Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии (Рубинштейн, Узнадзе, Мясищев)
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Общая психология. Часть 3. Становление понятия «личность» в психологической науке. Первоначально личностью обозначали роль актёра которую он игра в театре. Впервые это понятие обозначало «маску». Спустя время ушло понятие от театра перенеслось в реальную жизнь. Стали понятием личность обозначать роль, которую он играл в реальной жизни. Понятие личность относили только к человеку, который занимал определённое положение в обществе, основном это были представители господствующего класса. Личность – этот тот человек, который имеет положение в обществе, что-то собой представляет. Личностью надо стать, новорождённый ребёнок не личность. Первый из философов, который обратился к этому понятию – Аристотель. В своём трактате «О душе» он положил начало отождествлению души с личностью. Позже личность начинает отождествляться с сознанием. Некоторое время личность изучается философами-идеалистами. Этапы становления понятия личность: · Функциональная психология - личность рассматривается каксумма психических функций. Предлагается с помощью психодиагностических методик измерить психические качества, на основе чего строился определённый график личности, который назывался личностный профиль(отечественная психология 20 века). · В сороковые годы 20 века появляется трактовка личности как сумма результатов обучения и воспитания. То есть – это опыт человека. Возникает теория эквипотенциальной личности (экви – равный, потенция - возможность), то есть это теория равных возможностей. Все дети одинаково талантливы, одинаково способны, а дальше всё зависит от учителя. · В 50-е годы 20 века личность рассматривается через её биологические прояления. Это работы Павлова Ивана Петровича. Личность изучалась черезсвойство нервной системы, а другой биологический параметр – темперамент. Детскую беспризорность пытались объяснить сильной нервной системой.
· Дальше была социологизация трактовки личности в 70-е годы. Личность рассматривается как совокупность отношений, проявляющихся в направленности (это система доминирующих мотивов личности). · Биосоциальный этап. Личность рассматривается во взаимосвязи биологического и социального. Появляются две школы – московская и питерская. Московская – преобладание социального, питерская – равенство биологического и социального. Современная трактовка понятия «личность» в психологии. Двоякое понимание личности Сегодня двоякое понимание личности. С одной стороны, личность – это конкретный индивид. С другой стороны, личность – это социальное качество индивида, которое возникает в результате взаимодействия одного человека с другими людьми. Можно выделить три группы определений: 1.Личность отождествляется с сущностью человека. Однако личность не является сущностью человека, она продукт этой сущности. Личность – это качество человека, а человек носитель этого качества. 2. Личность трактуется как некий уровень развития человека. 3. Личность рассматривается через качество, которое человек приобретает в процессе жизни в обществе. Борис Сергеевич Братусь подчёркивает является психологическим орудием, средством организации и достижения сущности человека, отсюда базовым критерием личности является её ответственность.
Функции личности: 1. Соотношение своих потребностей с потребностями человечества. 2.Соотносить личные ценности с общечеловеческими. 3.Адекватно выбирать средство деятельности и самоутверждения. 4.Предвидеть и контролировать последствия своей деятельности для себя и своих людей.
5. Регулировать свои отношении с социумом и другими людьми.
Свойства личности: 1.активность - личность стремится выйти за пределы себя, расширить сферу своей деятельности, при этом внутренняя активность (мне это надо, я это хочу); 2. направленность – характеризуется доминирующими мотивами, ценностями, идеалами. 3. наличие глубинных смысловых структур – они устойчивы к вербальным или к словесным воздействиям. 4. обладает самосознанием – представление о себе и то, что я о себе думаю Критерием сформированности личности служит ответственность. Личность – системное социальное качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии (Рубинштейн, Узнадзе, Мясищев) Объективный подход Сергей Леонидович Рубинштейн развивает объективный подход к личности, подчёркивая, то личность проявляется в деятельности и в ней формируется. Основатель принципа единства сознания и деятельности. и он говорит, что сознание – это высшее личностное образование. Кроме этого личность осуществляет взаимосвязь между сознанием и деятельностью. Это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В этом отношении личность – это субъект жизни, сама организует жизнь, регулирует её ход и несёт ответственность за свои решения. Личность опирается на свою направленность – это совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения. Личность сама выбирает средства достижения свои целей. Все поступки личности закрепляются и становятся чертами её характера. Личность через категорию установок Дмитрий Николаевич Узнадзе через категорию установок рассматривал личность. Основным критерием определения личности является наличие сознания. Сознание возникает на основе механизма объективации – это процедура высвобождения личности от своих потребностей и от пристрастного восприятия действительности.
В зависимости от способности к объективации Узнадзе выделяет три типа личности: 1.динамический – обладает развитой способностью к объективации.
2. статичный – такие люди должны постоянно преодолевать свои установки и ему требуются волевые усилия для приведения в жизнь собственных решений. 3. вариабельный – обладают достаточной лёгкостью объективации, но у них слабо выражена волевая регуляция. Узнадзе говорит о том, что личность живёт настоящим, руководствуясь будущем. У личности есть три группы потребностей – это интеллектуальные, моральные и эстетические. У каждой личности они выступают в определённом сочетании. В процессе жизни это сочетание закрепляется в форме основной установки личности.
Концепция отношений
Александр Фёдорович Лазовский, потом присоеднился Мясищев Владимир Николаевич, и ещё к ним примкнул Борис Фёдорович Ломов.
Личность – это высшая интегральное динамическое образование, которая характеризуется как система отношений человека к действительности. Отношение личности – это активная сознательная интегральная избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.
Классификации отношений: 1. По когнитивному компоненту: отношение к себе (физические, социальные параметры), то есть самооценка отношение к другим людям (семейное окружение, ближайшее несемейное окружение) отношение к социальным группам отношение к живому миру 2. По эмоциональному компоненту: положительное отрицательное нейтральное противоречивое
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|