Понятия «эффект», «эффективность». Количественный критерий эффективности в условиях рынка.
Эффект – абсолютный показатель результата какой-либо деятельности. Может быть положительным и отрицательным.
Эффективность – относительный показатель результативности. Может быть только положительным.
Под эффективностью понимают:
1. Определенный конкретный результат. 2. Соответствие результата идеальному или плановому. 3. Отношение реального эффекта к требуемому.
Изменение эффективности.
Эффективность характеризует качественную сторону развития общества. Она показывает с помощью какой комбинации ресурсов получен конечный результат.
Рост эффективности заключается в более быстром росте результата, когда на единицу эффекта приходится меньше общественного труда.
Критерии эффективности производства формулируются как достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Положительный экономический эффект – это экономия, отрицательный – убыток. Предотвращение убытка (ущерба) является экономическим эффектом.
Экономия – сбережения общественного труда или ресурса, или времени.
1)Обольщающие показатели:
- производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов; - прибыль на единицу общих затрат; - рентабельность производства; - затраты на 1 рубль товарной продукции; - доля прироста продукции за счет интенсификации производства; - народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;
2) показатели эффективности использования труда (персонала):
- темп роста производительности труда; - доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда; - абсолютное и относительное высвобождение работников; - коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;
- трудоемкость единицы продукции; - зарплатоемкость единицы продукции;
3) показатели эффективности использования производственных фондов:
- общая фондоотдача; - фондоотдача активной части основных фондов; - рентабельность основных фондов; - фондоемкость единицы продукции; - материалоемкость единицы продукции; - коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;
4) показатели эффективности использования финансовых средств:
- оборачиваемость оборотных средств; - рентабельность оборотных средств; - относительное высвобождение оборотных средств; - удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции); - рентабельность капитальных вложений; - срок окупаемости капитальных вложений и др.
57. Показатели рентабельности. Пути повышения рентабельности.\ Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов (показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции). Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства. В общем виде он рассчитывается как отношение прибыли к затратам, т. е. является нормой прибыли. Рентабельность- это доходность, прибыльность предприятия, кот. определяет относит-й, конечный результат хоз-й деятельности. Экономическая сущность рентабельности лучше всего раскрывается через характеристику содержания того или иного показателя. Но общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие: - рентабельность активов; - рентабельность текущих активов; - рентабельность собственного капитала; - рентабельности основных производственных фондов;
- рентабельность продукции; - рентабельность продаж (реализации). Различают следующие виды рентабельности. Виды: 1.Рентабельность Продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период. Рентабельность Продаж = (прибыль /выручка*100%). 2.Рентабельность продукции — это соотношение между прибылью от продажи продукции и её себестоимостью (полным издержкам) ее обращения и производства. Рентабельность продукции показывает результаты текущих затрат. Рентабельность продукции = Валовая прибыль/Себестоимость продаж*100%. 3. Рентабельность производства продукции = Прибыль от продаж/Себестоимость полная*100%.4. Рентабельности производ-х фондов: Рентабельность производственных фондов показывает, насколько эффективна отдача фондов. Рентабельность производств-х фондов = Прибыль/(среднегодов-я стоим-ть основных производ-х фондо+средняя стоимость основных средств)*100%. 5 Рентабельность основных фондов- Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% и деленная на среднюю стоимость основных производственных фондов. Рентабельность основных фондов = Прибыль/Средняя стоимость основных производ-х фондов*100% (это прямые показатели). Пути повышения рен-ти. Повышение рентабельности предприятия может быть достигнуто путем увеличения количества и улучшения качества выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости. Важным фактором повышения рентабельности в современных условиях есть работа по ресурсосбережению. Она ведет к снижению затрат и себестоимости, и в следствии к росту прибыли. Для повышения рентабельности также необходимо:
58. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Показатели,их анализ и планирование. Наиболее важные показатели финансовой деятельности: 1. Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года – это финансовый результат, который выявлен на основе бухгалтерского учета всех финансовых операций предприятий и представляющий собой сумму прибыли (убытка) от продажи основных средств, продукции, работ, услуг, другого имущества предприятия и чистых доходов от внереализационных операций. Данные по прибыли приводятся в статистике в фактических действующих ценах, по методологии и структуре соответствующих лет. 2. Рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятий. Рентабельность продукции определяется как отношение между величиной прибыли от продажи продукции и издержками на производство и реализацию продукции. Рентабельность активов – это отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. 3. Оборотные средства предприятия – это авансированная в денежной форме стоимость, которая принимает в результате оборота средств форму фондов обращения и оборотных фондов, которые необходимы для поддержания постоянного кругооборота и возвращающиеся в исходную форму после ее завершения. 4. Оборачиваемость оборотных средств определяется как соотношение средней стоимости оборотных средств и издержек на производство реализуемой продукции, умноженное на число дней в периоде.
5. Денежные поступления предприятий включают всю сумму денежных средств, поступающих от реализации продукции, выполненных работ, оказания услуг на предприятии. 6. Кредиторская задолженность – задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, задолженность по выданным векселям, с дочерними предприятиями, со служащими и работающими по оплате труда, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, а также суммы полученных авансов по планирующимся платежам. 7. Дебиторская задолженность – это задолженность за товары, работы и услуги по расчетам с дебиторами, по векселям, с дочерними предприятиями, с персоналом по прочим операциям, с бюджетом, с прочими дебиторами (задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам с учетом сумм, уплаченных иными предприятиям, авансов по предстоящим расчетам). 8. Просроченная задолженность – это задолженность, не погашенная в оговоренные договором сроки. 9. финансовые вложения – это долгосрочные и краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги (портфельное инвестирование), процентные облигации местных и государственных займов, в уставные фонды иных предприятий, образованных на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставленные другим предприятиям займы и кредиты (ссудное инвестирование). 10. Финансовая устойчивость предприятия определяется состоянием финансовых ресурсов, которые обеспечивают бесперебойный, расширенный процесс производства и реализацию продукции на основе роста прибыли. Финансовый анализ используется при построении бюджетов, для выявления причин отклонений фактических показателей от плановых и коррекции планов, а также при расчете отдельных проектов. В качестве основных инструментов применяются горизонтальный (динамика показателей) и вертикальный (структурный анализ статей) анализ отчетных документов управленческого учета, а также расчет коэффициентов. Такой анализ проводится по всем основным бюджетам: БДДС, БДР, балансу, бюджетам продаж, закупок, товарных запасов. Основными особенностями финансового анализа являются следующие: 1. Подавляющее большинство финансовых показателей носит характер относительных величин, что позволяет сравнивать предприятия различного масштаба деятельности. 2. При проведении финансового анализа важно применять фактор сравнения: • сравнивать показатели деятельности компании в тенденции за различные периоды времени; • сравнивать показатели данной компании со среднестатистическими показателями по отрасли или с аналогичными показателями предприятий внутри данной отрасли.
3. Для проведения финансового анализа важно иметь полное финансовое описание компании за выбранные периоды времени (обычно лет). Если в распоряжении аналитика есть данные только за один период, то должны быть данные баланса предприятия на начало и конец периода, а также отчет о прибыли за рассматриваемый период. Важно помнить, что количество балансов для анализа должно быть на единицу больше, чем количество отчетов о прибыли. Управление бухгалтерским учетом является важным элементом анализа финансовых коэффициентов и показателей. Основное уравнение бухгалтерского учета, выражающее взаимозависимость активов, пассивов и прав собственности, называют бухгалтерской сбалансированностью: АКТИВЫ = ПАССИВЫ + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|