Типы организационных структур упования предприятием.
· Линейный тип
Основу линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. Преимущества: - четкая система взаимных связей функций и подразделений; - четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; - ясно выраженная ответственность; - быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки: - отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы доминирует над стратегическими; - тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; -Малая приспособляемость к изменению ситуации; - критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные; - повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
· Линейно-штабной тип: Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций.
Сотрудники аппарата управления комплектуются из представителей разных профессий так, чтобы в совокупности они владели знаниями закономерностей, лежащих в основе деятельности объекта и системы управления, и были в состоянии подготавливать квалифицированные решения, вести учет, контролировать и анализировать деятельность подчиненных подразделений. Работники аппарата управления могут давать подчиненным подразделениям указания лишь методического характера. Подготовленные аппаратом управления решения приобретают юридическую силу и подлежат исполнению только после утверждения (подписания) соответствующим линейным или функциональным руководителем.
· Дивизиональная структура управления:
В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация.
Преимушества: - она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной; - более тесная связь производства с потребителями; - при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышению эффективности и качества производства.
Недостатки: - большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более; - дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры; - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений; - увеличение затрат на содержание административно-управленческого персонала; - разобщенность штабных структур отделений от штабов компании; - в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.
· Матричная структура управления:
Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы.
Преимущества: - лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос; - более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;
- улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;
Недостатки: - трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения); - необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям или проектам;
· Бригадная структура управления:
Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно старая организационная форма. Основными принципами такой организации управления являются:
· автономная работа рабочих групп (бригад); · самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; · замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; · привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.
Преимущества:
- сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; - гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; - работа в группах создает условия для самосовершенствования; - возможность применения эффективных методов планирования и управления; - сокращается потребность в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
- усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры); - сложность в координации работ отдельных бригад; - высокие требования к коммуникациям; - частичное нарушение единоначалия и единства распорядительства, что в некоторых случаях существенно снижает влияние линейного руководителя и нередко ставит подчиненных руководителей в положение, когда они не знают какому из противоречивых распоряжений отдать предпочтени.
· Проектная структура управления:
Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, сотрудники переходят в новый проект или увольняются.
Преимущества:
- высокая гибкость; - сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Недостатки:
- высокие требования квалификации руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании; - дробление ресурсов между проектами; - сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; - усложнение процесса развития организации как единого целого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|