Научное и вненаучное знание
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Понятие науки может быть в определенной мере прояснено путем противопоставления науке других способов познания и псевдонауки. Можно выделить следующие виды вненаучного познания. 1. Обыденно-практическое познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимое для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. 2. Мифологическое познание, стремящееся объяснить мир, прибегая к фантастическим и эмоциональным образам. При всей своей фантастичности миф объясняет природные и социальные явления, предоставляет определенные модели для деятельности, определяет правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение. 3. Религиозное познание представляет собой познание реальности через призму "символов веры", основным из которых является требование верить в сверхъестественное. 4. Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить – в литературе, музыке, живописи, скульптуре – самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественные образы дополняют научные понятия. 5. Философское познание, рассматривающее мир как целостность, представляет собой своеобразный синтез научного и художественного видов познания; философия является наукой, но своеобразной, так как она оперирует не только понятиями, но и понятиями-образами, которые близки и к научным понятиям, и к художественным образам. В отличие от этих видов познания научное познание предполагает объяснение и понимание исследуемых явлений, зачастую поиск закономерностей в исследуемой области, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой теории. Наука не должна противопоставляться обыденнопрактическому познанию, так как социальные и гуманитарные науки опираются на жизненный опыт, а сам житейский опыт выражается в форме традиций, верований, авторитетов, здравого смысла и т.п.
К псевдонаукам относятся теоретические концепции, в принципе не совместимые с наукой. Псевдонауки чрезвычайно разнообразны, но их общая черта в том, что каждая псевдонаука явно противоречит основным требованиям научного метода, использует совершенно иные, чем в науке, категории, не принимает во внимание ведущие идеалы науки, пренебрегает принципами научного обоснования и научной критики и т.п.(пример – Алхимия) 40. В повседневном употреблении термин «наука» чаще всего используется для обозначения отдельных отраслей научного знания. Анализируя науку в этом аспекте, ее можно структурировать (классифицировать), используя разные критерии: - по объекту исследования; науки делятся на естественные, изучающие природные явления, гуманитарные, изучающие общество и социальные явления и технические, объекты изучения которых носят искусственный характер, поскольку это созданные человеком средства его деятельности;каждый из этих типов научного знания разделяется, в свою очередь, по предмету исследования (например, естествознание делится на физику, химию, биологию и другие науки о природе); Методы научного познания. Если анализировать структуру науки как деятельность по получению новых знаний и ее результаты, то в ней выделяются два вида научных исследований, два структурных уровня научного познания - эмпирический и теоретический.
Эмпирическое исследование представляет собой непосредственноеили опосредованное (через приборы) изучение и описание явлений, то есть, оно предполагает контакт исследователя с существующими вне его сознания объектами. Главной задачей в эмпирическом познании является получение научных фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического исследования: сбор геологических образцов, археологические раскопки, изучение исторических документов, социологические опросы, анкетирование и пр. Однако основными эмпирическими методами познания являются наблюдение и эксперимент. Теоретическое знание, в отличие от эмпирического, строится умственным путем, при отсутствии контакта с изучаемыми объектами действительности. Теоретик работает не с самими объектами, а с их мысленными образами. Специфическим признаком теоретического познания является создание идеальных объектов, раскрывающих сущность наблюдаемых явлений. В процессе теоретического познания идеальные объекты различным образом комбинируются, и из них строятся мысленные модели изучаемых явлений. 41. Проблема Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. В структуре проблемы можно выделить 2 основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема представляет собой противоречивое единство знания и незнания или знания и знания о незнании. Проблема не является чистым незнанием, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже представляет собой своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы. Виды: 1. конструктивные проблемы – они могут конструироваться до появления разрешающей их теории; 2. реконструктивные проблемы – они могут реконструироваться, т.е. формулироваться на основе уже готовой теории, с позиций которой становится ясно, какие в действительности проблемы она решила. Чаще всего проблемы конструируются и реконструируются после возникновения соответствующей теории. Также проблемы бывают:
неразвитые – это задачи, которые характеризуются след чертами: а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, которая возникла как закономерный результат познания, в) задача – решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и наличием средств для их удовлетворения, г) задача, путей решения к-ой не видно. Задача которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Т.о. развитая проблема – это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания. Гипотеза – предположительное решение проблемы. Потребность в гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого и настоящего, сделать вывод о будущем развитии явления. В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые теории и концепции, имеющие более или менее развернутый характер. Основное свойство гипотезы – множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не произведется окончательный выбор одной из них или синтез. Гипотеза → Научная теория Выдвижение гипотезы на основе определенных фактов – это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дала отрицательный результат. Основные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается; 2) из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;
3) для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать возможно меньших различных гипотез, и их связь должна быть более тесной;
4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов; 5) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта Факт, научный факт Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного регистратора событий. Одним из средств регистрации фактов выступает язык. Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть естественным и искусственным. Естественный язык – язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей. Важнейшим свойством фактов является их принудительная сила: в системе развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов. Виды: 1. объективный факт – некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой действительности или познания 2. научный факт – это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка. Научные факты служат основой теоретических построений. Совокупность научных фактов составляют научное описание. Научный факт неотделим от языка, на котором он выражен, и от терминов, в качестве которых выступают понятия. Теория Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Не все философы считают что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки – создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.
Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. 43.
Пути преодоления глобальных проблем: В целях преодоления глобальных проблем современности общество должно опираться на определенные базисные ценности. Многие современные философы считают, что такими ценностями могут быть ценности гуманизма. Реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
44. Проблемы общественного прогресса являются важнейшими проблемами социальной философии. Они всегда волновали мыслителей, исследовавших социум по восходящей линии его развития. Так, еще в античности римский поэт и философ Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" попытался рассмотреть и проследить этапы движения общества от одной ступени к другой. Со временем жизнь налаживается, появляются продукты, одежда, возникают города и, таким образом, человечество постоянно и непрерывно совершенствуется. Особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Тюрго всемирную историю рассматривает как последовательность успешных действий человеческого рода. Кондорсе - человеческий дух был "великим двигателем исторического развития". Гердер, как и его французские единомышленники, пытался представить всю историю как единый развивающийся процесс. Гегель, как известно, применил принцип развития к историческому процессу. Он пытался представить исторический процесс как поступательное прогрессивное движение человеческого общества. Природа, по его мнению, не развивается, ибо в ней ничто не ново, и многообразная игра ее форм, как пишет немецкий философ, вызывает скуку. В отличие от природы в человеке обнаруживается действительная способность изменяться и притом изменяться к лучшему. Маркс впервые научно раскрыл сущность общественного прогресса. Он подчеркивал, что понятие прогресса нельзя брать в обычной абстракции, что всегда требуется конкретно анализировать прогрессивное движение общества, а не строить спекулятивные конструкции. Маркс показал, что всякий прогресс следует рассматривать через производительные силы, образующие основу всей истории людей. Именно рост и совершенствование производительных сил показывает восходящее развитие человеческого общества. Н. А. Бердяев считает, что идея прогресса имеет религиозные корни. Она "предполагает цель исторического процесса и раскрытие смысла его зависимости от этой конечной цели". Общественный прогресс - это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. Оптимизм и пессимизм (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. Понятие общественного прогресса в марксистской науке имеет в виду историческое восхождение общественной жизни, человеческой жизнедеятельности ко все более высоким (усложняющимся, более универсальным, свободным, сознательным и т.п.) формам, измеряющееся не степенью осуществления раз и навсегда данных понятий справедливости, счастья, благоденствия или извечной сущности человека, а практическим решением задач, стоящих перед обществом в каждый исторический момент (например, социалистическая революция, строительство нового общества). Это движение бесконечно (коммунизм есть начало подлинной истории), и каждая его новая ступень относится к прошлой как разрешение её противоречий и коллизий, т. е. как более совершенная. В этом смысле марксистское мировоззрение и называют оптимистическим. Под общественным прогрессом понимают развитие к лучшему общества в целом. Именно в этом качестве прежде всего прогресс предстает как идея истории. Однако понятие прогресса используют также в науке, технике, нравственности, религии. Признаком развития является возникновение нового, в определении же прогресса действуют иные признаки. Чтобы перейти от понятия развития к понятию прогресса, необходимо указать направление развития (противоположное – регресс). В определение прогресса вводят характеристику движение от простого к сложному. Технический прогресс (если какое - то техническое решение можно осуществить более простым образом, то решение будет более надежным и прогрессивным). Критерий простоты играет немаловажное значение в оценке научных концепций научным сообществом, так что здесь может быть высказана сентенция: «чем проще, тем лучше». (принцип «экономии мышления» Э. Мах.) В материалистическом понимании истории критерием общественного прогресса выступает уровень развития производительных сил общества, развитие производительных сил характеризует степень овладения человеком природой. Критерий прогресса имеет ценностную природу. У просветителей в качестве высшей ценности выступал разум, но будучи сам по себе лишен социальной наполненности, он затем сопрягался у них с ценностями, несущими определенное социальное содержание, в виде свободы, правового равенства и т. д. В марксистской концепции истории тоже задействован определенный набор ценностей. 45. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и уни-фикации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. Пример глаболиз. в эпоху Античности-Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья. Виды глобализации: естественна я (закономерный процесс взаимодействия между странами); искусственная (навязывание булле развитыми странами процессов глобализации менее развитым). Отсюда два ракурса видения глобализации: Г как некоторая совокупность политических, экономических, организационных мероприятий наиболее развитых стран (искусственная); Г как совокупность объективно-субъективных фундаментальных процессов, существенно изменяющих облик цивилизации. Сторонники глобализации видят в ней источник процветания, повышения жизненного уровня, достижение социальной стабильности. Противники: "глобализация может быть причиной быстрого разорения и ухода на обочину развития в следствии всесокрушающей конкуренции"(Уткин)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|