Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы, механизмы и условия развития личности.




Человек включён в другого человека и через эту категорию развивается. Развитие совершается во внутреннем пространстве личности с другими людьми. Развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Основные формы развития личности

Флоренский считает, что развитие – это становление особой формы целостности, которая включает в себя 4 формы субъектности:

субъекта витального отношения к миру;

субъекта предметного отношения;

субъекта общения;

субъекта самосознания.

Развиваясь как личность, человек формирует и развивает свою собственную инстанцию, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед собой.

 

Механизмы развития личности по Гиппенрейтор

Стихийные механизмы личности – субъект, подвергаясь их воздействию, в полной мере их не осознаёт:

1)механизм сдвига мотив на цель – ребёнок на первых порах выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем на это действие проецируется всё большее количество положительных переживаний и приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом);

2)механизм идентификации – личность формируется во внешнем пространстве общественных отношений. Ребёнок воспринимает опыт родителей через их личностный пример, через подражание им. Например, дошкольник подражает родителю; школьник подражает учителю.

3)механизм освоения социальных ролей – этот механизм описывается с помощью понятий «социальная роль» и «социальная позиция».

Социальная позиция – функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям.

Социальная роль – осуществление совокупности действий, которых от него ожидает окружение.

Эти понятия позволяют структурно расчленить социальную среду и сначала объективно описать некую заданную нормативную систему действий, которые он должен выполнять, отношений, в которые он должен вступать.

Например, роль ученика, роль дворника, роль бухгалтера, роль матери и так далее.

Далее происходит вхождение в роль, её освоение и выполнения.

 

Условия развития личности по И. С. Асмолову

Теперь рассмотрим схему детерминации развития личности в системе общественных отношений.

Источник развития личности – социально-исторический образ жизни. В психологии образ жизни характеризуется понятием «социальный ситуация развития», которое было введено Львом Семёновичем Выготским, а затем получило развитие в детской и социальной психологии благодаря исследованиям Л. И. Божович, и Б. Г. Ананьева.

По мнению Выготкого, говоря о «социальной ситуации развития», подчёркивал, что среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Без этого условия невозможно строительство личности, которое основывается на общественных отношениях, которые застаёт индивид, появляясь на свет.

Социально-исторический образ жизни позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей – ось исторического времени жизни и ось социального пространства.

Рубинштейн сформулировал тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно включено (неорганическая природа, эволюции органической природы, социогенез общества).

Ось исторического времени даёт возможность выделить объективный социальный режим, который задан личности – исторически обусловленность протяжённости детства в этой культуре; объективный режим смены игры учёбой, учёбы – работой; распределения времени на работу и досуг.

Ось образа жизни – это социальное пространство, в котором существует на данном интервале исторического времени различные «институты социологизации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта.

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие «поле значений», которое означает особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человека. Это поле значений находится вне человека, но воспринимается и усваивается им, входя в его образ мира.

Движущей силой развития являются рождающиеся в процессе деятельности противоречия.

Кульминационным пунктом в ходе анализа личности является рассмотрениепродуктивных (творчество, воображение, целеобразование) иинструментально-стилевых (способности, качество, интеллект) проявлений индивидуальности личности.

Итак, три момента схемы системной детерминации развития личности:

1. индивидные свойства человека

2. социально-исторический образ человека

3. совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений

Уровни развития личности и критерии ее сформированности.

Уровни развития личности

Людмила Ивановна Анцыферова выделяет 3 уровня развития личности:

 

1. Субъект неадекватно сознаёт свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует успешности собственных действий, неудовлетворённые результаты которых переживаются им.

2. Личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формулирующий ситуации своего поведения, стремящийся предупредить прямые и косвенные результаты своих действий, способный к переделке стихийно сложившихся психических свойств, к произвольному повышению или понижению значимости своих целей и адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами и требованиями деятельности.

3. На высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план выступают качества индивидуальности: уникальность и общественно-историческая значимость неповторимости субъекта.

На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы: свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества. Нахождения общественно-значимого способа разрешения этих противоречий оказывается в то же время радикальным путём преобразования собственной жизненной ситуации.

 

Критерии сформировавшейся личности

 

Лидия Ильинична Божович выделила два основных критерия:

1. Способность субъекта к опосредованному поведению - человек становится личностью, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого и мотивы социально значимы.

 

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением – предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...