Основные формы, механизмы и условия развития личности.
Человек включён в другого человека и через эту категорию развивается. Развитие совершается во внутреннем пространстве личности с другими людьми. Развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Основные формы развития личности Флоренский считает, что развитие – это становление особой формы целостности, которая включает в себя 4 формы субъектности: субъекта витального отношения к миру; субъекта предметного отношения; субъекта общения; субъекта самосознания. Развиваясь как личность, человек формирует и развивает свою собственную инстанцию, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед собой.
Механизмы развития личности по Гиппенрейтор Стихийные механизмы личности – субъект, подвергаясь их воздействию, в полной мере их не осознаёт: 1)механизм сдвига мотив на цель – ребёнок на первых порах выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем на это действие проецируется всё большее количество положительных переживаний и приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом); 2)механизм идентификации – личность формируется во внешнем пространстве общественных отношений. Ребёнок воспринимает опыт родителей через их личностный пример, через подражание им. Например, дошкольник подражает родителю; школьник подражает учителю. 3)механизм освоения социальных ролей – этот механизм описывается с помощью понятий «социальная роль» и «социальная позиция». Социальная позиция – функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям.
Социальная роль – осуществление совокупности действий, которых от него ожидает окружение. Эти понятия позволяют структурно расчленить социальную среду и сначала объективно описать некую заданную нормативную систему действий, которые он должен выполнять, отношений, в которые он должен вступать. Например, роль ученика, роль дворника, роль бухгалтера, роль матери и так далее. Далее происходит вхождение в роль, её освоение и выполнения.
Условия развития личности по И. С. Асмолову Теперь рассмотрим схему детерминации развития личности в системе общественных отношений. Источник развития личности – социально-исторический образ жизни. В психологии образ жизни характеризуется понятием «социальный ситуация развития», которое было введено Львом Семёновичем Выготским, а затем получило развитие в детской и социальной психологии благодаря исследованиям Л. И. Божович, и Б. Г. Ананьева. По мнению Выготкого, говоря о «социальной ситуации развития», подчёркивал, что среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Без этого условия невозможно строительство личности, которое основывается на общественных отношениях, которые застаёт индивид, появляясь на свет. Социально-исторический образ жизни позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей – ось исторического времени жизни и ось социального пространства. Рубинштейн сформулировал тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно включено (неорганическая природа, эволюции органической природы, социогенез общества). Ось исторического времени даёт возможность выделить объективный социальный режим, который задан личности – исторически обусловленность протяжённости детства в этой культуре; объективный режим смены игры учёбой, учёбы – работой; распределения времени на работу и досуг.
Ось образа жизни – это социальное пространство, в котором существует на данном интервале исторического времени различные «институты социологизации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта. Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие «поле значений», которое означает особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человека. Это поле значений находится вне человека, но воспринимается и усваивается им, входя в его образ мира. Движущей силой развития являются рождающиеся в процессе деятельности противоречия. Кульминационным пунктом в ходе анализа личности является рассмотрениепродуктивных (творчество, воображение, целеобразование) иинструментально-стилевых (способности, качество, интеллект) проявлений индивидуальности личности. Итак, три момента схемы системной детерминации развития личности: 1. индивидные свойства человека 2. социально-исторический образ человека 3. совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений Уровни развития личности и критерии ее сформированности. Уровни развития личности Людмила Ивановна Анцыферова выделяет 3 уровня развития личности:
1. Субъект неадекватно сознаёт свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует успешности собственных действий, неудовлетворённые результаты которых переживаются им. 2. Личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формулирующий ситуации своего поведения, стремящийся предупредить прямые и косвенные результаты своих действий, способный к переделке стихийно сложившихся психических свойств, к произвольному повышению или понижению значимости своих целей и адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами и требованиями деятельности. 3. На высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план выступают качества индивидуальности: уникальность и общественно-историческая значимость неповторимости субъекта.
На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы: свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества. Нахождения общественно-значимого способа разрешения этих противоречий оказывается в то же время радикальным путём преобразования собственной жизненной ситуации.
Критерии сформировавшейся личности
Лидия Ильинична Божович выделила два основных критерия: 1. Способность субъекта к опосредованному поведению - человек становится личностью, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого и мотивы социально значимы.
2. Способность к сознательному руководству собственным поведением – предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|