Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии (Рубинштейн, Узнадзе, Мясищев)




Общая психология. Часть 3.

Становление понятия «личность» в психологической науке.

Первоначально личностью обозначали роль актёра которую он игра в театре. Впервые это понятие обозначало «маску». Спустя время ушло понятие от театра перенеслось в реальную жизнь. Стали понятием личность обозначать роль, которую он играл в реальной жизни.

Понятие личность относили только к человеку, который занимал определённое положение в обществе, основном это были представители господствующего класса.

Личность – этот тот человек, который имеет положение в обществе, что-то собой представляет.

Личностью надо стать, новорождённый ребёнок не личность.

Первый из философов, который обратился к этому понятию – Аристотель. В своём трактате «О душе» он положил начало отождествлению души с личностью. Позже личность начинает отождествляться с сознанием. Некоторое время личность изучается философами-идеалистами.

Этапы становления понятия личность:

· Функциональная психология - личность рассматривается каксумма психических функций. Предлагается с помощью психодиагностических методик измерить психические качества, на основе чего строился определённый график личности, который назывался личностный профиль(отечественная психология 20 века).

· В сороковые годы 20 века появляется трактовка личности как сумма результатов обучения и воспитания. То есть – это опыт человека. Возникает теория эквипотенциальной личности (экви – равный, потенция - возможность), то есть это теория равных возможностей. Все дети одинаково талантливы, одинаково способны, а дальше всё зависит от учителя.

· В 50-е годы 20 века личность рассматривается через её биологические прояления. Это работы Павлова Ивана Петровича. Личность изучалась черезсвойство нервной системы, а другой биологический параметр – темперамент. Детскую беспризорность пытались объяснить сильной нервной системой.

· Дальше была социологизация трактовки личности в 70-е годы. Личность рассматривается как совокупность отношений, проявляющихся в направленности (это система доминирующих мотивов личности).

· Биосоциальный этап. Личность рассматривается во взаимосвязи биологического и социального. Появляются две школы – московская и питерская. Московская – преобладание социального, питерская – равенство биологического и социального.

Современная трактовка понятия «личность» в психологии.

Двоякое понимание личности

Сегодня двоякое понимание личности. С одной стороны, личность – это конкретный индивид. С другой стороны, личность – это социальное качество индивида, которое возникает в результате взаимодействия одного человека с другими людьми.

Можно выделить три группы определений:

1.Личность отождествляется с сущностью человека. Однако личность не является сущностью человека, она продукт этой сущности. Личность – это качество человека, а человек носитель этого качества.

2. Личность трактуется как некий уровень развития человека.

3. Личность рассматривается через качество, которое человек приобретает в процессе жизни в обществе. Борис Сергеевич Братусь подчёркивает является психологическим орудием, средством организации и достижения сущности человека, отсюда базовым критерием личности является её ответственность.

 

Функции личности:

1. Соотношение своих потребностей с потребностями человечества.

2.Соотносить личные ценности с общечеловеческими.

3.Адекватно выбирать средство деятельности и самоутверждения.

4.Предвидеть и контролировать последствия своей деятельности для себя и своих людей.

5. Регулировать свои отношении с социумом и другими людьми.

 

Свойства личности:

1.активность - личность стремится выйти за пределы себя, расширить сферу своей деятельности, при этом внутренняя активность (мне это надо, я это хочу);

2. направленность – характеризуется доминирующими мотивами, ценностями, идеалами.

3. наличие глубинных смысловых структур – они устойчивы к вербальным или к словесным воздействиям.

4. обладает самосознанием – представление о себе и то, что я о себе думаю

Критерием сформированности личности служит ответственность.

Личность – системное социальное качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии (Рубинштейн, Узнадзе, Мясищев)

Объективный подход

Сергей Леонидович Рубинштейн развивает объективный подход к личности, подчёркивая, то личность проявляется в деятельности и в ней формируется.

Основатель принципа единства сознания и деятельности. и он говорит, что сознание – это высшее личностное образование. Кроме этого личность осуществляет взаимосвязь между сознанием и деятельностью. Это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

В этом отношении личность – это субъект жизни, сама организует жизнь, регулирует её ход и несёт ответственность за свои решения.

Личность опирается на свою направленность – это совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения. Личность сама выбирает средства достижения свои целей. Все поступки личности закрепляются и становятся чертами её характера.

Личность через категорию установок

Дмитрий Николаевич Узнадзе через категорию установок рассматривал личность. Основным критерием определения личности является наличие сознания. Сознание возникает на основе механизма объективации – это процедура высвобождения личности от своих потребностей и от пристрастного восприятия действительности.

 

В зависимости от способности к объективации Узнадзе выделяет три типа личности:

1.динамический – обладает развитой способностью к объективации.

2. статичный – такие люди должны постоянно преодолевать свои установки и ему требуются волевые усилия для приведения в жизнь собственных решений.

3. вариабельный – обладают достаточной лёгкостью объективации, но у них слабо выражена волевая регуляция.

Узнадзе говорит о том, что личность живёт настоящим, руководствуясь будущем.

У личности есть три группы потребностей – это интеллектуальные, моральные и эстетические. У каждой личности они выступают в определённом сочетании. В процессе жизни это сочетание закрепляется в форме основной установки личности.

 

Концепция отношений

 

Александр Фёдорович Лазовский, потом присоеднился Мясищев Владимир Николаевич, и ещё к ним примкнул Борис Фёдорович Ломов.

 

Личность – это высшая интегральное динамическое образование, которая характеризуется как система отношений человека к действительности.

Отношение личности – это активная сознательная интегральная избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

 

Классификации отношений:

1. По когнитивному компоненту:

отношение к себе (физические, социальные параметры), то есть самооценка

отношение к другим людям (семейное окружение, ближайшее несемейное окружение)

отношение к социальным группам

отношение к живому миру

2. По эмоциональному компоненту:

положительное

отрицательное

нейтральное

противоречивое

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...