Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура самосознания. Развитие самосознания.




Подходы к структуре:

1) Подход Мерлина - на основе сравнительного психопаталогического анализа. Данный метод позволяет на основе сравнительной картины различных психических заболеваний определить, какие компоненты самосознания нарушаются в процессе заболевания.

· Сознание тождественности – сознание принадлежности своего тела, ощущений, мыслей самому себе.

· Сознание Я – отражение в сознании активности, собственной деятельности. сознание Я утрачивается, когда ослабевают наиболее активные мотивы и отношения.

· Осознание своих психических свойств – узнавание себя определятся требованиями деятельности. знать свои психические свойства необходимо, чтобы лучше действовать. Психические свойства могут быть осознаны, а могут и нет. По этой причине они могут входить в противоречия.

· Социально-нравственная самооценка – осознавание своих психических свойств всегда связано с их оценкой. Критерии самооценки формируются в процессе развития личности в семье, в обществе.

2) Чеснокова – с процессуальной позиции.

1) Самопознание или познавательная сторона самосознания – начальное звено и основа существования и проявления самосознания. Результатом самопознаания является знание человека о себе. Однако это знание является не абсолютно завершенным. Любой объект познания является непознаваемым до конца. Любые изменения в самосознании приводят к изменениям в человеке.

Уровни:

· Самопознание через соотнесение себя с другими – человек опирается на внешние моменты сравнения и здесь формируется представление лишь о некоторых сторонах своего Я. До подрасткового возраста.

· Соотнесение знаний в рамках Я и Я – устойчивая обобщенная система представлений о себе.

Особенности самопознания:

· Субъект одновременно и объект

· Инерционность – человек настолько прочно усваивает мнения о себе, что сливается с ними и привыкает действовать в их рамках. Человек сопротивляется процессу обновления представлений о сете.

 

 

2) Самоотношение или эмоциональная сторона – отношение личности к тому, что она знает или открывает относительно самой себя. Любое знание о себе сопровждается определенными переменами. На процесс самоотношения влияют:

· Собственные достижения личности, их самооценка и соотнесение с общественной оценкой и оценкой референтных лиц

· Отношения других людей к данному человеку как к личности.

Формирование целостного самоотношения опирается на самооценки человека. Человек стремится к сохранению позитивного самоотношения и для того, чтобы его поддержать вырабатывает защитные стратегии измененя знаний о себе:

· Локализация Я-установок в строго определенном вде деятельности или отрезке жизни

· Добавление в имеющиеся знания о себе лополнительной информации, которая субъективно компенсирует негативное знание о себе

· Приписывание себе качеств вовсе не присущих, но увеличивающихзначимость.

3) Саморегуляция – регулятивная или действенно-волевая сторона – способность адаптироваться к разнообразным ситуациям жизнедеятельности человека. Она может существовать только на основе достаточно устойчивого и адекватного знания о себе. Высокий уровень саморегуляции связан с высоким уровнем развития самосознания

· 1 уровень – управление личностью процессом выполнения деятельности

· 2 уровень – самоконтроль – непрерывный отчет личности перед собой.

Источники развития самосознания:

1) Речь – самосознание може проявиться вместе с возникновением речи. Самосознанию способствует внутренняя речь и мышление.

2) Переход от случайных, спонтанных действий к целенаправленным поступкам

3) Самостоятельность – ребенок учится самостоятельно ставить перед собой цели

4) Игра – в игре ребенок идентифицируется м различными ролями, что позволяет ему лучше узнавать свои качества и возможности. Успешность выполнения игровой роли влияет на самооценку ребенка.

Этапы становления:

1) Узнавание себя в зеркале – около двух лет

2) Называние себя по имени к трем годам

3) Появление местоимения Я

4) 6-7 лет самосознание приобретает личный характер.

 

31. Я-концепция: содержание и структура. Значение.

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой.

 

Образ Я (Картина Я) – описательная составляющая Я-концепции.

Самооценка (принятие себя) – составляющая Я концепции, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам.

 

Я концепция как совокупность установок

Элементы установки:

Образ Я – представление индивида о самом себе (когнитивная составляющая);

Самооценка – оценка представления индивида о самом себе (эмоционально-оценочная составляющая);

Потенциальная поведенческая реакция – конкретные действия, вызванные образом Я и самооценкой.

 

Когнитивная установка

Это представление индивида о самом себе, которые кажутся ему убедительными, независимо от того, являются они ложными или истинными. Способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я, могут быть самые разнообразные.

 

Эмоционально-оценочная установка

Это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных переживаний с ними.

В попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный момент. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений является социокультурное окружение индивида, фиксируемое в языковых значениях.

Например, в языковых значениях слова «скучный», «толстый» - негативная окраска; «смелый», «надёжный» - позитивная окраска.

Стэнли Куперсмит считал, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убеждённость индивида о своей значимости.

Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду.

Маршалл Розенберг считал, что самооценка – это позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Низкая самооценка – непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

 

Факторы формирования самооценки:

1. Сопоставление образа «реального я» с образом «идеального Я».

У. Джемс считал, что самооценка – соотношение реальных достижений индивида к его притязаниям.

То есть кто достигает в реальности характеристик, определяющий для него идеальный образ Я, тот имеет высокую самооценку. И, наоборот, про низкую самооценку.

2. Интериоризация социальных реакций на данного индивида, то есть человек склонен оценивать себя так, как по его мнению, оценивают его другие. Этот подход разработали Чарльз Кули и Джордж Мид.

3. Индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. То есть люди приглагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «влиться» в структуру общества.

 

Определение Я-концепции

Карл Роджерс:

Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и о способностях индивида, представления о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлениями о целях, которые могут иметь позитивную и негативную направленность.

Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственное Я, так и отношения, в которые он может вступить, а так же позитивные и негативные ценности, связанные с вопринимаемыми качествами и отношениями Я в прошлом, настоящем и будущем.

2. Стеинс:

Я-концепция – существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Включает: 1. Оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя; 2. Представления о том, как он выглядит в глазах других людей.

 

Поведенческая установка

Это то, как ведёт себя человек на самом деле в жизни. Такое поведение не всегда соответствует убеждениям человека.

Например, выпускница педагогического колледжа, гуманистка и противница авторитарных методов воспитания вынуждена перестраиваться, отступить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...