Зарождение европейской философии в Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Пифагорейский союз, Демокрит).
Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась работорговля и выросшая на их основе культура. Произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. А произошло это при развитии классового общества и государства. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико, что означало многообразие философских типов объяснения мира. Первые учения - г. Милет VII-VI в. Д.н.э - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. ФАЛЕС. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. АНАКСИМАНДР. ВВел понятие первоначала всего сущего - архе и считал таким первоисточником апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Их борьба порождает космос, горячее - огонь, холодное - небо и земля. Апейрон не имеет границ, он беспределен. АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух вечен и подвижен, сгущаясь, образует облака, затем воду, затем землю и камни. Разрежаясь - огонь. ГЕРАКЛИТ. Диалектический материализм. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещество - это огонь. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь.
Миром правит "логос" (закон, необходимость). Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противоположность(холодное в теплое, Влажное в сухое и наоборот). Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Последов Пифагора объединились в союз. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир.явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов прир. Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга(в отличии от Гераклита). Учение Демокрита. Исходное положение атомистической системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности. «Философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину». Атомы - всевозможно мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.
Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики" – материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. 6. Философские воззрения Сократа и софистов. В 5 в д.н.э на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений - нар.собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, кот. приобрела в то время философия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопросами фил. и мировоззрения. Их стали называть “ софистами ” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения. Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания. Философское течение софистов неоднородно. Наиболее характерно для всех представителей Софизма явл. тезис о относительности всех чел. понятий, этических норм и оценок. Старшая группа: Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех восприятий, Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ.” Горгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Старшие софисты были крупными спецами в вопр. права и общ-полит вопросах.
Младшие софисты. (6 вднэ) В их учениях особенно выделяются этические и соц идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.) Фразимах распространил учение об относительн. всякого знания на соц. этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что полезно сильному. СОКРАТ. Собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание) Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчиняет. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская. КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно преходяще, но если смысл жизни в насл. которое так трудно получить, то стоит ли жить?” КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе. МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Все единичное _ лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|