 4. В зависимости от полезности производственных затрат они бываютпроизводительными и непроизводительными. Затраты, увеличивающие количество производимого продукта или улучшающие его качество (а значит увеличивают стоимость, конкурентоспособность), относят к производительным, а те затраты, которые не увеличивают объема производства, не улучшают качества, называются непроизводительными. Фактически желательно иметь как можно меньше непроизводительных затрат и совсем их не планировать, не предусматривать. 5. Различают затратыосновные и накладные. К основным следует отнести те затраты, без которых при заданной технологии невозможно производство данной продукции (сырье, например), а те же затраты, без которых можно изготовлять, хотя с большими издержками и худшим качеством, называют неосновными (например, накладные). 6. Затраты по отношению к хозяйствующему субъекту также делятсяна зависящие и не зависящие от него самого. Например, перерасход сырья от бесхозяйственности зависит от него, а вот рост его цены - не зависит от него. 7. Затраты по экономическому содержанию делятсяна экономические элементы и статьи калькуляции. 8. По составу затраты бываютпростые (зарплата) икомплексные (цеховые, общезаводские, внепроизводственные). 9. По периодичности возникновения затраты различают натекущие и на единовременные. 10. По отношению к готовому продукту затраты дифференцируютсяна незавершенное производство и на готовую продукцию.
Планирование снижения себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) планируется по двум показателям:
1) снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, т.е. выпускавшейся на предприятии в предплановом году; 2) снижение затрат на один рубль товарной продукции.
Для определения снижения себестоимости сравниваемой товарной продукции, предусмотренной в плане, выпуск сравниваемой товарной продукции оценивается по плановой себестоимости и по себестоимости предпланового года. Так как расчет планового задания делается до окончания отчетного года, то определяется ожидаемая среднегодовая себестоимость каждого вида продукции в плановом году. Для этого используют отчетные данные за истекшую часть года и расчетные данные на оставшуюся часть года, предполагая, что в этот период себестоимость уменьшится по сравнению с ее минимальным уровнем в предшествующие месяцы.
Затраты на 1 рубль товарной продукции представляют собой частное от деления полной себестоимости товарной продукции на стоимость товарной продукции в оптовых ценах. На показатель затрат на 1 рубль товарной продукции большое влияние оказывает изменение состава продукции. Например, если в общем выпуске продукции возрастет доля более рентабельных изделий, то затраты на 1 рубль товарной продукции могут снизиться, даже если себестоимость каждого вида изделий останется неизменной или несколько возрастет. Поэтому показатель затрат на 1 рубль товарной продукции по плану и по отчету рассчитывают на один и тот же объем и состав товарной продукции. Потенциал предприятия. Потенциал предприятия (в самом общем смысле) — совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях. К стратегическим относятся те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений. Если речь идет о работе в условиях кризиса платежей, то в качестве стратегических ресурсов выступают финансовые или другие ликвидные активы, кредитные линии и др. Если рассматривается деятельность предприятия в нормальных условиях, то в качестве составляющих потенциала рассматриваются ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ, например технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и др.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами 2. Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей 3. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворять обнаруженные нужды, потребности и запросы 4. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства, а также к анализу деятельности групп стратегического влияния 5. Способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области конструирования, технологии и организации производства товаров, пользующихся спросом на товарных рынках 6. Способность к реализации конкурентоспособных идей в процессе производства товаров, продвижения их на рынок, организации их послепродажного сервиса 7. Способность к обеспечению независимости предприятия от изменения конъюнктуры товарных, финансовых и рынков факторов производства за счет внешней гибкости ПС 8. Способность к поддержанию конкурентного статуса предприятия за счет управления стратегическими наборами зон хозяйствования 9. Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет оснащения производства адаптивными средствами технологического оснащения и другого оборудования 10. Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет использования в производстве плодотворной технологии 11. Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет формирования адекватного изменению целей кадрового потенциала 12. Способность осуществлять изменение архитектурно-планировочных решений, адекватных изменениям целей ПС 13. Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров, требуемый для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка 14. Способность обеспечить выпуск товаров в объемах, соответствующих потенциальному спросу на них в соответствующих сегментах рынка с учетом конкурентного статуса предприятия и планируемой доли захвата рынка
15. Способность обеспечить высокую эффективность функционирования предприятия за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей предприятия 16. Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития предприятия Составляющие стратегического потенциала совместно с ресурсами предприятия образуют множество его стратегических ресурсов и должны быть конкретизированы применительно к каждому конкретному предприятию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|