Проблема бессознательного. Шпора,
Бессознательное – особая сфера психических процессов индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которых не определены. Выделяют два подхода: 1. Философия Декарта (картизианство). Исходят из ложной установки: «За пределами сознания имеется только физиологическая деятельность мозга». 2. Философия иррационализма. Осуществила систематическое исследование феномена бессознательного. Представители: Шопенгауэр, А. Бергсон, З. Фрейд. Они трактовали бессознательное как универсальную основу социального поведения человека и причину мирового процесса. Философия Фрейда. Существует граница между сознательными и бессознательными процессами, она разбивает эти процессы на разновеликие части. Сознание – верхушка айсберга. Бессознание – невидимая (основная) часть. Любой душевный символ, реакция, любое внешнее воздействие существует изначально в бессознании и только затем может оказаться в действии сознания, но главное – они сохраняют свой статус неосознанности в сфере бессознательного. Структура человеческой психики носит трехслойный характер. Современный человек не способен проявить собственное я, отсюда комплексы, невротизм. У человека – единственный выход из противоречивой ситуации – комплексы или сублимация (творчество). Основной «укор», который ставится фрейдизму – чрезмерное внимание сексу (нансексуализм). Последователи Фрейда – неофрейдисты (К. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер) ввели в научный оборот понятие «архетипа». Архетип – от греч. «архи» – причина; «тип» – образ, модель – наличие изначальных врожденных психических структур, содержащихся в коллективном бессознательном и способных формировать активность воображения и человеческого поведения.
По мнению Юнга в каждом человеке присутствует не индивидуальное бессознание, а коллективно сложившиеся способы, типы поведения. Их можно выделить, изучая мифы, предания и др. Следовательно, Архетип носит как национальный характер, так и общечеловеческие ценности. Юнг вводит понятие «маски» – способ поведения, который принимается добровольно личностью и является компромиссом между личными потребностями и требованиями общества. Тем не менее, сфера бессознательного обязательно должна проявиться. Фромм ввел понятие гуманистического психоанализа и выдвинул проект создания гармонически здорового общества на основе индивидуальной и социальной зависимости. Современная точка зрения: сфера бессознательного – гигантский резервуар свернутых возможностей человеческой психики, структура бессознательного может быть представлена в следующем виде: Индивидуальный прошлый опыт всегда сохраняется. Скрытые таланты существуют. Это подтверждается под гипнозом.
26. Философия является учением о мире в целом, о том, какое место занимает человек в мире, об отношении человека к миру, о смысле и цели жизни человека. Философия учит человека творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности. Кант писал, что философия отвечает на вопросы: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться? Утверждают, что философия учит, кто мы такие,откуда пришли, куда идем, или - каким надо быть, чтобы быть человеком. Философия - это осознание человеком своего бытия. Философия содержит истину, но может содержать и заблуждение, однако в любом случае это мудрость. Она нарушает спокойствие человека, потому что подвергает все сомнению, делает очевидное неочевидным, отвергает привычные догмы, суеверия, молву, но и делает человека счастливым, потому что приобщает его к мудрости. Еще древние философы утверждали, что нет большей добродетели и большего счастья, чем быть мудрым. Современные философы особое внимание обращают на состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки.
Философия носит личностный характер («моя философия»), национальный характер (русская философия, немецкая философия), выдающиеся достижения философской мысли имеют общечеловеческое значение. Философия как система имеет соответствующую структуру. Обычно принято выделять следующие элементы этой системы: * учение о бытии в целом - онтологию; * учение о человеке - философскую антропологию; * учение о познании - гносеологию; * учение об обществе - социальную философию; * учение о деятельности - праксиологию; * учение о ценностях - аксиологию. В зависимости от сферы социальной действительности, которой специально заинтересована философия, можно выделить философию науки и техники, философию морали, философию искусства, философию религии, философию экономики, философию образования и др. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Основными методами философии являются: Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически. Метод единства и борьбы противоположностей. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
27. НЕ СМОГЛА НАЙТИ ПУТНОГО ОТВЕТА! ПРОСТИТЕ! 28. Философия истории -область философ.знания, охватывает онтологические вопросы исторического процесса: смысл и направление историй; расчленение и последовательность основных исторических эпох; специфика историч.процесса; критерии общественного прогресса; свобода и необходимость в историческом процессе; гносеологич. и методологич. проблем исторической науки.
В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее. Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической форме, в виде философского текста. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т. е. логически последовательно и упорядочение изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Философия истории выходит за рамки научно достоверного знания в сферу духовных исканий и свободы. Выходит с тем, чтобы, опираясь на исторический опыт и традиции, научное знание и искусство, все богатство культуры, выдвинуть и обосновать идеал совершенного устройства общества, будущего, к которому, по мысли философа, устремлена история и реализации которого люди должны всемерно содействовать. Вообще говоря, социальные катастрофы, особенно в XX в., как правило, случаются с теми обществами, у которых, в силу ряда причин, не было развитого исторического самосознания. Историческое сознание общества по структуре сходно с сознанием отдельной личности. Оно обращено не только в прошлое, но в будущее, включает целеполагание и формулировку задач, постоянную рефлексию над ними. Философию истории характеризуют две важнейшие черты: идея будущего и идея развития. Все, что наделено природой качеством живого, имеет цель, направленную в будущее. Только живое обладает опережающим отражением действительности, способностью к целеполаганию и предвидению действий или событий. Будущее — это конкретная цель для любого существа, человека, общества. Но будущее — это и идеальная модель совершенного общества или совершенного человека, моральных норм, складывающихся в отношениях между людьми. Будущее как идеал определяет иерархию человеческих или общественных целей. Потеря будущего как идеала, а тем более конкретных целей означает потерю смысла жизни. Отсюда один шаг до самоубийства, которое могут совершать как люди, так и отдельные общества. Если общество желает нормально и успешно развиваться, оно должно непрерывно заниматься будущим, постоянно его обсуждать во всех сферах культуры и духовного творчества. Так в последние столетия живет западное общество. Но об этом позже.
Другая характерная черта философско-исторического знания — идея развития. Как объяснительный принцип она приходит в социально-философскую мысль не сразу. Античная мысль, например, не знает линейного времени, направленности исторического процесса. В ней господствует идея круговорота, возвращения общества к когда-то утраченному идеалу, к золотому веку. Динамическая природа западной цивилизации, обусловленная новым взглядом на человека как на практическое существо, удовлетворяющее свои потребности в ходе активного воздействия на природу, приводит в XIX в. к появлению идеи исторического прогресса, линейно-поступательного развития человечества по мере развития материального производства, индустриальной цивилизации. Согласно этой идее, социальная действительность меняется в результате активной деятельности людей, а история творится человеком. Это было важным завоеванием западной общественной мысли. Во второй половине XX в. в связи с угрозой глобальной катастрофы эта идея была поставлена под сомнение. В мировой общественной мысли стал доминировать цивилизационный подход к анализу исторического процесса, согласно которо 29.общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Подсистемы общества: Социальная Политическая Экономическая Духовная Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|