Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистическое и экзистенциальное направления в теориях личности




Экзистенционализм

Фундаментальный идеи экзистенционализма:

1) Ключевое понятие – экзистенция – это не пассивное существование, а активный процесс, связанный с возникновением и становлением.

2) Уникальность человеческой природы и бытия каждого человека

3) Сущности человека предшествует его существование

4) Человек не свободен от свободы выбора. Плата за отказ от выбора – невротизм.

5) Неотъемлимым атрибутом является экзистенциальная тревога и экзистенциальная вина. Тревога – осознание того, что какие-то жизненные ценности или само существование могут быть уничтожены; столкновение с препятсивием на пути своих планов и возможностей. Вина – личная ответственность человека за жизненные выборы. Она может быть следствием отрицания человеком своих возможностей.

6) Концепция становления: человек не статичен; призван искать и использовать все имеющиеся возможности для реализации заложенного в нем потенциала.

Основные положения экзистенциальной психологии:

1) Человеческая психика не может быть сведена к физиологическим механизмам

2) Деятельность и поведение человека – отражение его отношения к миру, людям и самому себе.

3) Особенность психики: наличие способности к анализу своего психического состояния и собственной деятельности.

4) Человек не может рассматриваться изолированно от окружающего мира.

Франкл (1905-1994): его психотерапевтический подход состоит в выявлении смысла во всех проявлениях жизни и в формировании тем самым стимула к ее продолжению. Создал логотерапию, которая направлена на лечение логоневроза (утрата смысла жизни).

Мэй (1909-1994): важной задачей считает объединение любви и воли (способность движения в определенном направлении к определенной цели). Любить – рассматривать человека как близкого. Для развития любви нужно быть богатым душевно и самодостаточным. В границах, определенных сцдьбой, человек имеет право на выбор, и эта свобода позволяет ему изменить сво судьбу.

Ялом (1931-…): выделяет 4 экзистенциальных конфликта, которые связаны со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью:

1) Конфликт между желанием жить и осознанием неизбежности смерти

2) Между свободой и отсутствием опоры, поддерживающей существование

3) Осознанием изоляции и желанием устанавливать контакты

Изоляция:

· Межличностная – одиночество

· Внутриличностная – заблокировано осознание аспектов личности

· Экзистенциальная – склонность не замечать других людей

4) Между потребностью в смысле жизни и чувством ее бессмысленности

Согласно Ялому, главная цель экзистенциального консультирования в том, чтобы помочь клиенту переключиться с психологических защит от истины на путь ясного понимания и переживания реалий своего существования.

 

Гуманизм

Гуманистическая психология возникла в конце 50-60 годов 20 века в США. Она подвергла критике психоанализ, а именно преувеличение роли бессознательного и недостаточное внимание к сознательному. Гуманистическая психология отвергла бихевиоральное представление о человеке, как осуществе, чье поведение полностью определяется стимулами внешней среды. Поведение человека нельзя полностью просчитать и свести в формуле стимул-реакция. Человек – иное существо, нежели животное. И поэтому изучение животных неприменимо для изучения человека. Гуманистическая психология позиционировала себя как новый взгляд на природу человека, как третью силу в психологии. Главный предмет – личность, как уникальная целостная система, наделенная потенциалом в самореализации. Отсутствует представление о структуре личности, поскольку здоровая личность целостна и ее не надо делить на компоненты.

Основные положения:

1) Подчеркивание роли сознательного опыта человека

2) Убеждение в целостности человеческой природы

3) Отрицание экспериментов над личностью

4) Позитивный взгляд на человеческую природу

5) Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе человека

6) Исоточником развития человека является врожденная потребность в самоактуализации.

Роджерс: индирективная терапия – особый тип общения и взаимодействия с человеком, при котором психолог не дает прямых советов, а создает теплую атмосферу, чтобы человек взял на себя ответственность за решение своих жизненных проблем.

Условия гуманизации:

1) Безоценочное отношение к человеку и его безусловное принятие

2) Активное эмпатийное слушание

3) Конгруэнтность, т.е. искреннее самовыражение в общении

Главная задача – согласовать между собой идеальное Я и реальное Я.

Теория потребностей Маслоу.

Представление об иерархии и взаимодействии потребностей:


Удовлетворение низших потребностей не достаточное условие, а лишь предпосылка потребностей высшего порядка.

Характеристики самоактуализированных:

1) Адекватное восприятие мира и самого себя

2) Непосредственность, простота и естественность

3) Умение концентрироваться на проблеме

4) Глубокие межличностные взаимоотношения

5) Творческий подход в жизни

6) Независимость от культурных стереотипов и социального окружения

7) Наличие общественного интереса

Самоактуализации достигает лишь 10% людей. Причины:

· Люди не знают о том, на что они способны и не видят возможности для реализации потенциала

· Комплекс ионы – страх великого предназначения

· Люди боятся самопознания

Критика идей Маслоу:

· Субъективность критериев выбора самоактулизирующихя

· Недостаточная разработанность вопроса о влиянии социальных факторов

 

Отличия гуманизма от экзистенционализма:

1) Гуманисты утверждают, что тенденция к самоактуализации является врожденной и направляет человека; экзистенци.: никакой внутренней силы нет

2) Экзистенциальный подход менее оптимистичен

3) Гуманизм – основа гуманистической парадигмы психологии. Экзистенционализм как основа встречается редко.

 

Теория личности Роджерса

Теория личности Роджерса разворачивает определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он реально хочет делать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которуюРоджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Теория личности Роджерса в структуре Я, приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду — интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, это поведение выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты его деятельности дают ему удовлетворение, повышают его статус в глазах других, и такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал, как родители должны осуществлять уход за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам. Естественно, что такой путь развития не может быть позитивным и необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого, Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение. «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного Я человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, человек не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекватность хотя и не осознается, но вызывает в человеке напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъектом разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое Я и перестроить свое общение с окружающими. Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с уровнем его самосознания. И эта связь более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к их привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи и ее окружение.

При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка — это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процессе формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс, доказывает связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и с концепцией гештальтпсихологии и идеей творческого Я повлиявшей на многие теории личности, созданные во второй половине XX в. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека для нового опыта. В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс, о полном функционировании личности.

Открытия Роджерса связаны не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт не должен навязывать своего мнения пациенту, но должен подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил Роджерс вслед за Вертгеймером и Келером. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение. Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или, в групповой терапии, как встреча нескольких клиентов и терапевта. Этот подход позволил Роджерсу создать так называемые энкаунтер-группы, или группы встреч и, которые являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психотерапии и обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...