Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность и ее поведение в теории Халла, Долларда и Миллера.




Теория "стимул - реакция". К.Л. Халл, Д. Доллард и Н. Миллер

"Если происходит научение невротическому поведению, то от него можно и "отучить" с помощью комбинации тех же принципов, что использовались при научении. Мы верим, что в этом-то и заключается решение. Психотерапия устанавливает совокупность условий, в которых можно избавиться от невротических навыков и приобрести нормальные. Таким образом, мы рассматриваем психотерапевта как своего рода учителя, а пациента - как ученика"
(Dollard, Miller, 1950, c. 7).

Тот факт, что поведение чаще всего имеет реактивный характер, то есть следует за определенным стимулом и "запускается" им, лег в основу целого направления поведенческой терапии, которое разрабатывалось несколькими учеными. Пожалуй, наибольшую известность в связи с теорией "стимул-реакция" получили работы Кларка Халла (1884-1952). Его книга "Принципы поведения" (Hull, 1943) заслуженно считается одним из классических трудов поведенческой теории и терапии.

В соответствии с основными положениями этой теории, поведение является реакцией на различные побуждающие стимулы - драйвы и вознаграждается ослаблением или редукцией побуждающих стимулов. Голодный человек, движимый сильным драйвом голода, начинает искать место и способ, которым можно утолить голод. Если это ему удается, соответствующее инструментальное поведение подкрепляется, и происходит инструментальное научение. В следующий раз человек будет преимущественно использовать те способы (реакции), которые в прошлом были подкреплены уменьшением силы драйва.
При повторении связки стимул-реакция, возникает ассоциация реакции со стимулом, возникает привычка. Личность взрослого человека (и невротика в том числе) рассматривается Халлом как совокупность привычек, то есть связей стимулов и реакций.

Уже в момент рождения человек обладает набором драйвов (жажда, голод, боль, ориентировка), которые при определенной интенсивности запускают соответствующее им инструментальное поведение. Если это поведение происходит в определенных стимульных условиях, то эти условия могут приобретать характер вторичного (выученного) драйва. Если, например, кормление всегда происходит в присутствии матери, то возникает вторичный драйв - видеть маму. Ребенок начинает нуждаться в матери самой по себе, уже вне осознаваемой связи с пищевым драйвом.

Невротическое поведение рассматривается Халлом либо в качестве болезненных привычек, либо как вторичные драйвы. В частности, тревожность Халл считает вторичным драйвом, возникающим на основе первичного драйва боли. Алкоголизм же и наркомания - как привычки, основанные на быстро достигаемом ослаблении драйва тревоги.

Идеи Халла подхватили два других ученых - Джон Доллард и Нил Э. Миллер. Оба в 30-х годах прошли обучение психоанализу в Вене и Берлине, и их работы (в первую очередь, книга "Личность и психотерапия") представляют собой крайне интересную попытку применения теории "стимул-реакция" к объяснению причин возникновения психических нарушений и поведенческого обоснования процесса психоанализа.

С точки зрения Миллера и Долларда, функциональный невроз, то есть невроз, возникающий не в результате органических нарушений, а как следствие душевных переживаний, является результатом процесса научения. То есть этот невроз возникает по определенным законам научения, либо уже известным науке, либо пока еще не открытым.

Зная (или вновь обнаружив) эти законы, терапевт может научить клиента новому, более здоровому поведению, и таким образом устранить невроз. Иными словами, в процессе терапии психотерапевт вынужден изучать связи, которые существуют между стимулами, реакциями и подкреплением, и создавать на основе полученного знания новые связи.

Поскольку обучение происходит преимущественно в реальной жизни, поскольку большинство подкреплений и стимулов также находятся вне психотерапевтического кабинета, то и выздоровление также происходит главным образом в реальной жизни клиента, "in vivo". Терапевт лишь помогает клиенту разобраться в этой жизни, и научиться новым, более здоровым и рациональным привычкам.

Причины функционального невроза

"Интенсивный невротический конфликт является необходимой основой для невротического поведения. В дальнейшем конфликт должен стать бессознательным. Как правило такие конфликты создаются только в детстве… Как это происходит? Наш ответ: родители обучают детей этим конфликтам, а дети их усваивают" (Dollard, Miller, 1950, c. 127).

Миллер и Доллард и используют терминологию Халла и применяют ее для объяснения сложных процессов возникновения и терапии функциональных неврозов. С их точки зрения, большинство неврозов возникают в раннем детстве, в момент, когда ребенок вынужден искать социально приемлемый выход первичным драйвам - внутренним побуждениям. Наиболее критическими событиями в этом смысле являются моменты обучения социально приемлемым формам пищевого и сексуального поведения, а также приучения пользоваться туалетом и обучения навыкам гигиены.

Непосредственное реактивное поведение, следующее первичным драйвам может привести (и часто приводит) к наказанию со стороны родителей и к формированию ошибочных драйвов. Некоторые события могут приобретать в этот момент характер стимула (ключа), вызывающего страх, а сам это страх становится вторичным драйвом. В результате генерализации (т.е. распространения на похожие ситуации) страх может принимать характер тревожности, т.е. источник страха перестает осознаваться.

Боль и страх, связанные с окриками или физическим наказанием, могут ассоциироваться со стимулами, которые в другой ситуации были бы абсолютно нейтральными. По большей части именно родители ответственны за эти ассоциации.
Пример: Пока мама болтает с подружкой, ребенок играет неподалеку на бульваре. Неожиданно к нему подбегает большой бульдог и громко лает. Ребенок пугается и с громким плачем бежит к маме за защитой и поддержкой. Но мама занята разговором и на дерганье за юбку отвечает громким криком и подзатыльником. Реакция страха теперь возникают в ситуации, когда необходимо обратиться за помощью.

Тревожное состояние получает выражение во внутренней речи ("я боюсь", "мне неприятно", "я волнуюсь") и негативные самовербализации в свою очередь становятся стимулам, вызывающими невротические реакции (навязчивые действия, зависимость, неконтролируемую агрессию и т.д.). Вербальные привычки и связанные с ними невротические реакции также склонны к генерализации, и по мере генерализации приобретают характер невротических черт личности.

Речь, как и другие высшие психические функции, с точки зрения Миллера и Долларда, имеет характер ключ-продуцирующей реакции. Вклиниваясь меду стимулом и реакцией, эти реакции начинают влиять как на стимул, так и на реакцию (поведение). Фактически поведением управляет уже не только и не столько стимул или внешние события, сколько их отражение в сознании. Но и это отражение имеет вид и структуру приобретенного навыка, то есть может быть изменено в процессе терапии.

Внимание Миллера и Долларда к внутренней речи и высшим психическим функциям, конечно, означало шаг вперед в развитии поведенческой психотерапии и заложило основу для дальнейших экспериментов в рамках когнитивно-поведенческой терапии.
Далее, причиной многих неврозов могут стать конфликты между различными драйвами. Ключевым конфликтом здесь является конфликт "приближение-избегание", возникающий в ситуации, когда одно и то же действие связано с приятными и неприятными (страшными) событиями. Желание познакомиться с девочкой (сексуальный драйв) у подростка может конкурировать со страхом получить отказ (вторичный приобретенный драйв), в результате чего будет возникать напряжение, которое приведет к тому, что подросток начнет употреблять алкоголь (симптом). Поскольку алкоголь будет снимать напряжение, то он и станет привычным способом разрешения конфликта приближение-избегание.

Далее, иногда возникают конфликты "приближение-приближение", связанные с двумя конкурирующими драйвами, между которыми необходимо осуществить выбор, и конфликты "избегание-избегание", возникающие в ситуации вынужденного выбора между двумя непривлекательными альтернативами. Эти типы конфликтов также часто приводят к образованию невротических симптомов.

Процесс терапии

"Нормальный человек использует высшие психические процессы для разрешения внешних и внутренних эмоциональных проблем. Когда возникают сильные драйвы, он научается реакциям, редуцирующим их. Невротик же не способен улаживать свои проблемы подобным образом… Его нужно этому научить…" (Dollard, Miller, 1950, c. 230).

По Долларду и Миллеру, существует несколько способов устранения невротических симптомов, и все они основываются на процессах научения.

Во-первых, в процессе консультирования, обсуждая страшные, стыдные или неприятные события, произошедшие с клиентом, терапевт может оставаться спокойным, демонстрируя тем самым клиенту, что ничего запредельно стыдного, страшного или неприятного в обсуждаемых событиях нет. Постепенно клиент привыкнет спокойно воспринимать пугающие его стимулы.

Далее, терапевт может попытаться улучшить (или заново создать) клиенту среду подкрепления здоровых и адаптивных действий. Здесь, правда, не все зависит от терапевта, и поэтому более действенной оказывается процедура замены болезненных привычек путем формирования новых ключ-продуцирующих реакций (посредством использования высших психических функций, и в первую очередь - речи).

Процедура заключается в том, что специальным образом тормозятся автоматические реакции, человек как бы останавливается для того, чтобы подумать и сформировать для себя новые ключ-продуцирующие реакции, начать реагировать на стимулы, отличные от привычных. В этот момент клиент либо сам может придти к вербальным нововведениям, либо терапевт научит его этому.

Потом повторение новых вербальных реакций будет подкрепляться и корректироваться терапевтом.
Ну и наконец, для обучения новым привычкам могут быть использованы различные технические приборы, которые будут служить посредниками между физиологическими процессами и реакциями человека. Этот последний способ получил название метода биологической обратной связи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...